Что надо говорить у мусульман на похоронах. Вам может быть интересно. Когда смерть неизбежна

Как проходят похороны у мусульман? Традиции, обычаи обряды по Шариату

Кто был на похоронах мусульманина, не забудет этого никогда.

Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого как Настоящего Мусульманина. Начиная от предсмертного состояния, и пока не пройдет год (и даже большее) после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них покажутся человеку незнающему странными, но для истинных мусульман они важны, они священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.

Подготовка к похоронам

Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполнять пока человек еще жив, но уже при смерти. Первым делом приглашают имама- мусульманского священника, чтобы над смертным ложе читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:

Умирающего кладут на спину ногами к Мекке. Это олицетворение пути души к святому месту.

Нужно помочь страждущему справиться с жаждой, дав глоток холодной воды. По возможности капают в рот гранатовый сок или Зам-Зам - священную воду.

Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут и не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.

Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.

Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.

Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)

В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа - неготовой к встрече с Богом. Тахарат - это омовение, очищение материального тела, в то время как гусуль - скорее ритуальное обмывание.

Сперва выбирают Гассала - ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины - мужчин, но жена может омыть мужа. Еще как минимум три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд таяммум - очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, с камфорой и чистой водой. Все части тела обмывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.

Окутывание в саван (кафан)

По обычаям мусульман и мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.

Мужской саван - это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.

Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.

Погребение (дафн)

Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. То есть, если мусульманин кремировал тело родственника, это все равно что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело - страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.

Погребальная молитва (джаназа).
Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.

Мусульманские поминки

Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 И 40 дни после похорон, а также через год проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка. Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.

Поминки в Исламе - это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.

мусульманина строго регулируются религией, а похоронный обряд - один из ключевых моментов, от которого зависит дальнейший путь мусульманина: жизнь есть и после смерти и какой она будет, зависит от похорон. Но в мире живет больше полутора миллиардов последователей ислама и живут они в разных уголках мира, поэтому традиции татарских похорон будут немного отличаться от похоронных традиций дагестанцев или пакистанцев - культура страны все равно накладывает отпечаток.

Если мусульманин при смерти

У всех, кто исповедует ислам, подготовка к загробной жизни начинается еще в этом мире. Так, по татарским традициям, пожилые люди заранее готовятся к этому моменту: приобретают саван, полотенца и множество вещей на садака - раздачу на похоронах: это могут быть рубашки, платки, полотенца и проч.

Когда человек находится при смерти, нужно положить его лицом в сторону киблы, то есть по направлению к Каабе, и на правый бок. При этом важно, чтобы последними словами человека были слова молитвы «Калимат-шахдаат». Если умирающий не в силах говорить, нужно прочесть калимат и молчать: главное, чтобы это были последние услышанные слова. Облегчить муки смерти можно при помощи суры Гром (или Йа Син). Не стоит подводить к человеку членов его семьи.

После того, как мусульманин ушел, распрямляют его конечности и подвязывают челюсть. На живот помещают что-то тяжелое. Согласно традиции татарских похорон, голову часто покрывают старым полотенцем. Покойника поворачивают в сторону киблы, снимают всю одежду, читают молитву (дуа), кладут на кровать или любое возвышение и накрывают легким покрывалом. Правила похорон у мусульман предполагают, что в последний путь покойного проведут в самый день смерти. Если уход произошел ночью, похоронить нужно сразу на следующий день.

Неверного нельзя хоронить на мусульманском кладбище даже если все его родственники - приверженцы ислама.

Обязанности мусульман перед покойным

Все, что нужно сделать для покойного, это омыть его, одеть, прочитать заупокойную молитву и похоронить. Все это нужно совершать быстро. Все это является коллективной обязанностью всех, кто исповедует ислам в этом населенном пункте. Весь этот обряд называется джаназой.

Обмывание тела умершего мусульманина называется гусль. Относительно этого обряда правила мусульманских похорон строгие: мужчины не могут проводить гусль над женщиной, а женщины не должны мыть мужчину. Часто для купания приглашают человека со стороны - не друга и не родственника, муж может совершить гусль над женой и наоборот. Не купают шахидов или если не нашлось ни одного человека, имеющего один пол с покойным. Все этапы купания сопровождаются молитвой. В этом случае можно совершить таяммум: омовение пылью, песком или землей.

Также важной обязанностью мусульман перед покойным является выбор памятника и оградки , подробнее про облагораживание могил читайте .

Такфин - это оборачивание умершего мусульманина в саван или кафан. Женщину заворачивают в пять белых покрывал, мужчину - в три, маленького ребенка - в одно. Голову оставляют открытой.

Еще один важный момент, без которого проводы мусульманина в последний путь невозможны, это джаназа-намаз.

Заупокойная молитва - коллективная молитва и те, кто её произносят, должны иметь одну веру, их мольба должна быть искренней. Если джаназа-намаз читают много людей, лучше, если они выстроятся в три ряда. Над мужчиной проводят эту молитву напротив его головы, тогда как над женщинами - напротив туловища. Женщинам позволяется совершать джаназа-намаз. Если друг или родственник не смог прочесть заупокойную молитву над умершим родственником во время самой джаназы, сделать это можно и на могиле, только в течении месяца (не позже). Лучше всего читать её на кладбище, а главным должен быть имам или же амир. Также подходит наиб или самый образованный мусульманин в этом населенном пункте. Джаназа читается над всеми умершими, которые исповедовали ислам, даже над маленькими детьми, а исключение составляют только шахиды.

Похороны

Само захоронение называется дафн. Могила роется такой глубины, чтобы животные не могли её раскопать, шириной в 70-80 см. и длиной в рост умершего с поднятой рукой. Носилки с покойным сопровождаются мужчинами. Хоронят всегда без гроба, повернув покойника в сторону киблы, а после желательно прочесть молитвы, например тасбит или таскин.

Похороны по мусульманским традициям не должны сопровождаться громкими причитаниями и громким плачем, кроме того, нельзя плакать по покойному уже на четвертые сутки после его смерти.

Что же касается соболезнований, то бытует мнение, что нельзя их выражать, если после смерти прошло больше половины недели. Это не совсем так, выразить их родне мусульманина можно тогда, когда это уместно.

Поминки организуются через три дня, неделю, сорок дней и год после смерти. Памятник мусульманину не должен быть слишком большим или дорогим, а согласно традиции похорон у татар, на могилах растет одно или два дерева.

Приведём некоторые обычаи и традиции, связанные с погребальным обрядом и практикуемые мусульманскими народами, но порицаемые Шариатом.

1. Проведение собраний с целью отметить 40 дней после смерти человека.

При проведении поминальных обрядов нельзя подражать традициям немусульман. Траур в Исламе, согласно хадису Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), соблюдается 3 дня.

Проведение благочестивых собраний для чтения мавлида за душу покойного, поминание Всевышнего (зикр), мольбы и т. п. является дозволенным и поощряемым в Шариате действом. В частности, если их провести в высокочтимые дни и месяцы, за это можно удостоиться большего вознаграждения. Однако намерение отметить именно 7-й, 40-й, 52-й или любой другой день и год после захоронения человека, как заведено у многих мусульманских народов, не является ни сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии). Проведение этой традиции именно с указанным намерением порицается Шариатом.

Если время проведения благочестивого маджлиса совпало с этими днями (например, с 40-м днём), то у устраивающего это собрание никак не должно быть намерения совершать это, возвеличивая и отмечая именно этот (40-й) день.

Особенно не соответствуют Шариату, как это принято в настоящее время в некоторых сёлах, собрания, так называемые сороковины (40-й день), на которые приглашаются из городов и сёл все родственники, и которые требуют, соответственно, чрезмерных расходов. Говорят, что в некоторых сёлах, отмечая этот день, даже пьют водку.

Да убережёт нас Всевышний от подобных маджлисов!

Если бы те средства, которые родственники покойного расходуют в этот день на угощение и дорогу, они раздали бедным и нуждающимся или же пожертвовали их на проведение воды, сооружение дорог, мостов, на благоустройство мечети и медресе, то и покойные, и живые получили бы от этого в тысячи раз больше пользы.

