Порядок установки индивидуальных приборов учета. Установка приборов учета Нормативные акты: Установка индивидуальных приборов учета

Установка приборов учета

1. На основании какого закона, кому и в какие сроки необходимо установить приборы учета энергоресурсов?

Федеральным законом от 01.01.2001 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 01.01.2001) на собственников помещений в многоквартирных домах и собственников жилых домов возложена обязанность по установке приборов учета энергоресурсов в срок до 1 января 2012 года.

2. За чей счет и какие приборы учета должны быть установлены?

За счет собственных средств собственник помещения в многоквартирном доме должен установить индивидуальные приборы учета воды (холодной и горячей воды), природного газа, электрической энергии.

При этом многоквартирный дом должен быть оснащен коллективными приборами учета воды, тепловой энергии (отопления) и электрической энергии. Установка коллективных приборов учета осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме.

3. Какую выгоду получит потребитель при установке прибора учета?

Установка прибора учета направлена, прежде всего, к переходу на оплату за фактическую величину потребленного ресурса, определяемого по показаниям прибора учета.

В случае, если величина норматива потребления услуги меньше фактического потребления ресурса, то при установке прибора учета размер платы, вследствие возросшего фактического потребления ресурса, увеличится, а если норматив был высокий – то граждане соответственно будут платить меньше.

Если в доме установлен коллективный прибор учета, то разница между показаниями коллективного прибора учета и потреблением ресурса по индивидуальным приборам учета распределяется на собственников помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета.

В настоящее время разрабатываются новые Правила предоставления коммунальных услуг , которые призваны урегулировать данную ситуацию.

4. Надо ли устанавливать за свой счет счетчики тем, кто проживает в муниципальном жилом помещении?

На основании ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям .

Приказом Минрегиона России утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации , по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно п. 15 Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений раздела III Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту данного Перечня устройство и демонтаж всех систем (водопровод , канализация, отопление и электроснабжение), кроме системы газоснабжения , требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в ст. 48.1 ГрК РФ – это особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. Многоквартирный дом в данный перечень не входит.

Деятельность по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета не подлежит также и лицензированию. Согласно требованиям ст. 17 Федерального закона от 01.01.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности » лицензированию подлежит деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений.

Учитывая изложенное, установку индивидуального и коллективного прибора учета, кроме прибора учета газа, вправе выполнить любое физическое или юридическое лицо.

Необходимо отметить, что работы по замене электросчетчиков являются работами в действующих электроустановках и связаны с опасностью для жизни людей. В связи с возможностью поражения электрическим током, установку электросчетчиков все же лучше доверить организации, специализирующейся на данном виде работ.

В тоже время, установка индивидуальных и коллективных приборов учета может быть выполнена и по договору. На основании ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 01.01.2001 ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Минэнерго РФ от 01.01.2001 № 149.

При установке коллективных приборов учета воды должны быть соблюдены требования Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ, а при установке коллективных приборов учета тепловой энергии – Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936.

9. Как сориентироваться в многообразии приборов учета, выбрать грамотных специалистов?

Действующим законодательством не предъявляются требования к лицам, осуществляющим установку приборов учета воды, электро - и тепловой энергии, кроме природного газа.

При выборе компании, с которой Вы планируете заключить договор, целесообразно также обратить внимание на опыт и время работы компании на рынке, отзывы на профессионализм персонала, качество и быстроту выполнения аналогичных работ. Такая информация может содержаться в СМИ: газеты, телевидение и сеть Интернет. Кроме того, можно обратить внимание на отзывы лиц, которые уже воспользовались услугами данной компании.

Установку прибора учета необходимо осуществлять на основании договора с организацией, специализирующейся на выполнении данного вида деятельности. Перед заключением договора необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, а именно: с предметом договора, его ценой, порядком расчетов по договору, сроком установки прибора учета, его местом установки, порядком ввода прибора учета в эксплуатацию и гарантийными обязательствами данной организации. Оплату необходимо производить только после завершения работ.

На рынке имеется достаточное количество организаций, осуществляющих установку приборов учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии.

10. Кто участвует в оформлении акта ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию? Имеет ли право исполнитель коммунальной услуги требовать деньги за пломбирование и последующее обслуживание счетчиков?

