Банковская гарантия как защита заказчика. Заказчик не принял банковскую гарантию: что делать? Если заказчика не устраивает банковская гарантия

Регламентируется отказ от банковской гарантии в общем случае статьей 368 ГК РФ, в которой приводятся все требования к независимой банковской гарантии. А потому согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации в таком документе обязательно должна быть указана следующая информация:

  1. Реквизиты гаранта, бенефициара и принципала (соответственно банка, заказчика и исполнителя по контракту;
  2. Сумма, а также сроки действия БГ;
  3. Обязательства гаранта, а также условия уплаты денежных средств по БГ.

Основания для отказа в принятии банковской гарантии по 44-ФЗ

Кроме того, Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» устанавливает дополнительные причины, по которым банковская гарантия должна быть отклонена заказчиком. Перечислены они в пункте шестом статьи 45 указанного федерального закона.

Итак, основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

  1. Банка, которому вы поручили функции гаранта по БГ, нет в специальном перечне министерства финансов Российской Федерации. Ознакомиться с данным перечнем можно, пройдя по ссылке - http://minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty ;
  2. Предоставленная заказчику БГ отсутствует в специальном реестре банковских гарантий для участия в закупочных процедура по 44-ФЗ. Найти указанный реестр можно в Единой информационной систем для закупок товаров, работ и услуг. Чтобы перейти на страницу поиска, нужно перейти по следующей ссылке - http://zakupki.gov.ru/epz/bankguarantee/quicksearch/search.html ;
  3. Указанные в БГ условия, сроки и сумма не соответствуют информации, прописанной в документации о закупке, извещении и проекте контракта;
  4. В договоре БГ нет упоминания о том, что банковская гарантия является безотзывной;
  5. Обязанности принципала (исполнителя по контракту) прописаны в гарантии не полностью либо не прописаны вообще;
  6. БГ не предусматривает выплату гарантом бенефициару (заказчику) неустойки в размере 0,1 процента за каждый день просрочки своего обязательства.

Заказчик рассматривает банковскую гарантию в срок не более 3 рабочих дней с даты ее поступления.

Если заказчик отклонил банковскую гарантию, то он обязан в указанные в законе сроки (в течении 3 рабочих дней) сообщить об этом гаранту в письменным или электронным уведомлением. Более того, должны быть указаны конкретные причины, ставшие причиной отклонения БГ и ставшие основанием для ее отказа.

Заказчик отклонил банковскую гарантию: что делать

Иногда действительно так случается, что заказчик возвращает банковскую гарантию по обстоятельствам, указанным выше. Что делать в такой ситуации? В рамках закона 44-ФЗ заказчик поступить иначе не может, потому что за принятие в качестве обеспечения «неправильной» банковской гарантии ему грозит административная ответственность.

Согласно указанному федеральному закону обеспечение исполнение контракта – это прямая обязанность поставщика в рамках конкурентных процедур, а потому «закрыть глаза» на ее отсутствие – это тоже нарваться на штрафы. А потому если заказчик отклонил банковскую гарантию, то единственный выход из ситуации – это обеспечить исполнение контракта другим способом, то есть, другой банковской гарантией или денежными средствами.

В случае обеспечения исполнения контракта ситуация осложняется еще и тем, что обеспечить исполнения должен победитель тендера, и если он своевременно сделать это не сможет, то будет признан участником, уклонившимся от подписания контракта. А потому заказчик может, а нередко и обязан внести сведение о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Чем грозит такое стечение обстоятельств – «отлучением от участия в госзакупках на два года, именно на такой период времени информация вносится в указанный реестр. Требование отсутствия поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, конечно, необязательное для всех процедур.

Однако, как правило, большинство заказчиков перестраховываются и устанавливают данное требование всегда. Вот так, ошибка при оформлении банковской гарантии может привести к самым неутешительным последствиям.

А потому гораздо проще, воспользоваться услугами профессионального брокера, который в случае чего даже сможет оперативно оформить новую БГ. На это у вас в случае отклонения будет всего два-три дня.

Отказ бенефициара от прав по банковской гарантии

Гражданский Кодекс Российской Федерации не предусматривает права гаранта или принципала расторгнуть или изменить БГ, если это не оговорено в самой банковской гарантии (что делается крайне редко). А потому отказ от прав по банковской гарантии- это прерогатива исключительно бенефициара (заказчика по контракту).

Чтобы это оформить он направляет в банк письмо с уведомлением о том, что он отказывается от своих прав. После чего гарант должен известить об этом принципала, и договор БГ будет считаться расторгнутым. Однако произойдет это лишь в том случае, если поставщик полностью выполнил свои условия контракта.

Отметим, что есть и еще две возможности для отзыва:

  • и сполнитель по контракту предлагает вместо БГ залог;
  • в договоре БГ оговорены особые условия, при наступлении которых гарантия перестает действовать.

Ну и в конце пара слов об отказе выдачи банковской гарантии. Это мало связано с темой настоящей статьи, просто некоторые предприниматели, мало знакомые с ГК, иногда эти понятия путают. Отказ в выдаче банковской гарантии – это отказ банка оформить соискателю данный документ.

Такие случаи также нередки, поскольку даже владелец вполне благонадежной фирмы может неправильно подготовить пакет подтверждающих документов. А это потерянное время и возможность попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Банковская гарантия 44-ФЗ (БГ) — это документ, подтверждающий согласие Гаранта выплатить определенную сумму Бенефициару, в случае уклонения от подписания контракта или ненадлежащего исполнения Принципалом своих обязательств по заключенному договору.

Для участия в государственных закупках любой потенциальный победитель тендера, помимо доказательства своей состоятельности путем обеспечения заявки, должен заранее подумать о том, каким образом он будет вносить обеспечение исполнения контракта, в случае победы в торгах.

Ввиду того, что обычно такие суммы являются довольно внушительными, многие компании предпочитают использовать банковскую гарантию на исполнение контракта.

Данный видеоблок является частью обучающего курса Госзаказ , который состоит из нескольких частей и раскрывает все нюансы участия в государственных закупках. Если Вы хотите начать успешно участвовать в торгах, то рекомендуем Вам пройти обучение, которое поможет начать ориентироваться на всех этапах тендера.

Понятия банковской гарантии

Бенефициар

Заказчик, в пользу которого выпускается гарантия на обеспечение исполнения контракта, и который получает возмещение в случае неисполнения условий контракта исполнителем.

банк, выпускающий гарантию и резервирующий указанную в документе сумму на своем счету, чтобы в случае необходимости выплатить ее бенефициару сделки.

Принципал

лицо, запрашивающее выпуск гарантии у банка, в качестве подтверждения своей благонадежности.

Банки, выдающие банковские гарантии по 44-ФЗ

Только определенные финансовые организации имеют право на выдачу БГ. Требования к ним регламентируются ч. 3 ст. 74.1 НК РФ.

Перечень организаций, удовлетворяющих этим требованиям, ведется Министерством финансов РФ на основании тех данных, которые передает ЦБ РФ, и размещается в свободном доступе.

Требования к учреждениям, выдающим банковские гарантии подробно изложены в нормативных документах (ч. 3 ст. 74.1 НК РФ) и, помимо типовых условий, например, наличия лицензии и соблюдения нормативов Центрального Банка, содержат также количественные, а именно, наличие собственного капитала в размере не менее 1 млрд. рублей. Разумеется, соблюдение всех этих требований несколько изменяется, и, соответственно, изменяется и их право на предоставление гарантий в рамках 44-ФЗ. Чтобы избежать путаницы, Минфин России совместно с ЦБ ведет официальный реестр банков.

При выявлении организаций, соответствующих вышеописанным требованиям, ЦБ РФ отправляет информацию о такой организации в Минфин России в течение 5 дней с момента обнаружения с целью занесения ее в список банков, выдающих гарантию по 44-ФЗ.

Аналогичные действия применяются, если банк перестает соответствовать установленным нормам и его необходимо исключить из перечня.

Таким образом, все заинтересованные лица могут проверить соответствие конкретного учреждения требованиям, предъявляемым законом. При этом важно знать, что гарантии, выданные банком не перестают действовать и не требуют замены и повторного выпуска при исключении его из реестра.

Вы можете воспользоваться нашим сервисом онлайн расчета и оформления банковской гарантии , чтобы выбрать наилучшее предложение.

★ Онлайн калькулятор

[калькулятор банковской гарантии]

Реестр банковских гарантии

До 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий был в открытом доступе и любой участник госзаказа мог посмотреть его на сайте единой информационной системы. ПП №1005 устанавливает новые правила, согласно которым, информация заносимая в реестр банковских гарантий, с 1 июля 2018 года не публикуется в открытом доступе в ЕИС.

Но к этой информации имеют доступ заказчики и представители банков.

Сведения о гарантии, которые должны быть отражены в реестре банковских гарантий (ч. 9 ст. 45 44-ФЗ):

  • наименование, ИНН и местонахождение банка-гаранта, выпустившего документ;
  • наименование, ИНН и местонахождение принципала (в данном случае, подрядчика, поставщика или исполнителя по госконтракту);
  • сумма, которую гарант обязуется выплатить бенефициару в случае неисполнения победителя закупок своих обязательств по контракту (или в случае отказа от подписания договора);
  • срок действия гарантии;
  • копию гарантии, за исключением тех документов, информация о которых внесена в закрытый реестр банковских гарантий;
  • иные документы, предусмотренные в перечне Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005

Организация, выпускающая гарантию исполнения контракта, в течение 1 рабочего дня, следующего за днем выпуска БГ, должна передать сведения в реестр банковских гарантий 44-ФЗ или в закрытый реестр банковских гарантий, в соответствии с правилами и порядком его ведения. А затем, в течение 1 рабочего дня послее включения этой информации в реестр БГ, банк должен предоставить принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

Виды банковской гарантии

Получить гарантию можно как на обеспечение заявки, так и на обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ. Второй вариант документа наиболее востребован и распространен в сфере госзакупок.

Одно из главных условий подписания контракта — это наличие безотзывной гарантии 44-ФЗ.

Безотзывность означает, что гарант, выпустивший документ, не имеет права отозвать гарантию по своему усмотрению и обязуется выполнить все взятые на себя обязательства по данному договору.

