Как правильно собрать букет по цветовой гамме. Секреты флористики. Выбираем сочетания цветов

Правильная комбинация растений разных цветов в букете - одна из главных составляющих успешной композиции. Чтобы овладеть флористическим искусством, или просто понимать, как составляются букеты, какие методы комбинации цветов используются, необходимо знать некоторые тонкости.

Существует четыре основных варианта сочетания цветов в букетах: контрастный, аналогичный, монохроматический и полихроматический.

Контрастная палитра

Это один из традиционных и эффективных способов сочетания цветов в букетных композициях. Комбинация противоположных окрасок создает необходимую яркость и заряжает энергией. Правда, контраст должен быть естественным, не резким. Например, флористы нередко используют сочетания синего и оранжевого, зеленого и желтого. Сильно яркие оттенки могут создать эффект пестроты, поэтому отличный вариант - использование пастельных контрастных цветов (светло-пурпурного и небесно-голубого, например).

Другой вариант - комбинация светлого оттенка с противоположным ему по палитре темным оттенком (светло-зеленый и темно-желтый) - это позволяет создавать очень гармоничные композиции.

Аналогичная палитра

Применяются цвета, расположенные рядом на цветовом круге. Это позволяет создавать более разнообразные комбинации, чем при использовании контрастного метода.

При этом можно использовать цвета разной насыщенности и оттенков, дополняя композицию одним доминирующим цветом. Весенние букеты, созданные аналогичным способом, смотрятся очень красиво - они радуют игрой красок и хорошим настроением.

Идеальна данная палитра как для свадебных букетов - она подчеркнет стиль и нежность образа невесты, так и для украшения интерьера или ресторана - самое главное - выбрать свой цвет.

Монохроматическая палитра

Используются цветы одного окраса, но разных оттенков.

Очень привлекательно смотрятся варианты, в которых между несколькими основными цветами имеются плавные переходы (в виде более светлых оттенков). Такой букет завораживает своей простой неповторимостью: кажется, что он совсем обычный (ведь используется один цвет), но при этом не банально однотонный. Сразу хочется узнать секрет, понять, как получилось создать такой букет. А еще интересно, что в такой композиции для оттенков подбираются растения разных видов: вроде букет монотонный, но в нем используется сразу несколько цветков. Разбавлять однотонную гамму может, например, зелень.

Полихроматическая палитра

Другое название способа радужный: букет выделяется разнообразием цветов со всего цветового круга. Хороший пример композиции - букет полевых цветов, или собранных в саду. Контраста между цветами не видно, так как в нем есть много разных оттенков.

Разнообразна может быть не только цветовая гамма, но и размер цветков, их форма: большие и маленькие; с круглыми, овальными бутонами и т. д. А еще, у таких букетов обычно превосходный аромат.

Такая палитра подойдет и для дня рождения. Это прекрасная возможность подчеркнуть яркость праздника и улыбок!

Мужские и женские цвета

Для женских букетов подходят любые цвета, все зависит от их назначения. Если композиция составляется для девушки, к которой Вы испытываете страсть, то это должны быть яркие оттенки. Для свадебных букетов обычно используются цвета пастельных тонов, так как невеста - это символ нежности, чистоты и невинности.

Наш магазин цветов (Тула) предлагает услуги профессиональных флористов, которые всегда составляют гармоничные композиции, используя стандартные комбинации цветов и не очень привычные, которые при этом выглядят очень привлекательно.

Флорист при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:

  • богатого напряжения,
  • мягкого, тонко согласованного акцентирования,
  • экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.

В зависимости от положения в спектральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световая интенсивность влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка - красный, синий, желтый .
Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.

Смешивая цвета между собой мы получаем цвета 2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).

При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д .)

В эмоциональном отношении цвета различаются с точки зрения возбуждения и покоя.

Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).

К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются только холодные оттенки , выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.

Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная - успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.
Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или уменьшая их. Светлые цвета расширяют пространство, работы выглядят большими. При темных цветах работы меньше. Это свойство часто используется для умышленной иллюзорной коррекции общего впечатления.

Контрасты используются при оформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.
Выделяют:

  • дополнительный
  • качественный
  • теплых/холодных цветов
  • сильный
  • количественный

Контрасты и гармония цветов:
Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется.

Дополнительный контраст - цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾ , синий и оранжевый - 2/3: 1/3).
Сильный и дополнительный контраст лучше смотрятся в виде акцентнов в небольших помещениях.

Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вписывании треугольника в цветовой круг (равносторониий - желтый, красный и синий; равнобедренный - желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

Гармоничное 4-цветное сочетание - при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, красно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черного и белого.

6-цветное сочетание - при вписывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).
Гармония родственных цветов - сочетание цветов, которые в цветовом круге лежат между двумя основными цветами, может участвовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).

Контраст - это различие.
Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

В паре цветов , дополняющих друг друга, основными могут быть желтый, красный, синий, а дополнительными - оранжевый, фиолетовый, зеленый. Оранжевый цвет получается от смешения желтого и красного; фиолетовый - от смешения синего и красного; зеленый - от смешения желтого и синего.