После установки индивидуального прибора учета потребитель должен направить заявление исполнителю коммунальной услуги (управляющая организация, товарищество собственников жилья, а при непосредственном управлении – ресурсоснабжающая организация) о согласовании установки прибора учета и внесении необходимых изменений в договор на поставку ресурса.

После подачи заявления представитель исполнителя коммунальной услуги, организация, установившая прибор учета, и потребитель оформляют акт ввода прибора учета в эксплуатацию.

В целях исключения случаев бесконтрольного демонтажа прибора учета производится пломбирование установки прибора учета. Услуга по пломбированию прибора учета не подлежит государственному регулированию и определяется на основании прейскуранта цен исполнителя коммунальной услуги.

Необходимо отметить, что поскольку ввод прибора учета в эксплуатацию может быть осуществлен только исполнителем коммунальной услуги, то по вопросу обоснованности калькуляции затрат на ввод прибора учета в эксплуатацию исполнителя коммунальной услуги потребитель может обратиться в Нижегородское управление федеральное антимонопольной службы России.

По желанию потребитель вправе заключить договор о техническом обслуживании прибора учета. Техническое обслуживание прибора учета может включать работы по прочистке фильтров, проверке сохранности пломб, осмотру состояния и визуальному контролю работы счетчиков.

11. Пошаговая процедура установки индивидуальных приборов учета

Газ (Требования)

1) Получить справку об отсутствии задолженности за газ, обратившись в ёт» (тел. многоканальный). Абонентские пункты расположены по адресам:

ул. Невзоровых д.89

ул. Бонч-Бруевича д.4

ул. Июльских дней д.19

ул. Павла Мочалова д.11

пр. Ленина, 111

Для получения справки необходимо предоставить квитанции об оплате за газ и паспорт собственника жилья или прописанного.

2) Подать заявку на установку счётчика в (ул. Пушкина, 18, каб. 103 окно 2 с приложением справки об отсутствии задолженности за газ. Оплатить 835,44 рублей за выход мастера, консультацию и составление технического формуляра на установку счётчика.

3) Согласовать дату и время выхода мастера для оформления формуляра на установку счётчика (звонить в соответствующее отделение):

Нагорное отделение – пер. Звенигородский д. 8а,

Сормовское отделение – ул. Чаадаева д. 12б,

Автозаводское отделение – ул. Аксакова д.38,

В части ответственности ДУКов, ТСЖ и ресурсоснабжающих организаций.

На основании ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований предъявляемых к оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения влечет наложение административного штрафа .

Следует отметить, что решение об установке прибора учета должны принимать собственники. Поэтому, если собственники не приняли решение об установке прибора учета, то наказать ДУК, ТСЖ или ресурсоснабжающую компанию нельзя.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 01.01.2001 государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении осуществляется федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль), уполномоченными на осуществление такого государственного контроля, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.

Осуществление регионального государственного контроля в части наложения штрафа в отношении лиц, препятствующих оснащенности приборами учета, станет возможно после разработки и принятия Правительством Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта.

В настоящее время проект указанного нормативного правового документа находится на согласовании в федеральных органах государственной власти.

В части ответственности собственников.

Ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 01.01.2001 установлено.

После 1 января 2012 года лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов (собственники жилых домов и собственники помещений в многоквартирном доме), должно обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку приборов учета.

В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания .

При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Следует отметить, что меры ответственности граждан за невыполнение требований Федерального закона от 01.01.2001 не установлены.

В настоящее время Минрегион России ведет разработку новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в которых при расчете размера платы за коммунальную услугу для потребителя, не установившего индивидуальный прибор учета, предусмотрено введение повышающих коэффициентов.

Установка приборов учета (узла учета тепловой энергии – УУТЭ) обязательна для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя»).

УУТЭ устанавливаются во всех точках поставки и точках приема, расположенных на границе балансовой принадлежности. Устанавливаемые УУТЭ должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Процесс организации приборного учета состоит из 6 этапов:

  • Получение технических условий на УУТЭ;
  • Согласование проектной документации на УУТЭ;
  • Монтаж (установка) УУТЭ;
  • Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (первичный);
  • Осуществление периодической поверки, ремонта/замены (при необходимости) УУТЭ;
  • Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (повторный).