На данный момент большинство гарантий на исполнение госконтракта соответствует этому условию, поэтому со стороны банка очень важно проверить все финансовые показатели принципала. Т.к. в случае, если он окажется неблагонадежным, то банку придется выполнять обязательства по выплате “неустойки” бенефициару.

Размер обеспечения исполнения государственного контракта

Данный вопрос регулируется ч. 6 — 7 ст. 96 44-ФЗ .

Сумма банковской гарантии 44-ФЗ для целей обеспечения исполнения, составляет от 5% до 30% от НМЦК, указанной в извещении о проведении закупки.

В случае, если максимальная цена превышает 50 млн. руб., то заказчик обязан установить сумму обеспечения в размере от 10% до 30% от НМЦК. При этом, если контракт предусматривает выплату аванса, сумма обеспечения не должна быть меньше суммы авансового платежа. Если же аванс составляет более 30% от НМЦК, то обеспечение устанавливается в размере аванса.

Также, законодательством предусмотрены антидемпинговые меры, для участников, предложивших цену контракта, значительно ниже установленной заказчиком в извещении о закупке.

В этих правовых нормах можно найти практически все ответы на возникшие вопросы, касательно предоставления БГ в качестве обеспечения исполнения госконтракта.

Важным документом, регулирующим требования к тексту гарантии, является Постановление Правительства от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Замена обеспечения

Важно отметить, что федеральный закон допускает осуществление замены формы обеспечения исполнения контракта. Например, если обеспечение было внесено собственными денежными средствами на счет заказчика, то впоследствии поставщик может заменить его на банковскую гарантию 44-ФЗ, которая будет уменьшена на сумму уже фактически сделанных работ (оказанных услуг, поставленных товаров) по договору с заказчиком.

Для этого необходимо получить гарантию, сумма и срок которой должны быть уменьшены пропорционально исполнению контракта. Шаблон письма и более подробные пояснения о процедуре замены Вы можете найти в блоке Финансы в госзакупках нашего обучающего курса Госзаказ .

Порядок и сроки оформления банковской гарантии

Срок подписания контракта победителем аукциона, а значит и срок предоставления банковской гарантии по 44-ФЗ строго регламентирован.

В частности, для электронного аукциона он составляет по 5 дней для каждой из сторон. При этом, заказчик может отправить проект контракта в течение 5 дней, т.е. и на 1-й, и на 2-ой день после публикации протокола подведения итогов аукциона, тем самым уменьшая срок подписания контракта.

Именно поэтому, гарантии для госзаказа, как правило, выпускаются по экспресс-методике и общий срок выпуска составляет от двух до пяти рабочих дней:

  1. рассмотрение 1-2 дня с момента предоставления полного пакета документов;
  2. выпуск в течение одного дня в день зачисления комиссии;
  3. запись в реестр в течение одного дня после выпуска скана.

Какие документы обычно запрашивает банк?

Все банки, без исключения, запрашивают бухгалтерские и юридические документы клиента, а именно: бухгалтерскую отчетность (или книгу доходов и расходов) за последний год и завершенные кварталы текущего года, учредительные документы и заявку на выпуск гарантии. Важно знать, что хороший брокер заполняет заявку, анкету и все прочие документы для банка самостоятельно.

Срок рассмотрения банковской гарантии 44-ФЗ составляет не более 3-х рабочих дней, с момента поступления ее заказчику. Если заказчик не согласовывает документ, то в течение этих 3-х дней он должен направить ответ победителю закупки с объяснением причин, почему гарантия не была принята в качестве обеспечения исполнения контракта.

О требованиях, которые предъявляет надежный банк своим заемщикам, Вы можете узнать, посмотрев видео ниже.

Видеоблок взят из обучающего курса Госзаказ.

Серые и черные банковские гарантии

Практика заключения договоров на БГ показала, что существует опасность получения “серой” или “черной” гарантии. Такой вариант будет опасен, как для заказчика, так и для исполнителя контракта.

Чтобы не попасть в такую ситуацию надо внимательно выбирать кредитующий банк. Существует ряд правил, следуя которым можно избежать обмана со стороны гаранта.

    Во-первых, стоит обратить внимание какой счет для перевода комиссии указан в договоре на выпуск банковской гарантии. Это должен быть счет именно той организации, в которой заказан выпуск документа. Если указан р/с какой-то другой коммерческой компании, то вероятнее всего после перевода денежных средств на данный счет, вы получите просто “бумагу”, а информация о данной гарантии не будет занесена в единый реестр и не будет подкреплена резервом денежных средств в банке.

    Во-вторых — это пакет документов, который запрашивает гарант. Если состав документации очень маленький и Вас не просят предоставить финансовую отчетность за предшествующий период, то вероятнее всего этот банк является мошенником.

    В-третьих, это лимит БГ, который для вас устанавливает банк. Нормальная ситуация, когда максимальная сумма гарантии приблизительно соответствует среднеквартальной выручке организации. Если гарант одобряет несоразмерно высокие суммы, несоответствующие выручке компании, то это повод задуматься в законности выпускаемого документа.

Банковская гарантия 44-ФЗ незаменимый финансовый инструмент в сфере госзакупок, позволяющий не извлекать из оборота внушительные суммы для подтверждения своей благонадежности.

