Кондратий Рылеев — Дума XV. Иван Сусанин: Стих. Анализ думы «Иван Сусанин К ф рылеев иван сусанин анализ

Конспект урока по литературе в 8 классе

Борисова Людмила Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №11 им П.М. Камозина»
города Брянска

Тема урока: « Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина».

Данный тип урока соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий развитие учеников. Такое обучение способствует повышению уровня гуманитарного образования школьника, развитию нравственности, воспитанию чувства прекрасного, патриотизма, бескорыстия, глубокого внимания к окружающим и пытливости мысли.

Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина».


Цели: 1)формировать и обогащать знания об историческом прошлом России; 2) расширять знания о понятии дума; 3) развивать устную речь учащихся и логическое мышление; 4) воспитывать чувство патриотизма.Методические приемы : рассказ учителя, комментированное чтение текста, аналитическая беседа, выборочный пересказ, работа над планом, словарная работа, заполнение таблицы.Оборудование урока: текст К.Рылеева «Иван Сусанин», текст Б.Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» , портрет К. Рылеева и Б. Полевого, рисунки - иллюстрации учеников, орфографический словарь.Термины литературы: дума, тема, идея.

Ход урока.

    Подготовка к восприятию .

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о творчестве Константина Федоровича Рылеева. Мы уже говорили о том, что поэт, размышляя о настоящем, метая о будущем, обращался к историческому прошлому русского народа. Он написал цикл исторических произведений, названных думами. Каждая дума Рылеева посвящена какому-либо историческому деятелю и озаглавлена его именем.


Учитель: Какие думы Рылеева вы знаете? («Олег Вещий», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака»)
    Сообщение темы и целей.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной думой К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Докажем, что подвиг Сусанина не единичен. И постараемся понять, что же движет людьми, которые сознательно идут на смерть. Тема нашего урока: «Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина». Работать мы будем по следующему плану.

На доске

План урока. 1. Словарь урока. 2. Связь литературы с другими видами искусства. 3. Обзор произведения «Иван Сусанин» 4. Знакомство с произведением Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина». Учитель: В течение урока нам с вами понадобятся следующие термины.(в течение урока даются определения). На доске Словарь урока дума тема идея
    Анализ произведения
Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа, чертим таблицу «Иван Сусанин».
На доске тема Учитель: Кто такой Иван Сусанин? Что вы знаете о нем и его подвиге? (Чтение думы учителем под музыку Глинки из оперы «Жизнь за царя»)

Учитель: Итак, давайте вспомним, что такое дума? (Дума – украинские народные песни об исторических событиях и народных героях, напоминающие по своему характеру и содержанию русские былины и исторические песни. А также думой назвал и поэт-декабрист Рылеев книгу своих стихотворений, посвященных историческому прошлому России).

Учитель: Как построено произведение? (Начинается с исторической справки). Учитель: Зачем нужна историческая справка? (Понять историческую основу описываемых событий). Учитель: Понятно ли содержание думы? Сделайте краткий пересказ.Учитель: Определим тему и идею произведения. (здесь можно вспомнить эти понятия) В тетради и на доске. Тема: Подвиг человека во имя Родины. Идея: Призыв к беззаветному служению отечеству. Преданность русского человека своему государству, родине. Учитель: Тема и идея раскрывается через образ главного героя. Как ведет себя Иван Сусанин с врагами? (анализ отрывка) Давно уж за полночь! Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Все в дымной избушке вкушают покой; Один, настороже, Сусанин седой Вполголоса молит в углу у иконы Царю молодому святой обороныРабота со словарем – вкушают, настороже, сарматы.
Учитель: Ребята, как называется такая лексика? (Устаревшая). Учитель: Зачем она нужна? (Максимально приблизиться к эпохе). Учитель: Почему оборона у Рылеева «святая»? (Защиты просит у бога на благо родины). Учитель: Найдите строки, подтверждающие, что все Сусанин делает во имя Родины.Текст. Любовь к отчизне и вере горя. * * * Я гибну за русское племя! * * *«Злодей! – закричали враги, закипев. – Умрешь под мечами» – «Не страшен ваш гнев… умру за царя и за Русь». Учитель: Что значит за «правое дело»? (необходимое, нужное) Учитель: Скажите, один ли Сусанин на русской земле готов пожертвовать жизнью? (нет) Подтвердите словами из текста.Текст. Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли!
Работа со словарем – мнили.
Учитель: Можно ли назвать Сусанина патриотом своей страны? Давайте вспомним, кто такой патриот.На доске. (вешаю табличку) ПАТРИОТ – ЛЮБИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА, РЕВНИТЕЛЬ О БЛАГЕ ЕГО.
Учитель: Итак, исходя из того, что мы сказали, запишем основные черты характера и поведения Ивана Сусанина.В тетради и на доске. Тема … Идея… Черты героя: мужественен, бесстрашен, патриот: любит свою родину, не может стать предателем.

Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали рассказ Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина». Кому из героев произведения мы можем дать такую же характеристику, как и Ивану Сусанину? (Матвею Кузьмину)

Учитель: Сделайте краткий пересказ текста.Учитель: Найдите в тексте слова, подтверждающее бесстрашие, мужество главного героя.Текст. (Работа по тексту) Матвей Кузьмин стоял на холмике с обнаженной головой… Он злорадно следил, как, будто стадо овец, метались по опушке чужие солдаты. усмехнулся в лицо издевательски бесстрашно: - Хотел купить… . - Сынки! Не жалей Матвея, секи их, с лица, … . Учитель: Какова тема и идя этого рассказа?Учитель: Мало того, что тема и идея схожи, оба произведения написаны на основе реально происходивших событий. Сообщение заранее подготовленного ученика о прототипе Матвей Кузьмина. Учитель: Почему же писатели разных веков обращаются к одной и той же теме, идее, берут за основу похожие ситуации? (вечная тема) Учитель: Современны ли сегодня вопросы, поднятые в произведениях?Учитель: Посмотрите на иллюстрации. Какие эпизоды из произведений изображены.
    Итоги урока. Домашнее задание.
Учитель: Возвратимся к началу урока. Посмотрите на тему, записанную на доске. Каков же образ национального героя в изученных произведениях? Используя материал, полученный на уроке, вам необходимо будет выполнить домашнее задание: написать отзыв об одном из прочитанных произведений.

Список использованной литературы.

    Турьянская Б.И. , Комиссаров Е.В. и др. Литература 8 класс. Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово – издательский дом «Русское слово – РС», 2001 Золотарева И.В., Крысова Т.А. – Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2004 Читаем, думем, спорим…: Кн. Для самост. работы учащихся по литературе: 8 калсс/ Авт – сосот. Г.И.Беленький. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:ООО «А ТЕМП», 2007 Рылеев К.Ф. Думы. – М.: Просвещение, 1995 Полевой Б. Один день Матвея Кузьмина. – М.: Просвещение, 1996

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!-
Сусанину с сердцем вскричали враги: -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!


Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти от ляхов ваш царь не минует!..
Веди ж нас,- так будет тебе за труды;
Иль бойся: не долго у нас до беды!
Заставил всю ночь нас пробиться с метелью…
Но что там чернеет в долине за елью?»

«Деревня!- сарматам в ответ мужичок: -
Вот гумна, заборы, а вот и мосток.
За мною! в ворота!- избушечка эта
Во всякое время для гостя нагрета.
Войдите - не бойтесь!» - «Ну, то-то, москаль!..
Какая же, братцы, чертовская даль!

Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколии очи…
Жупан мой - хоть выжми, нет нитки сухой!-
Вошед, проворчал так сармат молодой.-
Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли!
Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!»

Вот скатерть простая на стол постлана;
Поставлено пиво и кружка вина,
И русская каша и щи пред гостями,
И хлеб перед каждым большими ломтями.
В окончины ветер, бушуя, стучит;
Уныло и с треском лучина горит.

Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты,
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
Все в дымной избушке вкушают покой;
Один, настороже, Сусанин седой
Вполголоса молит в углу у иконы
Царю молодому святой обороны!..

Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом.
Сусанин поднялся и в двери тайком…
«Ты ль это, родимый?.. А я за тобою!
«Куда ты уходишь ненастной порою?
За полночь… а ветер еще не затих;
Наводишь тоску лишь на сердце родных!»

«Приводит сам бог тебя к этому дому,
Мой сын, поспешай же к царю молодому,
Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей,
Что гордые ляхи, по злобе своей,
Его потаенно убить замышляют
И новой бедою Москве угрожают!

Скажи, что Сусанин спасает царя,
Любовью к отчизне и вере горя.
Скажи, что спасенье в одном лишь побеге
И что уж убийцы со мной на ночлеге».
- «Но что ты затеял? подумай, родной!
Убьют тебя ляхи… Что будет со мной?

И с юной сестрою и с матерью хилой?»
- «Творец защитит вас святой своей силой.
Не даст он погибнуть, родимые, вам:
Покров и помощник он всем сиротам.
Прощай же, о сын мой, нам дорого время;
И помни: я гибну за русское племя!»

Рыдая, на лошадь Сусанин младой
Вскочил и помчался свистящей стрелой.
Луна между тем совершила полкруга;
Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга.
На небе восточном зарделась заря,
Проснулись сарматы - злодеи царя.

«Сусанин!- вскричали,- что молишься богу?
Теперь уж не время - пора нам в дорогу!»
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведет их… Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:

То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят не шелохнясь и дуб и береза,
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.

Друг за другом и дут в молчаньи сарматы;
Всё дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес -
Всё глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Всё в том захолустье и мертво и глухо…
«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно!- Сусанин сказал.-

Убейте! замучьте!- моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».

«Злодей!- закричали враги, закипев,-
Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

«Умри же!- сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали!-
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

Разделы: Начальная школа

Тема: К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» (отрывок).

Цели и задачи урока:

  • Вспомнить о событиях начала XVII века. (Тема «Смутное время» изучается в 4 классе по окружающему миру)
  • Определить элементы композиции и их роль в создании эмоционально-смыслового содержания произведения.
  • Обогатить словарный запас учащихся.
  • Развитие умения читать художественный текст по ролям.

Оборудование:

  • для презентации: компьютер, проектор, экран;
  • презентация (Приложение );
  • толковый словарь.
  • учебник «Литературное чтение» (автор Э.Э.Кац) 4 класс, часть 2

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (1 мин)

2. Сообщение темы урока (1 мин)

– Какую тему мы изучаем? (О прошлом Родины)
– Сегодня мы познакомимся с произведением К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин».

4. Актуализация полученных знаний (7-10 мин)

– Рылеев Кондратий Федорович родился 18 сентября 1795-1826 в Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в кадетском корпусе в Петербурге. Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт-декабрист. Все его творчество проникнуто высокими идеалами, чувством любви и восхищения народом. Жизнь Рылеева была короткой, но насыщенной разными событиями. В молодости он участвовал в освободительной войне с Наполеоном, в 1823 году вступает в тайное Северное Общество.
Один из наиболее активных участников декабрьского восстания. В 1825году активно участвовал в восстании на Сенатской площади против царя.
Восстание было подавлено. Николай 1 расценил деятельность Рылеева опасной. 13 июля 1826 года Кондратий Федорович и еще 5 декабристов были казнены.

