Музей горького режим работы. Музей Горького в особняке С. Рябушинского на Малой Никитской. Незабываемые впечатления за небольшие деньги

Прогуливаясь по центру города, я не раз обращала внимание на необычный особняк, украшенный цветным панно с орхидеями. Не смотря на то, что дом окружен деревьями, что-то в нем есть такое, что приковывает взгляд. Уже позже я узнала, что это здание было построено знаменитым архитектором Ф.О. Шехтелем для богатого промышленника С.П. Рябушинского в начале XX века. Главной изюминкой этого особняка является знаменитая лестница-волна, которую архитектор установил в холле и которая безумно похожа на творения испанского архитектора Гауди в Барселоне.

Известен этот дом также как последнее пристанище великого писателя М. Горького, в котором он прожил несколько лет после возвращения на родину. Сейчас внутри размещается дом-музей М. Горького, который относится к Литературному институту. В связи с этим плату за вход не берут. Говорят, что сам писатель завещал, чтобы трудовой народ пускали внутрь бесплатно. Пока этот завет выполняется. Особняк Рябушинского находится на Малой Никитской улице д.6, рядом с храмом «Большое Вознесение», в котором венчались А.С. Пушкин и Н. Гончарова.

Особняк Рябушинского


Особняк Рябушинского

Вход на территорию музея открыт со стороны улицы Спиридоновка. Как я уже говорила, самостоятельно можно осмотреть интерьеры особняка Рябушинского совершенно бесплатно, оплатить надо будет только фотосъемку или групповую экскурсию. В основном в музее работают уже пожилые люди, которые очень интересно рассказывают об этом удивительном доме. При входе надо будет либо надеть казенные тапочки, либо приобрести бахилы, чтобы не испортить паркет из ценных пород дерева.

Далее мы сразу попадаем в холл и видим то, ради чего сюда непременно стоит прийти – сказочную мраморную лестницу, спроектированную Ф.О. Шехтелем. Она символизирует вечное движение, без которого немыслима жизнь.


Особняк Рябушинского


В особняке Рябушинского

Незадолго до начала работы над особняком Степана Павловича Рябушинского известный зодчий побывал в Париже и познакомился с работами французского архитектора Франсуа-Ксавье Шелкопфа. Именно он был основателем пластического направления модерна. Шелкопф заметил, что в природе практически не существует прямых линий: и черты человеческого лица, и ветви дерева изогнуты и закруглены. Шехтель воплотил эти идеи в оформлении дома Рябушинского. За основу он взял морскую тему.


Особняк Рябушинского


Особняк Рябушинского

И темно-зеленые стены холла, и обтекаемая форма лестницы, которая заканчивается светильником-медузой с одной стороны и изящной скамейкой с другой, и приглушенный свет, проникающий через витражи окна на втором этаже, все навевает мысли о водной стихии.



Витраж на лестнице

На втором этаже интересны фигуры на капители мраморной колонны. Лилии, символизирующие чистоту и саламандры, изображающие зло, говорят о бесконечной борьбе двух начал.


Даже эстонский сероватый мрамор с прожилками, из которого выполнена лестница, напоминает песок, от которого только что отхлынула волна. При Рябушинских холл и столовая представляли собой единое целое. Позднее арку заложили и заменили дверьми, сделав помещение изолированным и, тем самым, потеряв главный замысел архитектора.


Дверь в столовую

Многие предметы интерьера, созданные Шехтелем, были утрачены. Так в столовой разобрали уникальный белоснежный мраморный камин, украшенный женщиной-бабочкой, закрасили фриз из тюльпанов, которые были символом счастья, безвозвратно исчезла люстра в форме цветков подснежника. Связаны эти изменения и с опалой большевиков на Рябушинских, и с проживанием в особняке М.Горького. Когда в 1900 г. был одобрен проект строительства этого смелого по тем временам здания, владельцу имения Степану Павловичу Рябушинскому было всего 26 лет. Однако он был одним из восьми братьев Рябушинских, владельцев огромного состояния и нескольких предприятий, и был весьма уважаемым и известным человеком. В начале XX века именно промышленники формировали облик новой Москвы, делая выгодные заказы модным московским архитекторам. Модерн Шехтеля пришелся по вкусу Рябушинскому.

