Названы версии крушения вертолета мчс в подмосковье. «Страшная трагедия для авиации МЧС Экипаж не выжил

Возле подмосковного города Лыткарино вечером в среду. Специалисты говорят о двух самых вероятных из них — ошибке пилота и отказе одного из двух двигателей.

Версию об отказе одного из двух двигателей выдвинул источник в авиационных кругах. По его словам, при отказе одного из двигателей на Ми-8 его функции успешно выполняет второй. «Однако в момент такого отказа вертолет мог выполнять какой-либо маневр, поворот с креном к примеру, и один двигатель просто не справился с нагрузкой, машина из крена завалилась на бок и рухнула», — пояснил он.

По другой версии, причиной трагедии все же стал человеческий фактор. Пилот армейской авиации, имеющий большой опыт полетов на вертолете Ми-8, в том числе и в боевых условиях, обратил внимание, что вертолетом МЧС управляли не рядовые пилоты, а руководитель, у которого практики существенно меньше, чем у подчиненных.

На борту разбившегося Ми-8 находились три человека: командир экипажа — начальник Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС 38-летний , второй пилот — его заместитель 42-летний и 32-летний бортинженер . Все они погибли.

«У начальников, как правило, явно преувеличенное представление о своей летной подготовке и навыках. Причиной 80% авиакатастроф является человеческий фактор», — сказал собеседник «Газеты.Ru».

Ми-8 — многофункциональный вертолет, способный выполнять задачи в широком диапазоне условий и температур (от -50°C до +50°C). Считается простым в эксплуатации и обслуживании. Серийное производство вертолета началось в 1965 году на ОАО «Казанский вертолетный завод» и в 1970 году на ОАО «Улан-Удэнский вертолетный завод».

Ми-8 оборудован противообледенительной системой, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режиме. Система внешней подвески вертолета позволяет перевозить грузы массой до 3000 кг.

При отказе одного из двигателей в полете другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность. При этом горизонтальный полет выполняется без снижения высоты.

Ми-8 оборудован автопилотом и навигационно-пилотажными приборами и радиосредствами, которые позволяют совершать полеты в любое время суток и в сложных метеоусловиях.

Экипаж вертолета — три человека. Максимальная взлетная масса 13 000 кг. Ми-8 может развивать скорость до 250 км/ч, а его практическая дальность полета — 950 км.

По словам другого собеседника «Газеты.Ru», сотрудничающего с авиацией МЧС, версия о неисправности вертолета исключена. По данным МЧС, потерпевший крушение вертолет выполнял тренировочный полет, отрабатывая действия при спасательных операциях во время особо сложных условий.

«По всей видимости, в ходе отработки действий в сложных метеоусловиях произошла нештатная ситуация. Вполне возможно, груз был на внешней подвеске, произошло касание земли, перехлест тросов. Не исключаю, что пилоты пошли на неоправданный риск из-за желания завершить этот эксперимент и получить нужные результаты», — рассказал источник.

Неблагоприятная ситуация на борту вертолета развивалась лавинообразно, поскольку пилоты даже не вышли на связь и не проинформировали об имеющихся на борту проблемах, отметил собеседник «Газеты.Ru».

«Если рассматривать версию отказа техники, — рассуждает эксперт, — то, скорее всего, это отказ главного редуктора или одновременный отказ обеих гидросистем. Это бывает очень редко, но все же подобные случаи в практике отмечаются».

Ночью при разборе обломков вертолета нашли оба «черных ящика». Сейчас самописцы направлены на расшифровку в . В МАКе от комментариев отказались.

Крушение Ми-8 произошло вечером 21 сентября. Место падения машины в Томилинском лесопарке, в нескольких километрах от подмосковного города Лыткарино, говорится на сайте московского межрегионального на транспорте. На данный момент сотрудники ведомства ведут доследственную проверку по факту случившегося. Пока следователи рассматривают две основные версии катастрофы: ошибка экипажа и отказ техники. После падения на землю вертолет загорелся.

В пресс-службе МЧС России подчеркивают, что транспортом управлял опытнейший экипаж. Все его члены «десятки раз принимали участие в тяжелейших спасательных операциях», подчеркнули в ведомстве.

Вертолетом управлял начальник Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС.

Вечером 21 сентября в Люберецком районе Подмосковья потерпел крушение вертолет Ми-8 МЧС России. На борту воздушного судна находились три человека, все они погибли. Специалисты уже отправили на расшифровку черные ящики, обнаруженные на месте крушения. Телеканал «360» собрал все, что известно об аварии на данный момент.

Учебно-тренировочный полет

Вертолет МЧС разбился, когда выполнял учебно-тренировочный полет. Сотрудники ведомства отрабатывали технологии, которые помогают спасать людей в сложных условиях. По данным Life , экипаж тренировал действия при отказе одного из двигателей вертолета. Lenta.ru сообщила, что полет выполнялся для отработки мониторинга в сложных погодных условиях.

Полет проходил в темное время суток в условиях плохой видимости. В пресс-службе регионального управления МЧС сообщили, что экипаж пытался увести воздушное судно от жилых домов и шоссе. Вертолет упал в лесу, место крушения обнаружили около 21:40.

Пожар после падения

Рухнувший вертолет мгновенно загорелся, для тушения пожара в лесу МЧС пришлось привлечь дополнительные силы - 50 сотрудников отряда «Центроспас» и 50 сотрудников центра «Лидер». После обнаружения обломков и ликвидации возгорания спасатели извлекли из разрушенного вертолета тела погибших.

На месте крушения также нашли черные ящики, один из них был в кабине, другой - в хвосте воздушного судна. По данным источника ТАСС, бортовые самописцы находятся в удовлетворительном состоянии. На расшифровку их передали в Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Причины крушения

Точную причину катастрофы назовут только после обработки черных ящиков. По предварительным данным, крушение могло произойти из-за отказа техники или плохих погодных условий. Как сообщил «РЕН ТВ », экипаж вертолета перед падением не связывался с диспетчерами.

По предварительным данным, в качестве одной из версий также рассматривается ошибка пилотирования.

Опытный экипаж

На борту Ми-8 находились три человека, все они погибли. В пресс-службе МЧС РФ сообщили, что воздушным судном управлял опытный экипаж, за штурвалом был начальник Жуковского авиационно-спасательного центра 38-летний Роман Фролов, его заместитель (второй пилот) 42-летний Дмитрий Арсентьев и 32-летний Максим Филиппов (борт-инженер). Все они неоднократно участвовали не только в учебных полетах, но и в тяжелых спасательных операциях.

Роман Фролов ранее управлял тяжелым вертолетом Ми-26. В 2010 году, когда Центральную часть РФ охватили крупнейшие лесные пожары, он работал во Владимирском авиаотряде МЧС. Тогда Фролов тушил возгорания в регионах, где ситуация была почти критической, - в Московской, Нижегородской и Владимирской областях. В МЧС подчеркнули, что он спас от огня тысячи людей и сотни жилых домов.

«За высокий профессионализм, мужество и отвагу он награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени», - цитирует РИА «Новости» представителя пресс-службы ведомства.

Арсеньев работал в МЧС с 1994 года и стал одним из первых, кто стал тушить пожары на Ми-8 с водосливным устройством. Также он принимал участие в спасательных операциях в Японском и Охотском морях.

В МЧС России выразили соболезнование семьям погибших.

«Это страшная трагедия для авиации МЧС России, для их родных и близких. Ушли большие профессионалы, те, чьим призванием было спасение человеческих жизней», - сообщили в пресс-службе МЧС.

На месте крушения вертолета Ми-8 МЧС РФ продолжают работать спасатели. По последним данным, пожар, вспыхнувший после падения, удалось ликвидировать. Также РБК сообщает об обнаружении бортовых самописцев упавшего воздушного судна. «Черные ящики» передадут в МАК для дальнейшей расшифровки.

Как передает телеканал РЕН-ТВ, вертолет рухнул в километре от плотной жилой застройки. В МЧС сообщили, что экипаж до последней минуты пытался увести падающее воздушное судно от жилых домов. Местные жители отмечают, что взрыва при падении вертолета не слышали, так как он упал достаточно далеко от домов.

В пресс-службе МЧС рассказали, что разбившимся Ми-8 управлял опытнейший экипаж. На борту находились начальник Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС Роман Фролов, второй пилот, его заместитель Дмитрий Арсентьев и борт-инженер Максим Филиппов. Все летчики имели опыт участия в тяжелейших спасательных операциях, уточняет РИА Новости.

Также были опубликованы видеозаписи , сделанные на месте аварии. Специалисты МЧС сняли с воздуха обломки вертолета, упавшего в лесной чаще. Отметим, что спецтехника не может добраться к месту аварии, поэтому вокруг него ведется вырубка леса.

Официальной версии крушения пока нет. По разным данным, вертолет мог рухнуть из-за технеполадки или плохих погодных условий.

«У нас каждую среду проводились ночные тренировки»

В подмосковном Жуковском после трагедии с вертолетом Ми-8, который разбился вечером 21 сентября, во время выполнения тренировочных полетов, объявлен траур. : начальник Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС 38-летний Роман Фролов, второй пилот, его заместитель 42-летний Дмитрий Арсентьев и бортинженер – 32-летний Максим Филиппов.

«МК» попытался разобраться в ситуации: , почему опытнейший экипаж потерпел крушение и можно ли было избежать авиакатастрофы.

Напомним, что Ми-8 МЧС России потерпел крушение в Люберецком районе, во время учебно-тренировочного полета. Сотрудники МЧС отрабатывали спасение людей в особо сложных условиях, в непогоду и в кромешной темноте. Около девяти вечера вертолет пропал с радаров. Двое случайных очевидцев увидели пикирующую машину и пожар, который вспыхнул после столкновения с землей. Спасательным службам пришлось прорубить просеку, чтобы добраться до обломков вертолета - их нашли через полчаса, в Томилинском лесопарке, всего лишь в километре от поселка Октябрьский. Там же были обнаружены тела всех троих членов экипажа.

На следующее утро, 22 сентября, работы спасателей не прекратились. С места ЧП на грузовиках вывозились обломки вертолета. Оперативный штаб был развернут в жилом микрорайоне недалеко от места трагедии. Непосредственно в лесу работали до ста человек: сотрудники отряда «Центроспас» и Центра спасательных операций особого риска «Лидер». Уже сейчас можно сказать, что если бы не профессиональная хватка экипажа, трагедия могла оказаться намного масштабней - от жилого микрорайона до места падения всего ничего.

По всей видимости, экипаж до последнего боролся и увел борт при крушении от жилой застройки, - рассказал журналистам и.о. начальника Главного Управления МЧС России по Московской области Алексей Павлов.

Что случилось с его машиной, почему Ми-8 рухнул, пока не известно. Основные версии следствия - техническая неисправность и ошибка в пилотировании. Возможно, свет на истину прольют черные ящики, которые уже доставлены специалистам для расшифровки в Межгосударственный авиационный комитет.

От наземных же служб известно, что перед ударом о землю пилоты не сообщали об аварийной ситуации. Также специалисты исключают в качестве причины погодные условия:

Для обычных граждан погода может и не была идеальной: моросил дождь. Дул небольшой ветер. Но для полета на вертолете это допустимые метеоусловия. Поэтому погода вряд ли могла стать причиной катастрофы. Более того, ее действительно можно назвать благоприятной, - рассказал «МК» источник в авиации, знакомый с ситуацией.

Вертолету на момент крушения было за 20 лет. При этом, известно, что экипаж в соответствии с полетным заданием выполнял фигуры пилотажа при отказе двигателя. В очередной раз заглушив двигатель на высоте 200 метров, пилоты не смогли его снова запустить и вертолет рухнул.

Сейчас следствию также предстоит выяснить, почему в одном вертолете находились глава АСЦ «Жуковский» и его заместитель. Как получилось, что одним махом авиационный центр оказался обезглавленным... Опять же, кто разрешил тренировочный полет в зоне, где находятся 25-этажные дома? - заявил источник «МК».

Напомним, что 1 июля во время тушения пожаров в Иркутской области разбился МЧСовский самолет Ил-76 с экипажем в составе 10 человек. Воздушное судно пропало в труднодоступной местности. Его нашли на склоне сопки южнее населенного пункта Рыбный Уян. Следствие до сих пор не выявило виновных в авиакатастрофе.