Для участника закупок важно правильно подобрать банк, у которого он планирует получить гарантию на обеспечение исполнения контракта, где ему предложат наиболее выгодные условия. Мы предлагаем наши услуги по подбору реестрового банка, расчету стоимости, а также проверку документов и отчетности для выпуска гарантии.

С чем можно столкнуться при оформлении банковской гарантии

В этом блоке мы рассмотрим вопросы и нюансы с которыми Вы можете столкнуться, при получении БГ и расскажем, как лучше поступить в каждом из случаев.

    Заказчик не принимает банковскую гарантию. Что делать?

    Тут есть два выхода из сложившейся ситуации, которые не приведут к внесению в РНП:

    — внести изменения в БГ, на которых настаивает заказчик, согласовать с банком, перевыпустить гарантию. Но учитывайте, что этот способ займет время и потребует дополнительных финансовых затрат;

    — другой вариант это внести обеспечение исполнения контракта своими средствами, а затем сделать замену обеспечения на банковскую гарантию (как это сделать мы писали выше в этой статье).

    Вы не успеваете оформить банковскую гарантию

    В этом случае Вы можете воспользоваться возможностью направить протокол разногласий заказчику. Таким образом у Вас появится дополнительное время:

    3 дня дается заказчику на исправление недочетов или отказа в изменении контракта, с объяснением причин этого решения, и еще 3 дня будет у Вас на подписание новой версии договора.


    В данном случае протокол разногласий будет нести именно функцию “отсрочки” подписания контракта, а значит и внесения обеспечения.
  1. Банк отказывает в предоставлении гарантии

    Мы уже писали выше, что у разных банков разные критерии оценки. Некоторые обращают особое внимание именно на финансовое состояние заемщика, а некоторые рассматривают организацию по всем параметрам в целом. Вы можете попробовать обратиться в другому кредитору или к агенту, который сотрудничает с определенным количеством реестровых банков. Агенты лучше знают, на какие показатели обращает внимание та или иная организация и смогут более продуктивно подобрать для Вас кредитную организацию.

    Новая компания хочет получить гарантию

    Обратите внимание, банки рассматривают компании существующие как минимум 3 месяца и все они, прежде всего, смотрят на финансовые показатели компании.

Т.о. нужно подождать пока компании исполнится 3 месяца, поднакопить опыт, возможно участвуя в коммерческих закупках, а затем, начиная с небольших сумм, участвовать в государственных закупках и пробовать оформлять БГ. При этом желательно участвовать в таких аукционах, в которых Вы можете самостоятельно внести обеспечение в случае отказа банка предоставить гарантию.

Для того, чтобы избежать проблем, сделать все правильно и уложиться в установленные сроки, удобнее всего воспользоваться услугами полного тендерного сопровождения .

Специалисты РусТендер подготовят все необходимые документы и подберут самые выгодные условия по банковским гарантиям для Вашей компании. Подробности и стоимость тарифов Вы можете узнать, связавшись с нашими специалистами по бесплатному номеру телефона 8 800 700 23 26 или написав нам на почту mail@сайт.

Отметим еще некоторые частные случаи, которые встречаются в практике получения гарантий.

Есть ряд банков для которых является обязательным поручительство по гарантии начиная с определенной суммы займа, так что, если Вам требуется крупная сумма БГ, то будьте готовы к такому требованию со стороны кредитной организации.

Также встречается требование внести залог — подразумевается залог денежных средств, частичное обеспечение, например 30% от размера гарантии (ставка устанавливается в каждом банке индивидуально). Такой вариант могут предложить, если компания не проходит по финансовым показателям.

В редких случаях банк может выдвинуть условие открыть у них расчетный счет. Такое возможно в случае получения гарантии на очень крупную сумму.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Закон о госзакупках в некоторых случаях предусматривает необходимость предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта. Но нередко заказчики используют данный обеспечительный инструмент в своих целях, чтобы «отсеять» неугодных претендентов на заключение контракта. А для поставщиков непринятая заказчиком банковская гарантия грозит негативными последствиями в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков, а также финансовыми потерями. Как получить «правильную» банковскую гарантию по 44-ФЗ? Как избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков, если гарантию все-таки не приняли?

В каких случаях требуется банковская гарантия?

ФЗ-44 предусматривает два случая предоставления банковской гарантии:

  • обеспечение заявки на участие в определении поставщика;
  • обеспечение исполнения контракта.

В целом требования к банковской гарантии и в том и в другом случае идентичны, за редким исключением. Об этом поговорим чуть ниже.

В какой форме должна выдаваться банковская гарантия в рамках 44-ФЗ?

Правительство РФ в своем постановлении № 1005 от 08.11.2013 года установило, что банковская гарантия в рамках 44-ФЗ может выдаваться в следующей форме:

  • на бумажном носителе (если гарантия оформляется на нескольких листах, то она обязательно должна быть пронумерована, прошита и скреплена печатью банка);
  • электронный документ, подписанный неквалифицированной электронной подписью.

В какой банк обратиться для выдачи гарантии по закону о госзакупках?