Кроме необычного интерьера в доме была создана одна из первых в Москве система кондиционирования воздуха, лифт в подвальном помещении, поднимающий блюда в столовую, было проведено электричество и телефон. Кроме того был построен гараж для одного из первых автомобилей в городе. Этот дом не мог не привлекать внимания, однако прожить Степану Павловичу в нем пришлось не долго. В 1917 г. вместе с семьей он спешно покинул Россию и переехал в Италию, где открыл магазин тканей. Его братья также разъехались по разным городам Европы. Имущество их было национализировано, а в особняке на Малой Никитской какое то время размещались иностранное представительство, институт психоанализа и детский сад.

Однако когда в 1931 г. из Италии на родину вернулся М. Горький, ему предоставили для проживания этот дом. Писателю он не особо нравился, ему было чуждо искусство, которое стремилось изобразить несуществующее, и многое внутри особняка Горький переделал под себя. Так по всему дому, в том числе на центральной лестнице появились книжные шкафы, в которых писатель разместил свою внушительную библиотеку. Горький занимал первый этаж, так как был уже серьезно болен, и ему тяжело было подниматься по лестнице. На втором этаже жил его сын с супругой и детьми.

Поговаривают, что у Горького с невесткой были особенные отношения, возможно даже любовная связь. Надежда Алексеевна Пешкова осталась жить в особняке Рябушинского после смерти мужа и свекра вплоть до 1965 г. По слухам, в нее был влюблен сам И.В. Сталин и именно по этой причине все ее возлюбленные через какое-то время попадали под арест и умирали в тюремных застенках. После 1965 г. в доме на Малой Никитской открыли музей М. Горького. Итак, первый этаж остался таким, каким он был при жизни писателя.

В столовой собирались драматурги и писатели, проводились заседания писательского совета, велись дискуссии о судьбе литературы в новом государстве рабочих.


Столовая

Примыкает к столовой библиотека, на потолке которой сохранилась удивительная лепнина, изображающая бутоны цветов и изящные завитки.


Потолок в библиотеке



Парадные двери

Сюда перенесли одежду М. Горького и обозначили место, где он раздевался. Гости, попадая в дом, по замыслу архитектора, сразу же видели удивительный витраж, который зрительно расширял пространство. Также ранее витражи украшали и небольшую ширму в прихожей.


Витраж в прихожей

Справа находится кабинет писателя, в котором сохранился камин, созданный при Рябушинских. В этой комнате М.Горький проводил первую половину дня, долго и плодотворно работая. По его заказу был сделан письменный стол, в шкафах и на полках писатель разместил свою коллекцию восточных фигурок, которой очень гордился.


Кабинет писателя

Продумано все до мелочей. Вот так, например, выглядят дверные ручки.


Дверные ручки

К кабинету примыкает спальня М. Горького. Обстановка в комнате очень простая: небольшая кровать, тумбочки и шкаф. Любимым уголком писателя было кресло под книжной полкой, на которой писатель размещал книги для чтения перед сном. Затем мы поднимаемся на второй этаж, любуясь оригинальными витражами. В эркере оборудовано место для отдыха возле окна.


Спальня

Экспозиция второго этажа

За ними дверь к потайной узкой лестнице, ведущей в тайную молельню. Рябушинские были старообрядцами, а до указа Николая II 1905 г. о веротерпимости, в открытую молиться им было небезопасно. Поэтому на верхнем этаже была построена моленьня, украшенная древнерусской росписью. Иконостас и алтарь были утрачены после революции, растащили и многочисленные старинные иконы, собранные Степаном Павловичем. Владелец особняка собирался открыть в своем доме музей икон, однако этим планам не суждено было воплотиться. Сейчас кроме восстановленной росписи на стенах молельни здесь ничего не сохранилось. В небольшой комнате третьего этажа выставлены фотографии, рассказывающие о семье Рябушинских.