2. Соблюдение траура женщинами после смерти родственника более 3 дней.

Немало женщин, которые даже в течение нескольких лет носят траурную чёрную одежду. Согласно Шариату, женщине, даже если умер её отец, брат, сын, запрещено (харам) носить траур более трёх дней, кроме случаев, когда умер её муж или она окончательно развелась с ним. Такая женщина по Шариату обязана соблюдать траур в течение четырёх месяцев и десяти дней.

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Судный день, соблюдать траур больше трёх дней. Если же умер её муж, то ей следует пребывать в трауре 4 месяца и 10 дней». Передали это изречение имамы аль-Бухари и Муслим.

Дорогие сёстры по вере! Для вас будет лучше, если будете следовать указанному Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) его пути, отстраняясь от пути сатаны.

3. Отпускание бороды родными и близкими умершего.

Отпускание бороды является сунной Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), однако в Шариате не поощряется её отпускание, связанное это именно со смертью человека. В шариатских книгах написано, чтобы мы не совершали что-либо в дополнение к тому, что мы соблюдали до смерти кого-либо, т. е. выражение печали и других отдельных обычаев, совершаемых для того, чтобы народ видел это.

4. Отправление женщин без сопровождения близких родственников-мужчин (сын, муж, отец и т. д.) в другие сёла и города для выражения соболезнования близким, знакомым, родственникам умерших.

Ислам запрещает женщинам отправляться в путешествие без сопровождения махрама.

5. Расходование имущества человека, после смерти которого остались ещё не достигшие совершеннолетия дети (сироты), в качестве милостыни и на другие желательные деяния.

Дети, у которых умер отец, считаются сиротами (по-арабски «сирота» – «ятим»), пока не достигнут половой зрелости. Наследство, которое осталось им после смерти отца, является их собственностью и расходуется по усмотрению попечителя исключительно на содержание этих детей (попечитель назначается отцом детей или судьей (кадием)). Все деньги отдаются детям полностью по достижении ими совершеннолетия . Поэтому, в частности при проведении поминок, запрещается расходовать деньги сирот для угощения гостей. Однако мать детей и уже совершеннолетние дети могут расходовать свою долю имущества после его разделения на такие желательные цели.

Сказано в Священном Коране:

Смысл: «Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте ваше дурное на хорошее сирот. Не используйте имущество сирот не в соответствии с Шариатом в дополнение к вашему, ибо, поистине, это большой грех» (сура «Ан-Ниса», аят 2).

В другом аяте говорится:

смысл: «Воистину, кто питается на деньги сирот без права, тот питает в своём желудке огонь и будет гореть в адском пламени» (сура «Ан-Ниса», аят 10).

Если умерший завещал, согласно религии, не более 1/3 части всего наследства и если эти расходы на желательные деяния делаются из этой части имущества, то это другое дело. Из имущества человека, который умер, оставив несовершеннолетних детей и не составив завещания, дозволяется делать расходы только на его похороны и на возмещение его долгов перед Всевышним и людьми, а тратить его на желательные (сунна) цели, такие, как милостыня и т. п., является запретным (харам).

Если все без исключения наследники уже совершеннолетние, и дают согласие, то из оставшегося после смерти человека имущества дозволяется делать расходы на благие желательные цели, такие, как подаяние и т. п.

6. Не отдав оставшиеся на покойном долги, будь они связаны со Всевышним или людьми, следуя обычаям других, раздача его оставшегося имущества на желательные (сунна) деяния (милостыня и т. п.).

Недействительна раздача наследства умершего и продажа хотя бы его части до тех пор, пока не исполнят завещания умершего, не раздадут долги и не выделят стоимость хаджа и умры, если он был обязан их совершить, а также расходы на саван и захоронение. В случае, если денег для выполнения всего перечисленного недостаточно, продаётся что-либо из наследства.

Если на покойном остались невозмещёнными намаз и пост, несовершённый хадж (при наличии возможности), невыплаченный закят или долги, то пока хоть часть из указанного остаётся неисполненной, нельзя из наследства расходовать средства на желательные цели. Поэтому его душеприказчик и наследники в первую очередь должны обратить внимание на возмещение указанных деяний. Если сами они не знают, как это делается, то пусть отправляются к учёным-богословам, которые хорошо разбираются в этих вопросах. Затем, отложив из его наследства средства, которых достаточно для возмещения этих долгов, из оставшейся части выделяются средства, указанные в его завещании, т. е. не более 1/3 части.

Завещание выполняется при условии, что умерший завещал раздать, согласно религии, не более 1/3 части всего наследства. Остальные 2/3 части наследства распределяются между теми, кто имеет право получить свою долю из этого наследства, которая указана в Шариате (в книгах о наследстве (мирас)).

Однако до тех пор, пока не возместятся долги покойного, нельзя даже завещанные средства направить на соответствующие цели (на исполнение его завещания).

Некоторые люди завещают, чтобы после их смерти отдали что-либо из имущества одному из наследников. Этого нельзя делать (если остальные наследники с этим несогласны), ибо в хадисе сказано, что завещание не предназначено для наследников. Для наследников есть определённая самим Кораном и хадисами часть имущества покойного.

Оставшаяся после этих процедур часть имущества является собственностью наследников, и поэтому её необходимо соответствующим образом распределить или если все наследники являются совершеннолетними и умственно полноценными, то каждый из них из своей доли по возможности может направить средства на совершение благих, рекомендуемых деяний за душу усопшего. Если среди наследников есть такие, которые ещё не достигли совершеннолетия или умственно неполноценные, то из их доли имущества не следует ничего выделять на желательные деяния.

7. Украшение могилы мрамором или другими дорогостоящими камнями, израсходовав на это большие средства, и установление над могилой роскошной мраморной плиты. Особенно порицаемо, когда на надмогильнойплите рисуют или прикрепляют портрет или фотографию покойного.

От средств, потраченных на украшение таким образом могил, нет никакой пользы ни для покойного, ни для живых, кроме случая со средствами, израсходованными на благоустройство могил святых людей, шейхов, учёных-богословов, за что предусмотрено благое воздаяние, ибо это является возрождением их дорогих святынь (зияратов).

Так пишет имам ан-Навави.

8. Причитание, рыдание и громкий плач при смерти родного или близкого человека.

У нас в республике (в Дагестане) в некоторых сёлах даже мужчины громко рыдают. В Шариате не порицается проливание слёз из милосердия к покойному и тихий плач по нему, однако если плач, крики и рыдания слышны даже снаружи дома, то это является запретным.

9. Приглашение на поминки женщин специально для оплакивания умершего.

Платить таким плакальщицам, кормить их и употреблять средства, которые они получили за оплакивание, является запрещённым по Шариату. Мы раньше упоминали и о хадисах, повествующих о наказании, предназначенном подобным плакальщицам.

10. Проведение времени большинством людей, пришедших на сборы для выражения соболезнования, в разговорах об имуществе, о мирском, в хуле и наговорах на других так, что эти деяния только вредят им самим и покойному, но никак не приносят пользу ни им, ни ему.

Необходимо извлекать пользу от таких собраний, превратив их в благочестивые маджлисы, молясь и читая что-либо из Корана за душу умершего, рассказывая присутствующим об основах религии, где знающий может передать свои знания другим. Если поступить так, то, поистине, польза от этого велика и для покойного, и для собравшихся на соболезнование. Следует учесть и тот факт, что в таких местах (на соболезнованиях) люди особенно внимательно слушают проповеди и внимают им.

11. Увидев, как один много расходует на желательные деяния, и беря пример с него, утверждая, что он не хуже, стремление каждого (и бедного, и богатого) изыскать средства, чтобы делать такие же большие расходы на рекомендуемые деяния, т. е. не ради Всевышнего, а напоказ.

Добровольные пожертвования делаются каждым человеком, исходя из его возможностей. Совершение чего-либо благого, следуя традициям и обычаям людей, не приносит никакой пользы на том свете, ибо Всевышний не принимает деяние раба, если его намерение неискреннее.

Последовав этим традициям, совершая их напоказ, ради мирских целей, мало ли людей оказались в больших долгах и безвыходном положении?! Не лучше ли совершить добровольные расходы, исходя из собственных возможностей, чем, боясь разговоров, следовать обычаям, приносящим вред как в этом мире, так и в мире вечном?! Не нужно бояться сплетен, пусть говорят. Ведь они никак не повредят тебе, напротив, принесут пользу, ибо их благие деяния сплетников сотрут из их книг деяний и перенесут в твою книгу деяний.

В некоторых населённых пунктах появилась традиция раздавать в качестве милостыни каждой семье по килограмму сахара, риса или определённую часть мяса, хотя на самом деле нет таких возможностей. А в других селах, помимо того, что раздают мясо на душу населения, раздают его и за пределами села, в соседних сёлах. Чем расходовать 100 000 рублей, следуя таким традициям, лучше и высокочтимее потратить 100 рублей в пользу бедных и нуждающихся, отдать в медресе, учащимся религиозных учебных заведений, на издание и распространение религиозной литературы и на другие подобные цели. Особенно если понести указанные огромные расходы с намерением следовать традиции и обычаям, то за такие пожертвования хозяева не получат вознаграждения.

12. Посещая кладбища в высокочтимые дни, посещение их мужчинами и женщинами совместно.

Однако если женщины отправляются на кладбища со своими близкими родственниками (махрам), дабы посетить могилы родных и близких, шейхов, праведников, учёных-богословов, и если они одеты согласно требованиям Шариата, то в этом не будет ничего предосудительного.

Женщинам, особенно молодым, в одеяниях, выявляющих их прелести, очень порицаемо отправляться на кладбище.

13. Собрание женщин над телом покойного, для оплакивания перед выносом его из дома.

Для родственников желательно посмотреть на умершего. А для чужих, не являющихся махрамами для покойного, открыть лицо умершего и стоять над ним вместе является запретным. Также запрещается стоять над покойной женщиной мужчинам, не являющимся для неё махрамами, так же, как запрещено и толпиться над покойным мужчиной женщинам, не являющимся для него махрамами.

14. После вынесения носилок с телом умершего из дома остановка в пути и чтение зикра (поминания Всевышнего) или по пути на кладбище открывание его лица и его поглаживание.

15. Откладывание захоронения покойного после сооружения могилы, обмывания и заворачивания, т. е. после выполнения всех необходимых обрядов до тех пор, покане закончат чтение Корана за душу умершего или пока не приедет издалека его какой-то родственник.

В хадисе, переданном имамами Муслимом и аль-Бухари, говорится: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) повелел быстро готовить умершего и хоронить».

16. Говорят, что в некоторых сёлах Дагестана принято, стоя возле могилы покойного, выпивать спиртное под предлогом поминания усопшего.

Это уподобление неверующим. Спиртное, которое и так Шариат запретил, нельзя даже близко подпускать к кладбищу.

17. Говорят также, что в некоторых населённых пунктах нашей республики бытует обычай: мать покойного, его сестра, супруга, т. е. близкие родственницы, в течение целого дня стоят посредине комнаты для того, чтобы встречать женщин, приходящих соболезновать.

Это недостойный обычай, который может только утомлять, но никак не польза ни для покойного, ни для живых. Напротив, необходимо проявлять сочувствие и милосердие к родным и близким покойного, и именно их в эти дни не следует беспокоить, они нуждаются в покое. Поэтому всему джамаату таких населенных пунктов необходимо отказаться от подобного обычая.

18. Люди, отправившиеся на кладбище хоронить покойных, проходят над могилами, сидят или стоят на них, проявляя беспечность и ведя себя ненадлежащим образом.

Хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), переданный Муслимом, гласит: «Вам лучше сидеть на раскалённых углях, которые сожгут вам одежду и дойдут до вашей плоти, чем сидеть на могиле».

При возникновении крайней необходимости, т. е. если нет другого пути, то не запрещено ходить через могилы.

19. Некоторые не огораживают кладбище вокруг, вследствие чего туда ходят собаки и т. п., которые оскверняют могилы, а также туда попадает мусор.

Сказано, что жителей такого населённого пункта непременно настигает какое-либо несчастье.

В хадисе говорится: «Всё, что приносит мучение, вред и тяготы живому человеку, приносит их и покойному». Поэтому, дорогие братья и сёстры, необходимо держать кладбище на подобающем уровне чистоты и относиться к этому со всей серьёзностью.

Шейх Ислама и крупный имам Давуд аль-Аший прислал письмо джамаату одного из селений Дагестана, в котором написано: «До нас дошло, что ваше кладбище заброшено и загрязнено, что там водится скот. Вы обязаны, даже заплатив соответствующие средства, сделать так, чтобы животные не обитали там, очистить кладбище от нечистот, исходя из своих возможностей. В этих могилах покоятся ваши отцы, матери, братья, сёстры и дети. Бойтесь Аллаха в совершении чего-либо, что может нанести им вред. Причинять вред покойному строго запрещено. Берегитесь бед и наказания со стороны Всевышнего.

Большинство несчастий настигает людей из-за того, что они причиняют покойным мучение, вред. Наступать на могилы, топтать их людям или животным запрещено Кораном и хадисами.

В большинстве случаев причиной того, что людей и животных настигает чума, является неуважительное отношение к покойным, причинение им мук. И мольбу покойных Аллах принимает, потому бойтесь Всевышнего, о обладатели разума, дабы обрести счастье. И да снизойдёт приветствие Аллаха на тех, кто следует прямым путём!» («Фатави аль-Чухи», с. 64).

Немало у нас в республике населёенных пунктов, жители которых не препятствуют животным ходить и топтать кладбище и осквернять его. Им тоже необходимо хорошо поразмыслить над содержанием указанного письма.

20. Выявление недостатков покойного.

В хадисе Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказано: «Упоминайте только хорошие деяния усопших».

21. Сенокос на кладбище.

Трава или дерево, растущие на могиле, пока они зелёные и невысохшие, нежелательно косить или рубить, а ибн Хаджар пишет, что это даже запретно.

Пока подобные растения или дерево зелёные, они совершают славословие (тасбих) Всевышнему, туда нисходят ангелы, и то, что растёт на могиле, является собственностью обитателя данной могилы, и поэтому нельзя совершать что-либо, приносящее ему вред. Однако косить или рубить их можно после того, как они высохнут. Разрешается также косить траву, растущую между двумя могилами, но не над могилой. На это также необходимо обратить особое внимание тем, кто совершает подобное.

22. Неверно убеждение ваххабитов, которые запрещают посещать могилы пророков и святых людей для благословения.

Посещение могил пророков или святых людей для благословения является благим делом (сунной).

23. Неверно мнение людей, которые после смерти человека выключают в комнате свет и не включают его в течение 40 дней, считая, что душа умершего посещает это место. Некоторые люди запрещают молиться в доме умершего, что тоже является неверным.

Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Нам разрешено молиться на любом чистом участке земли». Хадис передал имам Муслим.

Примечание. Некоторые люди, когда у них умирает кто-либо, собирают множество своих родных, близких, друзей, знакомых и незнакомых, однако среди них бывает очень мало таких, кто совершает погребальный намаз по усопшему.

Для покойного нет более дорогого и высокочтимого дара от нас, чем совершение заупокойной молитвы. Человеку, который хотя бы немного беспокоится и скорбит по покойному, следует в первую очередь совершить заупокойный намаз, и тому, кто ещё не умеет совершать его, необходимо обучиться ему.

Также все мусульмане села ходят на могилу умершего утром и в предвечернее время, однако если услышат призыв на намаз, в мечеть мало кто отправляется. Это также свидетельствует о том, что большинство людей ходит на соболезнование и на могилу покойного не ради Всевышнего, а ради людей.

Посещение кладбища, чтение там Корана и т. д. являются желательными деяниями, однако посещение мечети для совершения коллективного намаза является в тысячи раз более важным и высокочтимым действом.