Для госзакупок подойдет банковская гарантия не от любого банка. Статьей 45 закона о госзакупках установлено, что гарантию в данном случае можно получить только в кредитной организации, которая включена в перечень Минфина. На официальном сайте финансового ведомства вы сможете ознакомиться со списком банков (http://minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/#), которые могут оформить банковскую гарантию. Проверяйте сайт непосредственно перед оформлением гарантии, так как перечень кредитных организаций регулярно меняется.

Что должно быть отражено в банковской гарантии по 44-ФЗ?

Банковская гарантия должна носить безотзывный характер и включать в себя следующие условия:

  • сумма банковской гарантии, которая будет выплачена заказчику банком в случаях определенных законом;
  • обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), которые будут обеспечиваться кредитной организацией по банковской гарантии;
  • обязанность банка уплатить неустойку заказчику в размере 0,1% от суммы, которая должна быть перечислена кредитной организацией, за каждый день просрочки;
  • условие, по которому обязательство банка по выплате денежной суммы заказчику считается выполненным после того, как на счет заказчика поступят деньги;
  • перечень документов, которые должны быть предоставлены заказчиком в банк для получения выплаты по банковской гарантии (перечень указан в Постановлении Правительства РФ № 1005 от 08.11.2013 года);
  • отлагательное условие, которое предусматривает необходимость подписания соглашения о предоставлении банковской гарантии по обязательствам поставщика (вносится в случае предоставления банковской гарантии при заключении контракта);
  • срок действия банковской гарантии. Если гарантия обеспечивает заявку, то такой срок составляет не менее чем 2 месяца с даты окончания срока подачи заявок; в случае, если гарантия связана с обязательствами по контракту, срок гарантии должен быть больше срока действия контракта не менее чем на 1 месяц;
  • условие о праве заказчика на бесспорное списание со счета банка денежной суммы, если кредитная организация не перечислила добровольно необходимую сумму в течение 5 рабочих дней по требованию заказчика (если такое условие оговорено в документации по закупке);
  • условие о праве заказчика передать право требование по банковской гарантии при перемене заказчика;
  • условие о том, что банк сам должен оплатить расходы по перечислению денег заказчику по банковской гарантии;
  • условие о праве заказчика предоставить письменное требование в банк о выплате денег в случае, если поставщик не исполнит своих обязательств.

Также нормативными актами установлен ряд условий, которые запрещается включать в банковскую гарантию:

  • право банка не платить по банковской гарантии, если заказчик не направит поставщику уведомление о нарушении им условий контракта или о расторжении контракта (исключение – если такое условие включено в документацию о закупке);
  • обязанность заказчика представлять банку отчет об исполнении контракта;
  • иные документы, которые не указаны в Постановлении Правительства РФ № 1005, предоставляемые вместе с требованием о выплате суммы по банковской гарантии;
  • условие об обязательстве заказчика предоставить в банк судебный акт о неисполнении поставщиком обязательств по контракту.

Обратите внимание! У кого бы вы не получали банковскую гарантию обязательно самостоятельно проверьте её наличие в специальном реестре. Данный реестр банковских гарантий можно найти на сайте госзакупок (http://www.zakupki.gov.ru/epz/bankguarantee/extendedsearch/search.html).

По каким причинам заказчик может не принять банковскую гарантию?

Закон предусматривает всего три основания, когда заказчик может отклонить предоставленную банковскую гарантию:

  • в реестре банковских гарантий отсутствуют сведения о представленной гарантии;
  • банковская гарантия не соответствует требованиям, отраженным в законе о госзакупках (ч. 2 и 3 ст. 45);
  • банковская гарантия не соответствует требованиям, указанным в документации по закупке.

Казначейство России в письме от 19.05.2015 года № 07-04-05/09-319 указало, что указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим. Поэтому заказчик не может отклонить банковскую гарантию только по причине того, что она не соответствует форме (образцу), отраженному в документации о закупке.

Судебная практика по банковской гарантии в рамках 44-ФЗ

Последствия непринятия заказчиком банковской гарантии могут не только стать основанием для отказа в заключении контракта, но и негативно сказаться на репутации поставщика. Ведь в законе четко оговорено, что участник, который не предоставил в срок банковскую гарантию, считается уклонившимся от заключения контракта. А это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков. Но бывают ситуации, когда участникам закупок даже из таких казалось бы безвыходных ситуаций удается найти выход в суде. Расскажем о них подробнее.

Пример 1. Заказчик не принял банковскую гарантию – участник отсудил у банка, выдавшего гарантию, убытки и упущенную выгоду.

9 ААС встал на сторону компании-участника закупок, которая из-за банковской гарантии, не соответствующей положениям закона, лишилась возможности заключить контракт. При этом сумма контракта составляла около 6 миллионов рублей, а за предоставление гарантии компания заплатила банку комиссию в размере около 200 тысяч рублей. Заказчик, рассмотрев банковскую гарантию, пришел к выводу, что она не соответствует закону о госзакупках, потому что в ней отсутствует ряд обязательных условий. В связи с этим компании-участнику было отказано в заключении контракта.

Суд при удовлетворении требований компании-участника о взыскании убытков и упущенной выгоды, учел, что данная компания принимала участие в согласовании банковской гарантии. Поэтому сумма убытков и упущенной выгоды была снижена в два раза.

