Роман ольгович князь рязанский. Роман рязанский, благоверный князь. Молитвы перед иконой Святого Романа Рязанского

Святой Благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году) происходил из доблестного рода рязанских князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, зашищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.
Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти.
С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь Благоверного князя Романа.
Святой Благоверный князь Роман Олегович Рязанский - потомок святого князя Константина, Муромского чудотворца, происходит от него в 6-й степени, и в 9-й - от святого равноапостольного Владимира.
Отец святого Романа - Благоверный князь Олег Ингваревич Красный был внуком Игоря Глебовича, а Глеб был внуком святого Константина (Ярослава) Муромского (1129), являющегося родоначальником самостоятельных княжеских ветвей: князей Рязанских и Пронских, а также Муромских.
Дяди Романа-страстотерпца, великий рязанский князь Георгий Ингваревич и Роман Ингваревич, погибли, сражаясь за Отчизну в битве с Батыем. Отец - Олег Ингваревич, богатырь и красавец, умирал от ран на поле битвы. Батый, дивясь мужеству князя, хотел вылечить его и принять к себе на службу. «С врагом христиан не могу быть в приязни», - сказал умирающий князь. Отец святого страстотерпца Романа вытерпел много мучений от татар: тяжелораненый, захваченный в плен Батыем, он 14 лет томился в Орде.
Святой Благоверный князь Роман родился незадолго до нашествия монголов на Россию. По княжескому обычаю, родители, в память своего державного родоначальника, дали ему славянское имя - Ярослав. Во Святом Крещении его нарекли Романом, что по-гречески значит «крепкий». Благодать Божия, исполнив душу новопросвещенного младенца, даровала ему мудрость и небывалую крепость душевных и телесных сил.
Первоначальное воспитание, по обычаям того времени, проходило под надзором матери, потом перешло в руки «дядьки». Образование же всех русских людей тогда было преимущественно церковное. Так что воспитание воина-князя шло рука об руку с воспитанием в отроке христианского благочестия. Тихий от природы, равнодушный к забавам своего возраста, всегда чуждый рассеянности, он всею своею душою прилепился к Господу. По неисповедимым судьбам Промысла Божия, доброму и благочестивому Роману от юности предлежал путь скорбей и страданий. Душа его, как золото, должна была пройти чрез горнило тяжких испытаний.
Наступили мрачные времена монголо-татарского ига. Русские люди, всей душой восприняв христианство, тонко чувствовали, что все скорбное Господь попускает «по грехом нашим», поэтому главной своей задачей считали утверждение Православия в собственных душах, покаяние и молитву. Особенно большое значение придавалось этому в княжеских семьях, наследники которых, возмужавши, должны были собственным примером вести народ за собой. Христианство уже с младых ногтей воспитывало в будущих вождях чувство ответственности и за себя, и за каждого вверенного им Богом человека, и за все княжество.
Святой Роман, следуя примеру старших, прилежал к чтению Священного Писания, особенно Евангелия и Псалтири. Церковная служба в полуразрушенном после разорения храме была для него не обязанностью, а потребностью, и вся душа его стремилась навстречу Господу, внимая словам церковного чтения и пения. И вслед за Псалмопевцем он готов был восклицать: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс. п8, 103). Отсюда почерпались живые струи небесного учения, укреплялся его разум и возвышался дух.
Но в горячий юношеский ум иногда приходили мысли и о земном устройстве княжества... Мечталось о битвах, об отомщении захватчикам за разорение городов и сел, за унижение людей. И хотелось не щадить себя, чтобы добыть народу долгожданное освобождение. На ум приходили строки из любимой книги, столь часто слышимые и во время богослужения: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся; Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Пс. 26. 1). И только пример старших, кротко и мудро, по слову Господа (Мф. 10, 16), державших кормило власти, находивших компромиссные решения в то тяжелое время, остужая юношеский пыл.
По обычаю князей тех времен, святой Роман был в очень раннем возрасте повенчан с девицей Анастасией, дочерью князя киевского. Бог благословил супружеский союз рождением трех сыновей - Феодора, Ярослава и Константина.
При вступлении Романа Олеговича на Рязанский княжеский стол в 1258 году границы Рязанского княжества простирались с запада по правому берегу реки Оки вверх до устья реки Протвы (нынешней Тульской области), с севера - по левому берегу реки Оки далее Коломны вверх по реке Москве до реки Морской (ныне Нерская в Московской области) и далее в Заочье до реки Клязьмы (нынешней Владимирской области), на востоке - до реки Мокши, на которой стоит город Кадом (нынешней Рязанской области), на юг по обе стороны Дона простирались они за реку Быструю Сосну, где стоял город Елец, до реки Тихой Сосны, и вообще с этой стороны рязанская граница углублялась в степи. В состав его, кроме собственно Рязанской земли, входили княжество Пронское и некоторые населенные места Черниговского и Северского княжеств.
Рязанская земля граничила с Диким полем, поэтому всегда первой подвергалась нападению степных орд. По недостатку естественных границ с юго-востока, дорога захватчикам была открыта. Мысль о нечаянном нападении варваров постоянно тревожила умы и сердца. Никто не был в безопасности; никто не мог заботиться об улучшении своего быта, как должно. Страх отнимал руки. Завидев густое облако пыли или отдаленное зарево пожара, народ бросал свои занятия, спешил собрать свои семейства и стада, захватывал, что можно было унести с собою, и, если успевал, спасался в соседних лесах. Хижины и пожитки оставались в жертву огню, а неубранная жатва исчезала под копытами коней.
Опасаясь каждую минуту потерять свое достояние и жизнь, жители Рязанской земли искали более безопасных мест для поселения и целыми толпами уходили далее па север, особенно в московские владения за Оку, где гораздо больше было спокойствия, нежели в Рязани. Оттого даже в центральной части княжества в это время не строилось ни новых поселений, ни новых городов. И княжество Рязанское, несмотря на обширность свою, было в это время бессильно.
Поэтому ни Ингварь Ингваревич, ни брат его Олег Красный - отец Романа (вернувшийся в 1251 г., благодаря св. блгв. кн. Александру Невскому, из татарского пленения), ни сам Роман не смели и думать о борьбе за свободу земли Рязанской. Хотя и вдохновлял пример легендарного Евпатия Коловрата, хотя и были еще богатыри на Рязанской земле... Но один в поле не воин, слишком слабы были силы...
Только в безусловной внешней покорности хану находили князья единственное средство удержать за собою свои владения и спасти их от новых разорений: исполняли все требования хана, часто ездили в Орду с подарками и водили свои дружины на помощь татарским войскам. Таково было состояние княжества Рязанского по смерти Олега Ингваревича.
Роман Олегович правил в Рязанском княжестве с одною надеждой на всеблагий Промысл Божий и в продолжение 12 лет своего княжения (20-е марта 1258 - 19-го июля 1270 гг.), самых тяжких, умел соблюсти его от новых разорений.
Вера питала надежду на свободу княжества. Вразумления от Господа никогда не превышают человеческих сил и всегда сопровождаются явной помощью свыше. Но день свободы был еще далек. При хане Беркае притеснения достигли высшей степени. По всем городам раздавались вопли и стоны. Святой Роман благоразумно держался правила, завещанного отцом, беспрекословно повиноваться воле хана и видел, какую тонкую осторожность надлежало иметь в обращении с татарами. Это советовал и митрополит Московский святой Кирилл (1243-1281), этого же правила держался даже и такой мужественный воин, как святой князь Александр Невский, чтобы оградить народ от большей жестокости варварства.
Оканчивалось первое, самое тяжкое для русского народа 25-летие татарского ига. Наконец, в 1266 году народ христианский отрадно вздохнул: умер Беркай. Летописи записали: «и бысть ослаба христианом от насилия бесермен». Внук Батыя от второго сына его - Тутукана, Менгу Темир, преемник Беркая, освободил россиян от насилия хивинских откупщиков. Роман Олегович благодарил Бога за облегчение горькой доли своего народа и с любовью занимался устройством княжества, в первую очередь, строя храмы и монастыри, ибо только верой православной может быть и крепок русский народ.
Так протекло 4 года владычества Мешу. «Монгольский историк Абульхази хвалит Темира за великий ум и мудрость в правлении. Но ум не смягчил в нем жестокого сердца. Владычество его отмечено в наших летописях мученическою смертию великого князя Рязанского Романа Олеговича за исповедание имени Господа Иисуса Христа».
Современный составитель жития святого благоверного князя Романа, следуя за Н.М. Карамзиным, предполагает, что мучения князя последовали за его отказ от принятия магометанства. Однако, это несправедливо, ибо по Записи в «Степенной книге», князь говорит: «не достоит последовати обычаям идолослужения». Сам же Карамзин так описывает религиозные взгляды татар того времени: «Что касается до их Закона, то они веруют в Бога, Творца Вселенной, награждающего людей по их достоинству; но приносят жертвы идолам, сделанным из войлока или шелковой ткани, считая их покровителями скота; обожают (наделяют качествами Бога - авт.) солнце, огонь, луну, называя оную великою царицею, и преклоняют колена, обращаясь лицом к югу; славятся терпимостию и не проповедуют Веры своей; однако ж принуждают иногда христиан следовать обычаям могольским... Не ведая правил истинной добродетели, они вместо законов имеют какие-то предания и считают за грех бросить в огонь ножик, опереться на хлыст, умертвить птенца, вылить молоко на землю, выплюнуть из рта пищу; но убивать людей и разорять государства кажется им дозволенною забавою. О жизни вечной не умеют сказать ничего ясного, а думают, что они и там будут есть, пить, заниматься скотоводством и проч.».
Современные исследователи, занимающиеся историей Золотой Орды, утверждают, что ислам стал влиять на нравственность татаро-монголов лишь в XIV веке. «Переломным моментом в истории правового развития государства и права Золотой Орды стало принятие ислама в качестве государственной религии. Монгольские правители отличались веротерпимостью и, в общем-то, одинаково относились к представителям различных конфессий. Первым мусульманским правителем Орды стал Беркай (1257-1266), но его вероисповедание не отразилось ни на отношении к другим религиям в Золотой Орде и вассальных ей государствах, ни на ее праве: оно по-прежнему основывалось на Ясе Чингисхана и постановлениях (в первую очередь - ярлыках) великих ханов. Официальное обращение Орды в ислам происходит в первой четверти XIV века при хане Узбеке (1313-1342), который пришел к власти при помощи мусульманского духовенства и жестоко расправился со всей ордынской верхушкой, отказавшейся принять мусульманство».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обыкновенная клевета чиновника, пытающегося помимо определенных податей взыскать с людей еще и в свою пользу, вдруг по простому капризу хана превратилась в мученический акт исповедания за Христа.
Наиболее вероятным представляется такое развитие событий: один из баскаков, помимо собирания законной дани, занимался еще и вымогательствами в свою пользу, отличаясь при этом особой жестокостью. Вероятно, князь поначалу увещевал его, что так недостойно поступать не только по закону христианскому, но даже по вере языческой. Когда же тот не прекратил свои злодеяния и насилия, пригрозил, что доложит об этом хану. Тогда баскак решил упредить князя и донес хану, будто рязанский князь «поносит великого царя». Добавление в поздних источниках «и его веру» можно с полной уверенностью причислить к позднейшим вставкам, ибо, как было упомянуто, татары отличались полной веротерпимостью.
Нашлись в Орде, по выражению летописца, «злодеивые люди», которые подтверждали слова баскака. Царь поверил клевете, неистово разгневался на дерзновенного князя и приказал ему немедленно явиться в Орду.
Кроткий князь Роман спокойно выслушал печальную весть. Он предчувствовал, что ожидает его в Орде, но с преданностию воле Божией спокойно распределил сыновьям уделы: старшему сыну Феодору назначил престол в Рязани, второго - Ярослава определил в Пронск, Константин остался при старшем брате и матери. Благословив детей и дав им наставление следовать в жизни божественным правилам: жить в любви, братском согласии и полном послушании матери, князь, напутствуемый слезами всех жителей Рязани, без надежды на возвращение оставил свою столицу.
Явившись в Орду, святой Роман представился хану Мету Темиру.
- Нечестивец, - грозно воскликнул Темир, когда Роман окончил свое приветствие, - знаешь ли ты, зачем представили тебя пред мои светлые очи?
- Скажи, хан, - и буду знать.
- Вот на тебя донесли мне, что nы оскорбитель моей пресветлой чести!
- Это клевета, хан!
- Улика налицо: ты говорил оскорбительные речи против меня вот при этих свидетелях.
- Правда ли, что князь рязанский порицал мою честь? - сурово спросил Темир стоявших в отдалении доносчиков.
- Правда! правда! да! да! порицал, - заревели клеветники.
- Я бы желал, - лукаво сказал Темир, обращаясь к князю, - чтобы ты оправдал себя предо мною.
- Великий повелитель пародов! Еще не родился тот человек, который бы умел защитить свою невинность против наглой клеветы и злобы. Но Всеведущий знает и видит, виновен ли я. Впрочем, время, хан, покажет, покорный ли я тебе данник или только дерзкий хульник твоего величества.
Тогда ненавистник рода человеческого вложил в сердце хана жестокую шутку. - Но я бы хотел, князь, чтобы ты теперь же доказал свою покорность мне. Вот мое повеление: преклони с благоговением колена пред этими богами, и он указал рукой на стоявших неподалеку идолов.
С презрением слушал св. Роман безумные слова Темира. - Что ж молчишь, князь Рязанский? Повинуешься ли моей воле? Ответ твой должен решить твою судьбу.
Святой Роман с христианским воодушевлением отвечал:
- Подобает повиноватися Богу паче, нежели человеком. Царствующий на небесах и управляющий судьбами престолов, Тот, Им же царие царствуют и сильнии пишут правду, за грехи наши покорит нас чуждому игу. С терпением и верою мы повинуемся святой Его воле, доколе угодно будет Ему освободить нас от сего ига. Мы, по первому слову твоему, готовы идти в столицу твою Сарай и нести тебе золото и дары. Но знай, хан, что христианский князь никогда не принесет тебе в дар своей совести и веры, не достоит последовати обычаям идолослужения.
- Презритель царского величия и святыни! Знаешь ли ты, что за эти безумные речи ожидают тебя лишение княжеского престола, темница, пытки, ссылка, смерть?
- Грози, если можешь, чем-нибудь другим, а эти угрозы не страшны для меня. Ты лишишь меня престола - я получу венец правды. Ты заключишь меня в темницу? Заключай! Господь «изведет из темницы душу мою» (Пс. 141, 8). Ты повелишь терзать мое тело пытками и мучениями? Терзай! Тело мое меньше представит пищи для червей. Ты грозишь мне ссылкою, смертью? Ссылай! «Господня земля и исполнение ея» (Пс. 23, I). Умерщвляй! Это скорее доставит мне радость предстать лицу Христа, моего Бога, к Коему давно стремится душа моя. Нет, хан, грози чем-ни-будь большим, а эта угроза не страшна дм меня.
Как разъяренный зверь, Темир вскочил со своего места: глаза его сверкали, лицо пылало, губы дрожали, гнев кипел в сердце до того, что он не мог говорить. Он еще никогда не слышал таких смелых речей и не воображал, чтобы кто-нибудь мог так говорить «повелителю народов».
- Кровь! Одна кровь может смыть такое оскорбление! - завопил, наконец, рассвирепевший хан.
- Нечестивец! На смерть его! На смерть Романа!
Князь хотел еще говорить, но вышли жестокие исполнители неправды хана; им Тимур и предал князя па мучение. Они повлекли его вон и стали принуждать поклониться идолам. Исповедник Христов, князь Роман нисколько не убоялся страшных угроз. Святое чувство оскорбленного христианина воспламенило сердце князя, и он с дерзновением высказал то, что хотел сказать хану: «Не достоит православным христианам оставити истинного Бога, непорочную веру Православную, принимать веру бесерменскую поганую и последовати обычаям бесовской прелести, богомерзкого идолослужения сквернавия и гнусной вашей веры, ее же не токмо не принимаю, но и оплевываю и проклинаю!» Татары пылали яростью и скрежетали зубами на святого и, видя непреклонность его, зверски бросились на него, схватили и начали безжалостно истязать. «Христианин есмь, - восклицал князь, осыпаемый ударами, - воистину свята есть вера христианская; ваша же вера татарская погана есть и мерзка».
Он хотел, было, еще говорить, но ему заткнули рот платком и, наложив цепи, бросили в темницу. В душном подземелье, связанный по рукам и ногам, святой Роман слабел телом, но мужал духом. Преданность Промыслу Божию подкрепляла страдальца и вливала новые силы для перенесения наступающих мучений. Вдохновенные псалмы царя Давида проливали сладостное утешение в сердце. Князь предчувствовал, что ожидает его, чувствовал и молился... Темир уже дал приказ татарам умертвить его самым ужасным образом.
Святой Роман молился, когда вошли исполнители казни в сопровождении помощников злодеяния, с орудиями мучения в руках, с жаждою крови в сердце...
- Нечестивец, презритель царского величия, - страшно заревели татары, - сын неба, великий обладатель вселенной, пресветлый Темир наш прислал тебе милость...
И с сими словами бросились на князя, схватил его с хохотом и ругательствами, вытащили из темницы и повлекли на место казни: посыпались насмешки, брань, удары... Князь был спокоен...
Проникнутый благоговейной покорностью Промыслу Божию, христианским смирением и верою во Христа Спасителя, исповедник Христов не страшился умереть за Него.
На месте казни святой Роман в последний раз хотел испытать силу слова над варварами. Кроткой речью начал укорять их в суеверии и жестокости, хваля Христианский закон, грозил гневом небес... Нечестивые слышать не могли исповедания веры Христовой, укоризны и обличения...
Страстотерпцу Роману отрезали язык и бросили в сторону. Не уменьшилась бодрость духа страдальца. С великим напряжением возвысил он свой голос, изъявляя татарам презрение и укоряя их в заблуждении... Рассвирепели татары и, чтобы избавиться от укоризн князя, христоисповедные уста его заткнули платком...
Лишенный возможности говорить, мученик взором обличал мучителей... Ему вырезали глаза... После этого начали терзать святого Романа, как лютые звери. Бесчеловечие их не пощадило ни одного члена мученика... Его резали по суставам. Сначала отрубили пальцы рук и бросили их в сторону. Обрезали потом уши и уста... Затем отсекли руки и ноги и все это опять побросали в сторону.
Остался один обрубленный, обезображенный торс, но еще с искрою жизни. Кровавое зрелище завершилось ужаснейшим злодеянием: татары содрали кожу с головы и отрубили ее, воткнули на копье и выставили напоказ народу. В таких ужасных страданиях святой Роман окончил свою жизнь! Не подобна ли эта смерть мученическим кончинам христиан первых трех веков? День мученической кончины князя остался незабвенным для потомков: это было 19 июля 1270 года. Церковь тогда же признала его в лике святых мучеников и совершает память его гд июля, называя «святым благоверным князем»10.
Предание говорит, что драгоценные останки тела мученика слугами тайно принесены были на родину в Рязань (Старую) и там преданы земле с должной честью.
Современники вписали имя святого Романа в свои летописи, хранили память его страданий, как заветную святыню, назвали его новым мучеником, блаженным князем, страданиями купившим себе Царство Небесное, почитали наравне с благоверными князьями Борисом и Глебом, святым Михаилом, князем Черниговским, и боярином его Феодором и по страданиям уподобляли его святому Иакову Персидскому.
Собор Святителей под председательством митрополита Макария в 1547 году, устанавливая празднество в честь новых святых, не вписал имени святого Романа, как и Черниговского князя Михаила с боярином Феодором, в число тех, которым до того не было никакого празднества. Имя святого Романа уже давно писалось в святцах и месяцесловах.
Благоговея к памяти святого страстотерпца князя Романа Олеговича Рязанского, предки наши оставили нам драгоценное описание наружного его вида для изображения на иконе. Святой Роман описывается «возрастом млад, подобием рус; власы у него коротки, кудреваты и с ушей мало повились тонкими косицами. Одежда княжеская: шуба соболья надета на плечах, в распах до полу; приволока бархатная - багряная в кругах. Правая рука молебна; в левой держит град, - а в нём церковь». Таким образом, и внешний вид святого князя Романа соответствовал его внутренней красоте. В «Подлиннике иконописном» под 19 июля - днем памяти святого Романа, написано: «В той же день святаго Благовернаго князя Романа, средний, брада доле Козмины, ризы преподобническия».
Господь не раз являл потомкам знамение великого предстательства святого Благоверного князя Романа Рязанского. В годину нашествия французов в 1812 году первую победу над ними русские одержали при Клястицах в день памяти святого Романа Рязанского 19-го июля (по ст. ст.). В память этого славного события повелели написать икону святого Романа Олеговича в храме Христа Спасителя в Москве.
В 1854 году, во время разгара Крымской войны России с коалицией Франции, Османской империи, Великобритании и Сардинии за господство на Балканах, в бассейне Черного моря, на Кавказе и Дальневосточном побережье 1853-1856), составилось народное ополчение от каждой области. Четырнадцать крестоносных знамен для Рязанского ополчения при благоговейном молении были освящены и вручены святителем Гавриилом Рязанским начальнику ополчения 19-го июля, в день памяти святого Романа.
Не явное ли знамение его святого покровительства этому народному ополчению, когда, по прошествии года, защитники Отечества возвратились именно ко дню памяти святого князя Романа?
Первого июля 1854 года те победные знамена торжественно внесены были в собор, где святитель Гавриил, по совершении Божественной литургии и благодарственного молебна Господу, принял их от начальника народного ополчения, передал священнослужителям, которые потом поставили их на уготованное место для хранения на память потомству.
В память этого события с 1854 года святитель Гавриил Рязанский повелел в крестных ходах совершать молебное пение святому Роману как защитнику земли Рязанской, вместе со Святителем Василием, первым епископом Переяславля Рязанского (нынешней Рязани).
Вера и усердие к святому князю Великомученику Роману украсили храмы его святыми изображениями на иконах. Первая икона была написана рязанским иконописцем Николаем Васильевичем Шумовым и поставлена в иконостасе придела во имя Трех святителей в семинарской Владимирской церкви.
Блаженной памяти архиепископ Рязанский Смарагд (Крыжановский) с особенным вниманием принял жертву господина Мокия Панова, ктитора Спасо-Ярской церкви, - вторую икону святого Романа. Сам освятил её в Крестовой церкви Архиерейского дома в кремле, при пении составленных им тропаря и кондака святому князю Роману. И при этом сказал предстоящему народу: «Эта икона святого Романа, князя Рязанского. Молитесь ему. Он был хозяин земли Рязанской. Он заступник и молитвенник наш и ныне». На задней стороне иконы написано: «Лета 1859 июня дня в благополучное царствование Императора Александра Николаевича II при Высокопреосвященнейшем архиепископе Рязанском Смарагде, написана сия икона св. Великомученика, Благоверного князя Рязанского Романа Ольговича по усердию и особенной вере к св. Великомученику купца Мокия Панова, в Рязанский Кафедральный собор, с тем, чтобы сия святая Икона носима была во всех крестных ходах и по усердию в дома. Написана в граде в Рязани художником Императорской Академии Николаем Шумовым».
Протекло около 6оо лет со времени мученической кончины святого благоверного князя Романа, но во всей Рязанской епархии ещё не было сооружено в честь него ни одного храма. Первый храм святого Романа устроен был архиепископом Смарагдом в загородной даче Архиерейского дома на Новопавловке, в память прибытия его на Рязанскую кафедру 19 июля 1858 года.
20 сентября 1861 года архиепископ Смарагд в воспоминание 50-летнего служения своего в священном сане освятил этот храм. В своём слове на этот случай владыка Смарагд представил величие страданий святого Романа за Христа и обратился с благоговейной молитвой к святому князю, прося его «призреть на храм сей» - первый во имя его и принять под своё высокое покровительство смиренного храмоздателя и всех рязанских жителей. Так, благодаря владыке Рязанскому Смарагду, воздано страстотерпцу Христову прославление в Церкви Рязанской.
В письме одной из дочерей известного иконописца, Зиновии Шумовой, говорится: «Вскоре после устройства храма во имя святого князя Романа в Павловой роще семья художника Шумова испытала на себе действие молитв этого мученика. В апреле 1864 года в этой семье родилась дочь и со дня рождения все время была больна. Доктор ездил постоянно и, наконец, объявил, что нет более средств к её излечению. Тогда художник Шумов молитвенно в простоте сердца сказал: «Князь Роман! Я устроил и украсил твой храм - исцели мою дочь!». Это было как раз 19 июля, в день памяти святого Великомученика Романа. И в тот же день у доктора нашлось новое средство - его применили, девочка поправилась, выросла и здравствует до сих пор».
Священник Иоанн Добролюбов в 1884 году в «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии» в статье об Архиерейском доме писал: «Кроме того, к архиерейскому дому принадлежит загородная Новопавловская дача, где находится дер. дом для летнего пребывания Рязанских владык с церковью во имя св. Романа кн. Рязанского, устроенный Рязанским арх. Смарагдом на сумму, собранную частию с духовенства Рязанской епархии, а частию из других источников. Земли под постройками находится в длину 27 саж., а в ширину 6 саж., под садом и огородом, лугами и лесом 22 дес. 140-0 кв. саж.».
В клировых ведомостях за 1915 год, к сожалению, мы уже не находим каких-либо сведений о храме во имя святого Романа Рязанского. В документах имеется приписка, что несколько лет тому назад загородный дом сгорел. Действительно, несколько пожаров в начале XX века нанесли большой урон даче и храму. Первый пожар случился 21 октября 1902 года.
Как свидетельствуют архивные документы, последний загородный архиерейский дом пытались восстановить. Так в 1903 году, накануне дня памяти святого мученика Романа Рязанского Правлению Рязанского Архиерейского дома разрешено было приступить к постройке нового деревянного флигеля на старом каменном фундаменте, а в фонде Рязанской духовной консистории сохранились «Сметы на возведение архиерейского дома за 1904 год», а также дела о ремонте церковных построек вплоть до 1909 года в селе Новопавловском Рязанского уезда.
Между прочих документов имеется Императорский указ, согласно которому был составлен проект дома и храма при нём в Новопавловской даче губернским архитектором Цеханским.
В 1905 году был представлен проект иконостаса для этого храма и заявление мастера иконостасных работ купца Ивана Андреевича Хренова о цене за работы.
Известно, что много доброхотов жертвовало свои средства на восстановление храма во имя святого Романа Рязанского.
Так в 1906 году егорьевский купец Бардыгин надарил утварь для храма, купец М.И. Рождественский жертвовал железо для кровли, шумен Макар неоднократно служивший в этом храме, - 100 рублей. Причт села Зимарова, где находилась чудотворная "Зимаровская» икона Божией Матери, узнав о случившейся беде, послал 150 рублей на восстановление иконостаса. Трудно перечислить всех тех, кто желал восстановить храм в память князя-мученика Романа. Загородная дача архиереев должна была быть местом молитвенного уединения и просто отдыха. Сохранился проект беседки и служб при архиерейском летнем доме за 1908 год: он дает некоторое представление о том, что предполагалось воплотить в жизнь. К тому времени храм уже был восстановлен. Пожертвованные колокола, люстра и хоругви уже находились в нём, а напрестольные принадлежности - у эконома. Рязанской строительной комиссии было предписано составить подробный отчет по возведению дачных и церковных построек, а также составить опись всем постройкам и предметам. Однако случилось непредвиденное: 10 сентября 1909 года на даче вновь произошел пожар.
Акт, который был составлен членами специальной комиссии, гласил, что фундамент деревянного дома был разрушен пожаром почти до основания, а кровельное железо «легко пробивается палкой». Практически в пожаре ничего не уцелело, однако попытки возродить строения ещё предпринимались, хотя и слабые. Уже шёл 1910 год.
Возможно, что, не надеясь на восстановление храма во имя святого Романа Рязанского в Новопавловской даче, в 1916 году было решено при распространении семинарского Владимирского храма в городе Рязани четвертый престол в пристройке освятить в честь Великомученика Роман Рязанского и Преподобного Серафима Саровского.
Хотя многие историки-краеведы считали, что Владимирскому храму при перестройке был нанесён существенный ущерб, но справедливость всё же была восстановлена - имя Великомученика Благоверного князя Романа Рязанского не было забыто благодарными потомками. К сожалению, этот храм не сохранился до наших дней.
В настоящее время в Борисо-Глебском соборе имеется приставной престол, освященный в честь святого Благоверного князя Романа Рязанского и Преподобного Серафима Саровского. Освятил его по благословению преосвященного Бориса (Скворцова), епископа Рязанского и Касимовского, архимандрит Авель (Македонов).

Тропарь
Великомученику Благоверному князю Роману, Рязанскому, глас 1:

Мученьми странноужасными/
и доблестию терпения/
всех преудивил еси, княже Романе:/
честных бо членов твоих по составом резание/
и всего телесе твоего раздробление/
претерпел еси за веру Христову./
Темже и возшел еси к Престолу Царя Христа Бога/
и явился еси новый предстатель Церкве Рязанский./
Молися убо ко Господу,/
да мир и благоденствие дарует граду нашему,/
и испроси у Него милость и спасение/
чтущим священную память твою, многострадальна.

Кондак
Великомученику Благоверному князю Роману, Рязанскому, глас 2:

Оклеветанный пред ханом в хулении зловерия его,/
дерзновенно предстал еси судищу нечестивому;/
убоявся же Страшнаго Суда Христова,/
ханское повеление и страх поплевал еси, святый Романе./
Телом, яко розга, режемый,/
в страданиих уподобился еси Иакову Персянину/
и явился еси великомученик изрядный,/
столп и утверждение Церкви Рязанстей,/
заступник и воевода Российский преславный.

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, зашищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.

Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: "Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную христианскую веру".

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.

Иконописный подлинник

Россия. XX.

Св. Роман. Икона. Россия. XX в.

Россия. 1814.

Руссие святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 8. Музей СпбДА, табл. 63. Ретушировано.

Крат-кое жи-тие му-че-ни-ка бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на Рязанского

Свя-той бла-го-вер-ный князь Ро-ман Оле-го-вич Ря-зан-ский был из ро-да кня-зей, ко-то-рые во вре-мя та-тар-ско-го ига про-сла-ви-лись как за-щит-ни-ки хри-сти-ан-ской ве-ры и Оте-че-ства. Оба его де-да умер-ли за От-чиз-ну в бит-ве с Ба-ты-ем. Вос-пи-тан-ный в люб-ви к свя-той ве-ре (князь жил в сле-зах и мо-лит-вах) и сво-ей Ро-дине, князь все-ми си-ла-ми за-бо-тил-ся о ра-зо-рен-ных и угне-тен-ных под-дан-ных, за-ши-щал их от на-си-лий и гра-бе-жей хан-ских бас-ка-ков (сбор-щи-ков по-да-тей). Бас-ка-ки воз-не-на-ви-де-ли свя-то-го и окле-ве-та-ли его пе-ред та-тар-ским ха-ном Мен-гу-Ти-му-ром. Ро-ман Оле-го-вич был вы-зван в Ор-ду, где хан Мен-гу-Ти-мур объ-явил, что он дол-жен вы-брать од-но из двух: или му-че-ни-че-скую смерть, или та-тар-скую ве-ру. Бла-го-вер-ный князь от-ве-чал, что хри-сти-а-нин не мо-жет из-ме-нить ис-тин-ную ве-ру на лож-ную. За свою твер-дость в ис-по-ве-да-нии ве-ры он был под-верг-нут же-сто-ким ис-тя-за-ни-ям: ему от-ре-за-ли язык, вы-ко-ло-ли гла-за, об-ре-за-ли уши и гу-бы, от-сек-ли ру-ки и но-ги, со-дра-ли с го-ло-вы ко-жу и, от-ру-бив го-ло-ву, на-са-ди-ли ее на ко-пье. Это про-изо-шло в 1270 го-ду.

По-чи-та-ние кня-зя-му-че-ни-ка на-ча-лось сра-зу же по его смер-ти. Ле-то-пись го-во-рит о свя-том: "Ку-пи се-бе стра-стию Цар-ствие Небес-ное и ве-нец при-ят от ру-ки Гос-под-ней со срод-ни-ком сво-им, ве-ли-ким кня-зем Чер-ни-гов-ским Ми-ха-и-лом Все-во-ло-до-ви-чем, по-стра-дав-ши по Хри-сте за пра-во-слав-ную хри-сти-ан-скую ве-ру".

С 1854 го-да со-вер-ша-ет-ся в Ря-за-ни крест-ный ход и мо-ле-бен в день па-мя-ти свя-то-го Ро-ма-на. В 1861 го-ду в Ря-за-ни освя-щен храм в честь бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на.

Пол-ное жи-тие му-че-ни-ка бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на Рязанского

Свя-той бла-го-вер-ный князь Ро-ман Оле-го-вич Ря-зан-ский (в ми-ру Яро-слав) ро-дил-ся неза-дол-го до на-ше-ствия та-тар на Рус-скую зем-лю, в 1237 го-ду. Он про-ис-хо-дил из доб-лест-но-го ро-да ря-зан-ских кня-зей, за-бо-тив-ших-ся о ве-ре и бла-го-че-стии. Ро-до-на-чаль-ник ро-да, пра-внук свя-то-го рав-ноап-о-столь-но-го ве-ли-ко-го кня-зя Вла-ди-ми-ра, князь Яро-слав-Кон-стан-тин и его де-ти кня-зья Ми-ха-ил и Фе-о-дор (па-мять 21 мая/3 июня) про-сла-ви-лись свя-то-стью жиз-ни. Внук Кон-стан-ти-на, Вла-ди-мир Свя-то-сла-вич, был при-ме-ром бес-ко-ры-стия и са-мо-от-вер-же-ния, свя-той му-ром-ский чу-до-тво-рец Петр († 1228; па-мять 25 июня/8 июля) так-же был вну-ком Кон-стан-ти-на. Дед свя-то-го кня-зя Ро-ма-на князь Олег ос-но-вал Оль-гов Успен-ский мо-на-стырь неда-ле-ко от Ря-за-ни. Два де-да - кня-зья Юрий и Олег Иго-ре-ви-чи - по-гиб-ли в 1237 го-ду за ве-ру и оте-че-ство в бит-ве с Ба-ты-ем. Свя-той князь Ро-ман ум-но-жил доб-ро-де-те-ли сво-их пред-ков, про-сла-вив Ря-зан-скую зем-лю по-дви-гом ис-по-вед-ни-че-ства.

Дет-ство и юность свя-то-го кня-зя Ро-ма-на при-шлись на са-мый пер-вый пе-ри-од мон-го-ло-та-тар-ско-го ига и это ос-та-ви-ло от-пе-ча-ток на судь-бе свя-то-го кня-зя Ро-ма-на, как и ты-сяч его совре-мен-ни-ков. Он ли-шил-ся так-же и ро-ди-те-лей. Об от-це свя-то-го кня-зе Оле-ге Иго-ре-ви-че из-вест-но, что он был взят Ба-ты-ем в плен и вер-нул-ся на ро-ди-ну в 1252 го-ду. Неиз-вест-но, как уце-лел от та-тар юный князь Ро-ман. Су-ще-ству-ет пред-по-ло-же-ние, что он был уве-зен епи-ско-пом Ря-зан-ским и Му-ром-ским Ев-фро-си-ном Свя-то-гор-цем в Му-ром.

Ли-шен-ный род-ных и кро-ва, свя-той князь Ро-ман с юно-сти шел к ис-по-вед-ни-чес-ко-му по-дви-гу пу-тем скор-бей и стра-да-ний. Вос-пи-та-ние его бы-ло, по бла-го-че-сти-во-му рус-ско-му обы-чаю, цер-ков-ное. На-ча-ло пре-муд-ро-сти - страх Бо-жий - по-ла-га-лось в ос-но-ва-ние жиз-ни через чте-ние Свя-щен-но-го Пи-са-ния. Крот-кий князь с юно-сти пла-ме-нел лю-бо-вью ко Хри-сту и утвер-ждал-ся в пра-во-слав-ной ве-ре. Бла-го-че-стие и тер-пе-ние, лю-бовь к от-чизне и со-вер-шен-ная пре-дан-ность во-ле Бо-жи-ей от-ли-чи-ли бу-ду-ще-го стра-сто-терп-ца и ис-по-вед-ни-ка.

Ко-гда отец вер-нул-ся из та-тар-ско-го пле-на, бла-го-вер-ный князь был уже се-мей-ным че-ло-ве-ком. Его су-пру-га кня-ги-ня Ана-ста-сия про-ис-хо-ди-ла из ро-да ве-ли-ко-го кня-зя ки-ев-ско-го и от-ли-ча-лась ис-крен-ней ве-рой и бла-го-тво-ри-тель-но-стью. Трое сы-но-вей - кня-жи-чи Фе-о-дор, Яро-слав и Кон-стан-тин - вос-пи-ты-ва-лись в бла-го-че-стии и стра-хе Бо-жи-ем.

20 мар-та 1258 го-да, по-сле кон-чи-ны от-ца кня-зя Оле-га, пе-ред смер-тью при-няв-ше-го мо-на-ше-ский по-стриг, бла-го-вер-ный князь Ро-ман всту-пил на пре-стол об-шир-но-го Ря-зан-ско-го кня-же-ства, ко-то-рое в то вре-мя мед-лен-но оправ-ля-лось от та-тар-ско-го по-гро-ма. Свя-той князь Ро-ман при-нял управ-ле-ние кня-же-ством с од-ной на-деж-дой на Про-мысл Бо-жий и в про-дол-же-ние две-на-дца-ти тя-же-лей-ших лет сво-е-го кня-же-ния су-мел со-хра-нить Ря-зан-ские зем-ли от но-вых ра-зо-ре-ний. Бла-го-вер-ный князь со сле-за-ми мо-лил-ся о сво-ей ро-дине и ста-рал-ся об-лег-чить участь ра-зо-рен-но-го на-ро-да. Сло-вом и при-ме-ром сво-ей жиз-ни он вну-шал окру-жав-шим лю-бовь к род-ной зем-ле и Свя-той Церк-ви. Та-тар-ские сбор-щи-ки да-ни (бас-ка-ки) зло-би-лись на свя-то-го кня-зя, так как он по-сто-ян-но удер-жи-вал их от на-си-лий и за-сту-пал-ся за оби-жен-ных. Од-на-жды один из бас-ка-ков до-нес ха-ну Мен-гу-Те-ми-ру, что бла-го-вер-ный князь Ро-ман ху-лит ха-на и по-но-сит его язы-че-скую ве-ру. На-шлись лю-ди, ко-то-рые под-твер-ди-ли кле-ве-ту, и хан вы-звал свя-то-го в Орд-у на суд.

Спо-кой-но вы-слу-шал пе-чаль-ную весть крот-кий князь и стал со-би-рать-ся в Ор-ду, к го-ре-сти се-мей-ства и всех жи-те-лей Ря-за-ни, ис-крен-но его лю-бив-ших.

От-прав-ля-ясь к ха-ну, бла-го-вер-ный князь Ро-ман рас-пре-де-лил меж-ду сы-но-вья-ми уде-лы сво-е-го кня-же-ства и при-ча-стил-ся Свя-тых Хри-сто-вых Та-ин. В Ор-де свя-той князь, по сло-ву ле-то-пис-ца, в кле-ве-те «оправ-дал-ся, но бас-как на-у-сти мно-ги от кня-зей та-тар-ских, и они на-ча-ша ну-ди-ти его к ве-ре их». И по по-ве-ле-нию ха-на бла-го-вер-ный князь дол-жен был для сво-е-го оправ-да-ния при-нять ве-ру их. В по-ры-ве бла-го-че-сти-во-го него-до-ва-ния и люб-ви к ве-ре Хри-сто-вой «он же гла-го-ла к ним: “Не до-сто-ит пра-во-слав-ным хри-сти-а-ном, оста-вя ве-ру свою пра-во-слав-ную, прии-ма-ти ве-ру ба-сур-ман-скую”. То-гда на-ча-ша его би-ти. Он же гла-го-ла-ша: “Хрис-ти-а-нин есть, и во-ис-ти-ну, хри-сти-ан-ская ве-ра свя-та, а ва-ша та-тар-ская ве-ра по-га-на есть”». Та-та-ры пы-ла-ли яро-стью и скре-же-та-ли зу-ба-ми на свя-то-го, но, ви-дя непре-клон-ность, устре-ми-лись на него и на-ча-ли бить неми-ло-сти-во. «Хрис-ти-а-нин есть, - вос-кли-цал князь, осы-па-е-мый уда-ра-ми, - и свя-та во-ис-ти-ну ве-ра хри-сти-ан-ская!» Он хо-тел еще го-во-рить, но ему за-ткну-ли рот и, за-ко-вав це-пя-ми, бро-си-ли в тем-ни-цу. В душ-ном под-зе-ме-лье, свя-зан-ный по ру-кам и но-гам, св. князь Ро-ман осла-бе-вал те-лом, но укреп-лял-ся ду-хом. По-кор-ность Про-мыс-лу Бо-жию, быв-шая од-ной из ос-нов-ных доб-ро-де-те-лей его жиз-ни, под-дер-жи-ва-ла стра-даль-ца и вли-ва-ла в него но-вые си-лы для пе-ре-не-се-ния на-сту-пив-ших му-че-ний. Князь пред-чув-ство-вал, что его ожи-да-ет, и толь-ко мо-лил-ся. Жре-бий его уже был ре-шен ха-ном: он дал та-та-рам по-ве-ле-ние умерт-вить бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на. С же-сто-ки-ми ру-га-тель-ства-ми из-влек-ли му-че-ни-ка из тем-ни-цы и по-ве-ли на ме-сто каз-ни. Князь спо-кой-но шел на му-че-ние; на ли-це его от-ра-жа-лось чув-ство хри-сти-ан-ско-го сми-ре-ния и ду-шев-но-го спо-кой-ствия, ко-то-рые да-ют-ся в удел немно-гим, очи-стив-шим-ся в гор-ни-ле ис-ку-ше-ний. Ис-по-вед-ник Хри-стов не стра-шил-ся уме-реть за Него, но не знал, что ожи-да-ет его ужас-ней-шая из смер-тей - смерть мед-лен-ная. При-шед-ши на ме-сто каз-ни, свя-той в по-след-ний раз ре-шил ис-пы-тать си-лу сво-е-го сло-ва над вар-ва-ра-ми и на-чал уко-рять их в суе-ве-рии и же-сто-ко-сти, гро-зил им гне-вом Бо-жи-им. Ему от-ре-за-ли язык, а за-тем пре-да-ли страш-ным му-кам: вы-ко-ло-ли гла-за, об-ре-за-ли гу-бы. Бес-че-ло-ве-чие му-чи-те-лей не по-ща-ди-ло ни од-но-го чле-на стра-даль-ца, св. страс-то-терп-ца ру-би-ли по ча-стям: сна-ча-ла от-ня-ли пер-сты рук и ног, по-том от-сек-ли ру-ки и но-ги. «И яко оста-ся труп един, они же одра-ша ко-жу от гла-вы его и ко-пие во-з-о-ткну-ша».

Та-кие стра-да-ния пре-тер-пел в Ор-де доб-лест-ный князь Ря-зан-ский Ро-ман Оле-го-вич в 19-й день ме-ся-ца июля 1270 го-да. Пре-да-ние гла-сит, что свя-тые мо-щи му-че-ни-ка Ро-ма-на Ря-зан-ско-го бы-ли тай-но пе-ре-не-се-ны в Ря-зань и там с бла-го-го-ве-ни-ем пред-аны зем-ле. Ме-сто по-гре-бе-ния оста-лось неиз-вест-ным. Цер-ков-ное по-чи-та-ние бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на в ли-ке свя-тых на-ча-лось сра-зу же по-сле его му-че-ни-че-ской кон-чи-ны. Совре-мен-ни-ки на-зы-ва-ли его но-вым му-че-ни-ком и срав-ни-ва-ли с ве-ли-ко-му-че-ни-ком Иа-ко-вом Пер-ся-ни-ном († 421; па-мять 27 но-яб-ря/10 де-каб-ря). Ле-то-пись го-во-рит о свя-том: «Ку-пи се-бе стра-стию Цар-ствие Небес-ное и ве-нец при-ят от ру-ки Гос-под-ней со срод-ни-ком сво-им, ве-ли-ким кня-зем Чер-ни-гов-ским Ми-ха-и-лом Все-во-ло-до-ви-чем, по-стра-дав-ши по Хри-сте за пра-во-слав-ную хри-сти-ан-скую ве-ру».

В 1812 го-ду, в день па-мя-ти бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на, рус-ские вой-ска одер-жа-ли первую по-бе-ду при Кля-сти-цах. В па-мять об этом на стене мос-ков-ско-го хра-ма в честь Хри-ста Спа-си-те-ля был на-пи-сан об-раз свя-то-го кня-зя Ро-ма-на. По пре-да-нию, на ико-нах бла-го-вер-ный князь изо-бра-жал-ся так: «Князь не ста-рых лет, с во-ло-са-ми ру-сы-ми, куд-ря-вы-ми, па-да-ю-щи-ми на пле-чи тон-кою вол-ною, в со-бо-льей шу-бе на пле-чах, в бар-хат-ной под-дев-ке; пра-вая ру-ка про-стер-та на мо-лит-ву, а ле-вая дер-жит го-род с цер-ко-вью».

С 1854 го-да со-вер-ша-ет-ся в Ря-за-ни крест-ный ход и мо-ле-бен в день па-мя-ти свя-то-го Ро-ма-на. В 1861 го-ду в Ря-за-ни освя-щен храм в честь бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на. В на-сто-я-щее вре-мя в глав-ном ал-та-ре ря-зан-ско-го ка-фед-раль-но-го Бо-ри-со-глеб-ско-го со-бо-ра есть пе-ре-нос-ной пре-стол, освя-щен-ный во имя свя-то-го бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на Ря-зан-ско-го. Во вре-мя Бо-же-ствен-ной ли-тур-гии в этом со-бо-ре на-ря-ду с хра-мо-вым и ря-до-вы-ми тро-па-ря-ми по-ет-ся тро-парь стра-сто-терп-цу Ро-ма-ну, муд-ро-му устро-и-те-лю Ря-зан-ской зем-ли, мо-лит-вен-ни-ку, ис-по-вед-ни-ку, за-щит-ни-ку пра-во-слав-ной ве-ры.

Молитвы

Тропарь мученику благоверному князю Роману Рязанскому

Муче́ньми странноужа́сными/ и до́блестию терпе́ния/ всех преудиви́л еси́, кня́же Рома́не:/ честны́х бо чле́нов твои́х по соста́вом ре́зание/ и всего́ телесе́ твоего́ раздробле́ние/ претерпе́л еси́ за ве́ру Христо́ву./ Те́мже и возше́л еси́ к Престо́лу Царя́ Христа́ Бо́га/ и яви́лся еси́ но́вый предста́тель Це́ркве Ряза́нския./ Моли́ся у́бо ко Го́споду,/ да мир и благоде́нствие да́рует гра́ду на́шему,/ и испроси́ у Него́ ми́лость и спасе́ние// чту́щим свяще́нную па́мять твою́, многострада́льне.

Перевод: Мучениями весьма страшными и доблестью терпения ты всех поразил, князь Роман, ибо ты претерпел за веру во Христа отрезание по частям досточтимых членов твоих и всего тела твоего рассечение. Потому поднялся ко Царя Христа Бога и стал новым покровителем Церкви Рязанской. Молись же ко Господу, да дарует городу нашему мир и благоденствие, и испроси у Него милость и спасение почитающим священную память твою, многострадальный.

Кондак мученику благоверному князю Роману Рязанскому

Оклеве́танный пред ха́ном в хуле́нии злове́рия его́,/ дерзнове́нно предста́л еси́ суди́щу нечести́вому;/ убоя́вся же Стра́шнаго Суда́ Христо́ва,/ ха́нское повеле́ние и страх поплева́л еси́, святы́й Рома́не./ Те́лом, я́ко розга́, ре́жемый,/ в страда́ниих уподо́бился еси́ Иа́кову Пе́рсянину/ и яви́лся еси́ великому́ченик изря́дный,/ столп и утвержде́ние Це́ркви Ряза́нстей,// засту́пник и воево́да Росси́йский пресла́вный.

Перевод: Оклеветанный перед ханом в том, что ты хулил его языческую веру, ты дерзновенно предстал беззаконному суду, убоявшись же Христова, ханский указ и угрозу ты презрел, святой Роман. Телом, как ветвь, разрезаемый, в мучениях ты стал подобен и стал особым великомучеником, столп и утверждение Церкви Рязанской, прославляемый защитник и военачальник Российский.

Молитва мученику благоверному князю Роману Рязанскому

Святы́й сла́вный великому́чениче, благове́рный кня́же Рома́не, покрови́телю и засту́пниче о́бласти Ряза́нския! Ве́руем и упова́ем, я́ко страда́нии и богоуго́дною жи́знию твое́ю стяжа́л еси́ ве́лию ми́лость и дерзнове́ние у Го́спода Бо́га и не забы́л еси́ достоя́ния твоего́ земна́го, оте́чества на́шего, в не́мже обурева́емы мы, раби́ твои́, мно́гими напа́стьми вра́жиими и страстьми́ жите́йскими. Те́мже мо́лим тя: моли́твами и предста́тельством твои́м умоли́ Го́спода Бо́га, да изба́вит нас от вся́ких бед и от всех враго́в, ви́димых и неви́димых. О, вели́кий уго́дниче Бо́жий! Вздохни́ о нас гре́шных ко Го́споду Бо́гу, да прости́т нам вся согреше́ния на́ша, да ниспосле́т нам благода́ть Всесвята́го Ду́ха, да преста́нем от вся́каго скверноде́йства и про́чее вре́мя живота́ на́шего во вся́ком благоче́стии и чистоте́ поживе́м и, та́ко благоугоди́вше Го́споду, сподо́бимся жи́зни вечноблаже́нныя, пою́ще и воспева́юще превели́кое милосе́рдие Бо́жие и твое́ ми́лостивое предстата́льство за нас у Престо́ла Бо́жия во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая мученику благоверному князю Роману Рязанскому

О, пресла́вный страстоте́рпче, вели́кий уго́дниче Бо́жий, принеси́ на́шу сле́зную моли́тву Го́споду Бо́гу на́шему, уми́лостиви Его́ к нам, гре́шным, да оты́мет от нас гнев свой пра́ведный и умири́т страну́ на́шу многострада́льную; да утверди́т благоде́нствие и тишину́, да низпосле́т нам изоби́лие плодо́в земны́х и да возбрани́т враго́м на́шим оби́ду твори́ти си́рым и безпо́мощным. Припа́дающе к ико́не твое́й, воспомина́ем с ве́рою страда́ния твоя́, за Христа́ претерпе́нная, и мо́лим тя: не оста́ви нас и испроси́ нам у Го́спода блага́я вре́менная и ве́чная, да сла́вим просла́вившаго тебе́ Бо́га во ве́ки. Ами́нь.

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, зашищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.
Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: "Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную христианскую веру".С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.

Еще о благоверном князе Романе на сайте Рязанской епархии.


ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ РОМАНА

РЯЗАНСКОГО

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей, заботившихся о вере и благочестии. Родоначальник рода, правнук святого равноапостольного великого князя Владимира, князь Ярослав-Константин и его дети князья Михаил и Феодор (память 21 мая/3 июня) прославились святостью жизни. Внук Констан-тина Владимир Святославич был примером бескорыстия и самоотвержения, святой Муромский чудотворец Петр (+1228; па-мять 25 июня/8 июля) также был внуком Константина. Дед святого князя Романа князь Олег основал Ольгов Успенский монастырь недалеко от Рязани. Два деда — князья Юрий и Олег Игоревичи — погибли в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем. Святой князь Роман умно-жил добродетели своих предков, прославив Рязанскую землю подвигом исповедничества.

Детство и юность святого князя Романа пришлись на самый первый период монголо-татарского ига и это ос-тавило отпечаток на судьбе святого князя Романа, как и тысяч его современников. Он лишился также и родите-лей. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно, что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Неизвестно, как уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен епископом Рязанским и Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.

Лишенный родных и крова, святой князь Роман с юности шел к исповедни-ческому подвигу путем скорбей и стра-даний. Воспитание его было, по бла-го-честивому русско-му обычаю, церковное. Начало премудрости — страх Божий — полагалось в основание жизни через чтение Священного Писания. Кроткий князь с юности пламе-нел любовью ко Христу и утверждался в православной вере. Благочестие и терпение, любовь к отчизне и совершенная преданность воле Божией отличили будущего страстотерпца и исповедника.

Когда отец вернулся из татарского плена, благоверный князь был уже се-мей-ным человеком. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней верой и благотворитель-ностью. Трое сыновей — княжичи Феодор, Ярослав и Константин — воспиты-вались в благочестии и страхе Божием.

20 марта 1258 года, после кончины отца князя Олега, перед смертью принявшего монашеский постриг, благоверный князь Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время медленно оправлялось от татарского погрома. Святой князь Роман принял управление княжеством
с одной надеждой на Промысл Божий и в продолжение двенадцати тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых разорений. Благоверный князь со слезами молился о своей родине и старался облегчить участь разоренного народа. Словом и примером совей жизни он внушал окружавшим любовь к родной земле и Святой Церкви. Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Одру на суд.

Спокойно выслушал печальную весть кроткий князь и стал собираться
в Орду, к горести семейства и всех жителей Рязани, искренно его любивших.

Отправляясь к хану, благоверный князь Роман распределил между сыновья-ми уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Таин. В Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их». И по повелению хана благоверный князь должен был для своего оправдания принять веру их. В порыве благочестивого негодования и любви к вере Христовой «он же глагола к ним: “Не достоит православным христианом, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую”. Тогда начаша его бити. Он же глаголаша: “Хрис-тианин есть, и воистину, христианская вера свята, а ваша татарская вера по-гана есть”». Татары пылали яростью и скрежетали зубами на святого, но, видя непреклонность устремились на него и начали бить немилостиво. «Хрис-тианин есть, — восклицал князь, осыпаемый ударами, — и свята воистину вера христианская!» Он хотел еще говорить, но ему заткнули рот и, заковав цепями, бросили в темницу. В душном подземелье, связан-ный по рукам и ногам, св. князь Роман ослабевал телом, но укреплялся духом. Покорность Промыслу Божию, бывшая одной из основных добродетелей его жиз-ни, под-держивала страдальца и вливала в него новые силы для перенесения насту-пивших мучений. Князь предчувствовал, что его ожидает, и только молился. Жре-бий его уже был решен ханом: он дал татарам повеление умертвить благо-верного князя Романа. С жестокими ругательствами извлекли мученика из темницы и повели на место казни. Князь спокойно шел на мучение; на лице его отражалось чувство христианского смирения и душевного спокойствия, ко-торые даются в удел немногим, очистившимся в горниле искушений. Испо-ведник Христов не страшил-ся умереть за Него, но не знал, что ожидает его ужаснейшая из смертей — смерть медленная. Пришедши на место казни, святой в последний раз решил испытать силу своего слова над варварами и начал укорять их в суеверии и жестокости, грозил им гневом Божиим. Ему отрезали язык, а затем предали страшным мукам: выкололи глаза, обрезали губы. Бесчеловечие мучителей не пощадило ни одного члена страдальца, св. страс-тотерпца рубили по частям: сначала отняли персты рук и ног, потом отсекли руки и ноги. «И яко остася труп един, они же одраша кожу от главы его и копие возоткнуша».

Такие страдания претерпел в Орде доблестный князь рязанский Роман Олегович в 19-й день месяца июля 1270 года. Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там
с бла-гоговением пред-аны земле. Место погребения осталось неизвестным. Цер-ковное почитание благо-верного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином (+421; память 27 ноября/10 декабря). Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».

В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одер-жали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа. По пре-данию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною,
в со-больей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа. В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисо-глебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благовер-ного князя Романа Рязанского. Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православ-ной веры.