Благоприятное сочетание окраски получается в флористике, если растения, имеющие основную окраску, сочетаются с растениями дополнительной окраски: желтый с фиолетовым, красный с зеленым, синий с оранжевым.

Кроме указанных сочетаний гармоничны также сочетания оттенков при переходе одного цвета к другому, например, красный - светло-красный - розовый - желто-розовый - оранжевый; зеленый - желто-зеленый - зеленовато-желтый - зеленовато-синий - зеленовато-серый.

Белый и черный цвета нейтральны, однако, они широко применяются и в озеленении, и в аранжировке, хорошо видны издали.

Белый придает нарядный праздничный вид и смягчает контрастность цветов. Черный - подчеркивает яркость окраски.

По законам гармонии в флористике всегда лучше выглядят светлоокрашенные цветы на фоне темных, поэтому клумбы и цветники красочнее, если по периметру расположены светло-окрашеные цветы, а в центре - темно-окрашеные.

Необходима гармония букета или композиции из цветов с местом, куда они помешены. Например, красная гвоздика в красной вазе не смотрится. Цветочная ваза - один из важных элементов создаваемой Вами композиции, от нее во многом зависит впечатление, производимое букетом. Для композиции из живых срезанных цветов ваза должна хорошо удерживать воду.

Декоративные емкости для композиции из растущих растений, наоборот, должны иметь дренаж или отверстие для стока лишней воды. Материалом для изготовления ваз может быть дерево, керамика, лоза и солома, стекло, фарфор, фаянс, глина, металлы и сплавы.

Можно использовать блюда, тарелки, салатницы - любую емкость, которая удерживает воду, а для сада - корзинки, чугунки, автомобильные покрышки, кадки, пни и т.д.

Подойдут и самодельные вазы , изготовленные с помощью шпагата, проволоки, наклейки различных семян, стеблей бамбука, мочалы, раковин.

Можно изготовить вазы - подставки со специальными углублениями и держателями для цветов из обрезков деревянных стволов, камней, туфа, трутовых грибов, стеклянных глыб, металла, даже резинового шланга, если в него для устойчивости вставить проволоку и свернуть узлом так, чтобы верхнее отверстие служило горловиной для воды. Об изготовлении самодельных ваз можно написать отдельную книгу, а для Вас, дорогие читатели, это - широкое поле фантазии и рукодельного мастерства.

Стеклянные (хрустальные) сосуды лучше использовать в торжественных случаях. С ними гармонируют хрупкие, нежные цветы - фрезия, ирисы, лилейники, раннецветущие подснежники, нарциссы.

Шелковистую поверхность имеют лепестки розы, пиона, гвоздик, душистого горошка, лилии, ирисов, многих плодовых (яблони, айвы японской). Для них подойдут сосуды из стекла, фарфора, глазурованной керамики.

С бархатистой поверхностью лепестков гармонируют неглазурованная керамика и мягкая природная поверхность коры дерева, трутовых грибов. Металлический вид имеет листва фикусов, камелии, антуриума, пеперомии, а из садовых растений - функии, бадана, барвинка, ириса гибридного, гладиолуса, рогоза.

Листья этих растений эффектно смотрятся в металлических и фарфоровых вазах. "Фарфоровую" поверхность имеют лепестки гладиолусов, цикламенов, лилий, тюльпанов, орхидей, ирисов, нарцисса, ландыша.

Их красота в флористике наиболее полно проявляется в стеклянных и фарфоровых сосудах. Так учит нас искусный мастер цветочных композиций и замечательный педагог Н.В.Наумова.

Оригинальность аранжировки букета зависит от материала и способа его компоновки.

Так, в малые группы эффектно объединяются цветки, которые имеют не только привлекательную окраску, но и изысканную форму, например, нарциссы, тюльпаны, розы, гвоздики, ирисы, тепличные орхидеи, пуансетии, герберы. В большие букеты принято собирать летники и двулетники.

При этом соединяют много низких цветков и располагают их под высокими, хотя они и самостоятельно неплохо смотрятся в округлых букетах, помешенных в небольшие вазы, и хорошо подходят для оформления обеденного стола.

В флористике, очень важен для цветочной композиции в доме или в саду фон.
В помещении композиция или букет будут хорошо смотреться на фоне мягких пастельных тонов - перванж (серовато-голубой), слоновая кость (светло-кремовый). В саду цветочная композиция выигрышна на фоне нежной зелени газона, водной глади бассейна, при взгляде вверх - на фоне неба, или на фоне стены мягкого пастельного тона.

Часто в качестве фона в саду можно использовать зеленую стенку из травянистых или древесно-кустарниковых растений, формы малой архитектуры или камни. Нужно учитывать, где лучше будет смотреться букет или композиция, в зависимости от места расположения. Выше уровня глаз размешают ампельные, свисающие растения и лианы; ниже - пейзажные композиции для дома и сада.