Второе происшествие произошло во время международной миссии в Португалии. При тушении лесного пожара 14 августа едва не потерпел крушение один из самолетов МЧС России. Экипаж остался жив. Машиной тогда управлял заслуженный летчик России Валерий Крузе.


О том, какими профессионалами и людьми были летчики Роман Фролов, Дмитрий Арсентьев и бортинженер Максим Филиппов, а также, что могло стать причиной крушения вертолета Ми - 8, рассказали их коллеги и друзья.


Дмитрий Арсентьев.

Что сейчас можно сказать? Чувствуем сейчас только горечь, обиду, что ушли такие замечательные люди и профессионалы. Все - достаточно молодые, но уже опытные. Все ребята из экипажа были очень позитивные, общительные, - говорит о своих подчиненных заместитель руководителя Центрального регионального центра МЧС России по авиации Игорь Комаров. - Роман Фролов пришел к нам недавно, стал руководителем авиационно - спасательного центра. Он очень легко вошел в коллектив, нашел понимание и у подчиненных, и у руководства. С ним очень комфортно было работать. Дима Арсентьев - очень светлый человек, никогда ни на кого не обижался, с юмором реагировал даже на негативные какие - то высказывания в свой адрес. Максим Филиппов - самый молодой из экипажа, но очень грамотный специалист. Он готов был выполнять задачи в любое время дня и ночи, в любую погоду, какая бы ситуация не складывалась. Был очень отзывчивый на любую просьбу. Выполнял все задачи без каких - то рассуждений, разглагольствований.


Роман Фролов.

-Это был плановый полет?

Да, планово выполнялись задачи, все было в соответствии с руководящими документами.

За штурвалом Ми-8 находился полковник Роман Фролов, который возглавлял авиационно-спасательный центр Жуковского. Он был всеобщим любимчиком, где бы не служил. Двое младших братьев Романа также связали свою жизнь с авиацией: один работает вторым пилотом «Боинга-737», второй служит в ФСБ и руководит экипажем «Ми-8».

Роман в 2000 году закончил Сызранское высшее военное училище летчиков. Служил в нашем в авиационно - спасательном центре с марта 2015 года, - рассказывает начальник пресс-службы Северо - Кавказского регионального центра МЧС России Кантемир Давыдов. - До этого я с ним пересекался в Южной Осетии в 2008 году. Мы совместно выполняли задачи по доставке гуманитарного груза. Потом Роман пришел служить к нам. Это был уже хорошо подготовленный пилот, «летчик первого класса», который имел более 1300 часов налета. Все сразу отметили, насколько он грамотный, аккуратный, пунктуальный специалист. Настоящий офицер. У нас на Северном Кавказе он прошел суровую школу. Честно говоря, было очень жалко, когда он уходил от нас на повышение. Потому что летчиков много, а суперпрофессионалов - единицы. Для нас это была, конечно, потеря. Потому что летать в горах - дело непростое. Всегда ведь чувствуется - уверенно пилот ведет машину или нет, боится он гор или нет. Вот с этим парнем можно было летать. Мы в июне очень тепло с ним прощались, говорили напутственные слова, верили, что у него впереди долгая летная жизнь...

Возглавлять Жуковский авиационно - спасательный центр Роману Фролову довелось только 4 месяца.

Роман сходу вошел в курс дела, начал обустраивать быт, вникать в насущные проблемы личного состава, - рассказывает его коллега Виктор. - Дима Арсентьев и Максим Филиппов работали в центре чуть больше трех лет. Никто ни разу о них не сказал ничего плохого. Это надежные, основательные русские мужики, которые просто и с любовью выполняли свою работу. Я больше общался с Максимом. Все, кто его знал, отмечали его веселый нрав. Он на самом деле был очень жизнерадостным и позитивным человеком. Мне очень тяжело говорить о нем в прошедшем времени. Только-только, за час до вылета, стояли с ним, курили. Он был непривычно молчаливый. Как будто, что - то предчувствовал в этот день...


Максим Филиппов.

Родственники Максима в Ставропольском крае не могут поверить в его гибель.

Максим был настоящим технарем и очень хотел летать, - рассказывает жена его брата Наталья. - В октябре мы ожидали его в гости. Он обещал прилететь домой, в Ставрополь. Так хотел увидеть маму, которую просто боготворил... А теперь за ним улетел в Москву брат Сергей...