Молельня в доме Рябушинских


Молельня в доме Рябушинских

Дом, построенный знаменитым архитектором Шехтелем на Малой Никитской, производит неизгладимое впечатление. Сказочная лестница, простоявшая без ремонта более чем сто лет, своими обтекаемыми формами переносит в красочный подводный мир. Сверху светильник-медуза превращается в разноцветную черепаху, а свет, проникающий сквозь витражи, только добавляет месту таинственности. Особняк Рябушинского служит вечным памятником таланту выдающегося зодчего, к сожалению окончившего свою жизнь в нищете.

Строя дома для богатейших семей Морозовых и Рябушинских, Шехтель на склоне лет вынужден был скитаться по съемным квартирам. Новой власти пришлись не по вкусу его смелые проекты, продуманные до мелочей. Однако, к счастью, сохранились его многочисленные работы, среди которых особняк Рябушинского дошел до наших дней в достаточно хорошем состоянии и, в отличие от дома Морозовых на Спиридоновке, доступен для посещений.

Как найти Особняк Рябушинского (музей М.Горького)

адрес: м. Пушкинская (Тверская, Чеховская), минут 20 пешком.

Москва, ул. Малая Никитская, 6/2.

Часы работы - с 11 до 17-30 (среда-воскресенье). Последний четверг месяца - выходной

  • Максим Горький – основоположник социалистического реализма в литературе, автор романов «Мать», «Жизнь Клима Самгина», пьесы «На дне», «Враги» и др.
  • Дом-музей М. Горького – уникальный памятник архитектуры , построенный выдающимся архитектор Федором Шехтелем для промышленника Рябушинского в 1903 г.
  • Абсолютно всё в особняке , вплоть до последней дверной ручки, создано в стиле модерн по авторским чертежам Шехтеля.
  • В 1932 г. по решению Сталина в этот дом въехал Максим Горький, приспособив особняк под свои требования.
  • После смерти Горького обстановку в особняке сохранили такой, какой она была при его жизни, и в 1965 г. открыли музей.
  • Вся информация в музее представлена только на русском языке.

До революции дом принадлежал семье промышленников Рябушинских. Они приобрели участок земли на изломе улицы в конце XIX в. и пригласили для строительства своего особняка самого известного архитектора — Федора Шехтеля. В то время на пике популярности находился стиль модерн. В разных странах Европы его называют также «сецессион», или «ар нуво». Построенный в 1900 ‒ 1903 гг. Шехтелем особняк стал классикой московского модерна и прославил самого зодчего.

Владелец здания Степан Рябушинский был одним из богатейших людей Москвы. Он руководил работой «Банкирского дома братьев Рябушинских», а в 1916 г., за год до социалистической революции, основал автомобильный завод, который был национализирован и позже стал одним из крупнейших предприятий СССР, под названием «Завод имени Лихачева».

Особняк Рябушинского построен с применением железобетона – новаторское решение для того времени. Он выполнен в едином стиле: все, вплоть до последней дверной ручки, сделано в стиле модерн по авторским чертежам Шехтеля. Для этого особняка характерны обилие изысканной лепнины, уникальные изразцовые панно на фасадах, изящные и стильные архитектурные формы. По рисункам Шехтеля в особняке было создано девять витражей.

Особенно хороши окна дома: каждое из них оригинально по форме и оконному переплету, так что, глядя на улицу, видно не просто оконную раму, а своего рода картину, обрамленную красивым багетом. Окна, помещенные на разных уровнях, создают иллюзию многоэтажного дома, хотя в здании всего два этажа.

Достоинства особняка не ограничиваются декоративными решениями. В этом здании впервые в Москве была установлена система кондиционирования, а под лестницей размещался воздуховод, который отапливал дом; создана система точечного освещения: лампочки были вмонтированы прямо в потолок, и вечером здание смотрелось просто сказочно.

Особое внимание привлекает ограда со стороны улицы. Она была создана позже основного здания, но очень гармонично вписалась в ансамбль. Ее стальные кованые спирали стали символом усадьбы Рябушинских.

Рябушинский был ревностным верующим-старообрядцем. В то время старообрядцы подвергались гонениям, и ему пришлось оборудовать тайную молельню в мансарде своего особняка. Чтобы подняться туда, нужно пройти три марша высокой лестницы. Красивейшая часовня выполнена в стиле раннехристианских храмов. В ее росписях просматривается удивительная смесь «ар-нуво» и старообрядческих традиций, а свод вечером светится лучами отраженного света. Над головой размещены изображения символов евангелистов и надпись на греческом языке: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда».