Да поможет нам Аллах провести похоронные обряды так, как указано в Шариате, дабы они принесли пользу и живым, и покойным! Амин.

Согласно Шариату, совершеннолетие наступает с половой зрелостью или если половая зрелость не наступила ранее, с 15 лет по лунному календарю (примерно 14,5 лет по солнечному григорианскому календарю).

По книге «Сущность смерти и похоронный обряд». СКУЦИОН. Махачкала 2009

Ислам – самая молодая религия мира, возникшая в VII веке н.э., однако её успехи не могут не впечатлять. Из 7,3 млрд. человек, населяющих планету Земля (данные ООН по состоянию на июль 2016 года), более 1,5 млрд. официально признают себя его приверженцами – мусульманами. Простой приблизительный подсчёт показывает, что мусульманином является каждый седьмой житель планеты, что выводит ислам на второе место в мире по численности верующих после христианства. Если же учесть, что от 14 до 17% населения Земли признают себя неверующими или атеистами, то этот показатель становится ещё более впечатляющим. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией, во многих других странах (более 100 из официально признанных 252) существуют значительные мусульманские диаспоры. Всё это способствует значительному упрочнению влияния ислама в современном мире и его активизации. Некоторые исследователи считают его не просто религией, но и настоящим образом жизни, который полностью выражает себя в личности истинного (правоверного) мусульманина и определяет мировоззрение и поведение своих адептов во всех жизненных ситуациях. Одной из важнейших среди них является обряд похорон и поминок.

Поведение мусульманина при жизни и перед смертью

Как и прочие религии мира, ислам проповедует веру в вечную жизнь после смерти и Судный день. Смерть для мусульманина, которую иногда называют «хазимуль-ляззат» – это средство, разрушающее его земные прихоти и страсти, и своеобразный переход из земного существования в загробное, где он будет спать в муках или в спокойствии – сообразно тому, как он жил – до Судного дня.

Подобно японским самураям, с детства готовившим себя к смерти, мусульмане также готовятся к этому неминуемому событию в жизни каждого человека. Согласно исламу, к каждому человеку приставлены два ангела, которые записывают все его поступки в специальную книгу. Эту книга будет главным документом всей его жизни во время Страшного Суда, и по совокупности записей в ней Аллах будет решать, какого положения человек достоин после своей кончины. Поэтому ислам предписывает своим последователям не только соблюдать его заповеди и догматы и стремиться вести праведный и богоугодный образ жизни, но и следовать т.н. «пяти столпам», включающим в себя:

  1. исповедание веры (шахаду).
  2. молитву (намаз).
  3. соблюдение поста в рамадан.
  4. милостыню – как обязательную (закят), так и добровольную (садака).
  5. паломничество (хадж) в Мекку.

Некоторые богословы также включают в этот список джихад, известный в пяти формах ещё с IX века н.э., однако по этому поводу среди мусульман нет единого мнения.


Похоронам в исламе придаётся очень большое значение, и не случайно среди мусульман-стариков бытует выражение «Наши дети в исламе, и есть кому нас похоронить». Однако для ближайших родственников последние минуты жизни близкого человека – это всегда стресс и потрясение, к тому же связанные с неизбежными мирскими хлопотами (официальная констатация смерти медиками и органами правопорядка, получение свидетельства о смерти, организация похорон и т.д.), поэтому зачастую многие важные элементы обряда просто забываются или упускаются из виду. Между тем духовная помощь умирающему мусульманину порой бывает важнее медицинской, особенно в том случае, если врачи уже бессильны что-либо предпринять или если кончина наступила внезапно.

Одним из главных условий происходящего обряда является ритуальное произношение умирающим формулы шахады «ля иляха илля Ллах, мухаммадар расулю Ллах» (полная форма звучит так: «Ашхаду алля иляха илля Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах», что в переводе с арабского означает «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха»). Эта формула знакома мусульманину с детства и сопровождает его на протяжении всей жизни: так, её произносят как минимум пять раз в день во время намаза, а также при рождении ребёнка. О том, насколько важно для умирающего мусульманина произнести эту формулу, говорит хотя бы тот факт, что в хадисе от Абу Саида, являющемся частью одного из «сводов» (сборников рассказов о поступках и изречениях пророка Мухаммеда), прямо дан совет подсказывать её слова умирающему. Они должны стать последними, что произнесёт человек, готовясь отойти в мир иной. Если после их произнесения он начнёт говорить о чём-то другом, находящемуся рядом с ним следует напомнить о неуместности подобных речей и снова заставить проговорить положенную формулу. Иногда также предписывают дать умирающему глоток воды, однако это, скорее, является данью местным обычаям, а не каноном.

Самим же присутствующим при последних минутах жизни мусульманина запрещается плакать или громко разговаривать и предписывается говорить только о хорошем, всячески поддерживая в сердце умирающего веру во всепрощение и милость Аллаха. Весьма похвальным делом многими богословами считается чтение над умирающим Корана – главной священной книги мусульман – так, чтобы он слышал. В похоронном обряде даже предусмотрена такая норма: если над умирающим читали 36-ю суру, известную также как «сура Ясин (Йа-Син)», названную Мухаммедом «сердцем Корана», и человек умер до окончания чтения, то, заметив это, чтение можно прервать. Правда, некоторые богословы советуют всё же дочитать суру до конца: считается, что если прочесть её дважды – во время смерти и после предания земле, – то похороны посетят ангелы милосердия в количестве, известном лишь Аллаху, а сам умерший будет защищён от наказания в могиле. Ему же значительно облегчится допрос во время Судного дня. Некоторые богословы говорят о желательности произнесения 36-й суры и сами умирающим, однако по этому поводу единого мнения среди мусульман-знатоков похоронного обряда нет, поскольку находящийся при смерти может просто находиться не в том состоянии, чтобы прочитать суру. Такое большое значение для души правоверного мусульманина она имеет благодаря своему содержанию: в ней в притчевой форме говорится о мощи Аллаха и о воскрешении мёртвых, о счёте деяний и о тех, кто не внял увещеваниям и не уверовал в истинность ислама. Хадисы также высоко ценят значение 36-й суры Корана для умирающих мусульман и прямо советуют читать её «для ваших мёртвых», не исключая, в числе прочих благостей, что оно способно облегчить выход души из тела.

Как похоронить правоверного мусульманина

Хоронят мусульманина в тот же день, как он умер, до заката солнца. Если смерть наступила ночью, то похороны назначаются на следующий день. Среди изречений пророка Мухаммеда можно встретить прямые неоднократные указания на безотлагательность этого процесса, чему есть своё логическое объяснение. В старину это было связано с климатическими особенностями Аравийского полуострова, на котором возник ислам. Полуостров, считающийся благодаря своему климату одним из самых жарких мест на планете, почти полностью покрыт каменистыми и песчаными пустынями, в которых даже зимой температура с севера на юг держится на уровне от +10-15 до +25. Летом же в районе южного побережья она доходит до +55 градусов. Само собой разумеется, что нельзя было держать покойника незахороненным продолжительное время при таком жёстком тропическом климате, поэтому следовало предать его земле как можно быстрее, чтобы он не начал разлагаться. Со временем это стало частью похоронного обряда мусульман. По этой же причине в исламе отсутствует такое понятие, как «последняя воля покойного», согласно которой его похороны могут быть проведены в той форме и в том месте, где он сам пожелает. Мусульманина рекомендуется предать земле на ближайшем мусульманском кладбище. Если он умер в плавании, то похороны откладываются до тех пор, пока корабль не пристанет к берегу, однако выбрать нужно ближайшую сушу. Если же земля находится далеко, а откладывать похороны нельзя, тогда проводится полный мусульманский похоронный обряд, к ногам умершего привязывается тяжёлый предмет, и покойный опускается в море или океан.

