Физиологические основы эмоций: понятие, свойства и закономерности. Теория, мотивация и виды эмоций. Физиологические основы чувств и эмоций Физиологические основы эмоций кратко

Физиология эмоций. Эмоции и чувства являются результатом деятельности мозга. Переживание человеком чувств обеспечивается совместной деятельностью коры и подкорковых центров: возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (пари восприятии человеком какого-то объекта как приятного или неприятного) распространяется на подкорку, где находятся различные центры физиологической деятельности организма – дыхательный, сердечно-сосудистый и др. Возбуждение подкорковых центров вызывает усиление деятельности некоторых внутренних органов. По опыту известно, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений, например, изменения происходят в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов – при сильном испуге человек бледнеет, при смущении часто краснеет, от стыда «вспыхивает»; в дыхательной системе – дыхание ускоряется или замедляется, при испуге прерывается; в железах внешней секреции – усиление потоотделения, усиление деятельности слезных желез (при горе, а иногда и сильной радости).

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система . Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями.

Внешнее выражение эмоций и чувств. Об эмоциональных состояниях других людей человек судит по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражения. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности. Радость выражается в блеске глаз, в покраснении лица, в ускорении движений и т.д. Ч.Дарвин рассматривал внешние проявления эмоций, как рудименты (остатки) действий нападения и обороны, которые были у наших предков – обезьян. Им установлено много сходного во внешних проявлениях эмоций у обезьян и человека. Так, при силоном гневе у человека могут невольно сжаться кулаки, а при страхе он как бы съеживается, опускает голову, точно хочет спрятаться или обратиться в бегство.

Наиболее наглядно отражены чувства в мимике . Подвижность мышц лица позволяет ему самые разнообразные выражения в зависимости от внутреннего состояния человека. Переживаемые человеком чувства выражаются также в пантомимике и в непроизвольных мышечных движениях . При положительных чувствах эти движения обычно направлены в сторону объекта чувств, а при отрицательных – в сторону от него.

Особенно полно отражаются чувства в речи, которая содержит не только определенные мысли, но и отношение к ним говорящего. Большую роль играет здесьинтонация . Даже слушая незнакомую иностранную речь, нетрудно понять, в каком настроении находится говорящий человек.

Выражение чувств, как и сами чувства, общественно обусловлено . В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток выразительных средств может рассматриваться с одном обществе как недостаток воспитания, в то время как в другом он может свидетельствовать о скрытности, недостаточной искренности.

Объективизация эмоций. Наличие субъективных ощущений у животных убедительно доказывает методика самораздражения, которая состоит в том, что животные через вживленные электроды стремятся к повторному раздражению собственного мозга. Установлено, что наиболее выражена реакция самораздражения гипоталамических и лимбических структур мозга.

Среди разнообразных структур мозга наряду со структурами самораздражения у животных выделены структуры, раздражение которых определяет выраженную эмоциональную реакцию избегания. При этом животные быстро ассоциируют эту реакцию с обстановкой опыта, и нередко стоит большого труда привести их в экспериментальную комнату.

По общей массе структуры самораздражения значительно преобладают над структурами избегания. Реакция самораздражения является объективным показателем субъективно положительного отношения животного к своему состоянию, а реакция избегания - негативного.

Специальные исследования показывают, что эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение или покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т.д. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы.

Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. И.П. Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

И.П. Павлов связывал происхождение сложных чувств с деятельностью коры мозга. Поддержание или разрушение систем связей изменяет субъективное отношение к действительности. Он указывал, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называют чувствами в их двух основных категориях – положительной и отрицательной – и огромной градации интенсивности.

Человек испытывает удовлетворенность или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или разрушения динамических стереотипов. Отрицательно окрашенные чувства возникают, если нарушается обычное соотношение между процессами торможения и возбуждения. Особенно острые переживания испытываются при ломке временных нервных связей. Благоприятные, привычные внешние условия, хорошее состояние здоровья облегчают образование временных связей и переживаются как положительные состояния.

Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка в окружающей обстановке в значительной степени определяются функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Специальные эксперименты обнаружили там существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания». Открытие центров наслаждения и страдания показало громадную роль эмоции в жизни высших животных и человека.

Новейшие исследования функций ретикулярной, или сетевидной, формации вскрывают активизирующее влияние подкорки на эмоциональную жизнь человека. Известно, что возбуждение от рецепторов в зону соответствующего анализатора идет по специфическому пути. Электрофизиологические исследования обнаружили, что есть еще и второй, неспецифический путь – через ретикулярную формацию. В нее из различных органов поступают нервные стимулы. После переработки сигналы посылаются в большие полушария головного мозга. Ретикулярная формация, выступая аккумулятором энергии, способна понижать или повышать активность мозга, усиливать, ослаблять и затормаживать ответы на раздражители. От состояния ретикулярной формации в значительной мере может зависеть эмоциональный тонус человека, его эмоциональные реакции и проявления.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. (Рассказ о пережитом может вызвать у слушателей определенное эмоциональное состояние.) Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся реакциями и общественно значимыми чувствами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические.

Значение эмоций и чувств. Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника, новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях.

Составляющие чувства. Любая эмоция имеет несколько составляющих. Одна из них – субъективное переживание. Вторая составляющая – это реакция организма (когда вы возбуждены, например, ваш голос может дрожать или повышаться вопреки вашему желанию). Третья составляющая – совокупность мыслей, сопровождающих эмоцию и приходящих на ум. Четвертая составляющая эмоционального переживания – это особенное выражение лица (например, если вы недовольны, вы хмуритесь). Пятая составляющая связана с генерализованными эмоциональными реакциями. Например, при отрицательной эмоции все происходящее вокруг становится негативным, взгляд на мир может «потемнеть». Шестая составляющая – это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией, т.е. тенденция вести себя так, как обычно ведут себя люди при переживании определенной эмоции. Гнев, например, может вести к агрессивному поведению.

Сама по себе ни одна из вышеперечисленных составляющих собственно эмоцией не является. При возникновении определенной эмоции все эти составляющие проявляются одновременно. Каждая из составляющих может влиять на другие.

Физиологические механизмы эмоций. Переживая сильную эмоцию, мы осознаем ряд изменений в организме – например, ускорение сердцебиения и дыхания, сухость во рту и горле, потение, дрожь, ощущение слабости в желудке. Большинство физиологических изменений, происходящих при эмоциональном возбуждении, является следствием активации симпатического отдела автономной нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. (Автономная нервная система – это часть периферической нервной системы, отвечающей за регуляцию деятельности желез и гладкой мускулатуры, включая сердечную мышцу, кровеносную систему и мышцы желудка). Симпатический отдел отвечает за повышение кровяного давления, учащение сердцебиения и дыхания, расширение зрачков, увеличение потоотделения, снижение выделения слюны, увеличение уровня сахара в крови, приподнимания волосков на коже («гусиная кожа») и др.

Таким образом, симпатический отдел приспосабливает организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергооберегающие функции парасимпатического отдела, возвращающего организм в его нормальное состояние. Работа автономной нервной системы запускается определенными участками мозга, включая гипоталамус и части лимбической системы. От них сигналы передаются ядрам ствола мозга, контролирующим работу автономной нервной системы. Последняя непосредственно воздействует на мышцы и внутренние органы, инициируя некоторые из описанных выше изменений в организме, а также косвенно вызывает другие изменения путем выделения адреналиновых гормонов.