Источник – Постановление 9 ААС от 05.07.2016 года по делу №09АП-26750/2016.

Пример 2. Суд признал незаконным включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (сокращенно РНП), так как компания предприняла необходимые действия по замене несоответствующей закону банковской гарантии на новую.

Заказчик не принял банковскую гарантию участника по причине отсутствия в ней отлагательного условия о заключении договора на предоставление банковской гарантии. Антимонопольный орган в свою очередь вынес решение о включении компании в РНП как уклонившегося от заключения контракта участника.

Суд указал, что при включении в реестр необходимо учитывать не только отсутствие обеспечения обязательств по контракту (банковской гарантии), но и недобросовестность поведения участника – совершение умышленных действий (бездействий), которые бы противоречили закону о госзакупках. Участник закупки вместе с тем не имел умысла на уклонение от заключения контракта и незамедлительно, как только стало известно об отклонении банковской гарантии, направил заказчику разъяснения банка и новую банковскую гарантию.

Источник – Постановление АС Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2015 года по делу № 45-10215/2015.

При оформлении банковской гарантии непосредственно в банке или через посредника помните, что в любом случае ответственность за правильность оформления и соответствие её требованиям закона лежит, прежде всего, на участнике закупки.

Пример 3. Суд признал законным включение участника закупки в РНП по причине предоставления банковской гарантии не соответствующей положениям закона. Оформление гарантии через посредника не снимает ответственности с участника закупки.

Заказчик отклонил банковскую гарантию по причине того, что она не была включена в реестр банковских гарантий по 44-ФЗ. Суд указал на то, что компания-участник закупки должна была проявить должную осмотрительность при оформлении банковской гарантии через посредника и самостоятельно проверить наличие её в реестре на официальном сайте госзакупок.

В этой статье мы рассмотрим ситуацию, когда заказчик отказывается принимать банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. На практике подобные ситуации встречаются достаточно часто и могут привести к самым неприятным для исполнителя последствиям.

Что означает для исполнителя отказ заказчика в принятии гарантии. Ответ очевиден - ничего хорошего. До окончания срока, установленного законодательством на заключение контракта, исполнитель должен предоставить другую банковскую гарантию (при этом высока вероятность, что времени на это может не хватить) или обеспечить исполнение контракта денежными средствами. Средства могут быть и заемными, но получить за короткий срок банковский кредит на приемлемых условиях вряд ли возможно. А это значит, что, скорее всего, придется обеспечивать контракт собственными средствами. И если найти их не удастся, то исполнителя ожидают отказ от заключения контракта, внесение в Реестр недобросовестных поставщиков и потеря денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в тендере. Самое неприятное из всего перечисленного - это даже не потеря денег и контракта, на который исполнитель рассчитывал, а ущерб деловой репутации компании, который может стать фатальным для дальнейшего ведения бизнеса.

Как должен действовать потенциальный исполнитель контракта в подобной ситуации? Эксперты рекомендуют первым делом разобраться в причинах, побудивших заказчика отказаться от принятия банковской гарантии. И если отказ не обоснован должным образом, то обязательно следует принять меры для защиты своих интересов от неправомерных действий заказчика.

Итак, может ли заказчик действительно отказать в принятии банковской гарантии. Да, может. Но при этом закон четко оговаривает основания для такого решения. В соответствии с ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик может отказаться от приема банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта только в случаях:

Подведем краткий итог вышесказанному - если представленная исполнителем банковская гарантия обеспечения исполнения контракта соответствует требованиям как ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ, так и требованиям документации о закупке, заказчик не имеет права ее не принимать. Требуйте от заказчика письменного или электронного документа с обоснованием отказа и обжалуйте его в суде.

Приведем несколько примеров рассмотрения в различных судебных инстанциях дел, связанных с отказом заказчика в приеме банковских гарантий.

1. Заказчик не принял банковскую гарантию - участник отсудил у банка, выдавшего гарантию, убытки и упущенную выгоду.

При рассмотрении апелляционной жалобы 9 Арбитражный апелляционный суд встал на сторону компании-участника закупок, которая из-за банковской гарантии, не соответствующей положениям закона, лишилась возможности заключить контракт. При этом сумма контракта составляла около 6 миллионов рублей, а за предоставление гарантии компания заплатила банку комиссию в размере около 200 тысяч рублей. Заказчик, рассмотрев банковскую гарантию, пришел к выводу, что она не соответствует закону о госзакупках, потому что в ней отсутствует ряд обязательных условий. В связи с этим компании-участнику было отказано в заключении контракта.

Суд при удовлетворении требований компании-участника о взыскании убытков и упущенной выгоды, учел, что данная компания принимала участие в согласовании банковской гарантии. Поэтому сумма убытков и упущенной выгоды была снижена в два раза.

Источник - Постановление 9 Апелляционного арбитражного суда от 05.07.2016 года по делу № 09АП-26750/2016.

2. Суд признал незаконным включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), так как компания предприняла необходимые действия по замене несоответствующей закону банковской гарантии на новую гарантию.

Заказчик не принял банковскую гарантию участника по причине отсутствия в ней отлагательного условия о заключении договора на предоставление банковской гарантии. Антимонопольный орган в свою очередь вынес решение о включении компании в РНП как уклонившегося от заключения контракта участника.

Суд указал, что при включении в реестр необходимо учитывать не только отсутствие обеспечения обязательств по контракту (банковской гарантии), но и недобросовестность поведения участника - совершение умышленных действий (бездействий), которые бы противоречили закону о госзакупках. Участник закупки вместе с тем не имел умысла на уклонение от заключения контракта и незамедлительно, как только стало известно об отклонении банковской гарантии, направил заказчику разъяснения банка и новую банковскую гарантию.

Источник - Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2015 года по делу № 45-10215/2015.

3. Суд признал законным включение участника закупки в РНП по причине предоставления банковской гарантии не соответствующей положениям закона. Оформление гарантии через посредника не снимает ответственности с участника закупки.

Заказчик отклонил банковскую гарантию по причине того, что она не была включена в реестр банковских гарантий по 44-ФЗ. Суд указал на то, что компания-участник закупки должна была проявить должную осмотрительность при оформлении банковской гарантии через посредника и самостоятельно проверить наличие её в реестре на официальном сайте госзакупок.
Источник - Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.07.2015 года по делу № А19-15172/2014.

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с ч. 8.1 ст. 45 новой редакции закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок", с 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий в Единой информационной системе не доступен для участников закупок. Проверить наличие банковской гарантии в реестре может только заказчик закупки. В этой связи участник закупки может получить подтверждение выпуска банковской гарантии, обратившись непосредственно в банк. Мы рекомендуем использовать для этих целей только номера телефонов, указанные на официальном сайте банка. Кроме того, банк-гарант по требованию участника закупки обязан предоставить выписку из реестра банковских гарантий, которая при необходимости может быть передана заказчику.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют - внимательно подходите к вопросу получения банковских гарантий. Избегайте ненадежных посредников, какие бы выгодные условия они Вам не обещали. Не бойтесь потратить время на изучение тендерной документации и проверку макета банковской гарантии. Обязательно заблаговременно согласовывайте макет гарантии с заказчиком. Выполнение этих простых требований поможет Вам избежать неприятных ситуаций. А если заказчик необоснованно отклонил представленную Вами гарантию, не бойтесь отстаивать свои интересы в суде.

Хотите всегда быть всегда курсе событий -

Каковы должны быть дальнейшие действия Исполнителя?
Ольга

Ольга, добрый день! В принципе обжаловать в УФАС конечно в порядке ст. 105-107 44-ФЗ но тут надо понимать в связи с чем именно был отказ, возможно что он был правомерным. То что заказчик ничего не сообщил до принятия решения об отказе - он этого делать не должен, более того у исполнителя есть выбор по способу обеспечения исполнения контракта - БГ или денежные средства на депозит, для примера свежее решение ФАС по жалобе участника

Решение ФАС России от 11.01.2017 по делу N К-17/17

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссией при проведении Операторам электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссией, принявшей неправомерное решение об отказе в принятии банковской гарантии Заявителя, представленной для обеспечения исполнения контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 950 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 19.12.2016;
7) победителем Аукциона признано ООО «Г» с минимальным предложением о цене контракта 1 823 250 000 рублей.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, и подписанные усиленной электронный подписью указанного лица.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной систем, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 5 статьи 45 Закона о контактной системе Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контактной системе, основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является в том числе несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной систем.
Согласно части 7 статьи 45 Закона о контактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 статьи 45 Закона о контактной системе, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.12.2016 N 0156200009916000660-3 участник закупки ООО «Г» признан победителем Аукциона.
Согласно протоколу отказа от заключения контракта от 29.12.2016 N 0156200009916000660-4 победитель Аукциона ООО «Г» (Заявитель) не представил надлежащие обеспечение исполнение контракта, а именно представил банковскую гарантию не несоответствующую по следующим основаниям:
«Гарантией не обеспечиваются все обязательства Подрядчика (Принципала) по Контракту, а именно в пункте 1 Гарантии не в полном объеме указаны обязательства Подрядчика (Принципала) по Контракту, подлежащие обеспечению Гарантом, так как отсутствует указание на обязательство Гаранта уплатить предъявленные Заказчиком требования неустойки (пени, штрафы). Также в нарушение условий Контракта убытки, согласно положениям Гарантии, возмещаются только в части непокрытой неустойкой, что противоречит пункту 10.13 Контракта о возмещении всех убытков, возникших у Заказчика вследствие ненадлежащего исполнения/неисполнения Подрядчиком своих обязательств, в полной сумме сверх неустойки;
Согласно части 3 статьи 96 Закона срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Исходя из этого срок действия Гарантии из расчета минимальных сроков, установленных Законом для заключения контракта, должен быть установлен не менее чем по 12 июня 2018 года включительно (в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 70 Закона исходя из того что крайний срок для заключения контракта Заказчиком - 29 декабря 2016 года, а срок действия Гарантии должен превышать срок действия контракта, который составляет 500 календарных дней, на один месяц, то 530 календарных дней истекают 12 июня 2018 года);
Пунктом 5 Гарантии предусмотрено, что „Изменения и дополнения, вносимые в Государственный контракт, не освобождают Гаранта от обязательств по настоящей банковской гарантии в случае своевременного уведомления Бенефициаром Гаранта об изменениях и дополнениях Государственного контракта. Бенефициар уведомляет Гаранта обо всех изменениях и дополнениях, вносимых в Государственный контракт, в течение 10 (Десяти) рабочих дней со дня вступления в силу изменений и дополнений Государственного контракта“. Предусмотренные пунктом 5 Гарантии дополнительные обязательные требования к Заказчику (Бенефициара) при исполнении Контракта противоречит требованиям документации и нормам Закона».
На заседание Комиссии, представители Заказчика пояснили, что 26.12.2016 Заявитель представил подписанный проект контракта и банковскую гарантию от 26.12.2016 N 9310-2/1-2016 выданная ООО КБ «Е». 29.12.2016 Аукционная комиссия в срок не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления приняла решение об отказе в принятие данной банковской гарантии, в том числе по основанию, что срок действия банковской гарантии составляет 450 календарных дней. Вместе с тем, с учетом требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия должен составлять 530 календарных дней, поскольку согласно пункту 13.2 проекта контракта документации об Аукционе срок действия контракта составляет 500 календарных дней с даты заключения контракта. Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе в принятие банковской гарантии Заявителя.
На заседание Комиссии, представители Заявителя также пояснили, что срок действия банковской гарантии составляет 450 календарных дней, при этом для расчета срока действия банковской гарантии использовалась информация о сроке выполнения работ, содержащиеся в информационной карте документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