Важное место в творчестве Рылеева занимают стихотворения, которые называются «ДУМА». В украинской народной поэзии ДУМОЙ называли народные песни об исторических событиях и народных героях.
По замыслу автора думы должны дать читателю представление о русской истории и ее героях. В думах отразились понятия поэта об общественном долге и назначении человека.
Каждая дума Рылеева посвящена известному историческому герою и чаще всего называется его именем.
Иван Сусанин… Известно ли вам это имя? Что вы знаете об этом человеке? (Дети отвечают.)
– Сегодня мы перенесемся с вами в начало XVII века. Что происходило на Руси в этот период времени? (Борьба с поляками)

Тяжелые времена пережила тогда Русь. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. В 1613 году на русский престол был выбран 16-летний царь Михаил Романов. Поляки, испугавшись, что это нарушит их планы захватить Россию, решают погубить царя. Молодой царь скрывается в Костроме. Русские люди не могли мириться с произволом польских захватчиков. Нужно было объединяться и подыматься на защиту Руси и царя.
– Кто же начал собирать ополчение? (Кузьма Минин)

– Кто был избран воеводой? (Пожарский)
Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе конных воинов переправился через Москву – реку и нанес неожиданный удар по врагу. Затем в бой вступили основные силы ополчения под командованием Пожарского. Поляки дрогнули и побежали. Москва была освобождена.
– В думе «Иван Сусанин» Рылеев рассказывает нам как раз о событиях начала XVII века. Какой же поступок совершил Иван Сусанин, что в его честь написана дума. Прежде чем мы начнем читать, как всегда по традиции урок словарная разминка.

4. Словарная разминка (4-5 мин.)

– Объясните смысл словосочетаний. Какой словарь поможет нам объяснить смысл словосочетаний? (Словарь устойчивых словосочетаний, словарь фразеологизмов)
– Какие слова называются антонимами? (Слова с противоположным значением)
– Какой словарь поможет нам при затруднении? (Словарь антонимов)

5. Психофизпауза (1-2 мин.)

6. Работа с текстом (10-15 мин.)

  • Подготовительная работа.

– Кто дома прочитал это произведение? Подымите руку.
– Какое впечатление произвела на вас дума Рылеева «Иван Сусанин»? (Дети делятся впечатлениями.)
– А теперь прочитаем думу.

  • Чтение произведения детьми.
  • Определение эмоционально – смыслового содержания в описании природы.

– Куда завел Сусанин врагов? Прочитаем описание леса.
– Какие чувства в этом описании передал поэт? (Создается тревожное состояние, но оно изменчиво – солнце « то ярко блеснет», «то скроется», «то тускло засветит». Напряжение усиливают и стоящие «не шелохнясь и дуб, и береза». Характеристика леса передает мрачное состояние: «все глуше и диче становится лес», его ветви склонились «угрюмо до самой земли», и все «мертво и глухо». Чувство безысходности и неизбежной смерти охватывает людей.)

  • Расширение словарного запаса. Дети работают в парах, зачитывают значения слов.

– В тексте нам встречались разные слова. Объясните значение слов «Отчизна» и «правое дело». Что нам поможет? (Толковый словарь)

  • Выразительное чтение.

Чем насыщено произведение? (Диалогами) Как Вы думаете, почему?
– Кто и с кем ведёт диалог. Как будем читать? (Диалог с сыном – мягко, любя, строго. С врагами – спокойно, уверенно.)
– Прочитаем произведение по ролям. (Автор, враг, Сусанин, сын)

7. Итог урока (3-5 мин.)

– С каким произведением мы сегодня познакомились? (Дума «Иван Сусанин»)
– Можно ли назвать Ивана Сусанина русским героем? Почему? (Да. Рискуя жизнью, повел врагов в лес на гибель и известил царя об опасности.)
– Кто автор литературного произведения? Что Вы о нём узнали?
– С какой целью была написана автором дума «Иван Сусанин»?

8. Домашнее задание (1 мин.)

Страница 37, вопросы № 1, 5

Первое музыкальное произведение, посвященное Ивану Сусанину, создал итальянский композитор Катарино Камилло Кавос. В России Кавос служил главным капельмейстером Императорским театров, писал музыку. При создании своих произведений он часто обращался к российской истории. Одним из его произведений стала опера «Иван Сусанин», премьера которой состоялась в 1815 году. Это была первая историко-героическая русская опера.