Повышение физиологического возбуждения, возникающее вследствие описанных выше механизмов, характерно для таких эмоциональных состояний, как гнев и страх, во время которых организм должен приготовиться к действиям, например к драке или бегству. Кора мозга играет очень важную роль в регуляции эмоциональных состояний, об этом свидетельствуют клинические случаи, в которых наблюдается резкое расхождение между субъективным переживанием и их внешним выражением. У больных с поражением коры больших полушарий мозга любой раздражитель может вызвать совершенно не соответствующую ему внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Однако, смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плача, иногда испытывают веселье.

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система, поскольку переживания возникают не только при непосредственном воздействии внешней среды, но также могут быть вызваны словами, мыслями (например прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональное состояние). В настоящее время принято считать, что вторая сигнальная система является физиологической основой высших человеческих чувств – интеллектуальных, моральных, эстетических.

Любая эмоция всегда имеет несколько со­ставляющих. Одна из них распознается нами как субъективное переживание . Вторая составляю­щая - это реакция организма. Например, ко­гда вы возбуждены, ваш голос может дрожать или повышаться вопреки вашему желанию. Тре­тья составляющая - совокупность мыслей , со­провождающих эмоцию и приходящих на ум. Четвертая составляющая эмоционального пере­живания - это особое выражение лица . Напри­мер, если вы недовольны, вы хмуритесь. Пятая составляющая связана с генерализованными эмоциональными реакциями. Например, при отрицательной эмоции ваше отношение к про­исходящим вокруг вас событиям становится не­гативным, взгляд на мир может «потемнеть». Шестая составляющая - это склонность к дей­ствиям , которые ассоциированы с данной эмо­цией, т. е. тенденция вести себя так, как обыч­но ведут себя люди при переживании опреде­ленной эмоции. Гнев, например, может вести к агрессивному поведению.

Сама по себе ни одна из вышеперечислен­ных составляющих собственно эмоцией не яв­ляется. При возникновении определенной эмо­ции все эти составляющие проявляются одно­временно. Более того, каждая из составляющих может влиять на другие составляющие. Так, когнитивная оценка ситуации может вызвать конкретную эмоцию. Например, если вы счи­таете, что продавец вас пытается обмануть, то, вероятно, почувствуете гнев.

Важнейшей проблемой современных тео­рий эмоций является выяснение природы каж­дой составляющей и конкретных механизмов влияния составляющих друг на друга.

Сегодня мы можем с некоторой долей уверенности рассматривать существование определенных физиологических механизмов эмоций . Переживая сильную эмоцию, мы осо­знаем ряд изменений в организме - например, ускорение сердцебиения и дыхания, сухость во рту и горле, потение, дрожь и ощущение слабости в желудке.

Большинство физиологиче­ских изменений, происходящих при эмоцио­нальном возбуждении, являются следствием активации симпатического отдела автономной нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. (Автономная нервная система - это часть периферической нервной системы, отвечающая за регуляцию деятель­ности желез и гладкой мускулатуры, включая сердечную мышцу, кровеносную систему и мышцы желудка.) Симпатический отдел отве­чает за следующие изменения: повышение кровяного давления и учащение сердцебиения, учащение дыхания, расширение зрачков, уве­личение потоотделения, снижение выделения слюны, увеличение уровня сахара в крови, по­вышение скорости сворачивания крови, при­поднимание волосков на коже («гусиная ко­жа») и др. Таким образом, симпатический от­дел приспособляет организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают пре­обладать энергосберегающие функции пара­симпатического отдела, возвращающего орга­низм в его нормальное состояние.

Сама работа автономной нервной системы запускается определенными участками мозга, включая гипоталамус и части лимбической си­стемы. От них сигналы передаются ядрам ство­ла мозга, контролирующим работу автоном­ной нервной системы. Последняя непосред­ственно воздействует на мышцы и внутренние органы, инициируя некоторые из описанных выше изменений в организме, а также косвен­но вызывает другие изменения путем стиму­ляции выделения адреналиновых гормонов. Повышение физиологического возбуждения, возникающее вследствие описанных выше ме­ханизмов, характерно для таких эмоциональ­ных состояний, как гнев и страх, во время ко­торых организм должен приготовиться к дей­ствию, например к драке или бегу.

Ответ на вопрос о связи между повышенной физиологической возбудимостью и субъективным переживани­ем эмоции дают исследования индивидов с поврежденным спин­ным мозгом. Когда спинной мозг рассечен или поврежден, ощущения, идущие от места ниже точки повреждения, не могут достичь мозга. Поскольку некоторые из таких ощущений вы­зываются симпатической нервной системой, повреждение спинного мозга умень­шает долю автономного возбуждения в переживаемой эмоции. В частности,в одном исследовании ветеранов воины с различными повреждениями спинного мозга все обследуемые были раз­делены на пять групп в зависимости от характе­ра повреждения. В одну группу вошли обсле­дуемые с повреждениями ближе к шее с полной потерей иннервации симпатической системы. В другой группе повреждения были у основания спины (на уровне крестца) с частично сохранен­ной иннервацией симпатических нервов. Осталь­ные три группы располагались между этими двумя крайними. В ходе этих исследований было обнаружено, что чем выше у человека локали­зовалось повреждение спинного мозга (т. е. чем меньше была обратная связь от автоном­ной нервной системы), тем меньше была его эмоциональность после ранения. Более того, снижение автономной возбудимости приводи­ло к снижению силы эмоционального пережи­вания. Комментарии пациентов с самой высо­кой локализацией повреждения спинного мозга указывают, что они могут реагировать эмоцио­нально на возбуждающие ситуации, но в дей­ствительности не чувствуют эмоций. Например: «Это своего рода холодный гнев. Иногда я дей­ствую сердито, когда вижу какую-то несправед­ливость. Я кричу и ругаюсь, но в этом уже нет такой горячности, как раньше. Это мыслен­ный гнев». Или: «Я говорю, что мне страшно, как тогда, когда у меня был действительно труд­ный экзамен в школе, но на самом деле не чув­ствую страха: нет всего того напряжения, тря­сучки и чувства пустоты в желудке, как бывало». Таким образом, наши субъективные пере­живания самым тесным образом связаны с фи­зиологическими процессами. В связи с этим воз­никает вопрос: могут ли определенные физио­логические процессы вызывать определенные эмоциональные процессы? Сегодня однознач­ного ответа на этот вопрос нет. Противоречие во взглядах на этот вопрос существуют с мо­мента появления двух теорий: Кэннона и Джемса-Ланге, которые по-разному отвечали на этот вопрос. В теории Джемса-Ланге утверж­далось: поскольку восприятие автономного возбуждения (и, возможно, других изменений в организме) составляет переживание эмоции и поскольку различные эмоции переживаются по-разному, у каждой эмоции должен суще­ствовать отдельный источник автономной актив­ности. Следовательно, эмоции различаются ис­точником автономного возбуждения.