Музей Максима Горького

В 1917 г. здание было реквизировано советской властью. Некоторое время здесь работал отдел Наркомата (Министерства) просвещения, позже – Наркомата по иностранным делам, и был устроен даже детский сад. Здание постепенно приходило в упадок. В 1932 г. по решению в этот дом въехал Алексей Пешков, который известен во всем мире как писатель Максим Горький (1868 ‒ 1936).

Особняк Рябушинского был приспособлен под требования писателя: был разобран один из мраморных каминов, установлены многочисленные шкафы с книгами, оборудованы спальня и рабочий кабинет. В особняке часто бывали делегаты писательских съездов, иностранные гости. Именно здесь Горький принимал французского писателя Ромена Роллана и до последних дней работал над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» ‒ итоговым произведением своей жизни, рассказывающем о русской революции и роли интеллигенции в ней. Также в этом особняке в 30-е гг. бывал Иосиф Сталин и его приближенные. Смерть, как, впрочем, и жизнь Горького, окутаны загадками. Существует гипотеза, что писателя и его сына отравили, но она так и не была доказана.

После его смерти обстановку в особняке сохранили такой, какой она была при жизни писателя, и в 1965 г. открыли музей Горького. В его создании участвовали вдова сына Горького Надежда Пешкова, проживавшая в доме, и Екатерина Пешкова, вдова писателя.

В музее существует необычная традиция – каждый посетитель отмечается в специальной памятной книге, которую бережно хранят многие годы. В ней – имена абсолютно всех, кто бывал здесь. Посетители могут осмотреть кабинет секретаря, заставленный шкафами с книгами и советскими журналами, библиотеку, обширную столовую, где особо отмечено место писателя, рабочий кабинет Горького. В последнем особенно много личных вещей писателя, представлены его уникальные коллекции с видами горячо любимой Италии, его коллекция японских скульптур – нецке. На столе в кабинете стоит чернильница, лежат отточенные карандаши. Кажется, что писатель просто ненадолго вышел и скоро вновь приступит к работе. Так же, как при жизни Горького, в прихожей дома стоят его трость и сапоги, висит пальто.

В спальне писателя сохранены дорогие его сердцу сувениры и портрет скончавшегося еще при жизни отца сына Максима. Комнаты сына находились на втором этаже особняка, где он жил вместе с супругой Надеждой и дочерьми Дарьей и Марфой. Чтобы увидеть эти помещения, нужно подняться по знаменитой лестнице на второй этаж. Сейчас в двух просторных комнатах представлены портреты и шаржи Горького, подарки писателю от советских трудящихся и памятная доска из , где Горький и скончался.

2016-2019 moscovery.com

Музей Максима Горького появился в Москве в 60-х годах. Это особняк, в котором находится кабинет литератора, абсолютно идентичный двум точно таким же в Санкт-Петербурге и в Крыму. Идея иметь одинаковые кабинеты принадлежит самому писателю – ему хотелось работать в знакомой, родной обстановке, где бы он ни находился. Власти охотно пошли навстречу и организовали все, как мечталось литературному гению. Сам же музей – уникален по хранящимся там экспонатам и по архитектуре здания.

Здание музея Максима Горького является ярчайшим представителем стиля модерн. Строил его знаменитый архитектор Шехтель, особняк был рассчитан на проживание в нем состоятельных людей. Фасад выложен глазурованным кирпичом, стены расписаны цветами. Парадная лестница прозвана «тающей» – она выполнена в виде каменной волны, на самом гребне которой закреплен изумительный по красоте светильник. Потолок в помещении украшен люстрой, декорированной под медузу, а дверные ручки – под морских коньков. В доме много элементов декора, связанных с океаном. Так задумывал не литератор, а архитектор, строивший дом.

Главное, что привнес в особняк автор – это молельня и библиотека. Молельня организована по старообрядческому стилю, стены украшены росписью. Библиотеке Максима Горького больше всего подходит эпитет «шикарная». В ней стоят огромные шкафы для книг, диваны и кресла обтянуты кожей. В музее находится много дорогих для литератора вещей. В библиотеке ­– любимые книги писателя, на стене полотно на религиозную тему – Божья Матерь с Иисусом.

Горький имел пристрастие коллекционировать такие вещи как старинное оружие, монеты, картины, все это представлено в экспозиции. В музее хранятся документы, портреты, дружеские карикатуры и единственный в мире билет союза писателей по №1. В библиотеке самим Максимом Горьким собрано более 12 тысяч томов книг и интересные произведения декоративно-прикладного восточного искусства. Многие книги были подарены литератору другими писателями, поэтому здесь можно увидеть личные автографы почти всех знаменитых людей того времени. Снабжены подписями и пожеланиями фотографии Горького с такими выдающимися деятелями культуры, как Ф. Шаляпин или Р. Роллан. Постоянной заинтересованностью у экскурсантов пользуется записка писателя, которую он написал перед самой смертью.

Посетить музей Максима Горького в Москве можно бесплатно. Есть возможность заказать экскурсию с гидом, который расскажет о жизни писателя или о замечательной архитектуре здания Шехтеля. Возле дома-музея расположен двор с удобной скамейкой, на которой можно почитать книгу или обдумать все увиденное и услышанное.

Особняк Рябушинского - это, можно сказать, современный памятник архитектуры в привлекающий в эту часть Москвы туристов со всей страны. Он был построен не так давно, в начале 20-го века, и с тех пор радует глаз прохожих и приезжих своей изысканной красотой. Однако, вопреки этому факту, данный дом прославился вовсе не благодаря своему благолепию.

Особняк Рябушинского как частичное отражение внутреннего мира Максима Горького

Дело в том, что раньше эта усадьба была жилищем Максима Горького, классика русской литературы, чьи произведения воспитывают подрастающее поколение и потрясают взрослых своей глубиной и нравственностью. Отличается особняк Рябушинского еще и тем, что он полностью открыт для посещения, поэтому любой желающий может приобрести билет и осмотреть музей-квартиру не только на фотографиях в буклете, но и вживую. Несмотря на огромные размеры Москвы, в столице России можно найти совсем немного подобных домов, доступных для глаз любопытного туриста изнутри, а это еще больше подогревает интерес к этому особняку.

Красота для всех желающих

Особняк Рябушинского интересен еще и потому, что представляет собой самый настоящий музей. Многие дома в стиле модерн приютили в своих стенах посольства иностранных государств, и поэтому вход в них не такой уж и свободный, хотя осматривать их с улицы, конечно же, никто не запрещает.
Однако некоторым особым любителям архитектуры не хватает такого поверхностного осмотра, поэтому им приходится ждать подходящего момента, чтобы осмотреть здание изнутри.

В этом же частном строении расположился первоклассный музей Горького. Особняк Рябушинского интересен не только тем, что в его стенах когда-то проживал писатель-классик, но еще и своим необычным и очень красивым архитектурным оформлением. Расположен он на Малой Никитской, недалеко можно найти станцию метро. Местные жители хорошо знают расположение этого памятника архитектуры и культуры, поэтому в любой момент можно спросить у прохожего дорогу и быть уверенным, что он подскажет ее правильно.

Уютное пристанище для верующего

Многие интересуются, чем же все-таки так интересен особняк Рябушинского? Официальный сайт, предлагающий профессиональные экскурсии внутри этого частного дома, рассказывает, что сконструирован и построен он был под началом архитектора Ф. О. Шехтеля. Изначально последний просто исполнял личный заказ Степана Павловича Рябушинского, который мог себе это позволить, будучи миллионером, успешным банкиром и фабрикантом с видным положением в обществе.

Рябушинский известен тем, что всю свою жизнь коллекционировал иконы - он был свято верующим человеком. Его личность также интересна тем, что он начал одним из первых пробовать реставрировать старые поврежденные образы. Он сражался за их культурно-историческую значимость и не мог позволить, чтобы испорченные шедевры подвергались утилизации, поэтому и стал заниматься этой благородной деятельностью. Однако особняк Рябушинского в Москве привлекает туристов именно из-за факта проживания там Максима Горького.