Всех интересует - что могло произойти с экипажем в небе.

Сами голову ломаем, - говорит Виктор. - Командир - очень опытный пилот, второй - тоже много летал. Что там случилось - загадка. В этот день этот вертолет днем летал тем же составом, и все было в порядке. А вообще у нас каждую среду проводились ночные тренировки.

По правилам начальник авиационно - спасательного центра и его заместитель могут летать, отрабатывать маневры, на одном борту?

Могут. Первый, как инструктор, может проверять навыки другого. Но повторюсь, они оба были отличные пилоты.

Из открытых источников стало известно, что пилоты во время тренировочного полета отрабатывали фигуры летного пилотажа при отказе двигателя. Несколько раз глушили двигатель, и во время очередного отключения он не завелся. Но есть ведь второй двигатель.

Пока рано судить о том, что произошло. Расшифровка «черных» ящиков покажет, что же все-таки случилось на борту.

В Подмосковье на месте падения вертолета МЧС работают пожарные и следователи. Подтверждена гибель троих человек, среди них - начальник Жуковского авиационно-спасательного центра. Обнаружены бортовые самописцы. Возможно, они прольют свет на причины трагедии. Судя по всему, пилоты до последнего пытались увести машину от жилых домов - вокруг очень плотная застройка. И им это удалось.

Мимо журналистов проехало несколько грузовиков. Видимо, обломки вертолета уже начинают вывозить. Спасатели и следователи на ночь свою работу не останавливали. В оперативном штабе, развернутом в жилом микрорайоне недалеко от места падения вертолета, сейчас находятся лишь несколько автомобилей МЧС с водителями. Остальные сотрудники, более ста человек, еще работают в лесу.

Известно, что на месте катастрофы действуют как региональные подразделения МЧС, так и федеральные - это сотрудники отряда «Центроспас» и Центра спасательных операций особого риска «Лидер». От жилого микрорайона до места падения Ми-8 - примерно около двух километров. Вот как развивались события ночью.

Чтобы добраться до места падения вертолета, спасателям пришлось прорубать просеку. Обломки Ми-8 лежат в лесополосе. Это - Томилинский лесопарк, единственное в округе место, где нет жилых домов.

«По всей видимости, экипаж до последнего пытался и увел борт при крушении от жилой застройки», - говорит и.о. начальника Главного Управления МЧС России по Московской области Алексей Павлов.

Журналистов к месту, где лежит Ми-8 МЧС России, не пропускают. Выставлено оцепление, со всеми вопросами рекомендуют обращаться в пресс-службу ведомства.

Экипаж Ми-8 вчера вечером выполнял тренировочные полеты - отрабатывал спасение людей в особо сложных условиях, в темноте. Но около девяти вечера вертолет пропал с радаров. Его нашли через полчаса уже на земле, догорающий. Когда к месту крушения пробились пожарные и потушили обломки, нашли тела всех троих членов экипажа.

«За штурвалом находился командир экипажа, полковник Фролов», - сообщил Алексей Павлов.

Полковник Роман Фролов - это начальник Жуковского авиационно-спасательного центра, опытный вертолетчик. Пять лет назад его признали одним из лучших авиаторов МЧС. В 2010 году он тушил страшные лесные пожары в центре России. Работал в Сербии. Имеет госнаграды. Вместе с ним на борту находился его заместитель, Дмитрий Арсентьев, тоже пилот с многолетним стажем, и бортинженер Максим Филиппов. Все они принимали участие в спасении людей и тушении пожаров в России и за рубежом.

Что случилось с его машиной, почему Ми-8 рухнул, пока не известно. Основные версии следствия - техническая неисправность и ошибка в пилотировании.

«Экипаж сообщить, к сожалению, перед тем как произошло крушение, ничего не смог», - рассказал Алексей Павлов.

Среди обгоревших обломков нашли так называемые «черные ящики». По предварительной оценке, они в хорошем состоянии. Расшифровывать бортовые самописцы будут в Межгосударственном авиационном комитете. Работа на месте падения Ми-8 МЧС России продолжаются. Обломки вертолета только собираются эвакуировать.