Спустя 20 лет появилась еще одна опера с таким же названием. Ее автором стал композитор М.И. Глинка. Именно это произведение сделало имя Сусанина широко известным по всей России, обессмертив его подвиг. М.И Глинка в течение нескольких лет вынашивал идею о создании русской оперы на военно-патриотическую тему. Выбрать в качестве сюжета подвиг костромского крестьянина Сусанина ему посоветовал В. А. Жуковский – создатель русского романтизма и воспитатель будущего императора Александра II. В 1936 году состоялась премьера оперы на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге. Опера имела оглушительный успех у зрителей и была благосклонно принята царской семьей.

Первоначально опера Глинки называлась «Иван Сусанин». Однако, чтобы избежать путаницы с одноименным творением Кавоса, название было решено сменить на более патриотичное и возвышенное. Опера Глинки стала называться «Жизнь за царя». Оба произведения шли на одной сцене, не мешая друг другу. Кавос даже был дирижером на спектаклях Глинки. Отличием является то, что в опере Кавоса Сусанин остается жив, а у Глинки героически погибает. Однако оба они изобразили Сусанина бесстрашным защитником Родины.

Образ Ивана Сусанина в живописи и литературе

Подвиг Ивана Сусанина воспет поэтами разных лет. Самое известное литературное произведение - дума Кондратия Рылеева «Иван Сусанин», написанная в 1822 году. «Куда ты ведешь нас?... Не видно не зги – Сусанину с сердцем вскричали враги…» - заглавные строки этого произведения. А.С. Пушкин не воспринимал думы как серьезный жанр с патриотическим посылом, считая их лишь описание исторических событий. Однако произведение Рылеева он оценил очень высоко, отметив, что каждая строчка в нем русским национальным сознанием. Рылеев сумел показать Сусанина бесстрашным сыном Отечество, который так беззаветно любит Родину, что готов не задумываясь пожертвовать своей жизнью ради жизни будущих поколений. «Не дрогнув умру за царя и за Русь!» - его последние слова.

В живописи образ Ивана Сусанина нашел отражение в работах М.И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», М.В. Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Федоровича», А.Баранова «Подвиг Ивана Сусанина» и множестве других менее известных картин. Примечательно, что от современников не сохранилось даже словесного описания Ивана Сусанина. Поэтому все его изображения не более, чем вымысел художников.

Памятники Ивану Сусанину

В 1851 году на центральной площади Костромы состоялось торжественное открытие первого памятника Ивану Сусанину. Он представлял собой гранитную колонну, на которой был установлен бюст юного царя Михаила Романова. У основания колонны находилась фигура Сусанина, преклонившего коленb. На передней стороне памятника был выбит барельеф, изображавший сцену гибели Сусанина. Памятник украшала надпись: «Ивану Сусанину, за Царя, - спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был полностью уничтожен большевиками в 1930-е годы.

В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину. Он представляет собой фигуру крестьянина в традиционной русской одежде. На цилиндрическом постаменте выбита надпись «Ивану Сусанину – патриоту земли русской». Автором памятника стал молодой скульптор Лавинский. По мнению искусствоведов, этот памятник как нельзя лучше раскрывает образ Сусанина. Он показывает величие русского человека, который осознанно готов совершить смертный подвиг.

В 1835 году центральная площадь Костромы указом императора была переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. С приходом к власти большевиков площади было возвращено первоначальное название. Советская власть в начале века неодобрительно относилась к Сусанину, называя его царским прихвостнем. Лишь в годы Великой Отечественной войны подвиг Сусанина вновь стал рассматриваться как подвиг во имя русского народа, а не во имя монархии. С 1992 года площадь вновь стала называться Сусанинской.