Важно и освещение места , в котором размешен букет или композиция в доме или цветнике. В темном помещении следует дать больше света, а в саду или парке часто делают подсветку, чтобы в вечерние часы была видна красота растений.

Правильная комбинация растений разных цветов в букете - одна из главных составляющих успешной композиции. Чтобы овладеть флористическим искусством, или просто понимать, как составляются букеты, какие методы комбинации цветов используются, необходимо знать некоторые тонкости.

Существует четыре основных варианта сочетания цветов в букетах: контрастный, аналогичный, монохроматический и полихроматический.

Контрастная палитра

Это один из традиционных и эффективных способов сочетания цветов в букетных композициях. Комбинация противоположных окрасок создает необходимую яркость и заряжает энергией. Правда, контраст должен быть естественным, не резким. Например, флористы нередко используют сочетания синего и оранжевого, зеленого и желтого. Сильно яркие оттенки могут создать эффект пестроты, поэтому отличный вариант - использование пастельных контрастных цветов (светло-пурпурного и небесно-голубого, например).

Другой вариант - комбинация светлого оттенка с противоположным ему по палитре темным оттенком (светло-зеленый и темно-желтый) - это позволяет создавать очень гармоничные композиции.

Аналогичная палитра

Применяются цвета, расположенные рядом на цветовом круге. Это позволяет создавать более разнообразные комбинации, чем при использовании контрастного метода.

При этом можно использовать цвета разной насыщенности и оттенков, дополняя композицию одним доминирующим цветом. Весенние букеты, созданные аналогичным способом, смотрятся очень красиво - они радуют игрой красок и хорошим настроением.

Идеальна данная палитра как для свадебных букетов - она подчеркнет стиль и нежность образа невесты, так и для украшения интерьера или ресторана - самое главное - выбрать свой цвет.

Монохроматическая палитра

Используются цветы одного окраса, но разных оттенков.

Очень привлекательно смотрятся варианты, в которых между несколькими основными цветами имеются плавные переходы (в виде более светлых оттенков). Такой букет завораживает своей простой неповторимостью: кажется, что он совсем обычный (ведь используется один цвет), но при этом не банально однотонный. Сразу хочется узнать секрет, понять, как получилось создать такой букет. А еще интересно, что в такой композиции для оттенков подбираются растения разных видов: вроде букет монотонный, но в нем используется сразу несколько цветков. Разбавлять однотонную гамму может, например, зелень.

Полихроматическая палитра

Другое название способа радужный: букет выделяется разнообразием цветов со всего цветового круга. Хороший пример композиции - букет полевых цветов, или собранных в саду. Контраста между цветами не видно, так как в нем есть много разных оттенков.

Разнообразна может быть не только цветовая гамма, но и размер цветков, их форма: большие и маленькие; с круглыми, овальными бутонами и т. д. А еще, у таких букетов обычно превосходный аромат.

Такая палитра подойдет и для дня рождения. Это прекрасная возможность подчеркнуть яркость праздника и улыбок!

Мужские и женские цвета

Для женских букетов подходят любые цвета, все зависит от их назначения. Если композиция составляется для девушки, к которой Вы испытываете страсть, то это должны быть яркие оттенки. Для свадебных букетов обычно используются цвета пастельных тонов, так как невеста - это символ нежности, чистоты и невинности.

Наш магазин цветов (Тула) предлагает услуги профессиональных флористов, которые всегда составляют гармоничные композиции, используя стандартные комбинации цветов и не очень привычные, которые при этом выглядят очень привлекательно.

Флорист будет при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:

    богатого напряжения,

    мягкого, тонко согласованного акцентирования,

    экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.

В зависимости от положения в спекральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световой интенсивност влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.

Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка красный, синий, желтый . Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.

Смешивая цвета между собой мы получаем цвета2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).

При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д .)

В эмоциональном отношении цвета различаются сточки зрения возбуждения и покоя, активноти и покоя.

Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).

К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются толькохолодные оттенки , выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.

Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная – успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.

Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или умненьшая их. Светлые цвета расширяют простанство, работы выглядят большими. При темных цветах работы- меньше. Это свойсто часто используется для умышленной илюзорной коррекции общего впечатления.

Контрасты используются приоформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.

Выделяют:

    дополнительный

    качественный

    теплых/холодных цветов

  • количественный

Контрасты и гармония цветов:

Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется. Дополнительный контраст – цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾ , синий и оранжевый – 2/3: 1/3).

Сильный и дополнительный котраст лучше смотрятся в виде акцетнов в небольших помещениях. Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вприсывании треугольника в цветовой круг (равносторониий – желтый, красный и синий; равнобедренный – желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

Гармоничное 4-цветное сочетание – при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, скрасно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черногои белого.

6-цветное сочетание – при вприсывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).

Гармония родственных цветов – сочетание цветов, которые в цветовомкруге лежат между цветами двумя основными цветами, может учавствовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).

Контраст - это различие.

Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.