Асимметрия и оригинальность

Даже современные архитекторы подчеркивают очень колоритный дизайн здания. Считается, что каждая черточка узора, украшающего особняк, неповторима и индивидуальна. Жилые здания, которые строятся сегодня, ориентированы больше на удобство, чем на эстетику, поэтому современному человеку такой подход к жилищному вопросу может показаться несколько диким. Однако раньше архитекторы относились к своей работе исключительно как к творчеству, поэтому каждое созданное ими строение должно было представлять собой самое настоящее произведение искусства.

Можно сказать, что особняк Рябушинского отличается несколько резкими, асимметричными выступами стен, которые, как ни странно, совсем не портят его внешний вид. Стилизованные растительные мотивы выполнены очень тонко и изящно, и каждый из них также исключительно оригинален. Преклоняться перед талантом Ф. О. Шехтеля начал бы любой скептик, бросивший только один внимательный взгляд на экстерьер этого особняка.

Незабываемые впечатления за небольшие деньги

Мало что привлекает туристов Москвы неразгаданными тайнами и общей атмосферой некоторого мистицизма так же сильно, как это делает особняк Рябушинского. Часы работы его стандартны: с 11 до 17 вечера. В это же время открыто большинство исторических музеев Европы.

Билет для осмотра особняка изнутри стоит совсем немного - всего лишь 200 рублей со взрослого человека. Туристы начинают свою экскурсию с черного хода, что еще добавляет ей большей колоритности. Конечно, не все предметы интерьера со времени проживания здесь Горького сохранились, многие были заменены. Общий интерьер повторяет стандартное 30-х годов.

Очень интересно то, что в музее аккуратно ведется так называемый «дневник посетителей», куда заносятся имена абсолютно всех желающих пройти экскурсию. Стоит ли говорить, что дневник этот - далеко не школьная тетрадь в клетку на 24 листа, а самая настоящая книга довольно серьезного вида.

Подходящее место, чтобы побыть наедине с собой

Особняк С. П. Рябушинского интересен не только тем, что очень точно воссоздает атмосферу, в которой проживал русский классик, но и тем, что сохранил целую личную библиотеку знаменитого писателя. Она представляет собой особую ценность, поэтому посетители могут только бегло осмотреть ее, а вот посидеть и почитать старые книги здесь уже не получится.

Если вам посчастливилось посетить музей-квартиру вечером или в пасмурную погоду, вы можете увидеть неповторимые цветочные узоры в молельне, которые тускло, но очень красиво светятся в темноте. Посетители могут наслаждаться почти этим магическим видом сколько угодно (конечно, до закрытия музея-квартиры).

Так как в музеях не принято громко разговаривать, здесь получится побыть наедине с собой и, возможно, испытать именно те эмоции, которые когда-то испытывал живущий здесь русский классик Максим Горький.

Спаситель особняка Рябушинского, Максим Горький

Посетители обязательно должны иметь в виду, что сам Максим Горький проживал только на первом этаже особняка, а на втором же этаже музея-квартиры когда-то ютилась его семья. Конечно, из-за того что особняк несколько раз менял хозяев, обстановка в нем постоянно менялась. Но посетители при желании могут увидеть изначальный интерьер здания на многочисленных фотографиях. Здесь же желающие увидят множество снимков, на которых запечатлены бывшие владельцы особняка и некоторые сцены из их жизни. Можно сказать, что Горький в свое время спас здание от полного уничтожения, а ведь эта печальная судьба постигла многие частные московские дома того времени.

Место, которое должен посетить каждый турист в Москве

Изначально особняк Рябушинского не был приспособлен к приему большого количества посетителей, и это очень сильно отражается на интерьере. Заказывать здесь экскурсии целыми группами бывает не всегда удобно, поэтому лучше посетить музей-квартиру самостоятельно. Талантливый архитектор Шехтель позаботился о том, чтобы человеку в полном одиночестве было максимально комфортно находиться в этом доме, несмотря на множество асимметричных дизайнерских решений и острых углов. В целом, впечатления после посещения особняка Рябушинского очень положительные, и этому во многом способствует цветовая гамма стиля модерн - светлые, жизнеутверждающие цвета и красивые растительные узоры.