В 20-х гг. XX в. эта теория подверглась се­рьезной критике (особенно та ее часть, кото­рая связана с автономными реакциями). Среди противников этой теории выделяется имя физиолога Уолтера Кэннона, выдвинувшего три глав­ных критических замечания:

Поскольку внутренние органы - это относительно нечувствительные структуры, внут­ренние изменения происходят слишком медленно, чтобы служить источником эмоциональных переживаний.

Искусственно вызванные изменения в те­ле, связанные с эмоциями - например, инъек­ция эпинефрина - не вызывают ощущения на­стоящей эмоции.

Автономное возбуждение незначитель­но отличается при разных эмоциональных состо­яниях; например, гнев заставляет сердце бить­ся быстрее, но то же происходит и при виде любимого человека.

Третий аргумент, таким образом, явно отри­цает возможность дифференциации эмоций по их автономным реакциям. Психологи пытались опровергнуть третье положение Кэннона, про­водя все более точные замеры субкомпонен­тов автономного возбуждения. Хотя в 1950-х гг. несколько экспериментаторов сообщили об обнаружении физиологических паттернов у раз­личных эмоций, до 1980-х гг. большинство ис­следователей практически не находили этому подтверждений. Однако в последних исследо­ваниях приводятся убедительные данные, ука­зывающие на то, что существуют автономные паттерны для разных эмоций.

Испытуемых просили выразить шесть эмо­ций – удивления, отвращения, печали, гнева, страха и счастья,- следуя инструкциям о том, какие мышцы лица должны при этом сокращать­ся. Пока они сохраняли эмоциональное выраже­ние в течение 10 секунд, производилось изме­рение их сердечного ритма, температуры кожи и других параметров автономного возбужде­ния. Ряд этих замеров позволил вскрыть разли­чия между эмоциями. Частота сердцебиений была выше при отрицательных эмоциях гнева, страха и печали, чем при эмоциях счастья, удив­ления и отвращения; а первые три эмоции ча­стично различались тем, что при гневе тем­пература кожи была выше, чем при страхе или печали. Таким образом, хотя и гнев, и вид лю­бимого человека заставляют сердце биться быстрее, только гнев заставляет его биться на­много быстрее; и хотя у гнева и страха много общего, гнев «горяч», а страх «холоден».

Физиологические показатели при переживании эмоций.

Однако сегодня нельзя отдать абсолютно­го предпочтения той или иной позиции. Слиш­ком противоречивы имеющиеся эксперимен­тальные данные. Скорее всего, ответ на столь интересный и сложный вопрос будет получен в дальнейших исследованиях.

О том, что кора мозга играет очень важную роль в регуляции эмоциональных состояний, свидетельствуют клинические случаи, в которых наблюдается резкое расхождение между субъективным переживанием и их внешним выражением. У больных с поражениями коры больших полушарий мозга любой раздражитель может вызвать совершенно не соответствующую ему внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Однако, смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плача, иногда испытывают веселье.

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система, поскольку переживания возникают не только при непосред­ственных воздействиях внешней среды, но также могут быть вызваны словами, мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональ­ное состояние. В настоящее время принято считать, что вторая сигнальная систе­ма является физиологической основой высших человеческих чувств - интеллек­туальных, моральных, эстетических.

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существу­ет. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изуче­ние эмоций. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретиче­ский материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной сто­роны - это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы ценностей человека и др. С другой стороны, эмоции определяются физиологиче­скими особенностями индивида. Можно лишь утверждать, что эмоции возникают в ре­зультате воздействия определенного раздражителя, а их появление есть не что иное, как проявление механизмов адаптации человека и регуляции его поведения. Можно предположить, что эмоции сформировались в процессе эволю­ции животного мира и максимального уровня развития они достигли у человека, поскольку у него они представлены предметно на уровне чувств.

Эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности, но при слишком сильной заинтересован­ности в результатах человек испытывает волнение, тревогу, из­лишнее возбуждение, неприятные вегетативные реакции. Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исклю­чения неблагоприятных последствий перевозбуждения желатель­но снять эмоциональную напряженность на основе концентра­ции внимания не на значимости результата, а на анализе при­чин, технических деталях задания и тактических приемах. Один из лучших способов успокоения – это общение с близ­ким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т. е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переклю­читься на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к сниже­нию его значимости.

Иногда однажды пережитый сильный страх в какой-либо ситуации закрепляется, становится хроническим, навязчивым - возникает фобия на определенный круг ситуаций или объектов. Для устранения фобий разработаны специальные психологичес­кие приемы или психотерапевтические техники (нейролингвистическое программирование (НЛП), арттерапия, гештальттерапия, танцевальная терапия, телесно-ориентированная и прочие виды терапевтической помощи).

Многие психологические тре­нинги основаны на принципе созда­ния желательного состояния за счёт внешней имитации эмоций. К тем же хитростям прибегают и актёры, что­бы с помощью внешних проявлений вызвать нужную эмоцию, быстрее вжиться в роль.

Согласно К. Изарду, для создания желательного эмоционального состояния , для само­регуляции в эмоционально-чувственной сфере не­обходимы:

Достаточная информированность;

- объективная оценка значимости события;

Нали­чие альтернативы(это уменьшает страх перед не­благоприятным исходом, снижает излишнее возбуждение);

Понижение субъективной значимости события.

Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к сле­дующему штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне мужество, чтобы спра­виться с тем, что я могу сделать, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему раз­рядить эмоцию, дать ему выговориться до конца. Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональ­ную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтобы быст­рее нормализовать свое состояние после неприятностей, полез­но дать себе усиленную физическую нагрузку. Для экстренного понижения уровня напряжения может быть использовано об­щее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несов­местимо с ощущением беспокойства. Методы релаксации, ауто­генной тренировки очень полезны, когда нужно быстро, за 5-10 минут, привести себя в спокойное хорошее состояние. Эмо­циями можно управлять и путем регуляции внешнего их прояв­ления: если хотите легче переносить боль, старайтесь ее не де­монстрировать.

Важный способ снятия психического напряжения - это ак­тивизация чувства юмора. Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т. е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному се­рьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в труд­ной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релакса­ция) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могуществен, что Фрай называл его даже «стационарным бегом трусцой».

В рамках управления психическим со­стояниям человека значительный интерес представляют исследования (И.В. Муравов), показыва­ющие стимулирующий эффект функциональной музы­ки на состояние и работоспособность. Данный эффект проявляется в сокращении периода врабатываемости и в повышении работоспособности - производительность труда может возрастать на 30 - 50%, а количе­ство ошибок уменьшаться более, чем на 20%. Положи­тельное эмоциональное воздействие музыки может быть использовано и в терапевтических целях. Извес­тно, что еще в древности хоровым пением лечили бессонницу; в настоящее время для этих целей использу­ются классические музыкальные произведения - «Грезы» Шумана, «Лебедь» Сен-Санса, «Осенняя песнь» П.И. Чайковского, «Лунная Сона­та» Бетховена и ряд других.

Большое значе­ние для регуляции эмоциональных состояний имеет цвет. Влияние цвета на психическое состояние челове­ка было отмечено еще Гете. Психология цвета подразделяет все цвета на бодрящие, оживля­ющие, возбуждающие и порождающие беспокойство . К первой категории относятся красно-желтые, ко второй - сине-фиолетовые. Зеленый цвет занимает промежуточное положение и вызывает состояние спокойной умиротворенности. Известно, что окрас­ка стен в «теплые» тона субъективно повышает при­мерно на два градуса ощущения тепла в помещении, в «холодные» - ощущение холода. Исследования в области возрастной психологии обнаружили, что двухмесячный младенец положительно реагирует на оранжево-розовые цветовые оттенки, может даже прекратить плакать, в этой связи возраст два-три месяца получил название «оранжевого периода». В психиатрии хорошо известны факты улучшения настроения депрессивных больных при помещении их в комнату, освещаемую красным светом, и наобо­рот - нейтрализация буйных состояний с помощью синего освещения.

Открытия, сделанные в ходе иссле­дований физиологии эмоций, уже нашли по крайней мере одно практическое воплощение - детектор лжи. С 20-х гг. XX в. Его начали использовать в полиции и судах некоторых стран, чтобы определить, виновен ли человек в преступлении.

Детектор лжи, или полиграф, фиксирует несколько физиологических показателей: частоту пульса и дыхания, электрическое сопротивление кожи и др. Уверенность в эффективности действия прибора основана на убеждении, что человек способен солгать, но не может полной мере контролировать внутренние реакции организма. Предполагается, что когда кто-то говорит неправду, у него учащаются пульс и дыхание, а кожа становится влажной, в результате чего её электропроводимость повышается.

Несмотря на довольно давнюю историю применения полиграфа, до сих пор не умолкают споры том, можно ли его данные использовать в качестве доказательства, ведь прибор не показывает, чем именно вызвано физиологическое возбуждение: то ли тем, что человек лжёт, то ли тем, что просто боится самого обследования. Известно также, что люди, по натуре склонные к нарушению социальных норм, не испытывают особых эмоций в связи со своими поступками, а значит, проверка их на детекторе лжи вряд ли даст результаты. Кроме того, выяснилось, что прибор мож­но обмануть, приняв успокоитель­ные средства или приличную дозу алкоголя.

Эти проблемы побудили специа­листов совершенствовать методику использования полиграфа. Одно на­правление работы связано с приме­нением вопросов на специфическое знание. Они составляются на осно­ве информации, которая известна только преступнику. В случае ограб­ления банка, например, такими све­дениями могут быть детали одежды кассира или точное время соверше­ния преступления. Эти факты, ско­рее всего, неведомы людям, не свя­занным с ограблением, но прочно откладываются в памяти преступника. И эмоциональные реакции на конкретные подробности служат ос­нованием для подозрения в совер­шении преступления.

Однако ни в одном суде мира результаты, полученные с помощью детектора лжи, не будут считаться доказательством вины, они только принимаются к сведению. В боль­шинстве стран закон запрещает применение полиграфа без согла­сия испытуемого.


Похожая информация.


  • 13. Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей.
  • 14. Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности видов ощущений.
  • 15.Восприятие.Нейрофизиологические основы восприятия. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.
  • 16. Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслит. Деят-ти при решении нестандартных задач.
  • 17.Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения.
  • 18. Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания.
  • 19.Эмоции.Физиологические основы эмоции и чувств.Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств.Аффект как юридически значимая категория.
  • 20.Воля. Нейрофизиологические основы воли. Классификация волевых действий. Структура простого и сложного волевого действия.
  • 21. Понятие о деятельности и поведении. Ориентировочная основа деятельности. Навыки, умения и привычки.
  • 22. Псих. Состояния и их классификация. Характеристика видов псих. Состояний.
  • 24. Социум как фактор организации индивидуального поведения. Понятие и виды социальных общностей.
  • 25. Социально-психологическая организация больших и малых социальных групп.
  • 26. Психология межличностных отношений. Конфликты и их пре­одоление.
  • 27. Большие социальные группы. Психология массовидных явле­ний, массовой коммуникации.
  • 28. Психология социального управления.
  • 29. Предмет, методы, структура и задачи юридической психологии.
  • 30. Право как фактор социальной регуляции поведения личности.
  • 31. Правосознание и правоисполнительное поведение.
  • 32. Понятие личности преступника. Детерминация преступного поведения. Биосоциальные факторы в системе детерминации пре­ступного поведения.
  • 33. Типология личности преступника.
  • 34. Психология преступного деяния.
  • 36. Выявление мотивов преступления и анализ их информацион­ного содержания. Информационное содержание способа совершения деяния.
  • 37. Психология коммуникативной деятельности следователя.
  • 38. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей.
  • 39. Психология деятельности прокурора в уголовном и граждан­ском судопроизводстве.
  • 40. Психология деятельности адвоката в уголовном и гражданском судопроизводстве.
  • 41. Психология осмотра места происшествия.
  • 42. Психология обыска и выемки.
  • 43. Психология допроса и очной ставки.
  • 44. Психология следственного эксперимента.
  • 45.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
  • 46.Психологические аспекты отдельных этапов уголовного судопроизводства.
  • 51. Диагностика изобличения ложных показаний.
  • 52. Приемы и критерии правомерного психического воздействия в уголовном судопроизводстве.
  • 53. Психологические аспекты наказания и исправления осужденных.
  • 56. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве
  • 19.Эмоции.Физиологические основы эмоции и чувств.Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств.Аффект как юридически значимая категория.

    Эмоции - психический процесс им­пульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отра­жении потребностной значимости внешних воздействий, их благопри­ятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

    Эмоция - это общая реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. « emoveo » - волную.).

    Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их связи с потребностями.

    Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или по­ложительные, или отрицательные_ (т.к. предметы либо удов­летворяют, либо не нет соот. потребности).

    Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения.

    Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих слу­чаях побуждением к действию, фактором мотивации.

    Различаются низшие эмоции , снованные на инстинктах и являющиеся их вы­ражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции – чувства (долга, любви, стыда), которые формируются у человека по мере становления индивидуума как личности .

    Чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Чувства могут быть длительными и устойчивыми . Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

    Биологическая и информационная теория эмоций

    Биолог. теория эмоций (П.К. Анохин) постулирует: положитель­ные эмоций возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отри­цательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направ­ляют организм на поиск новых приспособительных действий.

    "Инфор. теория эмоций (П.В. Симонов) утверждает: «Эмо­ция есть отражение мозгом силы потребности и вероятности ее удовлет­ворения в данный момент».

    Можно выделить следующие виды эмоц. состояний:

    1)интерес - возбуждение;

    2)удовольствие - радость;

    3) удивление - изумление;

    4) горе-- страдание;

    5) гнев - ярость;

    6) отвращение - омерзение;

    7) презрение - пренебрежение;

    8) страх - ужас;

    9) стыд - застенчивость;

    10) вина - раскаяние.

    Каждая из этих эмоций имеет свой нервный субстрат.

    Из этих десяти фундаментальных эмоций образуется 120 сложных эмоц. комплексов - триад (горе – гнев-отвращение).

    Физиологические основы эмоций и чувств

    Эмоции и чувства связаны с различным состоянием головного мозга:

    С возбуждением определенных подкорковых областей мозга

    С изменениями в деятельности вегетативной нервной системы.

    Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один направляется в зоны коры мозга, где происходит их расшифровка в виде ощущений и восприятий, осознания их смысла и зна­чения.Другой приходит в под­корковые образования (гипоталамус), где устанавливается отношение внешних воздействий к нуждам_организма, субъективно переживаемого в виде эмоций.

    Предполагается, что эмоции являются функ­цией правого полушария. Если левое, доминант­ное полушарие контролирует вербальные, логические функции, то правое не вербальную, чувст.-эмоц.сферу.

    Эмоции вызывают различные состояния сознания. Так, эмоция интереса сосредоточивает познавательную деятельность на опр. объекте, тормозит переключение сознания на другие объекты.

    В результате резкого нарушения привычных воздействий, когда человек не в состоянии реагировать на ситуацию привычными пове­денческими комплексами возникает дезорганизация созна­ния, достигающая своего предела при аффектах.

    Гипоталамус-центр страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.

    Эмоции и чувства всегда сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда поблед. или покраснение кожи).

    Сильные эмоции вызывают прекращение - слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних орга­нов, изменение кровяного давления, мышечной активности.

    Современные электронные приборы позволяют точно устанавли­вать зависимость органических изменений от эмоц. состояний. Ком­плексная аппаратура, регистрирующая эти психосоматические корреля­ции, называется полиграфом.

    В некоторых странах он используется в целях расследования пре­ступлений и именуется детектором лжи (лайдетектор). Этот метод расследования преступления не исключа­ет случайных совпадений. Данные лайдетектора не могут использоваться как доказательство совершения преступления. Никакое техническое средство не может быть инструментом установления лжи или истины. Это функция по­знавательной деятельности следователя.

    Свойства и виды эмоций и чувств

    1)В зависимости от их качества (положительные и отрицательные).

    2)В зависимости от существенности отражаемых в чув­ствах сторон действительности: глубокие и неглубокие чувства.

    В зависимости от влияния эмоций и чувств на активность деятельно­сти они подразделяются на стенические (от rp . сила) и асте­нические. Стенические_чувства (радость и вдохновение) побуждают к актив. деятельности, мо­билизуют силы человека. Астенические эмоции и чув­ства расслабляют человека, парализуют его силы (паника или страх). Одно и то же чувство может оказывать различное воздействие на деятельность разных людей. Например, чувство страха может и мобили­зовать и демобилизовать силы человека. Это зависит от инд. особенностей личности и его волевых состояний.

    3)Эмоции и чувства различаются по интенсивности (сильные и слабые) и 4) продолжительности (кратковременные и устойчивые).

    Высшие чувства подразделяются по своему содержанию: праксические, интеллектуальные, моральные и эстетические.

    Динамика протекания эмоции: возникновение, высшее напряжение и разряжение.

    5)По регулирующей функции эмоции делятся на следующие виды:

    Эмоц. тон ощущения;

    Эмоц. отклик;

    Настроение;

    Конфликтные эмоц. состояния: стресс, аффект, фру­страция.

    Высшие эмоции – чувства.

    Эмоц. тон ощущений. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоц. тон ощущения - наше отношение к ка­честву ощущения.

    Эмоц. отклик - оперативная эмоц. реакция на текущие изменения в окружающей среде (красивый пейзаж).

    Одним из видов эмоц. отклика является синтония -сопереживание эмоц. состоянию других людей. Исследователи отмеча­ют, что люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоц. контакта, а также пресыщения, становятся малоспособными к эмоц. сопереживанию.

    Настроение - это ситуативно обусловленное доминирование определен­ной эмоции или чувства, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода.

    Настроение вызывается полож. или от­риц.воздействиями: успехом или неудачей в работе, ком­фортной или дискомфортной обстановкой, самочувствием и т.д.

    Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т.д.).

    Виды настроения: положительное или отрицательное.

    Они имеют определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

    Высокий уровень псих. активности под влиянием эмоций или_чувств - в оодушевлен ие, наиболее низкий - апатия.

    Дезорганизация псих. деятельности, вызванная от­рицательными воздействиями, является состоянием расстроенности .

    Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устой­чивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называ­ется толерантностью (от лат. терпение). В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение ста­новится устойчивым, характерным для него.

    Человек может к известной мере регулировать свое настроение, со­средоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспек­тивах ее улучшения.

    Конфликтные эмоц. состояния.

    Стресс - нервно-псих. перенапряжение, вызванное сверху сильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформи­рована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

    Сверхсильные раздражители - стрессоры - вызывают вегетатив­ные изменения (учащение пульса, повышение содержания сахара в крови и т. д.) - организм подготавливается к интенсивным охрани­тельным изменениям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций.

    Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угро­зы для жизни индивида. и побуждают к поиску выхода из экстр.ситуации.

    Понятие стресса введено канадс­ким ученым Г.Селье(1936) - совокуп­ность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физ. или псих. травму.

    Он выделил три этапа: 1) тре­вога; 2) резистентность и 3) истощение.

    Реакция тревоги состоит из фазы шока и противошока, когда восстанавливаются нарушенные псих. функции.

    Стадия резистентности характе­ризуется возникновением повышенной устойчивости к действию стрессоров, вредного для организма фактора. При длительном воздей­ствии стрессоров силы организма иссякают и наступает стадия истощения.

    Р. Лазарус ввёл понятие физиологического и псих. стресса.

    Физиол.стресс - крайне неблагоприят­ные физические условия, вызывающие нарушение целостности орга­низма и его функций (очень высокие и низкие температуры).

    Псих.стресс.- те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия.

    Остро негативная форма стресса - дистресс (от англ. горе, истощение) опасен для жизни, но при австрессе («хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

    Особую разновидность стресса составляет «стресс жизни» - ост­рые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически зна­чимыми социальными стрессорами.

    Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее. При стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности человека. Этим стресс отличается от аффекта.

    Аффект (от лат. совершать согласно с чувством) - вне­запно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-псих. перевозбуждение , проявляющееся во временной дезоргани­зации сознания (его сужение)и в крайней активизации импульсивных действий.Он вызывается очень сильными и неожидан. раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции.

    В зав-сти от инд. свойств лично­сти могут вызвать аффект - глубокая оби­да от оскорбления, опасность, физ. насилие.

    Состояние аффекта характеризуется тем, что поведение при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью , а чувством, которое полностью охватывают человека и вызывает импульсивные действия.

    Нейрофизиологическим механизмом аффекта является резкое изменение уравновешенности нервных процессов, «сшибка» не­рвных процессов. Аффект сопровождается значительными изменени­ями в деятельности внутренних органов (дыхании, сердечной дея­тельности, химизме крови), резкими внешними движениями (резкий крик, плач).

    Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и со­провождается частичной амнезией, расстройством памяти.

    Во всех проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, ревность, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

    ♦ на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятель­ность, нарушается ориентировка в действительности;

    ♦ на второй - перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми импульсивными действиями;

    ♦ на заключительной стадии спадает нервное напряжение, возни­кает состояние депрессии, слабости и частичной амнезии.

    Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязан­ное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допус­тить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных послед­ствиях аффективного поведения.

    Однако самым важным условием преодоления аффектов является моральное качество личности, жизненный опыт человека и его воспита­ние.

    Состояние аффекта – не является состоянием невменяемости. Аф­фект- это не болезненная, не патологическая дезорганизация пси­хики. Дезорганизация сознания при аффекте может учитываться лишь как обстоятельство, смягчающее ответственность, а также при квалификации преступного деяния. Имеется в виду физиологический аффект. Его следует отличать от патологического аффекта -болезненного нервно-псих. перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.

    Импульсивные действия, совершенные в состоянии физиол. аффекта:

    Малоосознанные, но это не означает, что они полностью не связаны с сознанием. Только психически больной человек ничего не осознает.

    Необдуманными, но не случайными.

    Преступление, совершенное в состоянии аффекта, уголовно на­казуемо, ибо человек всегда в состоянии предотвратить наступление аффекта, а само состояние аффекта не предопределяет антисоциаль­ных действий (ст.107 УК).

    Поводы возникновения аффекта различны : насилие, издевательство или тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

    Аффект может возникнуть и в результате воспоминаний о травми­рующем событии и по незначительному поводу в результате накопления чувств.

    Аффективные действия, яв­ляясь действиями побуждае­мыми только чувствами, не имеют и не могут иметь мотива. Мотив является структур­ным элементом только полностью осознаваемых действий. Специ­фика же действий в состоянии аффекта и состоит в том, что силь­ное чувство само по себе и является побуждением к действию, это реакция в ответ на травмирующий раздражитель.

    В действиях в состоянии аффекта не бывает ни осознаваемых конкретных целей, ни осознанных способов действий.

    Виновность лица, совершившего преступление в состоянии аф­фекта, обосновывается не наличием преступного умысла и соот­ветствующего мотива, а тем, что это лицо, будучи в состоянии вме­няемости, допустило преступный результат, хотя заранее и не пред­видело его.

    Все вышеизложенное позволяет утверждать, что понятие «аффект» и юр. понятие «сильное душевное волнение» полностью не совпадают, ибо закон предполагает, что могут существовать различ­ные степени душевного волнения, устанавливаемые судом. Аффект же является высшей степенью захвата сознания чувствами, это взрыв чувств. Говоря более точно, при аффекте поведение побуждается даже не чувством, а витальной эмоцией (эмоцией, связанной с инстинк­том самосохранения).

    Поскольку сильное душевное волнение оказывает влияние на ква­лификацию преступления и на меру наказания, это состояние подле­жит доказыванию и для его установления требуется проведение су-дебно-психол. экспертизы.

    Рассмотрим одну разновидность аффекта, которая наиболее часто встречается в следственной и суд. практике - страх.

    Страх - безусловно-рефлекторная эмоц. реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнед-ти организма.

    У многих людей страх является астенической эмоцией, вызываю­щей ступор, неподвижность, оцепенелость или по­нижение мышечного тонуса. Характерным симптомом страха является дрожание мышц тела, появление сухости во рту (от­сюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т.д.

    Инстинктивный страх вызывается стимулом, который сигнализи рует о возможной физической боли.

    Страх можно уменьшить активной деятельностью, принятием ра­зумных мер по обеспечению безопасности. В этих случаях страх пере­ходит в осторожность, в состояние опасения.

    Страх является пассивно-оборонительной реакцией на опасность, исходящую от более сильного лица. Если же какая-либо угроза опас­ности исходит от более слабого лица, то реакция на эту опасность может приобрести активно-оборонительный, наступательный харак­тер - гнев.

    Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но они могут вы­ражаться и в меньшей степени эмоц. напряжения, мо­гут быть связаны обстоятельствами, смягчающими уголовную от­ветственность.

    Фрустрация (от лат. неудача, обман) - конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с кра­хом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствия­ми на пути достижения высокозначимых целей.

    Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направлен­ным против фрустратора - источника фрустрации. В случае неуст­ранимости причин фрустрации может воз­никнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению).

    Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, ухо­дит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психи­ческого развития (регрессирует).

    Фрустрационная толерантность - устойчивость индивида к фрустрац. воздействиям.

    Чувства - эмоциональная форма отражения социально значи­мых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если низшие, ситуативные эмоции связны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.

    Чувства человека иерархически организованы - у каждого инди­вида есть доминирующие чувства, определяющие его основную лич­ностную направленность. Они регулируют наиболее значимые сферы взаимодействия человека с действительностью. Иерархия чувств оп­ределяет мотивационную сферу личности.

    Различаются праксические, нравственные, эстетические и интел­лектуальные чувства.

    Праксические чувства (от греч. опыт, практика) - чув­ства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель го­ворил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

    Моральные(нравственные) чувства - эмоц. состояние, связанное с оцен­кой поведения в зависимости от его соответствия или несоответствия со­ц. нормам.

    Мораль - совокупность вы­работанных обществом правил и норм поведения. Теория этих норм и правил называется этикой, а практическое их использование - нравственностью.

    Нрав­ственные нормы - это требования общества к поведению личности. Они подразделяются на нормы-образцы, нормы-запреты и нор­мы-рамки. Они реализуются посредством общественного мнения, ав­торитета, традиций и обычаев. Для реализации этих норм необходи­мо соответствующее отношение к ним. И глав. роль играет чувство.

    Моральные чувства делятся на :

    Кратковременные,

    Ситуативные (ра­дость, восхищение, восторг, негодование),

    Устойчивые интимные переживания (преданность, привя­занность, дружба, любовь и др.)

    Общ. переживания (пат­риотизм, интернационализм, коллективизм).

    Не следует смешивать отриц. мо­ральные качества (жестокость, эгоизм, зависть, властолюбие) с отриц. моральными чувствами.

    Так, сожаление или угрызение совести, будучи отриц. чувствами, иг­рают положительную роль в поведении человека.

    Моральные чувства побуждают учитывать интересы дру­гих людей. Они мобили­зуют человека к деятельности.

    У морально воспитанного человека любое отклонение от общепри­нятых норм поведения вызывает резкую критическую оценку.

    Если она отсутствует, то поведение приобретает черты безнравственности или бессовестности.

    Безнравственность характеризуется тем, что человек знает о соот­ветствующих нормах поведения, но не считает их обязательными ни для себя, ни для других людей; бессовестность - тем, что человек знает общепринятые нормы поведения, но считает их обязательными толь­ко для других.

    В практике юриста встречаются самые разнообразные нюансы нравственности (справедливость, долг, совесть, честь).

    Справедливость и несправедливость - это моральные оценки общ. явлений, посредством которых оправдываются одни и осуждаются другие. Долг - это моральная необходимость выполнения обязаннос­тей, которые определяются местом человека в системе общ. отношений. Различаются разновидности долга: общечеловечес­кий, гражданский, воинский, служебный, семейный и др. Чувство долга - это осознание и переживание тех обязанностей, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с други­ми людьми. Смысл жизни людей связан с выполнением правильно понятого долга. Выполнение долга вызывает наивысшее чувство удовлетворения.

    Совесть - это чувство, вызывающее реакцию человека на требо­вания общества. Эта реакция зависит от понимания челове­ком моральной ответственности за свое поведение.

    Чувство чести - это повышенная эмоц. впечатлитель­ность по отношению к тем сторонам своей деятельности, которые наиболее значимы для данного общества в целом или для отдельной социальной группы.

    Чувство вины - это самопорицание человека за нарушение сво­их собственных позиций, норм, убеждений.

    Люди имеют различные пороги вины, большую или меньшую подвержен­ность самопорицанию. Существует также навязчивое чувство вины, выходящее за пределы псих. здоровья.

    Эстетические чувства (от греч. aisthetikos - чувствующий) - вос­приимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социаль­ной среде, придание прекрасному ценностного значения.

    Поступ­ки людей оцениваются одновременно и как этическое, и как эстетическое явление, они переживаются и как прекрасное (или безобраз­ное) и как доброе (или злое).

    В зависимости от свойств явлений эстетические чувства выражаются как переживание прекрасного или безобразного, трагического или комического.

    Чувство трагического связано с отражением противоречия между необходимостью и возможностью, с отражением противоборства пре­красного с безобразным. Чувство комического основано на несоответствии того или иного социального явления, поступков людей объективным свойствам ве­щей: нового - старому, содержания - форме, реальной сущности человека - его мнению о себе и т.п.

    Интеллектуальные чувства - эмоц. состояния, связанные с реализацией познавательной потребности. Радость познания - одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в кос­мос и на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворе­ния многих потребностей.

    Псих. состояния познавательной направленности:

    Любопытства - состояние направленности сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Л юбознательность - состояние познавательной активности, интеллектуальной впечатлительности, устойчивой познавательной направленности на определенные объекты.

    Познание связано с деятельностью в проблемной ситуации. Отражение проблемной ситуации вызывает состояние недоумения или удивления. Удивление - более эмоционально насыщенное состояние, чем недоумение, оно активизирует познавательную деятельность. Удивление, сопровожда­емое очень сильными эмоц. переживаниями, переходит в изумление. Изумление возникает в связи с получением очень значи­мой и совершенно неожиданной информации.

    Одним из самых ценных интеллектуальных чувств человека явля­ется неудовлетворенность достигнутыми знаниями, стремление к по­стоянному познанию.

    Общие закономерности эмоций и чувств.

    1)Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в опреде­ленной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, обобщенность и перенос чувств - одна из их закономерностей.

    2) Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воз­действиям (шутка, повторяемая слишком ча­сто, не вызывает удовольствия).

    Притуплению подвержены как положительные, так и отрицатель­ные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том чис­ле и к отрицательным воздействиям. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной об­становке, побуждая к ее изменению.

    3) контраст чувств. Чувства, возникаю­щие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. (Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием).

    4) суммация чувств. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувств у нас всю жизнь укреп­ляется любовь и уважение к родителям).

    Иногда противоположные чувства, проявляясь одновременно, так­же усиливают друг друга. Так, чувство страха, возникающее при пере­ходе через пропасть, усиливает чувство удовольствия, связанное с пре­одолением препятствия.

    Эмоц. состояния, не получившие исхода в соот-х действиях, иногда замещаются эмоц. состояниями, связанными с другой.(неудача в одной деятельно­сти, компенсируется успехом в другой).

    5). Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности. Одна из закономерностей эмоций и чувств - их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут пе­реноситься на другие объекты. В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтность. Так, у алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возмож­ности принять алкоголь.

    6)Конфликт между противоположными, амбива­лентными чувствами изживается различными способами: вытеснением одних чувств под каким-либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений. Иногда это может приобрести патологичес­кий характер, при котором объективная действительность становится как бы несовместимой с сознанием больного.

    Эмоции и чувства имеют внешнее выражение - экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (ми­мика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи.

    Эмоции и чувства в следственной практике

    Эмоции и чувства - важный фактор взаимодействия следователя со всеми участниками следствия. Эмоц. контакт- необхо­димое условие успешного осуществления процесса расследования.

    Главная особен­ность при контакте - это эмоц. состояние, которое возникает в связи с доминирующими, актуальными потребностями.

    Объективное и всестороннее расследование предполагает зна­ние:

    Личности участников следствия,

    Ценностных позиций личности,

    Иерархию ее потребностей, характер биологических особенностей.

    Людей особенно обижает равнодушие, высокомерие и тем более презрение. Задача сле­дователя не столько установить контакт, сколько не нарушить его сво­ими неправильными действиями.

    Юрист должен уметь контролировать свои эмоции, не допуская их диффузии, когда эмоции становятся фактором дезор­ганизации сознания, начинают препятствовать объективному и все­стороннему расследованию преступления, логическому построению системы доказательств.

    Эмоция – это отражение мозгом величины потребности и вероятности ее удовлетворения (определение Симонова). Эмоции возникают при наличии доминирующей мотивации. Степень выраженности эмоциональной реакции зависит от ряда факторов: опыт человека, имеющейся наличной информации и информации в виде памяти, интеллекта. Мотивация и эмоция не тождественные понятия. Главное их отличие в том, что мотивация - это целенаправленное поведение на удовлетворение внутренних потребностей человека, а эмоция возникает при действии на организм внешних факторов. Для формирования эмоции нужна доминирующая мотивация. Чем меньше вероятность удовлетворения потребности, тем больше эмоция. Эмоцию можно скорректировать, изменить, но люди ее меняют по-разному в зависимости от типа ЦНС.

    Теории эмоций:

    1) Павлов, Анохин, разделили эмоции по биологическому значению – положительные и отрицательные. Объективным показателем для биологических эмоций служат поведенческая реакция, которая отражает определенную эмоцию;

    2) вегетативно-энергетическая теория Кенона - он обратил внимание на то, что при развитии эмоции повышается тонус симпатической нервной системы, происходит выброс адренергических веществ (адреналин и др.), учащается частота сердечных сокращений, повышается тонус мышц, содержание сахара, эритроцитов в крови. В результате этих процессов изменяются окислительно-восстановительные реакции в тканях, и выделяется больше энергии, нужной для обеспечения какой-либо эмоции. Но о механизмах развития эмоции Кенон ничего не говорил;

    3) системная теория Анохина - вся жизнедеятельность человека - это системная деятельность. По Анохину, отрицательные эмоции возникают, если есть рассогласование между задачей и результатом. Если расхождение это минимально, и вероятность выполнения задачи максимальна, то возникает положительная эмоция.

    4) информационная теория эмоций Симонова - отрицательная эмоция возникает, если есть дефицит информации (неопределенность). Положительная эмоция - когда избыток информации. Под избытком информации понимается, когда цель выполнена в большем объеме или полностью от первоначально планируемого уровня.

    Все эти теории дополняют друг друга. При возникновении эмоции есть 2 группы компонентов, сопровождающих эмоцию:

      управляемые: а) поведенческая реакция человека,

    б) состояние мимической и двигательной мускулатуры,

      неуправляемые: а) изменение ритма сердца,

    б) изменение функционального состояния сосудов - кровотока, скорости кровообращения, систолический и минутный объемы,

    в) изменение дыхания,

    г) изменение гомеостатических показателей - содержание сахара, эритроцитов, изменение функций эндокринной системы и т.д.

    В зависимости от типа ВНД, и тонуса вегетативной нервной системы неуправляемые компоненты эмоций могут быть выражены больше или меньше и могут сопровождаться развитием патологических процессов. У симпатотоников - наибольшие изменения со стороны сердца и сосудов, у ваготоников - изменения со стороны ЖКТ и выделительной системы.

    Нервный субстрат эмоций: в формировании эмоций принимают участие: гипоталамус, миндалевидный комплекс, гиппокамп, передний отдел новой коры (фронтальная кора). Функция гипоталамуса - подкрепляющая. Когда Олдс открыл эмоциогенные зоны в ЦНС (в области гипоталамуса и лимбической системы), то заметил, что при раздражении положительных эмоциогенных зон появляется «реакция самостимуляции»: крысе вживляли электроды в положительные эмоциогенные участки мозга. Электроды были соединены со стимулятором, который крыса могла включать, нажимая на рычаг лапой. Эксперименты показали, что крыса, случайно нажав на рычаг и, вызвав, таким образом, кратковременное электрическое раздражение определенных мозговых структур, начала систематически нажимать на рычаг, раздражая центры своего мозга. Если же крысе вводили электроды в отрицательные эмоциогенные зоны, то крыса, однажды нажав на рычаг, больше не подходила к нему. Таким образом, в гипоталамусе и лимбической системе существуют положительные и отрицательные эмоциогенные зоны, вызывающие различные по знаку эмоции. Миндалевидный комплекс имеет переключающую функцию. При какой-либо конкурирующей мотивации, та мотивация становится доминирующей, которая более эмоционально окрашена. За эту эмоциональную окраску отвечает миндалевидный комплекс. При этом идет переключение мотивов и выбор доминирующих мотивов. Например, собаке утром давали звук, а потом пищу и на звук собака бежала к кормушке. Вечером звук подкрепляли электрическим раздражением кожи, в ответ на это вырабатывалась оборонительная реакция, т.е. один и тот же сигнал «звонок» утром вызывал пищевую, а вечером оборонительную реакцию, т.е. дифференцирующим сигналом являлось время постановки опыта.

    Функция гиппокампа - компенсаторная и замещающая. Его нейроны реагируют на сигналы маловероятных событий. При генерализованном возбуждении мозга, любой сигнал становится значимым и приобретает доминирующий признак. Этот маловероятный сигнал опосредуется через возбуждение гиппокампа (например, когда человек идет по темной улице и прислушивается к каждому шороху). Фронтальная кора - это отдел мозга, ориентированный на сигналы высокой вероятности. Если удалить фронтальную кору, то все сигналы становятся равнозначными для человека. Так как правое и левое полушария неравнозначны, то в отношении эмоций считают, что правая кора - дает отрицательные, а возбуждение левой коры - положительные эмоции. Это связано с накоплением определенной информации. Когда поступает новая информация, то проходит сопоставление этой идущей информации с информацией, которая была получена ранее. В результате этого формируется вероятность удовлетворения потребности. По Симонову, мозг выдает информацию о потребности в данный момент и об оценке возможности ее удовлетворения. Поэтому положительные или отрицательные эмоции возникают при определенном соотношении желаний и возможностей. Кроме морфологических структур, отвечающих за эмоции, в их формировании принимают участие нейрохимические церебральные механизмы. Это физиологически активные вещества, вырабатывающиеся в структурах мозга. Структуры мозга гетерогенны и гетерохимические - они чувствительны к различным веществам в зависимости от ситуации, в которой находится человек. Различают:

    1) адренергические вещества - адреналин, норадреналин, действующие на адренреактивные структуры мозга через α- и β-рецепторы. Чаще они усиливают проявление реакции;

    2) холинергические вещества - ацетилхолин - вызывает возбуждающее действие и усиливает проявление отрицательных реакций;

    3) серотонинергические вещества - серотонин - затормаживает проявление отрицательных эмоций;

    4) специфические нейропептиды, которые или провоцируют возникновение эмоций, или сглаживают их.

    К эндогенным факторам, способствующим возникновению эмоций относят: а) ангиотензин-II - способствует развитию стрессорной ситуации, б) вазопрессин.

    Вещества, сглаживающие эмоциональные реакции: а) субстанция Р – обладает неспецифическим действием. Вырабатывается в подкорковых структурах и действует на вегетативную систему, приводя гомеостатические константы к норме, и на центральные механизмы, б) группа эндорфинов и энкефалинов - сглаживают проявления отрицательных эмоций (β-эндорфин, энкефалин, нейротензин), в) пептид дельта-сна.

    Эмоция - это внешнее проявление эмоционального напряжения ЦНС. Если отрицательная эмоция очень долго действует на организм, то возникает эмоциональное напряжение за счет застойного возбуждения, что приводит к развитию эмоционального стресса.

    По Г.И.Косицкому первая стадия стресса - стадия напряжения (CH I) - состояние внимания, мобилизация активности, повышение работоспособности. Эта стадия имеет тренирующее значение, повышая функциональные возможности организма.

    Вторая стадия - стеническая) - стадия напряжения (CH II) характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением артериального давления, увеличением частоты сердцебиений, дыхания. Возникает стеническая отрицательная эмоциональная реакция, имеющая внешнее выражение в форме ярости, гнева.

    Третья стадия - астеническая - (CH III)отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая свое психологическое выражение в состоянии ужаса, страха, тоски.

    Четвертая стадия (CH IV) - стадия невроза.

    Затем может развиться то или иное патологическое состояние: у симпатотоника – может быть гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, нарушение центрального кровообращения (инсульт). У ваготоников: бронхиальная астма, язвенная болезнь, нарушение мочевыделительной системы. Первая и вторая стадии для организма имеют положительное значение, так как реализация поставленных целей и задач требует мобилизации энергетических ресурсов. Важным моментом является ограничение продолжительности дейсвия отрицательных эмоций, чтобы не было хронического эмоционального стресса.

    Эмоции следует рассматривать как дополнительный механизм активного приспособления, адаптации организма к окружающей среде при недостатке точных сведений о способах достижения его целей. Адаптивность эмоциональных реакций подтверждается тем обстоятельством, что они вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма и окружающей среды (формируется функциональная система, направленная на достижение полезного приспособительного результата). На это же обстоятельство указывает резкая активация во время эмоциональных реакций симпатического отдела нервной системы, обеспечивающей адаптационно-трофические функции организма. В эмоциональном состоянии наблюдается значительное повышение интенсивности окислительных и энергетических процессов в организме.

    Эмоциональная реакция есть суммарный результат, как величины определенной потребности, так и возможности удовлетворения этой потребности в данный момент. Незнание средств и путей достижения цели представляется источником сильных эмоциональных реакций, при этом растет чувство тревоги, навязчивые мысли становятся неодолимыми. Это характерно для всех эмоций. Так, эмоциональное ощущение страха характерно для человека, если он не располагает средствами возможной защиты от опасности. Ощущение ярости возникает у человека, когда он желает сокрушить противника, то или иное препятствие, но не располагает соответствующей силой (ярость как проявление бессилия). Человек испытывает горе (соответствующая эмоциональная реакция), когда он не имеет возможности восполнить утрату.

    Эмоции оказывают существенное влияние на субъективное состояние человека: в состоянии эмоционального подъема более активно работает интеллектуальная сфера организма, человека посещает вдохновение, повышается творческая активность. Эмоции, особенно положительные, играют большую роль в качестве мощных жизненных стимулов для сохранения высокой работоспособности и здоровья человека. Все это дает основание считать, что эмоция - состояние высшего подъема духовных и физических сил человека.