Здание цсу. Московский «Центросоюз» и принцип пяти от Ле Корбюзье. Здание в кинематографе

Московскому шедевру модернизма крупнейшего архитектора ХХ века Ле Корбюзье грозит появление по соседству 58-метровой башни. Президент Фонда Ле Корбюзье в Париже Антуан Пикон обратился к мэру Москвы и министру культуры РФ с призывом не допустить сокращения охранной зоны дома Центросоюза и строительства небоскреба вплотную к всемирно известному памятнику.

В июле 2016 года 17 построек Ле Корбюзье из семи стран (Франции, Швейцарии, Бельгии, Германии, Японии, Аргентины и Индии) были включены, в составе единой транснациональной номинации, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главным инициатором выдвижения и координатором всего процесса стал авторитетнейший парижский Фонд Ле Корбюзье , созданный в 1965 году по инициативе самого архитектора. Здесь хранится огромный архив творческого и рукописного наследия мастера, включая архитектурную графику, художественные произведения, рукописи его многочисленных книг, фотоархив и т.д. Фонд располагается в вилле Ла Рош и Жаннере, построенной Ле Корбюзье в Париже в 1923-1925 годах. Здесь ведется обширная исследовательская и просветительская деятельность. Фонд также внимательно следит за сохранностью наследия великого архитектора, находящегося во многих странах мира, в том числе и в России.

Первоначально в перечень кандидатов для включения в список Всемирного наследия на экспертном уровне было включено и здание Центросоюза , расположенное на участке между Мясницкой улицей и проспектом Академика Сахарова (1928–1937 г., Ле Корбюзье, П. Жаннере, Н.Я. Колли) – самая крупная постройка архитектора в довоенной Европе. В ней были воплощены все Пять принципов современной архитектуры, разработанные Ле Корбюзье. Но из окончательного перечня московский шедевр архитектора исчез. Одна из причин оказалась технической: недостаточно высокий – региональный – статус объекта в российском реестре памятников.

Но возможность продвижения дома Центросоюза в список Всемирного наследия сохраняется и по сей день – при условии, что российская сторона приложит необходимые усилия по повышению охранного статуса памятника до федерального и расширению состава номинации «Архитектурные произведения Ле Корбюзье. Выдающийся вклад в Современное движение» . Тем более что недавно в здании проведены реставрационные работы, а со стороны Мясницкой Ле Корбюзье был установлен памятник в полный рост – единственный в центре Москвы, прославляющий профессию архитектора.

Однако пока что усилия прилагаются в прямо противоположном направлении – в сторону ухудшения сохранности здания и его исторического окружения. Объектом коммерческих интересов стал участок, примыкающий к территории дома Центросоюза. Проектируя здание, Ле Корбюзье просчитывал его взаимодействие с окружающей застройкой, включая и расположенные по соседству дореволюционные жилые дома. Но он не мог просчитать, что через 90 лет после постройки здания Центросоюза у него может появиться новый 58-метровый сосед, грозящий погубить среду и восприятие памятника – а вместе с ними и номинацию ЮНЕСКО.

На рисунке Ле Корбюзье 1929 г. здание Центросоюза вписано в существующую и поныне городскую застройку. В правой верхней части рисунка изображены жилые дома по адресу ул. Мясницкая, 41, стр. 6 и 7.

Участок по проспекту Академика Сахарова (адрес по Мясницкой ул.: вл. 41, стр. 6, 7), примыкающий к территории дома Центросоюза, был передан инвестору еще в 2005 г. Согласно контракту между Долгоруковской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны РФ и ООО «Астин-Ком», находящиеся на участке жилые дома 1897 г. постройки должны были сноситься ради строительства бизнес-центра с подземным паркингом. Тогда освоение участка и снос не состоялись, а права инвестора со временем перешли к ООО «ФИН.КОМ». Возможно, новому строительству помешал статус территории, входящей в объединенную охранную зону объектов культурного наследия №61.

Чтобы преодолеть это препятствие, в 2015 г. мастерская историко-культурных исследований №20 Моспроекта-2 им. М.В. Посохина подготовила, по заказу инвестора, «Проект единой охранной зоны №61, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данной зоны». Этим проектом интересующий заказчика участок вырезался из охранной зоны; тем самым на нем становилось возможным высотное строительство вне ограничений, накладываемых статусом охранной зоны и требованием регенерации.