Этап 1. Получение технических условий на УУТЭ

Выдача ТУ на УУТЭ осуществляется на основании заявки от клиента на имя , предоставленной в:

  • Бумажном виде в отдел делопроизводства Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК»;

В заявке необходимо указать наименование объекта (административное здание, жилой дом, ИТП, ЦТП и т.п.), адрес объекта. В качестве приложения к заявлению необходимо предоставить:

  • Копию договора теплоснабжения и/или ТУ на реконструкцию объекта;
  • Договор о подключении к тепловым сетям;
  • Условия подключения.

Выдача ТУ на УУТЭ осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки и при условии предоставления всех необходимых сопутствующих документов.

Этап 2. Согласование проектной документации на УУТЭ

Согласование проектной документации – процедура проверки проектной документации на соответствие техническим условиям и требованиям нормативных правовых актов.

Для перехода на данный этап клиенту необходимо иметь ТУ на УУТЭ (этап 1) и техническую документацию на УУТЭ.

Разработка проектной документации на УУТЭ осуществляется клиентом с привлечением аккредитованной проектной организации . С данной организацией клиент заключает договор, в котором в том числе устанавливаются сроки выполнения работ проектной организацией.

По результатам подготовки проектной документации на УУТЭ клиент направляет ее на согласование в Отдел организации приборного учета Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК», посредством отправки оригиналов документов (не менее 2-ух экземпляров в бумажном виде) на имя Директора (либо заместителя директора) Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК» .

Согласование проектной документации на УУТЭ осуществляется в течение 15 рабочих дней в случае отсутствия замечаний по проекту и комплекту сопутствующих документов. Если же замечания есть, то ПАО «МОЭК» уведомляет об этом клиента в течение 5 рабочих дней с момента получения проектной документации.

Этап 3. Монтаж (установка) УУТЭ

Монтаж (установка) УУТЭ осуществляется на основании согласованной проектной документации (этап 2).

Этап 4. Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (первичный)

Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию – процедура проверки соответствия УУТЭ требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта допуска УУТЭ в эксплуатацию.

Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию осуществляется комиссией, в состав которой входят:

  • Представители Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК»;
  • Клиент или его представитель;
  • Представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку оборудования.

Вызов представителя Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК» для оформления акта допуска УУТЭ осуществляется по письменной заявке , предоставленной в:

  • Электронном виде на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

До дня предполагаемой приемки. К заявке клиент представляет следующий пакет документов:

  • Проектную документацию на УУТЭ, согласованную с ПАО «МОЭК» (подлинник);
  • Паспорта на установленные средства измерений и оборудование УУТЭ (подлинники);
  • Свидетельства о поверке средств измерений и оборудования УУТЭ, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя (подлинники);
  • Ведомости непрерывной работы УУТЭ в течение 3 (трех) суток (для объектов с горячим водоснабжением – 7 (семи) суток), предшествующих дате ввода УУТЭ в коммерческую эксплуатацию.

В процессе допуска УУТЭ в коммерческую эксплуатацию происходит проверка состояния УУТЭ, целостности заводских пломб и клейм, соответствия диапазонов измерений параметров, соответствия монтажа проектной документации и т.д.

В случае отсутствия замечаний решение о допуске УУТЭ в эксплуатацию должно быть принято не позднее, чем через 10 рабочих дней с момента подачи клиентом заявки на вызов представителя ПАО «МОЭК».

УУТЭ клиента считается допущенным к ведению учета тепловой энергии и теплоносителя, горячей воды после утверждения акта ввода потребителем и руководителем Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК». В случае установки прибора учета ГБУ ЕИРЦ акт также утверждает представитель владельца УУТЭ.

При допуске в эксплуатацию все средства измерения в составе УУТЭ пломбируются в соответствии с проектной документацией на УУТЭ, при этом количество пломб и их размещение должно исключать несанкционированное вмешательство в работу УУТЭ.

При наличии замечаний УУТЭ не вводится в эксплуатацию и в акте о выявленных недостатках указывается полный перечень обнаруженных недостатков и сроки их устранения. Данный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии . По результатам устранения обнаруженных недостатков производится повторная приемка.

Этап 5. Осуществление периодической поверки, ремонта/замены (при необходимости) УУТЭ

Потребитель обязан производить очередную поверку УУТЭ в соответствии с межповерочными интервалами указанными в технической документации УУТЭ. Поверка осуществляется аккредитованной организацией . По результатам поверки составляется Акт периодической поверки прибора учета.

Ремонт/замена УУТЭ также осуществляется клиентом с привлечением аккредитованной организации .

Этап 6. Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (повторный).

Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта УУТЭ осуществляется проверка готовности УУТЭ к эксплуатации – повторный ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию. По результатам данной проверки составляется акт периодической проверки УУТЭ.

Повторный ввод УУТЭ в эксплуатацию осуществляется комиссией, которая создается владельцем УУТЭ. Состав комиссии аналогичен составу комиссии, создаваемой при первичном вводе УУТЭ в эксплуатацию.

Вызов представителя Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК» для оформления акта периодической проверки УУТЭ осуществляется по письменной заявке клиента (владельца УУТЭ) на имя Директора (либо заместителя директора – начальника отделения сбыта) Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК» , предоставленной в:

  • Бумажном виде в отдел делопроизводства Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК», либо отдел делопроизводства отделения сбыта Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК»;
  • Электронном виде на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Заявка предоставляется клиентом не менее чем за 10 рабочих дней до дня предполагаемой проверки УУТЭ.
При повторном вводе УУТЭ в эксплуатацию комиссия проверяет:

  • Соответствие монтажа составных частей УУТЭ проектной документации, согласованной с ПАО «МОЭК»;
  • Наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
  • Соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных УУТЭ;
  • Соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемым договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.

При отсутствии замечаний комиссия подписывает акт периодической проверки УУТЭ, установленного у клиента. При подписании акта УУТЭ пломбируется в соответствии с проектной документацией на УУТЭ, при этом количество пломб и их размещение должно исключать несанкционированное вмешательство в работу УУТЭ.

В случае наличия у членов комиссии замечаний к УУТЭ и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию УУТЭ, этот УУТЭ считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссия составляет акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень обнаруженных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 (трех) рабочих дней . Повторная приемка УУТЭ осуществляется после полного устранения обнаруженных недостатков.

10 января на заседании Совета Госдумы был рассмотрен законопроект, предусматривающий наделение РСО обязанностью устанавливать индивидуальные приборы учёта энергоресурсов за свой счет. Инициатива вызвала неоднозначную реакцию у экспертов.

Проект федерального закона был внесен на рассмотрение депутатами А. Морозовым, С. Натаровым, А. Диденко и Д. Савельевым и предусматривает обязанность установить приборы учёта воды, тепла или газа в домах за счёт ресурсоснабжающих компаний.

«Если долго ждать, то иногда получается дождаться», - похоже так подумали, узнав о законопроекте, потребители энергоресурсов, до сих пор не позаботившиеся установить себе приборы учета воды, тепла и газа.

Однако, среди законодателей по поводу проекта тут же развернулась активная полемика. Дело в том, что предложение о закреплении за организациями, снабжающими водой, газом и теплом, обязанности устанавливать учетное оборудование за свой счёт оказалось не таким «благостным», как может подуматься изначально.

Казалось бы, установка приборов учета превратилась уже в своеобразную «бизнес-кормушку», ударяющую по карману потребителей и, соответственно, было бы неплохо освободить людей от подобных затрат. Такой точки зрения придерживался, например, член Совета Федераций Сергей Калашников.

С другой стороны, законодатели и эксперты задумались, каким образом организации, оказывающие снабжение конечных потребителей водой, газом и теплом, компенсируют себе расходы, которые они понесут в результате затрат на приобретение и установку счетчиков. И вот тут «не всё так однозначно».

Законопроект абсолютно сырой. К примеру: перекладывание обязанности по установке приборов учета на РСО, приведет к необходимости включения в их затраты дополнительных средств на установку приборов учета. Поскольку это будут дополнительные затраты, сверх имеющихся текущих затрат указанных организаций, это приведет к росту тарифов, в том числе для населения, причем сверх предельного уровня (то есть, к примеру, в 2017 году более чем на 4,9%), - Андрей Романчук, председатель правления Ассоциации "Надежный партнер".

Споры вокруг проекта федерального закона специально для п ортала «ЖКХ Контроль» прокомментировал член Совета Федераций Виктор Рогоцкий, который представлял законопроект на заседании Комиссии Сената по экономической политике.

В настоящее время в соответствии с ФЗ-261 и Жилищным кодексом все расходы по установке и эксплуатации приборов учета потребляемых ресурсов несет потребитель. Передача функций, как показывает практика, обязательно приведет к тому, что ресурсоснабжающие организации переложат расходы на установку и эксплуатацию приборов учета на конечного потребителя путем повышения цены на поставляемые ресурсы, т.е. - на тарифы, - Виктор Рогоцкий .

На самом деле, предлагаемая мера фактически предусматривает установку приборов учета гражданам, которые не выполнили установленную законом обязанность по установке приборов учета, в том числе экономически активным гражданам, имеющим постоянный доход, за счет средств всех потребителей. В том числе добросовестных потребителей, которые выполнили требования законодательства и за свой счет обеспечили установку приборов учета коммунальных ресурсов, в том числе потребителей, относящихся к малообеспеченным категориям граждан (неработающих пожилых лиц, работников бюджетной сферы и т.д.).

Кроме того, законопроект не предусматривает решение существующих проблем: обеспечения доступа к месту установки прибора учета, ввода прибора учета в эксплуатацию без акцепта потребителя, перехода собственности на ПУ при ликвидации РСО, не решен вопрос сохранности приборов учета и т.д.

Сейчас система установки ИПУ работает, да не без проблем, но работает. Что будет при изменении нормы? Получим очередную неразбериху, а когда разберемся можем получить очередную инициативу с тысячей доводов для изменении нормы, - Виктор Рогоцкой.

Нецелесообразность принятия поправок озвучил и глава комитета Совета Федерации по экономической политике.

Мы с коллегами поддержали бы этот закон в том случае, если бы он был хорошо просчитан. В том виде, в котором он представлен, законопроект приведёт к повышению расходов компаний, которые они постараются компенсировать за счёт потребителей, — такое право компании имеют. Думаю, никто не хочет, чтобы к нему пришли платёжки с увеличенным тарифом, - Юрий Неёлов, глава комитета Совета Федерации по экономической политике.

Ожидается, что в ближайшее время сенаторы вернутся к проработке этого вопроса вместе с коллегами из Госдумы. Нам же остается надеяться, что принятое в результате обсуждений решение не окажет влияние на действующие тарифы.

ЖКХ, коммунальные услуги, Совет Федерации, Госдума, счетчики, приборы учета, законопроект, жилищно-коммунальное хозяйство, ЖКХ России

ФАС России по вопросу места установления прибора учета считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила), в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и Правил, должны быть указаны, в том числе:

А) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

В) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Как указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года), норма подпункта "а" пункта 25 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя и не позволяет сетевой организации возлагать на заявителя дополнительные не предусмотренные Правилами обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка.

Указанным постановлением Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года также установлено, что распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1 , 16.3 , подпунктом "г" пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и Правил, сведений и информации о расположении точки присоединения за пределами границ участка заявителя будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).

Согласно пункту 138 Основных положений, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Специальные требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, Правилами технологического присоединения и Основными положениями не установлены.

Пунктом 19 Правил установлен запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия требований к приборам учета электрической энергии (мощности), не предусмотренных Основными положениями, не допускается, а в противном случае может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия требований к прибору учета, не соответствующих Основным положениям, будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия для заявителей, предусмотренных

Подборка наиболее важных документов по запросу Установка индивидуальных приборов учета (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Форма: Информация об управляющей организации, ее представителях, контролирующих органах и организациях, обязанных устанавливать индивидуальные приборы учета (приложение к договору управления многоквартирным домом)
("Многоквартирный дом: как эффективно управлять своим домом и решать возникающие проблемы", "Редакция "Российской газеты", 2016)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Установка индивидуальных приборов учета

"...Как правильно установлено судами двух инстанций, истец свои обязательства по контрактам выполнил, что подтверждается письмами от 30.09.2008, 30.11.2008, 31.01.2009, 13.04.2009, с представлением для утверждения актов выполненных работ по форме КС-2, заверенных копий актов ввода ИПУ в эксплуатацию по каждому из контрактов и локальной сметы по установке индивидуальных приборов учета ИПУ воды, которыми истец проинформировал заказчика о выполненных работах по форме КС-2 и счетами на оплату по форме КС-3 на общую сумму 20 895 721 руб. 61 коп., что подтверждается материалами дела. Выполненные работы по установке внутриквартирных приборов учета соответствуют условиям Государственных контрактов.

Нормативные акты : Установка индивидуальных приборов учета

5. До 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 22.05.2019)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") 81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.