В гражданско-патриотическом плане в думах истолкован Рылеевым поэт Державин: он выступает в думе как гражданин, защитник «народных благ, везде гонимых оборона». Чрезвычайно удачно вводя в свое произведение цитаты из Державина, Рылеев делает поэта героем-гражданином. Державину «неведом низкий страх», «он на смерть с презрением взирает», и творческая задача его - зажигать «доблесть в молодых сердцах стихом праведным». Наиболее знаменитые среди дум Рылеева - «Смерть Ермака» и «Иван Сусанин».

Дума «Смерть Ермака» превратилась в народную песню. Она захватывает целостностью могучего образа богатыря Ермака, грозно бушующей природы, трагическим сюжетом и динамической его композиции. Эпитеты в этой думе подчеркнуто - эмоциональны и гиперболичны: «громозвучная слава», «ревущая буря», «буйная жизнь», «грозная дружина», «мощная рука», «кипящий Иртыш». Легендарный Иван Сусанин приобрел у Рылеева историческую конкретность как собирательный образ крестьянства, трудового народа, объятого любовью к отечеству. Сусанин гибнет здесь не как верноподданный монарха, а как верный сын своего отечества. В жертвенном подвиге ради сохранения царя он мыслит спасение родины, ее спокойствие, конец междоусобицы и интервенции. Его молитва за царя - молитва гражданина, а не раба.

Проникновенно-торжествеенно он произносит: «Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли!». Высшее достижение политической эволюции Рылеева - это поэма «Войнаровский». Это произведение, воскресившее эпизоды изменнической политики Мазепы, было подготовлено всей литературной практикой Рылеева, а его сюжет намечен в думах «Волынский», «Наталья Долгорукова», «Меньшиков в Березове», в особенности в трагедии «Мазепа», замыслы которой поэт набрасывал в 1822 году. Основная тема поэмы - борьба за национальную независимость Украины. Поэт рисует своего героя Войнаровского отважным тираноненавистником, привыкшим с детства «чтить Брута», душою «истинно свободного» и благородного «защитника Рима». Это пламенный патриот, готовый ради родины на любые жертвы. На прямой вопрос Мазепы о его готовности при случае не пожалеть себя за Украину он без раздумья восклицает:

    ... стране родимой Отдам детей с женой любимой; Себе одну оставлю честь.

Для современников Рылеева эти слова звучали как клятва на верность родине и как призыв к гражданской жертвенности. В рылеевском творческом наследии есть небольшая группа произведений, занимающих особое место. Это - агитационные по содержанию, народные по складу песни, написанные Рылеевым вместе с его другом, декабристом А. Бестужевым. Они сложены на популярные в те годы мотивы песен, что должно было обеспечить им широкое распространение. Из этих песен особенно интересна одна, являющаяся переработкой романса конца XVIII - начала XIX века. Это романс о любовнике, тоскующем на чужой стороне по своей милой («Ах! скучно мне на чужой стороне»). Авторы переделки переосмыслили эти слова, и чем популярнее был романс, тем острее воспринималось его изменение: скучно не только на чужой, но и на родной стороне («Ах тошно мне...»). Популярная невинная песенка любовного характера наполнялась совершенно новым содержанием. В ней отчетливо слышится стихийное возмущение закабаленного крестьянства, его ненависть к поработителям-барам и царю. Рылеев звал себя не поэтом, а гражданином, но был истинным поэтом гражданского мужества и героизма.

Он создал стиль мятежно-ораторской патетики, трибунно-героической проповеди и революционного призыва. Пушкин, признавая огромные возможности Рылеева, в марте 1825 года писал А. А. Бестужеву: «Он в душе поэт» - и требовал, чтобы создатель «Войнаровского» писал - «да более, более!» (13, с. 70). Пушкин формально не состоял членом декабристского общества, но он стал одним из первых и наиболее ярких пропагандистов идей декабризма. Смелый певец вольной мысли, он осознавал себя поэтом-гражданином, выразителем общенациональных чаяний и с полным правом писал:

    И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.

(«К Н. Я. Плюсковой»)