Однако исламские богословы и мирские учёные едины в том мнении, что спешка при похоронах нужна только лишь когда все вокруг будут убеждены в том, что смерть действительно наступила. Это нужно для того, чтобы избежать фатальной ошибки и не похоронить человека, потерявшего сознание или впавшего в состояние комы или летаргический сон. Для этого и нужно в домашних условиях обязательно вызывать бригаду скорой помощи и органы правопорядка – чтобы смерть правоверного была признана специалистами и запротоколирована. Если же смерть настигла его вне дома – в путешествии, вне границ поселения или ещё при каких-либо обстоятельствах, – присутствующим рядом следует принять все меры для того, чтобы убедиться в том, что человек действительно умер.

Если факт смерти зафиксирован и подтверждён, то необходимо сделать следующее:

  1. положить преставившегося на правый бок лицом к кибле. Кибла – это точно установленное с помощью математических расчётов направление из любой точки земного шара в сторону Мекки, где находится главная святыня всех мусульман мира – Кааба. Направление киблы указывается изображением компаса со стрелкой на молитвенном коврике, её же можно определить с помощью электронных карт, наручных часов или же компаса. Во всех исламских гостиницах в арабских странах на стене есть обозначение киблы в виде стрелки, заключённой в круг, так что если мусульманин умер в отеле, проблем с её определением обычно не возникает. Если смерть наступила во время путешествия на транспорте, киблой выбирается наиболее близкое направление либо направление движения транспортного средства. Также весьма распространённым является способ положить покойного на спину ногами в направлении киблы, слегка приподняв голову. Если же возникают какие-либо иные затруднения, то рекомендуется оставить покойного в наиболее оптимальном для него положении и направлении.
  2. закрыть ему глаза и совершить молитву, смысл которой состоит в просьбе Аллаха возвести умершего на уровень праведников, простить ему совершённые при жизни прегрешения и «осветить его могилу». Какой-либо единой формы молитвы в похоронном обряде не существует, в хадисах можно найти несколько равноправных молитв, предназначенных для этого случая.
  3. размять суставы, чтобы они не затвердели, положить на живот покойнику что-нибудь тяжёлое, чтобы предотвратить вздутие, подтянуть повязкой челюсть, чтобы она не свисала, и накрыть тело. Лучше всего, если все эти действия проведёт ближайший родственник покойного, который отнесётся к этому с должным вниманием и почтением. Это рекомендуют многие исламские богословы.
  4. омыть тело покойного. Это – настолько важный элемент похоронного обряда, что если его не проведёт никто из числа мусульман, то грех ложится на всех последователей Мухаммеда, проживающих в данной местности. Исключение составляют лишь погибшие в сражении шахиды: их хоронят сразу без омовения. В зависимости от пола покойного его должен обмыть представитель одного с ним пола (то есть, мужчину – мужчина, женщину – женщина), однако у жены есть право обмыть тело своего мужа. Также разрешается обмывать женщинам мальчиков, а мужчинам – девочек. Если у усопшего нет родственников, то омыть его обязан любой мусульманин, который узнал о его смерти и предаёт тело земле. Желательно, чтобы он был религиозно грамотным. Это – непременное условие обряда омовения: важность соблюдения правильности действий такова, что при выборе, кому омывать покойного – пожилому или более молодому, но знающему все тонкости обряда, – предпочтение отдаётся второму. Очень важным требованием является не только знание гассалом (человеком, омывающим покойного) порядка омовения, но и его надёжность с точки зрения умалчивания о физических недостатках, которые могут быть увидены на мёртвом. Это является благом не только для него, но и для совершающего обряд: хадисы обещают «прощение сорок раз» тому, кто совершит обмывание и умолчит о том, что ему придётся увидеть на теле.

Обмывают и омывают преставившегося не менее четырёх человек: сам гассал, помощник, сливающий воду на тело, и те, которые его переворачивают. Обряд происходит следующим образом:

а). мёртвый кладётся на жёсткое ложе лицом к кибле. Помещение окуривается благовониями, гениталии накрываются любой непрозрачной материей.

б). гассал трижды моет руки, одевает перчатки, затем надавливает на грудь покойника и ведёт ладонями вниз по животу так, чтобы из кишечника вышло его содержимое.

в). затем омываются половые органы, на которые запрещено смотреть.

д). после этого гассал моет обе руки по локоть, начиная с правой, и начинает обмывание всего тела. Лицо покойного и его руки по локоть моются трижды, голова, шея и уши хорошо смачиваются. Далее моются ноги умершего по щиколотку, затем – голова и борода, для которых используют тёплую воду с мылом и добавлением кедрового порошка.

е). затем умершего перекладывают на левый бок и омывают правый в такой очерёдности: сливают воду, протирают тело, снова льют, смывая мыльную воду с порошком. Гениталии остаются без протирки, на прикрывающую их материю просто льётся вода. Эта процедура повторяется трижды.

ж). затем покойный кладётся на правый бок и омывается точно в такой же последовательности, затем он снова трижды омывается водой в положении на правом боку, причём каждый раз меняется вода: в первый раз она – с кедровым порошком, во второй раз – с камфарой, в третий – обычная чистая. Спина омывается при приподнимании тела простым сливанием воды: переворачивать покойного лицом вниз запрещено. Если мусульманин умер во время хаджа или возвращаясь из него, то происходит его обмывание обычной чистой водой.

з). когда обмывание сделано, покойный укладывается в горизонтальное положение, и гассал снова проводит ладонями вниз по груди и животу, чтобы из организма вышли оставшиеся испражнения, после чего проводится общее обмывание тела целиком. Если выход содержимого кишечника произойдёт и в этот раз, то очищается лишь испачканное место. Обмывание более трёх раз считается излишним.

и). мокрое тело покойника обтирается полотенцем, лоб, ноздри, руки и ноги смазываются благовониями.

Исламом предусмотрены случаи, когда умерший является мужчиной, а вокруг него находятся одни женщины (или наоборот), а также когда в радиусе 2-3 км. нет необходимого количества воды или же имеется лишь вода для питья и есть опасность со стороны врагов или грабителей. В этих случаях проводится только таяммум – очищение песком или специальным камнем. При его совершении также можно использовать сухую землю, пыль, известь, цемент, глину, гипс. Смысл таяммума при этом – не создавать неудобства для правоверных, а лишь обозначить благоволение к ним Аллаха и довести его до завершения. Если для обмывания приглашён чужой умершему человек, то оно может быть и безвозмездным, и платным.

  1. обернуть тело покойного в саван, называемый кафаном. Это – не менее важная, чем омовение, часть похоронного обряда, имеющая свои нюансы. Например:

а). ислам запрещает хоронить умершего в одежде. Существует лишь два исключения из этого правила – шахиды (их разрешено хоронить в одежде) и отсутствие ткани для савана (в этом случае разрешается похоронить покойного в его одежде, но предварительно следует её помыть её и почистить).

б). саван для мусульманина шьётся из ситца или белого полотна. Материю следует подбирать в соответствии с тем достатком, который был у умершего при жизни. Если он был несостоятельным, то вполне достаточным признаётся накрывание его тела тремя кусками ткани; если же он был состоятельным и не оставил долгов, то это действие является обязательным по отношению к нему.

г). при покрытии тела можно использовать бывшую в употреблении ткань, но если есть новая, лучше взять её.

д). желательно, чтобы саван умершему мужу готовила жена, а умершей жене – муж, родственники или дети. Если умерший был одинок, то хоронят его со всеми подобающими действиями соседи.

Мужской саван состоит из трёх частей:

а). лифафа – ткани, покрывающие всё тело покойника и имеющие по 40 см. с каждой стороны, чтобы саван можно было завязать после окутывания им тела.

б). изар – куска ткани для окутывания нижней части тела.

в). камис – рубахи, сшитая так, чтобы прикрыть мужские гениталии.

Женский саван, помимо вышеупомянутых частей, имеет ещё две: химар (платок для головы и волос длиной 2 метра и шириной 60 см) и кирка, или хирка (кусок ткани для накрывания груди длиной 1,5 м. и шириной 60 см). Некоторые отличия имеет также женский камис, представляющий собой рубаху без воротника с вырезом для головы.

В том случае, если умер новорожденный или младенец, для его окутывания достаточно одной лифафы. Мальчиков до 8-9 лет можно окутывать так же, как и взрослых. Перед окутыванием нельзя стричь бороду, волосы и ногти на руках и ногах, а также удалять золотые коронки.

Процедура окутывания покойных мужчин такова:

а). перед покрытием на ложе расстилается лифафа, которую посыпают благоуханными травами и ароматизируют разными благовониями, поверх неё кладётся изар.

б). на эти ткани укладывают покойника, одетого в камис, руки укладываются вдоль тела, которое также умащается благовониями.

в). затем над покойником читаются молитвы и происходит последнее прощание.

г). окутывают изаром тело – сначала левую сторону, затем – правую.

д). затем покойника окутывают лифафой: сначала – с левой стороны, затем завязывают узлы у головы, пояса и ног. При опускании в могилу они развязываются.

Окутывание женщины идентично с той разницей, что грудь покойной сначала покрывают хиркой, затем одевают камис и опускают на него волосы, разделённые на две части, а на лицо кладётся химар, подложенный под голову.

  1. прочитать погребальную молитву (джаназа-намаз). Это – ещё одна важнейшая составляющая похоронного обряда, и, как и в случае с обмыванием, если её не совершить, то грех падает на всех мусульман, живущих в данной местности. Джаназа-намаз обязателен настолько, что если на доступном расстоянии нет имамов или мужчин-мусульман, его должна прочитать хотя бы одна женщина-мусульманка. Похороны без произнесения этой молитвы считаются недействительными. Не читают её лишь над немусульманами и лицемерами (мунафиками). После окутывания в саван умершего кладут на специальные похоронные носилки (тобут), покрытые одеялом, после чего ставят их перпендикулярно кибле. Присутствующие становятся лицом к Каабе, желательно в три ряда, а прямо перед носилками на уровень груди (сердца) встаёт молящийся имам-ханафиит. Шафиит становится напротив головы мужчины-покойника или на уровень середины тела женщины. Справа от него должна быть голова умершего, а слева – ноги. Погребальная молитва читается стоя и молча (кроме такбиров), азан и икамат (два призыва на ежедневную молитву: азан – обязательный, икамат – желательный) не произносятся. Если погребальную молитву читают сразу для представителей всех возрастных и гендерных категорий, то покойных кладут так: непосредственно перед имамом – мужчину, за ним – мальчика, дальше – женщину, последней – девочку, при этом имам-шафиит должен стоять так, чтобы одновременно быть на уровне головы мужчины и середины тела женщины. Перед чтением джаназы-намаза всем присутствующим на похоронах обязательно совершить любой из обрядов ритуальной чистоты – малое омовение, полное или таяммум. Желательно, чтобы погребальную молитву читали все присутствующие при обряде похорон: её сила заключается в коллективном прочтении. Особенно это важно для жены умершего или его родственниц: женщинам запрещается присутствовать при непосредственном погребении покойного. Громко оплакивать умершего при произнесении погребальной молитвы запрещено. Перед началом имам спрашивает у присутствующих:

а). числятся ли долги за мёртвым, которые он не успел выплатить. Если они имеются, то имам просит родственников рассчитаться с ними.

б). должен ли ему кто-либо. Если таковые имеются, то имам просит рассчитаться должников с родственниками умершего.

в). есть ли кто-то, кто был в ссоре или споре с почившим. Если таковые имеются, то имам просит простить покойного.

В исламе предусмотрено две формы джаназы-намаза – ханафитская и шафиитская. Обе являются равноправными, соответствующими канону и отличаются друг от друга лишь в деталях. Неизменным являются следующие части:

а). ният (намерение), имеющее следующую формулу: «Я собираюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного». Имя его при этом можно не произносить.

б). четыре следующих друг за другом такбира (возвеличивание Аллаха). Каждый такбир произносится вслух так, чтобы присутствующие это слышали. При первом ханафиты поднимают кисти рук на уровень ушей и затем опускают их на живот под пупком, шафииты при каждом такбире поднимают кисти рук на уровень плеч так, чтобы пальцы были на уровне ушей.

в). после первого такбира ханафиты произносят «О Аллах, ты далёк от всех недостатков, и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всём, высоко величие Твоё и, кроме Тебя, мы никому не поклоняемся». Шафииты говорят следующее: «Я удаляюсь от Сатаны, побиваемого камнями, приближаясь к Всевышнему Аллаху. Начинаю именем Милостивого Аллаха, милость которого безгранична и вечна», после чего читается сура «аль-Фатиха».

г). затем проговаривается второй такбир, после которого читается «Салават». Шафииты начинают его чтение со слов «Аль-хамду лил-ляях».

д). далее читается третий такбир, после которого ханафиты проговаривают «молитву за покойного» по определённой форме, вслед за которой читается молитва-дуа за всех живых и мёртвых мусульман. Шафииты читают молитву-дуа за покойного, себя и всех верующих, чья форма идентична ханафитской.

е). наконец произносится четвёртый такбир, после которого молящийся со словами приветствия поворачивает голову направо, смотря на плечо, затем – налево с этими же словами. Шафиит после четвертого такбира произносит определённую словесную формулу и также повторяют приветствие с поворачиванием головы в стороны в той же последовательности, что и ханафит.

На этом джаназа-намаз заканчивается.

  1. похоронить покойного. Тобут с его телом доставляется к могиле, причём умершего несут головой вперёд (из дому его выносят ногами вперёд) не менее четырёх человек. У всех, кто участвует в похоронах, голова должна быть покрыта. Когда покойный принесён к могиле, желательно, чтобы никто из присутствующих не присаживался до тех пор, пока тело не будет опущено на землю. В зависимости от вида земли могила для мусульманина представляет собой яму размерами 200х75х130 см. (длина-ширина-глубина) или 1,5х2,5х1,5 м., в правой стороне которой вырыто углубление (ляхад) высотой 55 см. а шириной – 50, половина из которых находится внутри, а половина – снаружи. В него и опускается усопший. Выкапывается ляхад для того, чтобы хищные животные не смогли почувствовать запах покойника, разрыть могилу и вытащить его. Если почва рыхла, сыпуча или существует вероятность обвала, то ляхад можно не делать, но в дне могилы выкапывается углубление. И ляхад, и углубление после помещения туда покойника закрываются необожжёнными кирпичами, глиняными плитами из глины или досками. Когда хоронят женщину, то её накрывают чем-нибудь так, чтобы её нельзя было увидеть. Тело её опускают муж или родственники, если же она была одинока, то соседи или те, кто провожает её в последний путь.

Опускать покойника нужно головой вперёд и ногами вниз с той стороны, где будут находиться его ноги. Допустимо опускать его со стороны киблы. Если в могилу опускают женщину, то над ней держат покрывало так, чтобы мужчины могли видеть лишь её саван. Укладывают умершего на правый бок головой к кибле, для чего под неё подкладывают немного земли и подпирают спину камнями для фиксации положения. Похороны в гробах и в исламе не приняты за исключением тех случаев, когда над покойным совершили надругательство в виде расчленения или же он разложился.

  1. закрыть могилу. Сначала присутствующие бросают горсть земли (в некоторых источниках – три горсти) в область головы, произнося при этом определённую словесную формулу, затем могилу закапывают до тех пор, пока не образуется холмик, не превышающий в высоту 15-20 см. или высоту четырёх пальцев, сложенных вместе. После закапывания её следует полить, семь раз бросить по горсти земли и прочитать молитву, гласящую «Из неё мы сотворили вас, и в неё возвращаем вас, и из неё выведем вас в другой раз». Допускается также прочитать 36-ю суру. Когда всё это сделано, у могилы остаётся один человек, читающий талкин – свидетельство о вере мусульманина в Аллаха и его пророка. Затем на неё в область головы устанавливают обращённые к Мекке камень или табличку с именем и фамилией покойного и датами его жизни. Также рекомендуется написать на ней ту самую формулу, что произносят при бросании земли на могилу – «Инна лиляхи уа инна иляйхи раджиун», что в переводе означает «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Ислам запрещает выделять могилу среди прочих: нельзя обкладывать её мрамором, устанавливать памятники с изображением покойного или строить на ней ещё что-либо.

Живым запрещается:

  1. сидеть на могиле.
  2. наступать на неё.
  3. ходить между могилами.
  4. совершать на ней ежедневный намаз.
  5. класть на неё цветы, зелёную траву, сажать и выращивать деревья.
  6. обрызгивать её водой больше одного раза.

Всем, кто принимал участие в похоронах мусульманина, после погребения следует молиться за него, а посещающим кладбище предписывается молчать, избегая разговоров на мирские темы, и размышлять о том, что происходит с душой после смерти, испытывая страх перед Аллахом.

Поведение после похорон

Интересным представляется вопрос, можно ли выражать тазию (соболезнования) мусульманину-родственнику покойного и как это правильно делать. Надо сказать, что ислам не запрещает соболезнования как таковые, однако их смысл несколько отличается от соболезнований, принятых, предположим, в христианстве различного толка. Суть исламской тазии – успокоить родственников, напомнить им о неотвратимой воле Аллаха и призвать их к терпению. Форма её выражения может быть любой, в рекомендациях богословов на этот случай можно встретить, например, такое: «Пусть Аллах воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение и пусть простит возможные прегрешения покойного». То есть, как можно видеть, соболезнования в исламе могут сочетать также элементы пожелания, ободрения и напутствия. Выражать тазию можно один раз в течение трёх дней после похорон, позже – нежелательно. Дважды соболезновать родным по поводу потери близкого человека нельзя. Не устраиваются также специальные собрания для принятия соболезнований, чтобы щадить чувства родственников покойного. Допустим плач, вызванный сердечной и душевной болью утраты, однако оплакивание, особенно громкое, с криками, воплями, разрыванием одежды на себе и нанесением различных ран исламом порицается как грешное и наносящее боль покойному, из-за которой он мучается. Вообще плач по мёртвому согласно нормам шариата считается языческим пережитком и входит в число четырёх вещей, которые, согласно изречению пророку, не должна терпеть «его община». Если по покойнику плачут мужчины, то окружающие имеют право упрекать их, а если старики и дети, то их нужно ласково успокаивать. Строго запрещается ночевать в доме покойного, если в нём выражается тазия.

По этой же причине в день похорон родственникам и семье покойника не рекомендуется принимать гостей, даже если они пришли выразить им моральную поддержку, и готовить поминальный обед. Этим могут заниматься соседи, друзья или близкие, однако каноны ислама не советуют питаться в доме умершего в первые три дня после похорон.

В течение трёх дней после похорон нельзя резать скот. Также нельзя носить траур более трёх дней. Исключение делается для вдовы, которая носит траур по умершему мужу 4 месяца и 10 дней. По истечении этого срока она считается свободной и может снова выходить замуж.

Мусульманские поминки по умершему устраиваются на 3-й, 7-й, 9-й, 40-й день после его смерти, на годовщину и каждый год в день смерти. Татары устраивают поминки также и на 52-й день после погребения. Устраивают их также и в день похорон, однако это не является каноном а, скорее, обычаем и, кроме того, не рекомендуется некоторыми богословами со ссылкой на нормы ислама, о которых мы упоминали чуть выше. Кроме того, обычай поминок на третий день входит в некоторое противоречие с исламом, который, как мы уже говорили, не советует три дня питаться в доме умершего. Противоречат канонам ислама и поминки на 40-й день: считается, что это пришло в ислам из христианства и является тягостным бременем для родственников покойного, как и вообще частые поминки. Допустимо угощать нищих и обездоленных, однако это тоже не является обязательной нормой.

На поминки приглашаются имам, отправлявший джаназу-намаз, родственники покойного, даже если они живут далеко, и близкие. Отказаться приглашённым от участия в поминках можно лишь при чрезвычайных обстоятельствах.

При проведении поминок запрещено:

  1. брать денежные средства в долг на их проведение.
  2. использовать средства или имущество покойного.
  3. проводить их за счёт унаследованного имущества.
  4. резать скот ради приготовления поминального блюда.

Особых блюд на поминки не готовят, при угощении подаются то же самое, что и при самом обычном обеде, однако есть определённые условия проведения поминок:

  1. поминальная трапеза должна быть кратковременной.
  2. мужчины и женщины находятся в разных помещениях.
  3. если помещение одно и разделение невозможно, то в поминальном обряде участвуют лишь мужчины.

На стол сначала подаются сладости, символизирующие сладкую загробную жизнь мусульманина, и чай, затем – плов. Перед началом трапезы читается молитва, сами же поминки проходят в молчании. После их окончания все также молча встают и идут на кладбище, после чего расходятся по домам.

Некоторые родственники отвозят поминальное угощение сослуживцам или коллегам покойного по работе. Ислам это не возбраняет, однако предписывает воздерживаться от излишеств. Также в Средней Азии в поминальный день иногда собираются прямо на улице, где во дворе строится коробка с небольшими, высотой по пояс стенами и со столбами по её периметру, и готовят в казане плов, а на тандыре – лепёшки. Если тандыра нет, то лепёшки приносят с собой участвующие в поминках. В дождливую погоду над местом поминовения натягивается брезент.

В узком кругу родственников покойного, проживавшего вместе с ним, также проводятся общие поминки каждый четверг вплоть до 40-го дня, при которых готовится и подаётся сладкая халва и чай. Однако многие имамы и богословы порицают традицию слишком частых поминок (как и в случае с поминками в день погребения и на третий день), указывая на то, что их суть – не в объедении семьи покойного и его родственников, а в том, чтобы вспомнить об усопшем и поддержать его близких морально и психологически. По этой же причине ими порицается превращение поминок в роскошные застолья, чем иногда грешат излишне усердные мусульмане. Ислам предписывает мусульманину жить скромно и воздерживаться от излишеств, и этому не мешает следовать и после его смерти.

Смерть и похороны по мусульманским традициям

Похоронный обряд и все связанные с этим ритуалы очень подробно расписаны в Шариате, который является сводом правил поведения и жизни мусульманина. Именно поэтому все мусульманские обряды едины. Они должны проводиться под руководством сведущих людей, которые получили свои навыки и знания от людей старшего поколения.

Обряд мусульманских похорон сильно отличается от обрядов других религий своей скромностью
в данном ритуале. Похороны по традициям мусульман должны быть совершены в самые короткие сроки, лучше если в течение 24 или 48 часов. Самые необходимые атрибуты мусульманских похорон – кафан (ткань, в которую обертывают тело), тобут (носилки на которых омывают, а в последствии выносят умершего), ткань покрываемая на тобут, временная деревянная доска с табличкой на могилу (но если в скором времени планируется установление памятника, то можно обойтись без нее) и транспорт для перевозки до кладбища. Законы Шариата предлагают свод правил связанных с переселением мусульманина в загробный мир, поэтому над находящимся при смерти мусульманином совершают определенные Шариатом ритуалы.

Последние минуты

Очень важно умирающего уложить на спину так, чтобы ступни его были направлены в сторону Мекки (ориентир: юго-запад). Если при этом возникают какие-либо трудности, то допускается повернуть умирающего на левый или правый бок, чтобы его лицо направлялось в сторону Каабы (Мекка). После этого присаживаются рядом с умирающим и читают ему «Калима-и шахадат». Вероятно, необходимо будет утолить жажду умирающего, поэтому нужно подготовить холодную воду, а лучше всего давать по маленьким каплям священную воду «Зам-Зам» или сок граната. В последние минуты жизни умирающему читают суру Йа Син и суру Гром, они облегчат смертельные мучения.

После смерти

Около умирающего запрещено слишком громко разговаривать или плакать. Когда человек скончался, в первую очередь покойному закрывают глаза, подвязывают повязкой челюсть, снимают всю одежду, но покрывают скрытые места (аврат) и связывают между собой большие пальцы ног. Смягчают суставы рук и ног сжатием и разжатием их, кладут на живот что-нибудь тяжелое и ставят рядом благовония. Затем выполняют малое омовение (малый тахарат). Очень важно знать, что женщин могут омывать только женщины, а мужчин только мужчины. Допускается омовение мужа женой, но муж жену омывать не должен.

Малое омовение - малый тахарат

Перед началом малого омовения, совершающий данный обряд должен сам очиститься и его помыслы и намерения (нийат) должны быть чисты, затем необходимо сказать: "Би-сми-ллях! " – «С именем Аллаха!», и можно приступать. Налить в чистую посуду чистую воду, ткань намочить в этой воде и левой рукой подмыть умершего. Следом за этим нужно взять чистую ткань, пропитать в чистой воде и правой рукой умыть ею лицо покойного сверху вниз, от корней волос до подбородка. Затем вымыть сначала правую, а потом и левую руку до локтя. Ту же процедуру нужно провести и с ногами, начать с правой, а закончить левой ногой. Двигаться нужно от пальцев до щиколоток, при этом нужно старательно протереть между пальцами.

Незнающие, могут совершать омовение без молитв, но обязательно после омовения нужно произнести «Калима-и шахадат». После завершения малого омовения, умершего накрывают чистой тканью.

Процессом омовения, а затем и обертывания, как и всеми последующими действиями на похоронах должен руководить приглашенный имам .

Омовение - гусуль

Перед началом похорон (дафн) нужно совершить полное омовение (гусль, гусуль). Для этого необходимы: вода, тобут или широкая скамья, ведра, кувшины, мыло, ножницы, вата, благовония и полотенце. Тело укладывают на тобут (или скамью) и начинают обливать теплой чистой водой (можно в воду добавить листья лотоса). Ноздри, уши и рот закрывают ватой, чтобы вода туда не попала. Моют волосы и бороду, а после этого укладывают умершего на левый бок, и начинают мыть с правой стороны до тех пор, пока вода не дойдет до левого бока. После этого покойного переворачивают на правый бок и совершают те же действия. Затем покойного приподнимают до сидячего положения, упирая его на руку, слегка надавливают на живот, чтобы освободить его. Все хорошенько смывают, а следом за этим умершего опять укладывают на левый бок и обливают водой. Всего насчитывается три омовения. В первое омовение моют чистой теплой водой, во второе омовение в воде должны присутствовать очищающие средства, в третье омовение в воде должна быть камфара. В каждом из 3-х омовений воду нужно лить по 3 раза, либо любое другое нечетное количество раз.

После завершения гусля покойного нужно тщательно вытереть и вынуть вату. Голову и бороду пропитывают благовониями из различных ароматных трав. Волосы не расчесывают и ногти не стригут. Те части тела, которые соприкасались с землей во время земного поклона (лоб, нос, ладони, колени и носки стоп), натирают камфарой.

Затем умершего заворачивают в кафан (саван) – одежда для умершего, он изготавливается из белого полотна или ситца.


Кафан для мужчин

Состоит из трех частей: изара, камиса и лифафы. Изар – простыня для укрывания от головы до пят. Камис – длинная простыня, ее нужно согнуть пополам и вырезать отверстие, для того чтобы одеть ее через голову как рубашку. Ни карманов ни швов быть не должно. Лифафа – кусок ткани, который будет идти от головы, и спускаться ниже ног.

Кафан для женщин

Состоит из пяти частей: изара, химара (орни - вуаль), камиса, лифафы и синабанда (хирка) - кусок ткани для поддержания груди. Рекомендуется, чтобы синабанд закрывал тело от груди до бедер. В общей сложности для мужчины требуется 20 метров, а для женщины 25 метров ткани. Как правильно надевать кафан:

Мужчине:

1. нужно развернуть лифафа на полу, сверху положить изар, а на него часть камиса, оставшуюся его часть сворачивают у изголовья.

2. теперь можно положить тело и покрыть его свернутой частью камиса до самых голеней.

4. завернуть сначала левую часть изара, а затем правую сверху нее и покрывая камис

5. так же заворачивается и лифафа. Важно помнить, что правая часть всегда должна быть верхней

6. связать концы лифафа у изголовья, ног полосками материи.

Женщине:

1. развернуть лифафа, затем синабанд, на него изар, а потом камис, точно так же как и мужчине

2. уложить тело и накрыть его до голеней верхней частью камиса

3. убрать материю, которой прикрывались аврат

4. волосы разделить на 2 части и уложить на грудь поверх камиса

5. укрыть голову и волосы вуалью

6. затем, заворачивая изар не забывать, что сначала укрывается левая сторона, а затем поверх нее правая, камис и орни (вуаль) попадают под изар

7. закрыть лифафа: левую, а потом правую сторону

8. связать концы лифафа у изголовья, ног полосками материи.

Намаз джаназа

После этого над завернутым телом (джаназа) читают намаз - джаназа. Молитву читает имам или человек заменяющий его. Отличием этой молитвы от других является отсутствие коленопреклонения (Рукна) и падения ниц (Сажд). Намаз-джаназа содержит в себе 4 такбира, приветствие вправо и приветствие влево, а также обращение к Аллаху с просьбой о милости Его к покойному и прощению ему грехов. К началу молитвы имам всех приглашает словами: «Ас-Салат!», а затем спрашивает у собравшихся и у родственников о наличии за усопшим невыплаченных долгов, либо долгов по отношению к нему. И если таковые имелись, то просит простить или во втором случае рассчитаться с родственниками покойного. Тело в кафане укладывают на тобут. Родственники и друзья должны пронести покойного не менее 40 шагов и только тогда поставить его в катафалк.

Могила

Кабр (могила) – сооружается в зависимости от рельефа местности. 1) Лахад – это айван и келья внутри. Айван делают 1,5 х 2,5м. и глубиной в 1,5м. в нижней части айвана делают круглый вход 80 см.(в келью). 2) Ярма – это айван и шика (внутренняя полка). Ярма размер должен быть больше размера покойного на 50см. с обеих сторон. Шикка равна размеру длины тела, либо ширине ярмы (высота и ширина по 70см.). Могила укрепляется: ярма – досками, а лахад обожженным кирпичом. На кладбище джаназа ставят подле могилы в сторону направленную к Мекке. Люди, которые будут опускать покойного в могилу должны стоять лицом в ту же сторону. Когда опускают умершую женщину, то следует держать развернутую ткань над ее телом. Покойного в могиле укладывают на правый бок, чтобы он был обращен лицом к Каабе. Тело опускают ногами вниз. Полоски материи, которыми был перевязан кафан теперь можно развязать. Затем каждый по горсти земли бросает в могилу, при этом произносят айят (2:156) из Корана. По всем правилам могила должна быть выше земли на 4 пальца. После этого могилу поливают водой, 7 раз бросают по горсти земли и читают Коран (айят 20:57).

На этом мусульманские похороны считаются завершенными, напоследок следует прочесть первый руку суры «Корова» сначала у изголовья, а затем последний руку суры «Корова» около нижней стороны могилы.Важно помнить, что на мусульманских кладбищах все памятники и могилы направлены в сторону киблы (Кааба, г.Мекка). Запрещается на немусульманском кладбище хоронить мусульманина и наоборот. После похорон для того, чтобы отдать последнюю дань покойному необходимо читать айяты из Корана. В молитвах необходимо просить у Бога прощения покойного, т.к. по преданиям в ночь похорон в могилу приходят 2 ангела Мункар и Накир, они будут вести допрос покойного, а наши молитвы помогут и облегчат положение покойного перед таким судом. Законы шариата не одобряют установление на могиле мавзолеев, богатых склепов, т.к. это унижает бедных мусульман, а иногда и вызывает зависть. На могильном камне лучше всего написать: "Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены", и этого вполне достаточно.

По требованиям Шариата могила не должна становиться местом для молитвы и поэтому не должна быть похожа на мечеть. Ислам не запрещает плакать по умершему, но лучше вместо этого помолиться. Шариат предусматривает траур по покойному в первые после смерти дни (3 дня).