Зачет расходов фсс в уплату взносов. Больничные расходы фирмы за счет фсс россии. Учет пособий, не принятых к зачету ФСС: работник не вернул пособие

Подскажите, пожалуйста, как правильно оформить заявление в ФСС о взаимозачете расходов по соц. страхованию (больничные) и оплаты страховых взносов.... У организации в 1 квартале были незначительные выплаты по больничным листам, мы не стали писать заявление о возмещении этих средств у ФСС, в отчетность за 1 квартал включили расходы по больничным, как теперь оформить зачет этих расходов в счет оплаты взносов?

Исходя из текста вопроса, сумма пособий не превышает суммы оплаты страховых взносов. То есть в указанной ситуации организации следует подать уточненные расчеты и указать в них уменьшение очередного платежа на сумму больничных пособий.

Обоснование данной позиции приведено ниже в «Системе Главбух»

Уменьшение страховых взносов

Для этого на сумму пособий (кроме пособий, связанных с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями) уменьшают страховые взносы в ФСС России (ч. 2 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и ч. 1–2 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Из этого правила есть исключение.

Не уменьшают сумму страховых взносов в ФСС России на сумму больничных пособий участники проекта «Сколково» , в отношении которых налоговой инспекцией подтверждено соответствие критериям, приведенным в Налогового кодекса РФ. Это связано с тем, что для таких организаций нулевой тариф страховых взносов в ФСС России сохраняется в течение 10 лет с момента получения статуса участника проекта «Сколково». Об этом говорится в пункте 2 части 2 статьи 57 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и части 7 статьи 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ. Поэтому для выплаты пособий сотрудникам, занятым в этих организациях, ФСС России перечислит средства на расчетный (лицевой) счет организации ().

Если организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД и выплачивает пособия сотрудникам, одновременно занятым в обоих видах деятельности, то всю сумму пособия, подлежащую возмещению, отнесите в счет уплаты страховых взносов, начисленных в ФСС России в рамках общей системы налогообложения. Распределять эту часть пособия между общей системой налогообложения и ЕНВД не нужно. Это связано с тем, что для организаций, применяющих разные режимы налогообложения, предусмотрен общий порядок расчета и возмещения больничных пособий.

Сумма пособий превышает сумму взносов

Если сумма начисленных больничных пособий превышает взносы на обязательное социальное страхование, то организация может:

  • обратиться за выделением средств, необходимых для выплаты больничного пособия , в территориальное отделение ФСС России по месту своей регистрации (ч. 2 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ);
  • зачесть превышение в счет предстоящих платежей по взносам в ФСС России в пределах расчетного периода (ч. 2.1 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Следует отметить, что до вступления в силу новой редакции Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ правомерность таких действий подтверждал ФСС России в письме от 21 июня 2010 г. № 02-03-13/08-4917 .

Сумма пособий не превышает сумму взносов

Если сумма начисленных больничных пособий не превышает взносы в ФСС России, то обращения в фонд не потребуется. В этом случае уменьшите очередной платеж на сумму больничных пособий*.

Пример расчетов с ФСС России, если сумма больничных пособий не превышает взносы в ФСС России

В марте 2013 года база по взносам в ФСС России в организации составила 200 000 руб. Сумма взноса, начисленного в марте в ФСС России, равна 5800 руб. (200 000 руб. ? 2,9%).

В марте организация начислила своему сотруднику больничное пособие в сумме 2000 руб. На эту сумму бухгалтер уменьшил взносы в ФСС России за март 2013 года.

Таким образом, сумма ежемесячного платежа в ФСС России за март 2013 года составила 3800 руб. (5800 руб. – 2000 руб.).

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Ситуация: Когда нужно подать уточненные расчеты по страховым взносам

Подавать уточненные расчеты нужно по мере выявления ошибок в расчете. Календарные сроки для их представления законодательно не установлены*.

Уточненный расчет подается, если в первичном поданном расчете обнаружено*:

  • что допущены ошибки (как приводящие к занижению суммы страховых взносов, так и не приводящие);
  • что какие-либо сведения не отражены или отражены не в полном объеме;
  • что расчет содержит недостоверную информацию.