Фрагмент карты из материалов ПЗЗ с разрешенными параметрами нового строительства: плотность застройки — 58900 кв.м/га, предельная высота — 58 м.

В замечаниях к проекту ПЗЗ, подготовленных «Арх надзором», было указано на несовместимость подобных параметров со статусом охранной зоны. Но если инвестор добьется своего, статус территории исчезнет, а шедевр Ле Корбюзье будет задавлен очередной несоразмерной высоткой.

Главный хранитель наследия архитектора – Парижский Фонд Ле Корбюзье – не может смириться с подобной ситуацией. Президент фонда Антуан Пикон направил мэру Москвы Сергею Собянину и министру культуры РФ Владимиру Мединскому письмо, в котором выражает крайнюю озабоченность происходящим и объясняет, почему нельзя допустить высотного строительства рядом со зданием Центросоюза. Мы публикуем это письмо и также обращаемся к его адресатам: охранная зона всемирно известного памятника – не место для очередного высотного бизнес-центра .

Президент Фонда Ле Корбюзье

Мэру Москвы С. Собянину

Копия: Министру культуры РФ В. Мединскому

Тема : Ситуация со зданием Центросоюза, Москва

Господин мэр,

Хотел бы обратить Ваше внимание на ситуацию со зданием Центросоюза, выстроенным Ле Корбюзье в 1928 году на улице Мясницкая в Москве.

Недавно мне стало известно о существовании проекта строительства нового здания в непосредственной близости от здания Центросоюза. По имеющейся у меня информации, планируется снос двух жилых домов для строительства 14-этажного делового квартала с торговыми помещениями и общественными пространствами площадью 15 000 кв. м.

Реализация этого проекта оказала бы крайне пагубное влияние на ближайшее окружение здания Центросоюза, притом что оно строилось с учетом сохранения существовавшей на момент строительства застройки. Хотя за последние годы облик квартала претерпел некоторые изменения, непосредственное окружение этого великолепного здания до сих пор сохраняется в неизменном виде.

Я хотел бы выразить Вам глубокую озабоченность Фонда Ле Корбюзье возможностью реализации данного проекта. Как Вы знаете, в июле 2016 года 17 зданий авторства Ле Корбюзье были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эти здания находятся в Германии, Аргентине, Бельгии, Индии, Японии, Швейцарии и Франции.

Сегодня, когда ценность архитектурного наследия Ле Корбюзье получает признание ЮНЕСКО, мы находим весьма прискорбным тот факт, что защитный режим одного из важнейших его произведений, и единственного в России, не распространяется на два исторических здания, оттеняющих его масштаб и его значимость в городском ландшафте.

Хотел бы также подчеркнуть, что серия архитектурных произведений Ле Корбюзье, включенная в Список Всемирного наследия, может со временем быть дополнена. Здание Центросоюза часто называют в числе потенциальных кандидатов на расширение списка из 17 зданий, входящих в эту серию. Было бы весьма жаль, если бы решение подвергнуть кардинальным изменениям буферную (охранную) зону, которой в настоящее время располагает здание Центросоюза, стало препятствием к потенциальному внесению Россией этой постройки в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) — один из первых в Европе больших офисных комплексов с витражным остеклением. Построен он был в 1928-1936 годах по проекту французского архитектора Ле Корбюзье, по итогам международного открытого конкурса, специально для Центрсоюза. Это пример европейского модернизма конца 20-х годов XX века.

Дом Центрсоюза — монументальное сооружение, с крупными формами, лаконичными геометрическими объемами. Обширные поверхности стекла на фасадах контрастируют с глухими стенами. Если в главном фасаде здания преобладают плоские поверхности, то фасад, выходящий на проспект Академика Сахарова, решён совсем иначе: в нём эффектно сопоставлены массивные объёмы пластичных скруглённых форм. Открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа, горизонтальные крыши — все это особенности творческого подхода Ле Корбюзье, которые он указал в «Пяти отправных точках современной архитектуры» — своде правил, формирующих его концепцию архитектуры нового времени.

Новаторским был не только внешний облик здания, но и материалы, конструктивные решения. Например, в офисных помещениях были применены железобетонные этажерки-каркасы, которые давали возможность свободно планировать этажи.

Здание рассчитано на 3500 рабочих мест, включает большой конференц-зал, клубные помещения, читальный зал, ресторан и многое другое. Сегодня Дом Центрсоюза занимает Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

На первом этаже расположен просторный входной вестибюль, с открытыми лестницами и пандусами (наклонными пешеходными рампами) для связи между этажами.

Один из немногих сохранившихся лифтов-патерностеров (в настоящее время представляет собой музейный экспонат). Это лифт, который никогда не останавливается и не имеет дверей. Кабинки непрерывно поднимаются верх в одной шахте лифта, а потом опускаются вниз в соседней.

Место для строительства было предложено архитектором Б.М.Великовским в 1925 году. Им стал участок между Мясницкой и проектируемой новой улицей, соединяющей центр с площадью Трех вокзалов (в прошлом -Новокировский проспект, сейчас проспект Сахарова). Конкурс на проектирование был объявлен в 1928 году и проходил в три этапа, на первом этапе конкурс выиграл Великовский, однако со второго этапа бесспорным лидером стал Ле Корбюзье.

Здание в стиле "авангард" представляет собой комплекс из остекленных административных корпусов, обступающих параболический в плане зрительный зал. Один офисный корпус поставлен вдоль Мясницкой, два других почти перпендикулярны ей, ограничивая участок с двух сторон. Для сохранения существующей застройки они сделаны разной длины, Больший выходит торцом на проспект Сахарова.

Сам архитектор отмечал: "2500 служащих обеспечены всеми необходимыми условиями комфорта, большим центральным холлом, столовой, залом собраний, на свои рабочие места они попадают по спиралеобразным пандусам или с помощью механических подъемников непрерывного действия/.../Архитектура - это циркуляция. Вдумайтесь в эти слова; они выносят приговор академическим методам и освящают принцип опор".

Строительство здания Центросоюза было закончено в 1936 году с отступлениями от авторского замысла, но, тем не менее, А.А.Веснин считал, что это "лучшее здание, выстроенное в Москве за последние сто лет". Для города появление произведения Ле Корбюзье было равнозначно возведению в 1479 году Успенского собора Аристотелем Фьораванти, до которого, по мнению историка Н.М.Карамзина "в России не имели идеи о хорошей архитектуре". Но в процессе строительства не удалось осуществить изобретенную Ле Корбюзье систему кондиционирования. А застроенное пространство между поддерживающими здание опорами лишило творение Ле Корбюзье первозданной легкости и исключило свободу передвижения пешеходов между двумя магистралями. Во время последующих реконструктивных работ 1970-х годов под руководством Л.Павлова заменили старые оконные переплеты из темного дуба на алюминиевые, что нарушило цветовое сочетание витражей и стен, облицованных легким туфом. Новейшее остекление также никак не связано с первоначальным замыслом.

В 2005 году был утвержден предмет охраны здания, в котором в то время (как и сейчас) размещался Росстат. Поскольку были обнаружены большие повреждения и деформации в несущих конструкциях одного из корпусов, требующие устранения, в этом же году на этом объекте культурного наследия начались ремонтные работы по усилению фундаментов и конструкций.

С 2011 по 2013 год проходили реставрационные работы. Фасады здания были очищены с помощью специальных растворов и затем реставрированы. Небольшие утраты поверхности каменной облицовки восполнялись декоративной сухой смесью, идентичной цвету камня.

Одновременно с реставрацией фасадов производились ремонт плоской кровли и замена карнизов.

В интерьерах центрального вестибюля реставраторы восстановили поверхности колонн из искусственного мрамора. Воссоздан также рисунок мраморного пола.

В лифтовых холлах произведена замена поздних полов на полы из керамогранита цвета дерева.

При работе с интерьерами клуба было многое сделано для того, чтобы это помещение, находящееся в здании, построенное многие десятки лет назад, соответствовало всем современным требованиям безопасности. Создание новейших информационных и телекоммуникационных сетей, полной современной инженерной инфраструктуры здания было одной из важнейших задач, поставленных перед исполнителями программы по реставрации.

Здание бывшего Центросоюза в 2014 году стало лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинациях: "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ", "За высокое качество ремонтно- реставрационных работ" и "За лучший проект реставрации".

Что случилось

Вчера на сайте движения «Архандзор» появилась о том, что рядом с домом Центросоюза архитектора Ле Корбюзье, на территории, которая принадлежит Министерству обороны, планируется строительство 58-метрового здания. По плану высотка появится на месте двух домов конца XIX века, которые не представляют исторической ценности. на их снос было выдано еще в апреле 2016 года, градозащитники обратили внимание на незаконные действия только сейчас.

Причиной стало обращение главы парижского Фонда Ле Корбюзье Антуана Пикона к мэру Москвы Сергею Собянину и главе Министерства культуры Владимиру Мединскому с просьбой отказаться от проекта, оказавшееся в распоряжении «Архнадзора». Хотя новая высотка не несет прямой угрозы зданию Центросоюза, где сейчас базируется Росстат, очевидно, что высотка может испортить вид на постройку архитектора, которому, кстати, в позапрошлом году поставили на Мясницкой. Реальность угрозы можно понять, если учесть, что с такого же разрешения на снос начинались многие истории, которые приводили в итоге к гибели исторических памятников - здания , например.

Два дома - белый и красный, - на месте которых может возникнуть новостройка

© Архнадзор

Что говорят эксперты

Татьяна Кудрявцева

Архитектор, эксперт по охране архитектурного наследия

«Я участвовала в экспертизе по определению границ охранной зоны вблизи дома Центросоюза, и в результате границы не изменились. Решение было еще раз подтверждено на совещании в декабре 2016 года. Да, рядом со зданием Ле Корбюзье есть два дома постройки конца XIX - начала XX века, которые уродуют памятник. Дело в том, что в этих домах уже лет 30 не живет никто, кроме бездомных. Сделать здания жилыми - невозможно. Поэтому на их месте появится новая постройка. Я не знаю, какая: знать может только главный архитектор города Сергей Кузнецов. Единственное, что могу я, - объяснить, какое здание там можно построить, а какое нет. Но этим на экспертизе я не занималась».

Константин Михайлов

Историк архитектуры, координатор общественного движения «Архнадзор»

«Власти, по обыкновению, затеяли совершенно неуместную стройку в историческом центре города, причем на охранной территории, рядом с домом Центросоюза. Само 58-метровое здание собираются поставить на месте доходных домов конца XIX века. Для этого уже предприняты некоторые действия по изменению действующего режима охраны. Были найдены эксперты, готовые подтвердить, что высотка никак не повредит историческому облику той местности и не повлияет на восприятие памятника мирового значения.

Окончательное решение властей по этому вопросу не готово, впрочем, как нет и постановления о начале строительства, но уже разработан проект Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) рядом с домом Ле Корбюзье. В нем как раз заложена высота около 60 метров.

Без технического исследования сложно сказать, как строительство может повлиять на состояние памятника архитектуры. Но то, что такое соседство плохо скажется на визуальном восприятии единственного проекта Ле Корбюзье в Москве, - это точно! Высотка будет перетягивать на себя внимание, что перечеркнет традиционное восприятие дома Центросоюза. Жаль, что в столичном правительстве не берут подобные соображения в расчет.


Участок предполагаемого строительства

Сейчас ведется работа по исполнению президентского об увеличении количества объектов Всемирного наследия, которые Россия могла бы предоставить ЮНЕСКО. Дом Ле Корбюзье - один из главных претендентов на номинацию от нашей страны. Тем более что многие постройки французского архитектора в других странах уже вошли в этот список. Однако планы столичного правительства возвести рядом с ним высотку ставят крест на этих намерениях.

Неудивительно, что мировое экспертное сообщество обеспокоено. К сожалению, в последнее время московские власти под разговоры о сохранении архитектурного наследия часто проектируют и разрешают стройки, которые портят исторический облик города. Достаточно вспомнить возле Новой Басманной улицы, из-за которой прекрасный храм Святых Апостолов Петра и Павла оказался по соседству с огромной башней, - и это только один из множества примеров.

Сейчас памятник нуждается в защите от агрессивного строительства по соседству. «Архнадзор» уже писал замечания по этому делу в Москомархитектуры. В планах - обратиться в правоохранительные органы и защитить здание юридическими методами. Потому что настоящие действия властей - с привлечением ненадежных экспертов - нарушают законодательство».

Пресс-служба Министерства обороны, на территории которого планируется строительство высотного здания, и ООО «Фин.ком», подрядчик проекта, отказались от комментариев.

Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) - офисное здание, возведённое в 1928-1936 годах в центре Москвы по проекту Ле Корбюзье . Здание относится к числу наиболее интересных архитектурных раритетов не только Москвы, но и мира, представляя собой созданный знаменитым архитектором образец европейского модернизма конца 20-х годов XX века. В здании Центросоюза первоначально помещался Центросоюз (для которого и проводился конкурс), затем Наркомлегпром СССР, Министерство текстильной промышленности СССР, с 1959 года - ЦСУ СССР. В настоящее время здесь располагается Федеральная служба государственной статистики - Росстат.

Дом Центросоюза - один из первых в Европе больших офисных комплексов с витражным остеклением. Построен в результате открытого конкурса 1928 года, в котором участвовали в основном русские архитекторы: братья Александр и Виктор Веснины , Б. М. Великовский, С. Е. Чернышёв, И. И. Леонидов , А. Д. Крячков и другие. Кроме того, были приглашены и иностранные архитекторы.

Дом Центросоюза - очень большое по тем временам сооружение. Первое, что бросается в глаза при подходе к нему - это гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа (под зданием можно свободно пройти), горизонтальные крыши, красновато-коричневая облицовка стен из розового артикского туфа. Всё это - характерные особенности творческой манеры Ле Корбюзье начала 30-х годов (за исключением разве что облицовки), яркая иллюстрация его же известных «Пяти отправных точек современной архитектуры». В зданиях комплекса предусмотрены рабочие места для 3500 служащих, а также большой конференц-зал (выделенный отдельным блоком), клубные помещения, читальный зал, ресторан и многое другое. В первом этаже расположен просторный входной вестибюль, с открытыми лестницами и пандусами (наклонными пешеходными рампами) для связи между этажами.

Дом Центросоюза весьма сходен по программе со зданием Министерства здравоохранения и образования в Рио-де-Жанейро (арх-ры Л. Коста, О. Нимейер, при участии Ле Корбюзье 1936), где также присутствуют открытые колонны в основании здания, большие площади витражного остекления, разделение объёмов по их функции. Близкий аналог Центросоюзу и (арх. Ле Корбюзье, 1931), в котором основной блок также покоится на колоннах, а сплошное остекление фасада «вставлено» в раму из камня. Можно добавить к этому и , соавтором которого тоже является Ле Корбюзье (1947). Секретариат ООН - это, образно говоря, не что иное, как поставленный вертикально офисный блок Центросоюза. Как и все эти упомянутые здания, Центросоюз являет собой образец «интернационального стиля», повсеместно вошедшего в моду с начала 1950-х годов.

Строительство комплекса велось под надзором Николая Колли , эрудированного, авторитетного архитектора из группы конструктивистов. Он состоял в переписке с Ле Корбюзье , согласовывая с ним все изменения проекта. Именно благодаря авторитету и настойчивости Колли комплекс Центросоюза построен с весьма хорошим для тех времен качеством. Курировало стройку крыло Троцкого, но после того, как в конце 20-х годов в стране произошли известные перемены в политическом курсе, а затем и в архитектурном - в сторону «государственного классицизма», - проект был приостановлен на несколько лет. Завершалось строительство Центросоюза в 1933-36 годах.

По предложенным идеям проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время, - как в отношении примененных материалов и конструкций, так и по своему архитектурному облику. Причем, новаторским не только для России, где в ту пору существовал свой сильный архитектурный авангард, но и для Европы. В офисных блоках Центросоюза применена конструкция типа железобетонной этажерки-каркаса, позволяющая свободно планировать этажи, что для строительной практики России было новостью. Корбюзье предложил также навесные герметичные стеклянные стены-экраны с вакуумом вместо воздуха между двумя слоями стекла - с целью теплоизоляции внутренних помещений. Вдобавок к этому в здании предусматривалась внутренняя система аэрации - кондиционирования. Это технологическое решение, имевшее целью обеспечить комфортные условия для работников при любых погодных условиях, зимой и летом, в силу ограниченных возможностей того времени было осуществлено далеко не полностью.