Признать жалобу ООО «Т» необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Возможен ли перевыпуск банковской гарантии с учетом замечаний Заказчика?

Если - да, то каким образом это сделать технически в плане публикации на сайте гос.закупок?

Или после того, как Заказчик разместил там Протокол об уклонении от заключения гос. контракта, уже ничего изменить нельзя.

Какие репутационные риски будут у Банка, выпустившего гарантию?

    • получен
      гонорар 40%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,9 рейтинг
      • эксперт

      Или после того, как Заказчик разместил там Протокол об уклонении от заключения гос. контракта, уже ничего изменить нельзя. Какие репутационные риски будут у Банка, выпустившего гарантию?
      Ольга

      Да в общем то нет, процедура закупок по 44-ФЗ прописана чуть не по минутам, тут только обжаловать сам отказ если там есть основания

      Исполнитель, признанный уклонившемся от заключения государственного контракта автоматически попадает в реестр недобросовестных поставщиков?
      Ольга

      нет, вопрос о включении в РНП рассматривается с извещением заказчика и исполнителя и в принципе если УФАС подойдет формально и все таки включит есть шансы в суде отменить данное решение, напр.

      Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.12.2015 N Ф04-28194/2015 по делу N А45-10215/2015

      Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что общество своевременно разместило на электронной площадке подписанный им проект контракта, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта. Однако представленная ООО «Сибирский строительный альянс» банковская гарантия не соответствовала вышеуказанным требованиям, поскольку в ней отсутствовало отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
      При этом арбитражные суды исходили из того, что общество не имело умысла на уклонение от заключения контракта, поскольку после получения от заказчика уведомления об отказе в принятии банковской гарантии общество незамедлительно представило заказчику разъяснения банка, направило заказчику данные разъяснения, договор предоставления банковской гарантии, новую банковскую гарантию.
      Из этого следует, что антимонопольный орган формально подошел к рассмотрению поступившей от заказчика информации, приняв во внимание лишь факт не предоставления ООО «Сибирский строительный альянс» до момента подписания контракта надлежащего обеспечения , и не учел принятие им мер, направленных на заключение контракта.
      С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерном применение к обществу такой меры ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.
      Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами правильно применены нормы материального и процессуального права, основания для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов отсутствуют.

      но тут как видите организация сразу отреагировала, однако согласно ч. 5 ст. 96 44-ФЗ

      В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Добрый день!

      Заказчик обязан был вас уведомить о причинах отказа в приеме банковской гарантии. Было ли такое уведомление с указанием причин? Истек ли срок для предоставления подписанного контракта? Т.е. по закону в течение 10 дней (промежуток от 10 до 20 дней) вы могли получить от Заказчика замечания по банковской гарантии с указанием причин. Как минимум 2 раза можно было их получить с учетом срока в 3 рабочих дня на рассмотрение. Соответственно устранить все замечания и представить заказчику. Речь можно вести о недобросовестных действиях Заказчика.

      Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий
      5. Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
      7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию
      , с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
      2. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Заказчик рассматривал гарантию в течение 3-х рабочих дней. В конце третьего дня был опубликован отказ в принятии банковской гарантии и направлено соответствующее уведомление. Банк готов перевыпустить банковскую гарантию, устранив все замечания и заново опубликовать ее. Срок для подписания контракта еще не истек. Однако, Заказчик опубликовал Протокол об уклонении от заключения Контракта и возможно подаст заявление в ФАС на признание Исполнителя недобросовестным поставщиком. Если мы опубликуем новую гарантию это может что-то изменить?

    • получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате