Учитель биологии
МОУ СОШ с. Гатище
Цель урока: изучить научные и социально-экономические предпосылки
возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Задачи: 1) образовательная: рассмотреть предпосылки возникновения
теории Ч. Дарвина;
2) развивающая: продолжить формирование умений и навыков
самостоятельной работы, выделять главное, индивидуальная
работа с раздаточным материалом;
3) воспитательная: патриотическое воспитание – на примере работ
отечественных ученых в становлении теории эволюции.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: беседа, рассказ, работа с опорным конспектом,
с картой и раздаточным материалом.
Междисциплинарные связи: история, география, экология.
Внутридисциплинарные связи: зоология.
Обеспечение занятия: портрет Ч. Дарвина, географическая карта,
наглядный материал, раздаточный материал.
Оборудование: компьютер
Ход урока
I.Организационный момент.
Сообщение темы, цели занятия.
III . Изучение нового материала.
1). Социально-экономические предпосылки.
В разных областях биологии в первой четверти XIX века был накоплен огромный фактический материал, который нуждался в обобщении. Для этого обобщения нужны были новые подходы. Практика сельского хозяйства требовала создания теории, которая позволила бы развивать дальше методы селекционной работы. В это время Англия была одной из самых развитых капиталистических стран, с очень хорошо развитым сельским хозяйством, к тому же страной колониальной, что требовало изучения новых территорий. Поэтому в середине XIX века именно в Англии сложились условия для создания теории эволюции. Честь ее создания неоспоримо принадлежит Ч. Дарвину.
2). Научные предпосылки.
Задание. Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18-19, выпишите фамилии ученых и названия их трудов.
Развитие геологии и палеонтологии, благодаря чему осуществляется систематизация геологических слоев Земли.
Ч. Лайель («Основы геологии») заложил основы исторической
геологии с ее принципами актуализма и историзма .
Достижения в химии: Велер искусственно синтезировал мочевину.
Шлейден и Шванн создают клеточную теорию.
В России: работы Рулье и Бекетова.
Беседа: обсуждение результатов.
3). Основные этапы жизненного пути и путешествие Ч. Дарвина.
Рассказ учителя .
(Работа с картой . Учитель или учащийся показывает на карте маршрут, по которому шло путешествие. Демонстрирует изображения находок Дарвина.)
Рис. 1 Корабль «Бигль»
https://pandia.ru/text/79/117/images/image006_60.jpg" width="324" height="304 src=">
Рис.2 Маршрут экспедиции Рис.3 Скелеты ленивцев Южной Америки
(справа современный вид, слева –
ископаемый)
Ч. Дарвин () в юности верит в Библию, собирается стать сельским пастором и занимается зоологией как натуралист-любитель. В 22 года он на пять лет покидает Англию и в качестве натуралиста (без жалованья) отплывает в кругосветное путешествие на экспедиционном судне «Бигль» английского адмиралтейства. Целью его путешествия было составление гидрографических карт для Британского флота. Он обогнул земной шар, пройдя с юга вокруг Южной Америки, побывал в водах Австралии и Новой Зеландии, обогнул с юга Африку. Во время стоянок собирал ботанические, палеонтологические и зоологические коллекции , проводил геологические наблюдения.
«Путешествуя на корабле ее величества в качестве натуралиста, я был поражен некоторыми фактами, касавшимися распределения органических существ в Южной Америке, и геологическими отношениями между прежними и современными обитателями этого континента».
Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения. Находка ископаемых гигантских броненосцев - родственников ныне живущих форм - приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере различий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии.
Разнообразные виды вьюрков, которые отличались по размеру и строению клюва, но были очень похожи на материковый вид. Дарвин предположил, что когда-то птицы попали на острова с материка и видоизменились, приспособившись к разным источникам питания (твёрдые семена, фрукты, насекомые).
В Австралии учёного поразила удивительная древняя фауна: сумчатые и яйцекладущие млекопитающие, которые давно вымерли в других местах земного шара.
Путешествие сыграло определяющую роль в формировании научных взглядов Дарвина. Войдя на корабль сторонником неизменности живой природы, пять лет спустя при возвращении домой Дарвин был убеждён, что виды способны изменяться и давать начало другим видам.
Ч. Дарвин возвращается в Англию убежденным эволюционистом.
Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на вскрытии механизма эволюционного процесса
(Обращается внимание учащихся на фактический материал кругосветного путешествия, подтверждающий:
Изменяемость видов;
Роль условий среды в видообразовании).
IV . Закрепление изученного материала
Закрепление изученного материала проводится, используя раздаточный материал и опорный конспект, в котором зафиксирован материал об эволюционном учении Ч. Дарвина, почву для появления которого подготовили успехи наук конца XVIII - начала XIX века; о путешествии Дарвина, в ходе которого он собрал материал, натолкнувший его на мысль об изменяемости видов и происхождении одних от других; об издании в 1859 г. книги Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»; о роли изменчивости, отбора, борьбы за существование, приспособленности видов к среде обитания в процессе эволюции и причинах возникновения многообразия видов.
На экран выносятся основные моменты фактического материала кругосветного путешествия, подтверждающие:
- изменяемость видов;
Сходства и различие между видами;
Многообразие живых организмов;
Приспособленность живых организмов к условиям существования;
Роль условий среды в видообразовании.
Учащимся раздаются карточки с изображением:
Дарвиновых вьюрков;
Бурощетиностого и гигантского броненосцев;
Двупалого ленивца;
Утконоса;
Австралийской ехидны;
Пять видов кенгуру.
Учащиеся готовят сообщения, фиксируя конкретные факты основных моментов кругосветного путешествия.
V . Подведение итогов занятий.
1.Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
2. Оценить работу учеников во время занятий.
VI . Сообщение домашнего задания.
Образцы раздаточного материала.
https://pandia.ru/text/79/117/images/image009_42.jpg" width="587" height="854 src=">
https://pandia.ru/text/79/117/images/image011_31.jpg" width="568" height="859 src=">
https://pandia.ru/text/79/117/images/image013_28.jpg" width="571" height="852 src=">
https://pandia.ru/text/79/117/images/image015_24.jpg" width="684" height="1020 src=">
Социально-экономические предпосылки
1. В первой половине XIX в. Англия стала одной из самых развитых в хозяйственном отношении стран мира с высоким уровнем урбанизации за счёт разорения мелких фермеров и концентрации земель в крупных латифундиях; демографический подъём в Англии и связанный с ним дефицит жизненных ресурсов
2. Бурное развитие промышленности и сельскохозяйственного производства; увеличение спроса промышленности на естественное сырьё (шерсть, кожу) и населения растущих городов на продукты питания
3. Установление факта влияния севооборота, применения удобрений и обработки почвы на морфологию и продуктивность растений
4. Интенсивное развитие селекции и успехи в выведении новых пород и сортов животных и растений, доказавшее, что породы домашних животных и сорта культурных растений изменяются и создаются человеком
5. Территориальная экспансия и колонизация новых регионов мира Англией, обусловившая приток в метрополию нового биологического материала; кругосветные и локальные экспедиции с целью освоения природных ресурсов колоний, связанные с расширением спектра известных биологических феноменов
6. Засилье креацианистических, идеалистических, религиозных представлений в научном мировозрении и идеи свободы в социальной, культурной и научной сфере деятельности вследствие Великой французской революции
Естественно-научные предпосылки
1. Развитие идей натурфилисофии и трансформизма, представлений об изменяемости видов под действием факторов среды
2. Формулирование первой эволюционной теории Ж. Б. Ламарка (1809 г.)
3. Обоснование фундаментальных законов мироздания в первой половине XIX века: развития Солнечной системы (математическое обоснование теории И. Канта о развитии Солнечной системы П. Лаплассом, франц.) , закон сохранения энергии, атомного строения химических элементов
4. Формирование исторического метода исследования в науке
5. Утверждение в биологии сравнительно-анатомический метод исследования, учения о гомологичных органах и теории типов в (Ж. Кювье) , указывающего на возможность происхождения одного типа животных от единого предка
6. Развитие систематики, попытки создания естественной системы (классификации) органического мира на основе их исторического родства (учение о естественных группах Жюсье, Бонне
7. Оформление теории клеточного строения (Шванн, М. Шлейден, нем, 1838 г.)
8. Успехи эмбриологии (открытие яйцеклетки млекопитающих и формулирование закона зародышевого сходства (К. Бэр, русск.) , показывающего историческое родство позвоночных животных
9. Успехи палеонтологии, показавшей смену животных и растительных форм во времени, повышение организации животных во времени, нарастающее сходство строения вымерших животных с современными, антропологические находки
10. Доказательство изменчивости и эволюции земной коры во времени под действием естественных причин, которые действуют и в настоящее время (климат, осадки, ветры, землетрясения, вулканы и т. д.) ; принцип актуализма, т. е. связь преобразований земной коры с изменениями в живой природе (Ч. Лайелл, англ. , !833 г.) ; книгу Ч. Лайелла « Основы геологии » Ч. Дарвин взял в кругосветное путешествие и считал его своим учителем
11. Теория о народонаселении Мальтуса
12. Энергичное накопление описательного фактического материала во всех областях биологической науки (систематики, сравнительной анатомии, эмбриологии, зоологии, ботаники, биогеографии, экологии, палеонтологии и т. д.)
13. Кругосветное путешествие в Ч. Дарвина качестве натуралиста на корабле « Бигль » (1831 - 1836 гг.) сбор огромного палеонтологического и современного биологического материала, естественнонаучных фактов во время экспедиции и более чем двадцатилетняя работа по его изучению и осмыслению
Стр. 17. Вспомните
Жан Батист Ламарк. Он ошибочно считал, что все организмы стремятся к совершенству. Если с примером, то какой-нибудь кот стремился стать человеком). Еще одной ошибкой было то, что эволюционным фактором он считал только внешнюю среду.
2. Какие биологические открытия были сделаны к середине XIX в.?
Наиболее значимыми событиями первой половины XIX века стали становление палеонтологии и биологических основ стратиграфии, возникновение клеточной теории, формирование сравнительной анатомии и сравнительной эмбриологии, развитие биогеографии и широкое распространение трансформистских представлений. Центральными событиями второй половины XIX века стали публикация «Происхождения видов» Чарльза Дарвина и распространение эволюционного подхода во многих биологических дисциплинах (палеонтологии, систематике, сравнительной анатомии и сравнительной эмбриологии) , становление филогенетики, развитие цитологии и микроскопической анатомии, экспериментальной физиологии и экспериментальной эмбриологии, формирование концепции специфического возбудителя инфекционных заболеваний, доказательство невозможности самозарождения жизни в современных природных условиях.
Стр.21. Вопросы для повторения и задания.
1. Какие данные геологии послужили предпосылкой эволюционной теории Ч. Дарвина?
Английский геолог Ч. Лайель доказал несостоятельность представлений Ж. Кювье о внезапных катастрофах, изменяющих поверхность Земли, и обосновал противоположную точку зрения: поверхность планеты изменяется постепенно, непрерывно под действием обычных повседневных факторов.
2. Назовите открытия в биологии, способствовавшие формированию эволюционных взглядов Ч. Дарвина.
Формированию взглядов Чарлза Дарвина способствовали следующие биологические открытия: Т. Шванн создал клеточную теорию, которая постулировала, что живые организмы состоят из клеток, общие черты которых одинаковы у всех растений и животных. Это послужило весомым доказательством единства происхождения живого мира; К. М. Бэр показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки, причем входе эмбрионального развития у позвоночных, принадлежащих разным классам, на ранних этапах обнаруживается явное сходство зародышей; исследуя строение позвоночных, Ж. Кювье установил, что все органы животного являются частями одной целостной системы. Строение каждого органа отвечает принципу строения всего организма, и изменение одной части тела должно вызывать изменения других частей; К. М. Бэр показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки, причем входе эмбрионального развития у позвоночных, принадлежащих разным классам, на ранних этапах обнаруживается явное сходство зародышей;
3. Охарактеризуйте естественно-научные предпосылки формирования эволюционных взглядов Ч. Дарвина.
1. Гелиоцентрическая система.
2. Теория Канта-Лапласа.
3. Закон сохранения вещества.
4. Достижения описательной ботаники и зоологии.
5. Великие географические открытия.
6. Открытие закона зародышевого сходства К. Бэра: «Зародыши проявляют известное сходство в пределах типа».
7. Достижения в области химии: Веллер синтезировал мочевину, Бутлеров синтезировал углевод, Менделеев создал периодическую систему.
8. Клеточная теория Т. Шванна.
9. Большое количество палеонтологических находок.
10. Экспедиционный материал Ч. Дарвина.
Таким образом, собранные в самых разных областях естествознания научные факты противоречили существовавшим ранее теориям происхождения и развития жизни на Земле. Правильно объяснить, обобщить их, создав теорию эволюции, сумел английский ученый Ч. Дарвин.
4. В чём сущность принципа корреляции Ж. Кювье? Приведите примеры.
Это закон соотношения частей живого организма, согласно этому закону все части тела закономерно связаны между собой. Если какая-то часть тела изменяется, то непосредственно будут изменения в других частях тела (или органов, или систем органов). Кювье основоположник сравнительной анатомии и палеонтологии. Он считал, если животное имеет большую голову, то у него должны быть рога, защищаться от врагов, а если есть рога, значит нет клыков, то это растительноядное животное, если растительноядное, то сложный многокамерный желудок, а если сложный желудок и питается растительной пищей, значит очень длинный кишечник, так как растительная пища мало энергетически ценная и т.д.
5. Какую роль в формировании эволюционной теории сыграло развитие сельского хозяйства?
В сельском хозяйстве все шире стали применяться различные приемы улучшения старых и введения новых более продуктивных пород животных и высокоурожайных сортов животных, что подрывало веру в неизменяемость живой природы. Эти достижения укрепили эволюционные воззрения Чарльза Дарвина и помогли ему обосновать принципы отбора, лежащие в основе его теории.
Из этого урока Вы узнаете о предпосылках великого открытия Ч. Дарвина - теории эволюции. Вы узнаете как Ч. Дарвин и Р. Уоллес пришли к пониманию, что все разнообразие живых организмов появилось на Земле благодаря эволюции, какие факты заставили их усомниться в господствующих доктринах и сломить старые представления о мире. На плечах каких гигантов стоял Дарвин? Как он использовал положения и взгляды А. Смита и Т. Мальтуса? Кто ещё повлиял на Чарльза Дарвина в молодые и зрелые годы? Как была создана теория эволюции, перевернувшая картину мира миллионов людей? Что она представляет собой сегодня?
Тема: Эволюционное учение
Урок: Предпосылки возникновения теории Дарвина
В 17 веке в Англии происходит буржуазная революция, которая приводит к перевороту в средствах производства или к промышленной революции.
Рост количества заводов и фабрик привел к росту спроса на сельскохозяйственные продукты, что, в свою очередь, вызвало повышение внимания к сельскому хозяйству и его бурное развитие.
В это время, опираясь на результаты селекции домашних животных, Чарльз Дарвин начинает изучать процессы видообразования в дикой природе.
В 19 веке Англия становится ведущей колониальной державой.
В одну из экспедиций в колонии, для изучения природных ресурсов в качестве натуралиста на корабле «Бигль» отправляется Чарльз Дарвин.
В течение пяти лет Ч. Дарвин (1831-1836 г.) имел возможность исследовать минералы, растения и животных изучаемых мест. Факты, обнаруженные им, противоречили креационистским взглядам о неизменности видов и приводили ученого к мысли об эволюции - то есть последовательном развитии одних видов живых организмов из других.
Палеонтологические находки Дарвина, совершенные в Южной Америке, показали, что виды, которые существовали миллионы лет назад, не только отличались от ныне живущих животных, но и имели с ними общие черты.
Дарвин заметил сходство вымерших неполнозубых с современными броненосцами, ленивцами и муравьедами.
Он отметил, что представители фауны Галапагосских островов отличаются от родственных видов американского континента, но в тоже время нигде более не встречаются.
Его удивило, что на каждом большом каменистом острове Галапагосского архипелага встречаются разные виды вьюрков и гигантских черепах (Рис. 1).
Рис. 1. Разнообразие дарвиновских вьюрков. Слева изображены клювы птиц, которые питаются разной пищей
Дарвин не мог поверить, что у Творца хватило фантазии для создания такого количества разнообразных животных для таких мелких островов. Таким образом, взгляды креационистов вступили в конфликт с наблюдаемой реальностью.
На Чарльза Дарвина существенное влияние оказали экономические теории А. Смита и Т. Мальтуса, созданные в 18 веке (об экономике и росте народонаселения).
Мальтус заметил, что при геометрическом росте населения Земли, средства к существованию возрастают только в арифметической прогрессии. В результате возникает нехватка средств существования. Это объяснялось естественным законом природы. Сама природа установит равновесие с помощью болезней, голода и т. д., резко повысив конкуренцию.
Английский естествоиспытатель Чарльз Лайель (современник Дарвина) обосновал идею об изменяемости земной поверхности под влиянием воды, климата, вулканических сил и других факторов. Он высказал мысль о постепенном изменении органического мира. Его работа также повиляла на формирование научного мировоззрения Чарльза Дарвина.
Химиками были получены результаты подтверждающие единство живой и неживой природы. Шведский ученый Я. Берцелиус в конце 18 века, изучая химический состав разных частей организма и некоторых органических продуктов (молоко, кровь, кости), пришел к выводу, что живое существо состоит из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы.
Не менее важной предпосылкой эволюционной было открытие следующих явлений:
1. Наличие гомологичных органов у животных и растений.
2. Единство плана строения живых организмов в пределах типов и отделов.
3. Сходство зародышей позвоночных животных на ранних стадиях развития (закон К. М. Бэра).
4. Единство клеточного строения организмов (клеточная теория Теодора Шванна и Маттиаса Шлейдена).
Эти открытия укрепили мысль о единстве органического мира, и создали предпосылки для создания эволюционной теории, которую сформулировал Чарльз Дарвин.
Список литературы
1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
2. Беляев Д. К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с.
3. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин и др. - 5-е изд., стереотип. - Дрофа, 2010. - 388 с.
2. Каковы были предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина?
3. Что общего у видообразования и селекции?
4. Почему путешествию Чарльза Дарвина на корабле «Бигль» придают такое большое значение?
5. Обсудите с друзьями предпосылки дарвинизма. Как изменилось мировоззрение людей после публикации работ Ч. Дарвина?
Социально-экономические условия Англии в первой половине XIX в. способствовали развитию эволюционных взглядов. В рассматриваемый период Англия была наиболее развитой страной. В Англии интенсивно развивалась промышленность, росли города, увеличивалась численность рабочего населения.
Одновременно возрастал спрос на продукты сельского хозяйства. Это требовало повышения продуктивности сельскохозяйственных растений и домашних животных.
Растениеводы и животноводы улучшали методы селекции. Можно сказать, на глазах в течение нескольких лет появились новые высокопродуктивные сорта пшеницы, ржи и других культур, новые породы овец и крупного рогатого скота. Достижения селекционеров, обращали на себя внимание пытливых наблюдателей. Они направляли мысль ученых в сторону признания изменяемости видов, исторического воззрения на живую природу.
В первой половине XIX в. Англия стала крупнейшей колониальной державой, захватывавшей все новые и новые владения. Английские военные и торговые суда бороздили все моря и океаны, посещали все континенты.
Как правило, в экипаж кораблей включались опытные натуралисты. Они накапливали в музеях Англии богатые естественно-научные коллекции по геологии, палеонтологии, ботанике, зоологии. В экспедиции на корабле «Бигль» принимал участие Чарльз Дарвин, совершив на нем кругосветное путешествие, которое длилось 5 лет (1831-1836).
Влияние учения Ч.Лайеля
В полувековой период между выходом в свет работ Ламарка (1809) и Дарвина (1859) естествознание обогатилось рядом открытий, способствовавших утверждению эволюционных взглядов на живую природу.
В химии было установлено, что живая и неживая природа состоит из одних и тех же элементов. В геологии Ч.Лайель (1797-1875) доказал, что поверхность Земли изменяется не в результате катастроф, а постоянно. В этом процессе играют роль колебания температуры, ветер, дождь, морской прибой, деятельность организмов (растений и животных), землетрясения, извержения вулканов и т.д.
Теория Лайеля сыграла прогрессивную роль в развитии всего естествознания. Первый том его выдающегося труда «Основы геологии» Дарвин брал с собой в кругосветное путешествие. Геологические наблюдения во время путешествия убедили его в обоснованности теории Лайеля. Знакомство с этой теорией способствовало формированию эволюционных взглядов Дарвина.
Влияние учений Кювье, Шванна и Бэра
Сравнительная анатомия пополнилась крупными обобщениями. Ж.Кювье создал теорию типов строения животных. Сравнительно-анатомическое изучение животных в пределах типа подтверждало сходство и возможное родство организмов, происхождение их от единого корня.
Создание клеточной теории Т.Шванном, согласно которой в основе микроскопического строения всех организмов лежит клетка, относится к числу крупнейших открытий первой половины XIX в. Клеточная теория показала глубокое единство всей живой природы и этим, как отметил Ф.Энгельс, подготовила создание эволюционной теории.
Эмбриологические исследования русского академика К.М.Бэра показали, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки. Бэр показал, что обнаруживается поразительное сходство в строении зародышей животных, относящихся к разным классам, особенно на ранних стадиях развития.
Накопившиеся к этому времени в большом количестве палеонтологические находки и материалы из области географического распространения животных и растений также не укладывались в прежние метафизические представления.
Рождение теории
Итак, в первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания (геологии, палеонтологии, биогеографии, эмбриологии, сравнительной анатомии, учения о клеточном строении организмов, селекции), противоречащий метафизическому мировоззрению и свидетельствующий в пользу эволюции.
Нужна была идея, теория, обобщение, которое сумело бы объяснить накопившиеся факты, дать им правильное толкование. Это и сумел сделать Дарвин. Тому, что Дарвин произвел переворот в науке, способствовали как его личные качества, так и та социально-экономическая и научная обстановка, в которой протекала его деятельность и формировалось его мировоззрение.
Предпосылки возникновения Дарвинизма (кратко)
- Открытие клеточного строения животных;
- обнаружение схожести зародышей разных видов животных;
- работа об эволюции поверхности Земли под влиянием естественных причин (температура, влажность, ветер и т.д.);
- развитие селекции и сельского хозяйства;
- кругосветное путешествие на корабле «Бигль».