В 1928 году Ле Корбюзье и Пьер Жаннере получают заказ на проектирование Дома Центросоюза в Москве. Впоследствии он будет построен с некоторыми отступлениями от первоначального замысла* (Здание ЦСУ СССР (б. дом Наркомлегпрома) на ул. Кирова в Москве было построено в 1930-1936 гг. при участии арх. Н. И. Колли. Этой работе Ле Корбюзье предшествовала его победа на конкурсе в 1928 г. (Прим. ред.)). Разрабатывая этот проект, Ле Корбюзье предлагает принцип «нейтрализующих стен». Это новшество вызвало насмешки со стороны московских и парижских специалистов. Но Гюстав Лион считает это предложение гениальной идеей, которая преобразит архитектуру. Под руководством этого физика были проведены тщательные изыскательские работы и опыты в лаборатории фирмы «Сен Гобен». В наши дни где-то в архивах этой фирмы хранятся папки с расчетами (в которые до сего времени никто не заглядывал).

1928 год. Здание Центросоюза в Москве. Красивый план!

В этом проекте, как и в Общежитии швейцарских студентов в Париже и затем в вилле Савой и «Плане-Обюс» в Алжире, Ле Корбюзье «сформулировал» идею свободного плана, связанную с периодом расцвета железобетона. Это подлинное произведение архитектуры, едва ли не безграничное по своему богатству. В этом проекте нет ничего общего со всем тем, что ему предшествовало, - с формулой классических эпох (комната = четыре стены). Правда, у него были предшественники, например, готика. Но готика являла непримиримые противоречия между планом, разрезом и техникой кладки из тесаного камня, сковывающей свободу творчества; семь веков спустя железобетон сыграл роль раскрепостителя.

Во время работы над этим проектом были созданы «нейтрализующие» навесные стены из стекла или камня. Это было подлинным новаторством в области строительной техники. До этого времени подобная конструкция стены никогда не применялась...

План сооружения строений Центросоюза в Москве, составленный Ле Корбюзье и Пьером Жаннере / Журнал «Современная архитектура». 1928. № 6. - С. 177-181.

Раздел 1. Общее расположение зданий

Мы постарались избежать массивных зданий с внутренними дворами. Наши здания расположены так, чтобы всюду мог проникать свет; сады заполняют пространство между зданиями; сады возвышаются и на крышах зданий (см. раздел 6 - „Крыши-террасы“). Дворы отсутствуют.

Так как Мясницкая очень шумная и сравнительно узкая улица, мы отодвинули назад за сад, засаженный деревьями, здания, отведенные под торговые отделы; благодаря деревьям, шум с улицы будет в значительной степени ослаблен.

У нас не имеется главного фасада в подлинном смысле этого слова: в отношении архитектурной ценности здания, выходящие на Мясницкую, и здания, обращенные к будущему бульвару, стоят на одном уровне.

Так как новая Мясницкая еще не открыта мы предусматриваем расширение именно в эту сторону.

Раздел 2. Распределение

Мы отделили основные отделы и сгруппировали их в самостоятельных, хотя и тесно связанных со всеми полезными местами, зданиях.

1. Группа А (Правление, административные отделы, контрольная комиссия) - на бульваре.

Отдельно, в спокойном боковом строении, в 1-м этаже отделы контрольной комиссии.

В первом же этаже большой вестибюль под справочным бюро, раздевальной для посетителей, уборными для посетителей, комнатой для ожидания и приемной.

На втором этаже - кабинеты заведующих, а на следующих этажах - различные отделы, правленческие и административные.

2. Группа Б занимает целое здание на Мясницкой; она содержит торговые отделы и рабочие организации. Комнаты представляют собою обширные помещения американского типа, в 4 м, высоты, причем движение происходит посередине, между низкими барьерами.

3. Между зданием, содержащим группу А, и зданием с группой Б мы расположили банк, занимающий совершенно самостоятельное положение, хотя он и связан с группой А; вход для посетителей с Мясницкой через сад. Финансовые отделы рядом.

4. Все помещения, охватывающие клуб, образуют внутри участка центральное здание, выход из которого в большой вестибюль группы Б, обращенный ка Мясницкую.

При клубе большой вестибюль-фойе-бар в нижнем этаже, с отдельным наклонным проходом и мостиками, ведущими в театральный зал. В первом же этаже - раздевальни, специально предназначенные для клуба, и уборные.

5. Амбулатории отведено место в маленьком боковом здании между клубом и Новой Мясницкой; это строение, защищенное от шума, выходит в сад. Сейчас оно непосредственно сообщается с Мясницкой через вестибюли в первом этаже; позднее же оно будет непосредственно связано с будущей Новой Мясницкой.

6. Квартиры служащих расположены в том же здании, что и амбулатории.

Раздел 3. Движение

Вопрос о движении внутри дома, по которому будут постоянно ходить 2 000 служащих, является задачей первостепенной важности. Мы разрешили ее согласно с требованиями городского благоустройства, т. е. предположили, что коридоры и лестницы являются так сказать, закрытыми улицами. Улицы эти имеют ввиду этого ширину в 3,25 м и всегда хорошо освещены. Лестницы же, по которым всегда трудно и утомительно ходить, заменены большими проходами с очень слабым наклоном (в 14°), позволяющими оживленное движение без утомления. Итак, во дворце Центросоюза нет лестниц.

Но однакоже для того чтобы обеспечить возможность быстрой связи, мы поместили у концов коридорной сети 4 маленькие лестницы, дающие возможность быстрого сообщения с верхними этажами.

Принимая во внимание особенности московского климата и суровость зимы, мы приняли соответствующую систему входов. Она состоит в том, что для того чтобы войти в оба дома - группы А и группы Б - надо пройти через большой и жарко натопленный тамбур; пол этого тамбура покрыт решеткой для снега с обуви и пальто. После тамбура служащие не входят в вестибюли, а спускаются по проходу со слабым наклоном в подземное помещение, где находятся обширные образцовые раздевальни; из этих раздевален прямой выход в первую часть каждого из двух проходов, которые обслуживают все здания. Эти раздевальни также обслуживаются обеими системами лестниц и двойных подъемных машин, каждая из которых открывается на оба больших наклонных прохода.

Уборные, ватерклозеты и ванные находятся рядом с большими наклонными проходами, в непосредственном соседстве, на каждом этаже. Все это образует первую систему путей сообщения (для служащих).

Вторая система (посетители). Посетители входят через те же тамбуры с Мясницкой или с бульвара, но вместо того чтобы спускаться в подвальное помещение, они проходят прямо в большие вестибюли, обслуживающие первый этаж. Посетители найдут тут же рядом раздевальни, залу для ожидания, фойе, телефон общего пользования, уборные, справочное бюро и т. д.

Посетители распределяются на две категории: а) посетители, направляющиеся в Правление и административные отделы и б) посетители торговых отделов и выставки (Мясницкая).

Третья система (клуб или общественные организации). Вход с Мясницкой, но в то же время существует и непосредственное сообщение с бульваром через вестибюль группы А.

Эта система обслуживает все отделы клуба, т. е. театральную и лекционную залу, библиотеку, помещение для выдачи книг, столовую, помещение для физкультуры.

Четвертая система (для автомобилей). С Мясницкой проезд под домом направо к угольному складу, с одной стороны, и к складам выставочной залы - с другой; проезд под домом налево - к гаражу, рассчитанному на 30-50 автомобилей.

Этот гараж непосредственно связан с помещением подвальных раздевален и большими проходами, расположенными ввиде подковы в группах А и Б.

Пятая система (для разных нужд). Здесь имеется в виду специальное устройство, как напр., мостик, соединяющий на 4-м этаже группу А (организации) с библиотекой, и на 5-м этаже группу А со столовой.

Раздел 4. Характер постройки

Проектом предусмотрена постройка из железобетона. Костяк состоит из правильных рядов железобетонных столбов, поддерживающих пол. Сообразно с нашим опытом, полы из железобетона выдаются за пределы столбов на 1,25 м со стороны улицы, так что окна зданий полностью освобождены от точек опоры. Это дает возможность неукоснительного применения системы „продольного окна“, дающей максимальное количества света.

Здания кончаются наверху крышами-террасами. Теория этих крыш-террас родилась в результате опыта, проделанного нами более 15 лет назад в очень суровом климате (в Юрских горах, на высоте 1000 м). Эта Теория, предусматривающая плоскую крышу со стоком воды внутрь дома, является непосредственным следствием введения центрального отопления в домах, находящихся в очень холодных странах с обильными снежными осадками. В сущности это единственное возможное решение вопроса в холодных странах.

Кроме того, для того чтобы избежать последствий расширения железобетона летом, мы завершаем свои крыши-террасы специальной системой садов, благодаря которым на плитках из бетона и под плитками из цемента, покрывающими песочный грунт, поддерживается постоянная влажность, целиком уничтожающая действие расширения. Эта теория плоских крыш проверяется нами уже в течение 15 лет во всех наших постройках, причем она применяется с полным успехом. Она к тому же принимается большинством современных архитекторов нового направления.

Стены, окружающие здания, попросту пустотелые стены. Вместо массивной кладки они состоят из многих рядов перегородок из пустотелых кирпичей, оставляющих промежуток для воздуха. Стены эти обладают каллорическим коэффициентом несравненно более высоким, чем все массивные постройки (см. более подробно в приложении для Лиги наций).

Полы можно будет делать, сообразуясь с их местным назначением, из каменных плит, из деревянного паркета, из керамических плит (см. № 6, раздел 6.)

Раздел 5. Кубатура

Общая кубатура: 24 000 куб. м в нижней части здания (подвальные помещения), 107 000 куб. м не считая нижней части здания (раздевальни).

(Все помещения имеют высоту 4 м.)

Раздел 6. Особенности

Мы обращаем ваше внимание на особенности, присущие нашему проекту:

1. Отопление, охлаждение, вентиляция. План № 1 показывает установку машин для отопления, охлаждения и вентилирования.

Мы предлагаем применение той же системы, которую мы предлагали и для Дворца наций в Женеве. В частности, зал будет снабжен системой отопления, охлаждения и вентиляции замкнутым кругом, дающей возможность очищать и обновлять воздух зала; постоянно поддерживая в нем путем охлаждения температуру 18°, из расчета 80 литров воздуха 18-градусной температуры на каждого жителя.

Чрезвычайно простое приспособление связывает зал с подвальным вентилятором и выбрасывает воздух с указанной выше скоростью под каждым из кресел. Таким образом каждый зритель располагает достаточным количеством чистого воздуха, а облако испорченного воздуха поднимается под наклонный потолок зала этот воздух очищается и восстанавливается в помещениях, приспособленных соответствующим образом, и спускается в подвальные охладительные приборы, сообщающие ему 18-градусную температуру.

2. Крыши-террасы (см. выше описание в разделе 4).

3. Продольные окна. Мы предлагаем применить здесь свой патент продольных окон, используемый в настоящее время сен-гобенскими мануфактурами. Окна эти снабжены двойным остеклением и открываются при помощи боковых шарниров, что дает возможность полного проветривания помещений. Этот патент предусматривает чрезвычайно простую систему запора (эксцентрического), обеспечивающего абсолютную герметичность. Каждый фасад снабжен системой передвижных трубных лесов, дающей возможность в полной мере производить очистку зданий с наружной стороны, причем это никогда не вызывает необходимости перерыва или каких-либо неудобств в работе служащих.

4. Клубный зал построен сообразно современным принципам акустики, в том виде, как они применены в парижском зале Плейель и в нашем большом Зале собраний во Дворце наций. Благодаря особому расположению линии стен получается одинаковая слышимость для всех зрителей.

Зрительная возможность одинакова со всех мест.

Мы предлагаем такое расположение сцены, которая дает возможность с большой легкостью менять декорации, что вполне соответствует, как нам кажется, желаниям русских режиссеров, которые создали в этой области методы, повсеместно вызывающие восхищение.

Благодаря установке специальных экранов зал спектаклей или кино может быть превращен в концертный или лекционный зал, в котором оратор сможет говорить в наиболее благоприятных условиях. Имеется достаточное пространство для декораций над и под сценой. Предусмотрено известное число уборных для актеров, под сценой, причем эти уборные получают свет непосредственно.

5. Мы наметили (см. план № 1) систему путей для канализации во всех зданиях.

6. Комната машинописи, а также и обе музыкальные комнаты, входящие в число 10 комнат общего труда, предусмотренные проектом на крыше здания группы Б, будут приспособлены при помощи способа Густава Лион так, чтобы в них поглощались все звуки.

7. Столовой отводится место в верхней части клуба по двум причинам:
1) из соображений освещения, чистого воздуха, использования террасы-сада, близости комнат физкультуры;
2) чтобы кухню можно было расположить в верхней части здания, во избежание неприятного запаха.

8. Комната физкультуры расположена на самом верху клубного здания, для того чтобы можно было пользоваться наиболее чистым воздухом, использовать обширные террасы для солнечных ванн и самую крышу этой комнаты, на которой будет устроен баскет-болл и беговой трек.