Однако не во всех этих случаях подача уточненного расчета является обязанностью организации. Организация обязана подать уточненный расчет только в случае, когда произошло занижение сумм страховых взносов к уплате. Во всех остальных случаях подача уточненного расчета является правом, а не обязанностью организации*.

Это следует из частей 1–2 статьи 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Любовь Котова, заместитель директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Разъясните, каков порядок зачета и возврата суммы переплаты по страховым взносам в ФСС?

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что сумма излишне оплаченных страховых взносов подлежит:

  • зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам;
  • зачету в счет погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным законом;
  • возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.
Страховщик обязан сообщать плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным факте излишней уплаты страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

При обнаружении на лицевом счете плательщика излишних сумм работник ФСС предлагает произвести сверку данных, которая оформляется актом совместной сверки по форме 21-ФСС РФ (приложение 1 к Приказу № 49 ).

В случае если по результатами сверки подтверждена переплата, учреждение подает в ФСС соответствующее заявление:

  • о зачете суммы по форме 22-ФСС РФ (приложение 2 к Приказу № 49 ). При этом плательщик определяет, в счет каких платежей производится зачет;
  • о возврате суммы по форме 24-ФСС РФ (приложение 2 к Приказу № 49 ) с указанием своих платежных реквизитов.
Обратите внимание

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ .

В акте совместной сверки и заявлениях плательщика сведения о видах социального страхования, контролируемых ФСС (федеральные законы № 255-ФЗ , 125-ФЗ ), отражаются одновременно.

Напомним, что с 01.01.2015 по заявлению плательщика страховых взносов может производиться зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования в счет предстоящих платежей, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому упомянутому виду страхования (п. 21 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ ). О допустимости такого зачета в отношении сумм переплаты между платежами, контролируемыми ФСС, дает разъяснение Минтруд в Письме от 24.09.2014 № 17-3/В-451 .

Возврат переплаты производится только на основании заявления плательщика и после погашения всех задолженностей у него перед ФСС, включая пени и штрафы согласно п. 12 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ . Следовательно, на лицевой счет учреждения поступит сумма, оставшаяся после зачета.

Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику в порядке, установленном ст. 27 Федерального закона № 212-ФЗ .

Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в письменной форме или в форме электронного документа в течение одного месяца со дня, когда стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда. В случае если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится с нарушением установленного срока, ФСС начисляет на сумму излишне уплаченных страховых взносов проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (ч. 17 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ ).

Данные правила применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных пеней и штрафов в силу п. 24 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ .

В том случае, если в результате сверки не будет подтверждена переплата, учреждению следует представить уточненный расчет с правильными сведениями по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Вопрос

Как отражаются операции по возврату и зачету сумм переплаты страховых взносов, контролируемых ФСС, в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений?

В бухгалтерском учете учреждений операции по возврату переплаты по страховым взносам на лицевой счет отражаются в соответствии с положениями п. 104 Инструкции № 162н , п. 132 Инструкции № 174н , п. 160 Инструкции № 183н .

Зачет платежей в рамках одного вида социального страхования отразится на основании положений п. 18 Инструкции № 157н исправительной бухгалтерской записью, оформленной методом «красное сторно».

Зачет суммы переплаты по одному виду страхования в счет платежей по другому виду страхования отражается исправительной бухгалтерской записью, оформленной по методом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью.

В бухгалтерском учете государственных и муниципальных учреждений операции по зачету и возврату переплаты по страховым взносам оформляются на основании справки (ф. 0504833) и отражаются в соответствии принятым ФСС решением следующим образом:

Казенные учреждения Бюджетные учреждения Автономные учреждения
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит

Возврат переплаты на лицевой счет учреждения

1 304 05 213 1 303 02 730 0 201 11 510 0 303 02 730 0 201 11 000 0 303 02 000

Зачет переплаты по одному и тому же виду социального страхования в счет предстоящих платежей, погашения недоимки и задолженности по штрафам, пеням

Исправительная запись (методом «красное сторно»)
1 303 02 830 1 304 05 213 0 303 02 730 0 201 11 610 0 303 02 000 0 201 11 000

Зачет переплаты по одному виду социального страхования в счет платежей и погашения недоимки, задолженности по штрафам, пеням по иному виду страхования

1. Исправительная запись (методом «красное сторно»)
1 303 02 830 1 304 05 213 0 303 02 730 0 201 11 610 0 303 02 000 0 201 11 000
2. Дополнительная запись соответственно по иному виду социального страхования
1 303 06 830 1 304 05 213 0 303 06 830 0 201 11 610 0 303 02 000 0 201 11 000
Пример

В бюджетном учреждении по акту сверки ФСС выявлена переплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 14 000 руб., образовавшаяся за счет средств от приносящей доход деятельности. На основании поданного заявления и решения, принятого органом ФСС, указанная сумма была зачтена в счет погашения задолженности по штрафам, пеням, образовавшимся по расчетам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения на основании решения ФСС будет сформирована справка (ф. 0504833) и произведена следующая запись:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена исправительная запись по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

(методом «красное сторно»)

2 303 02 830 2 201 11 610

18 (статья 213 КОСГУ)

(14 000)
Отражена дополнительная запись по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 2 303 06 830 2 201 11 610

18 (статья 213 КОСГУ)

14 000
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Приказ ФСС РФ от 17.02.2015 № 49 «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Соцстрах может отказать компании в возмещении или зачете расходов, если посчитает, что страхователь создал искусственные условия для получения выгоды, а также, если обнаружит поддельные листы нетрудоспособности

Расходы по больничным листам, на выплату детских пособий и пособий в связи с материнством несет работодатель. Эти траты ему компенсирует Соцстрах двумя способами: засчитывает в уплату страховых взносов на временную нетрудоспособность и материнство либо возмещает на расчетный счет работодателя-страхователя.

Для того, чтобы принять издержки к зачету или возмещению ФСС проводит их проверку. На основании положений подп. 4 п. 1 ст. 4.2 и п. 4 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ Фонд может не засчитать данные затраты, если:

  • документы были неправильно составлены или выданы с нарушением законодательства;
  • имели место нарушения законодательных положений о соцстраховании;
  • подтверждающие расходы бумаги были вовсе не представлены страхователем.

Например, Соцстрах может отказать компании в возмещении или зачете расходов, если посчитает, что страхователь создал искусственные условия для получения выгоды, а также, если обнаружит поддельные листы нетрудоспособности.

Если работодатель считает, что чиновники Фонда неправы, оспорить решение можно в судебном порядке. Если же издержки возместить так и не получилось, придется вносить корректировки в отчетность и учет. Как это сделать расскажем в двух следующих статьях.

Что сделать в учете, чтобы отразить не зачтенные ФСС пособия?

Алгоритм действий бухгалтера при отказе ФСС в зачете и возмещении расходов на социальные выплаты таков:

  • Провести не зачтенные суммы расходов на пособия в бухучете методом красного сторно.
  • Удержать с сотрудника не зачтенные суммы либо списать их в расходы.
  • Удержать с не зачтенной суммы взносы на страхование. Кстати, в Минтруде, считают этот путь самым безопасным для страхователя.
  • За периоды до 2017 года - доплатить взносы в Соцстрах, после 2017 года - в Налоговую. Сделать это нужно, если страхователь уменьшает ежемесячные взносы на выплату по больничным и в связи с материнством. Доплата составляет размер не зачтенной суммы.
  • Начислить и удержать НДФЛ с сотрудника. Это не касается только пособий по больничным листам, с которых и так удерживается подоходный налог. С остальными социальными пособиями дела обстоят иначе. Если Соцстрах отказал в зачете выплаченного пособия, то данное пособие уже не является страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. Следовательно, оно исключается из выплат, необлагаемых НДФЛ. Получается, что при отказе сотрудника вернуть выплаченную ему сумму пособия, которая не была зачтена Соцстрахом, она становятся его доходом. А все доходы, как известно, облагаются НДФЛ. В законодательных положениях нет прямых указаний на то, что с не зачтенных Соцстрахом сумм нужно удерживать подоходный налог. Однако, не сделав это и начислив страховые взносы, страхователь вызовет немало вопросов у налоговых контролеров, поскольку возникнет разница между базой по взносам на страхование и базой по НДФЛ.
  • Выяснить возникла ли переплата по НДФЛ. Такое обстоятельство будет иметь место, если сотрудник все же вернул выплаченное ему пособие, которое ранее было обложено НДФЛ. О переплате нужно сообщить работнику (п. 1 ст. 231 НК РФ), а после ее можно зачесть в счет предстоящих платежей по НДФЛ или вернуть на банковский счет сотрудника на основании его письменного заявления.
  • Перечислить страховые взносы и НДФЛ в госбюджет. Налог перечисляется, если ранее не был удержан, но работодатель все же решил его удержать.
  • Произвести расчет пени по взносам и НДФЛ, после также перечислить их в бюджет. При признании выплат на социальное обеспечение невозмещаемыми у компании возникает недоимка по взносам и подоходному налогу. Начисление пени производится со дня, наступающего после даты перечисления взносов в месяце выплаты не зачтенного пособия, до дня, предшествующего дате погашения долга по взносам или НДФЛ.
  • Провести корректировку обязательной отчетности страхователя: формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ корректируется, если компания решила удержать НДФЛ с ранее необлагаемых налогом сумм, а также 4-ФСС, РСВ-1 (за периоды до 2017 года) и РСВ 2017 (за периоды с 2017 года).

Какие именно правки нужно внести в отчетность, расскажем в следующей статье.

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-11/2748@ от 14.02.2017

В связи с поступающими массовыми вопросами плательщиков страховых взносов ФНС России разъясняет.

1. По вопросу уплаты страховых взносов и представления отчетности плательщиками страховых взносов - организациями, имеющими обособленные подразделения.

Исходя из положений пунктов 7 и 11 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, расположенных на территории Российской Федерации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Принятие решения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, принимается плательщиком страховых взносов самостоятельно.

На основании подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса плательщик страховых взносов обязан сообщать в налоговый орган о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).

Соответственно, обязанность сообщать в налоговые органы о создании обособленного подразделения без наделения его указанными выше полномочиями, у плательщиков страховых взносов отсутствует.

В силу особенностей норм законодательства порядок представления отчетности и уплата страховых взносов и налога на доходы физических лиц организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, различны.

Так, согласно пункту 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры.

2. По вопросу уплаты страховых взносов организациями, применяющими "зачетный" механизм.

Согласно пункту 2 статьи 431 Кодекса сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, плательщики страховых взносов уплачивают сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за вычетом расходов по данному виду страхования.

Исходя из положений пункта 9 статьи 431 Кодекса, если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством превышает общую сумму исчисленных страховых взносов по этому виду страхования, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по этому виду страхования на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС России в соответствии с порядком, установленным Законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

Таким образом, случай, указанный в пункте 9 статьи 431 Кодекса, касается превышения расходов по социальному страхованию на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по итогам отчетного (расчетного) периода. Внутри отчетного периода действует правило пункта 2 статьи 431 Кодекса о том, что сумма взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования.

Одновременно сообщаем, что уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного страхования в случае, если плательщики страховых взносов стоят на учете в налоговых органах в субъектах Российской Федерации, где реализуется пилотный проект, предусматривающий особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты страхового обеспечения.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 в настоящее время пилотный проект реализуется в: Карачаево-Черкесской Республике, Нижегородской области, Астраханской области, Курганской области, Новгородской области, Новосибирской области, Тамбовской области, Хабаровском крае, Республике Крым, г. Севастополе, Республике Татарстан, Белгородской области, Ростовской области, Самарской области, Республике Мордовия, Брянской области, Калининградской области, Калужской области, Липецкой области, Ульяновской области.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести указанное письмо до сведения территориальных органов и плательщиков страховых взносов.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК