Какой цветок у ацтеков указывал на золото. Сверхточный гороскоп ацтеков. Возрождение неба и земли

– цветок, который своей красотой возбуждает страсть и толкает на безумные поступки. Этот цветок был свидетелем жертвоприношений и доводил императриц до приступов гнева.

Давайте перенесемся в штат Нью-Йорк на Лонг-Айленд – здесь происходило действие бессмертного романа Скота Фицджеральда "Великий Гэтсби”. На Лонг-Айленде находится и дом Вильяма Коулфа. В 1944 году Вильям Робертсон Коулф за один доллар передал штату Нью-Йорк и свой дом, и свои прекрасные сады с самой большой на Северо-востоке коллекцией георгин. Условие было одно – их нужно было использовать для пропаганды садоводческих и сельскохозяйственных знаний.

Сегодня во владениях Коулфа находится самая крупная на атлантическом побережье коллекция георгин. Она расположена в мемориальных садах Пола Каллахена. Пол Каллахен – это известный садовод, который был инициатором возрождения георгинов во владениях Коулфа в 80-х годах. Он всегда был членом общества любителей георгинов, и после его смерти само общество и прекрасные цветники внесли большой вклад в дело сохранения этого цветка. Сегодня за садами, которые являются главной достопримечательностью этих мест, ухаживают члены этого же общества – любители георгин.

Теперь побываем в Мексике. Мексика – страна богатой культуры, окутанная загадками и тайнами. Сегодня национальный цветок Мексики – это георгин. во всем мире считают его ярким, удивительно разнообразным и динамичным цветком. Ацтеки называли георгин водной трубкой. Это название цветок получил за свой полый стебель. Древовидные разновидности этого растения использовались для того, чтобы доставить в дом воду из реки или источника. Некоторые из этих стеблей достигают 6 метров в высоту. Ацтеки были искусными фермерами и садоводами, но обычные люди выращивали георгины для боле прозаичных целей. Их корнями кормили домашний скот, а порошок, полученный из корня георгина, служил лекарством при болезнях мочевого пузыря.

Но история цветка на этом не заканчивается. В мифологии ацтеков этот цветок занимает почетное место как участник важных церемоний. Он навсегда связан с самыми кровавыми обрядами в истории человечества. Согласно мифам ацтеков, женщина-змея родила бога войны. Он родился в короне с мечом в форме листа агавы и красным цветком. Алый георгин дал ему силы рычать и жажду крови. С той поры ацтеки принесли в жертву сотни тысяч мужчин, женщин и детей этому богу войны. Они вырывали их сердца и клали их на камень, окруженный георгинами. Эта кровавая история завершилась навсегда с прибытием первых испанских исследователей, которые подчинили себе коренное население и стали вывозить местную почву к себе в Испанию. В этой почве были семена самых разных растений, в том числе и георгинов.

Семена георгинов были привезены в Испанию в конце 18 века. Цветок был назван в честь шведского ботаника. Испанцы надеялись, что корни этого растения можно будет употреблять в пищу. Однако после множества экспериментов оказалось, что они съедобны, но не вкусны. В 1804 году общество садоводов во Франции, Германии и Британии начало пропагандировать георгины и вскоре георгиновая лихорадка захлестнула всю Европу.

Самой известной историей в этом ряду, можно назвать случай с императрицей Жозефиной во Франции. Она очень любила эти цветы, выращивала их в своем саду, где было представлено все разнообразие цветов и сортов георгинов. Она ревностно охраняла их, желая сохранить их только для себя. Однажды ночью неизвестная дама подкупила садовника императрицы, чтобы заполучить несколько этих запретных растений. Жозефина разоблачила вора, выслала даму из Парижа, уволила садовника и уничтожила всю коллекцию георгинов.

Инки, ацтеки и майя - загадочные племена, исчезнувшие с лица земли. До сих пор ведутся научные раскопки и всевозможные исследования с целью изучения их жизни и причин исчезновения. В этой статье мы расскажем про одно интересное племя. Ацтеки проживали в XIV веке на территории, которая теперь принадлежит Мехико.

Откуда они взялись

Численность этого индейского народа составляла около 1,3 млн человек. Родиной ацтеков по легенде был остров Астлан (в переводе «страна цапель»). Изначально члены этого племени были охотниками, но затем, осев на земле, принялись заниматься сельскохозяйственными и ремесленными работами, хотя это было довольно воинственное племя. Ацтеки, для того чтобы начать вести в течение довольно длительного времени искали подходящие земли. Действовали они не наугад, а в соответствии с указанием своего бога Уицилопочтли. По его мнению, ацтеки должны были увидеть орла, сидящего на кактусе и пожирающего землю.

Это случилось

Несмотря на всю странность этого знака, через 165 лет странствий по мексиканской земле ацтекам все же удалось встретить эту загадочную птицу с необычным поведением. На том месте, где это произошло, и стало устраиваться племя. Ацтеки назвали свое первое поселение Теночтитлан (в переводе - «плодовое дерево, растущее из камня»). Другое название этих земель — Мехико. Интересно, что цивилизация ацтеков была создана несколькими племенами. Ученые считают, что в этом приняли участие не меньше семи племен, говоривших на родственных языках, самым распространенным из которых был науатль. Сейчас на нем и схожих с ним наречиях говорят более 1 миллиона человек.

Низы и верхи

Может ли цивилизация ацтеков служить примером для современной организации общества? Борцам за равноправие наверняка не понравилось бы ацтекское деление на аристократов и плебеев. Причем члены высшего общества обладали всем самым лучшим. Они жили в роскошных дворцах, носили великолепную одежду, ели вкусную пищу, имели множество привилегий, занимали высокие должности. Плебеи работали на земле, торговали, охотились, рыбачили и жили небогато в специальных кварталах. Зато после смерти все получали равные шансы попасть в подземный мир, обитель богини смерти Миктлана, либо отправиться в лучший мир. Так как воины в мире ацтеков пользовались особым уважением, то погибшие на поле боя могли сопровождать солнце от восхода к зениту, так же как и те, кто был принесен в жертву. Чести сопровождать солнце от зенита к закату получали женщины, умершие в родах. «Везунчиками» можно считать и тех, кто был убит молнией или утонул. Они попадали в райское место, где обитал Тлалокан.

Отцы и дети

Племя, о котором идет речь в этой статье, уделяло большое внимание образованию детей. До 1 лет они воспитывались дома, а после должны были посещать специальные школы. Причем как мальчики, так и девочки, хотя последние, чаще всего, выйдя замуж, сидели дома и следили за хозяйством и детьми. Простолюдины обучались ремесленным навыкам, военному делу. Аристократы изучали историю, астрономию, обществознание, обряды, управление. Дети членов высшего общества не были белоручками. Они трудились на общественных работах, убирали в храмах, участвовали в обрядах. Стариков ждал почет, уважение и различные привилегии.

Культура ацтеков

Не зря эта погибшая цивилизация привлекает к себе внимание и в наши дни. Ацтеки были отличными мастерами своего дела, поэтому здания, скульптуры, изделия из камня и глины, ткани, ювелирные изделия были высокого качества. Особо отличало ацтеков умение делать разнообразные изделия из ярких перьев тропических птиц. Также знамениты ацтекские мозаики и орнаменты. Аристократы увлекались литературой. Многие из них могли сложить стихотворение или написать устное произведение. До наших дней дошли легенды, сказания, поэмы, описания обрядов этого народа. Бумага для книг была изготовлена из коры. Интересны и календари, которые создало это племя. Ацтеки пользовались солнечным и ритуальным календарем. В соответствии с солнечным календарем выполнялись сельскохозяйственные работы и религиозные работы. Он состоял из 365 дней. Второй календарь, включающий в себя 260 дней, служил для предсказаний. О судьбе человека судили по тому, в какой день он родился. До сих пор многие кладоискатели мечтают найти золото ацтеков. А жили они в свое время очень богато. Об этом свидетельствуют рассказы испанских завоевателей. Они говорят о том, что богатые ацтеки, особенно в столице Теночтитлане, ели и спали на золоте. Своим богам устанавливали золотые троны, у подножия которых также лежали золотые слитки.

Религия ацтеков

Люди из этого племени верили в то, что существует несколько богов, которые управляют силами природы и судьбами людей. Были у них боги воды, маиса, дождя, солнца, войны и многие другие. Ацтеки строили огромные, богато украшенные храмы. Самый большой был посвящен главному божеству Теночтитлану и был высотой 46 метров. В храмах проводились обряды, а также жертвоприношения. Существовало у ацтеков и представление о душе. Они считали, что ее местом обитания в человеке являются сердце и сосуды. Биение пульса принимали за ее проявление. По мнению ацтеков, душу вкладывали в тело человека боги еще в то время, когда он находится в утробе матери. Они также считали, что душой обладают предметы и животные. Ацтеки представляли себе, что между ними существовала особенная связь, позволяющая взаимодействовать на неосязаемом уровне. Также ацтеки думали, что у каждого человека есть магический двойник. Его гибель вела к смерти человека. В качестве жертвы ацтеки подносили своим идолам собственную кровь. Для этого совершали обряд кровопускания. Вообще, ацтеки приносили человеческие жертвы в огромных количествах. Известный факт, что во время освещения Великого храма было принесено в жертву 2000 человек. Ацтеки задумывались о конце света и считали, что большое количество крови способно задобрить богов и сохранить мировое равновесие.

Цивилизация ацтеков погибла из-за алчности испанцев. Произошло это вначале XVI века, но до сих пор воображение будоражит история жизни племени, исчезнувшего с лица земли. Приносит ли счастье золото ацтеков, каждый решит самостоятельно.

1. В поисках прошлого

В долине Мехико племена, занимавшиеся охотой и рыболовством, появились за 20 000 лет до н.э. К 5000 г. до н.э. полукочевые племена стали выращивать кукурузу, плести корзины и делать глиняные горшки. В 1500 г. до н.э. крестьяне жили в хижинах из необожженного кирпича. 300 лет спустя появилась цивилизация ольмеков. Ольмеки были первыми в цепи цивилизаций этого региона.
Не зная колеса, не имея лошадей, местные обитатели создали особый образ жизни, который получил наивысшее воплощение в империи ацтеков. Ольмеки изобрели иероглифы и календарь, создали сеть коммуникаций и торговли. Первая великая цивилизация региона запечатлела себя в скульптурах.
К 1000 г. н.э. господство над регионом захватил город Теотиу-акан и держал его до 750 г. н.э., когда большая часть города была разрушена и сожжена племенами. Появились новые города, среди них — Тула, но и она прекратила свое существование к 1200 г.
Позже всех в долину Мехико пришли ацтеки, полукочевое племя «чичимсков». Во время странствий они несли своего бога Уици-лопочтли, которому приносили человеческие жертвы. Согласно преданию, он приказал им построить город в том месте, где орел сядет на кактус. Это знамение явилось им на болотистом острове посреди озера Тсцкоко приблизительно в 1325 г. Там ацтеки и построили свой город Теночтитлан.
Ацтеки имели все основания гордиться собой. Менее чем за 200 лет они прошли путь от кочевого племени до высочайшей цивилизации что подтверждает обнаруженный в 1790 г. под центральной площадью Мехико календарь ацтеков. Это не просто календарь — на нем изображены общемировые события, они указывают не только на прошлое, но и на то, что ожидает вселенную в будущем. Ацтеки считали, что живут во время 5-й, последней, эпохи, 4 предыдущие уничтожены ураганом, вулканическим огнем и ливнем. Конец света они приурочили к дате «4 — Движение», однако для них конец света начался гораздо раньше, чем ожидалось, — вместе с прибытием Кортеса в 1519 г.
Старый испанский солдат вспоминал тот день 1519 г., когда он впервые увидал сады Монтесумы, правителя ацтеков: «Мы вошли в парки и сад, изумительное место. Я не уставал замечать разнообразные деревья и ароматы, источаемые каждым из них; вдоль тропинок густо росли розы и другие цветы, был пруд со свежей водой. Все вокруг блестело, все было украшено каменной резьбой и росписями удивительной красоты. Было там и множество птиц, различных пород и видов, прилетавших к пруду. Я не верил, что в мире могут быть открыты еще какие-нибудь земли, как эта. Теперь все лежит в руинах, разрушено и ничто не сохранилось целым», — писал с ностальгией и тоской Берналь Диас дель Кастильо, ветеран, участвовавший в завоевании Мексики .
К 1519 г. — 1-му году Камыша, согласно ацтекскому календарю, — болотистое озеро Тецкоко было покрыто густой сетью зданий, великолепными храмами, дворцами, домами знати и общественными площадями. Вокруг них теснились многочисленные жилища ремесленников, купцов, крестьян. Теночтитлан, где проживало около 200 000 жителей, являлся центром обширных земель, над которыми беспощадно властвовали ацтеки. От покоренных народов они требовали драгоценные камни, медь и золото, шкуры животных, съестные припасы и т.д. Ацтеки ежегодно требовали людей для человеческих жертвоприношений богу дождя Тлалоку и богу войны Уицилопочтли.
Прежде чем стать повелителями долины Мехико, ацтеки почти столетье претерпевали мучения. Согласно легендам, их предки в свое время получили божественный приказ покинуть свою родину — остров, на котором они вели райскую жизнь. Это место называлось Ацтлан. Пробродив более 100 лет по пустыне, голодая, ацтеки, т.е. «люди Ацтлана», пришли в густонаселенную долину, подчинили себе десятки городов-государств.
Обладая социальной сплоченностью, воинским мастерством, способностью принимать культуру других пародов, ацтеки гораздо быстрее создали цивилизацию, подобную тем, что процветали в Месопотамии и Египте несколькими тысячелетиями ранее.
Трагичным для этой цивилизации являлась ее обреченность. Когда в феврале 1519 г. Кортес покинул Кубу, где провел 8 лет, судьба ацтеков уже была предрешена. Диего Веласксс, губернатор Кубы, назначил Кортеса руководителем экспедиции по поиску новых земель с целью добычи рабов и сокровищ для Испании. Кортес проплыл вдоль побережья Юкатана, затем повернул на запад и высадился в Веракрусе. Здесь Кортес впервые узнал о сказочных сокровищах: Моптесума отправил несколько послов к испанцам, предлагал им щедрые дары, золото. Это побудило Кортеса двинуться с 400 солдатами с тропического побережья в горы, где они взяли город Тлашкал, воины которого предложили провести их к укреплениям ацтеков.
Кортес получал сведения от двух переводчиков — индианки по имени Марина, говорившей на одном из языков майя (науатле), и испанца Херонимо де Агилара, потерпевшего крушение и подобранного в Юкатане. Марина досталась Кортесу в качестве военного трофея в одной из стычек с индейцами.
Сам Моптесума давно ожидал прибытия вооруженных людей с востока: легенды предсказывали возвращение Кецалькоатля, который за несколько поколений до этого отплыл из Мексики на плоту из переплетенных змей, но обещал вернуться и заявить свои права на трон. По ацтекскому календарю, днем второго его пришествия был предсказан 1-й год Камыша; по странному капризу судьбы это и оказался год появления Кортеса в Мексике. Ошеломленный и испуганный, Моптесума приготовился расстаться со своей империей. Знамения убедили его, что ему суждено видеть табель ацтекской цивилизации.
Теночтитлан представлял собой впечатляющее зрелище: города и башни на воде, дамбы — прямые и ровные — вели прямо к городу. Чужеземцы спустились в столицу. «Они шли в боевом порядке, словно завоеватели, и пыль поднималась за ними с дороги, их копья сверкали на солнце. Одетые в железо с головы до ног, они пугали всех, кто их видел», — писал ацтекский свидетель .
Неподалеку от города испанские войска встретила царская свита. Слуги несли Монтесуму под изумительно богатым балдахином из зеленых перьев с запутанными золотыми и серебряными узорами и зелеными камнями, подвешенными для украшения. Великий Монтесума был богато одет, на ногах — сандалии из золота, а верхняя часть наряда украшена драгоценными камнями. Кортес спешился, приветствуя правителя, и подарил ему ожерелье из жемчуга.
Войдя в город, Кортес потребовал под страхом смерти от Моитесумы явиться в расположение испанцев Теночтитлан по величественности превосходил многие европейские города, включая Рим и Константинополь. Лишь в Лондоне, Риме и Венеции проживало населения около 100 000 человек, в Теночтитлане же обитало 200 000 жителей. Дворец Монтесумы был украшен росписью, барельефами, богатыми тканями, золотыми изделиями. В зверинце содержались почти все виды животных Центральной Америки, включая тапиров и ягуаров.
Шесть месяцев пробыли испанцы в городе. Кортес смог описать королю Испании Карлу V этот удивительный город. «В долине расположены два озера: одно озеро пресное, другое — соленое. Из одного в другое, а также из города в поселенья, расположенные по берегам озер, можно добраться, не ступая на землю, на лодках. Город имеет 4 входа, в каждый ведет искусственная дамба. Главные улицы очень широкие и прямые. Много широких мостов: могут пройти 10 лошадей в ряд», — писал Кортес. Он восхищался архитектурой храмов и жилых зданий.
Кортеса влекли мечты о богатстве, о славе. Власть над ацтеками Кортес старался приобрести хитростью и коварством: он не провоцировал ацтеков, используя Монтесуму. Однако он был вынужден вернуться на побережье. Временно командующий его войсками в Теночтитлане Педро де Альварадо дерзко напал на безоружных ацтеков во время их праздника. Пришедшему с подкреплением Кортесу не удалось смягчить гнев населения даже с помощью Монтесумы: его забросали камнями. Он был убит. Кортес потерял 800 человек и с оставшимися в живых покинул город. Но через 10 месяцев Кортес отомстил ацтекам, уничтожив две трети населения, а остальные сдались.
Сильная, богатая, быстро развивающаяся цивилизация, не достигшая еще своей высшей точки, исчезла. Кортес приказал опустошить город. Конкистадоры разбивали статуи, выламывали двери и окна, рушили храмы, грабили, жгли все, что горело. Голод и оспа ускорили гибель столицы.
Камни города пошли на строительство Мехико. Испанцы засыпали прекрасные каналы, делавшие город американской Венецией, осушили озера и разрушили «чинампы» — плавучие огороды, на которых ацтеки выращивали амарант, кабачки, маис. А церковь довершила дело: были разрушены храмы, искоренялось язычество ацтеков.
Через тысячу лет, во время строительства метро в Мехико, были обнаружены величественные статуи: 168-тонный бог дождя Тла-лока и другие. В 1862 г. в земле нашли огромную голову воина-ольмека, а позже — и остальные скульптуры

2. Религия ацтеков: особенности и смысл

Кортес и его солдаты были поражены особенностью храмов ацтеков: перед ними на особых подставках выставляли черепа врагов. Два конкистадора, пересчитав их, назвали число: 136 000. Пристрастие ацтеков обнаружилось и в другом: ступени, ведущие к высокой платформе Великой пирамиды, где жертвам вырезали сердца, почернели от крови.
Испанский историк Дуран, опираясь на сведения, предоставленные ему ацтеками, оставил описание жертвоприношения. «В ожидании жертв на вершине пирамиды стояли 6 жрецов, лица их были вымазаны сажей, а лохматые и длинные волосы подвязаны кожаными лептами. Они по очереди хватали жертвы, один жрец за одну ногу, другой — за другую, еще два — за руки. Потом жертву кидали на камень, где на нее набрасывался пятый и закреплял ярмо на шее.
Главный жрец разрезал грудь и с поразительной проворностью вынимал сердце. Теплое, дымящееся сердце поднимали к солнцу, и этот пар предназначался ему в дар. Потом жрец поворачивался к идолу и кидал сердце ему в лицо. Тело же сбрасывали со ступеней» .
В 1978 г. рабочие, рывшие канаву для нового электрического кабеля в центре Мехико, на глубине в 6 футов наткнулись иа огромный плоский круглый камень. Освободив камень от грязи и земли, увидели ужасное — расчлененное тело женщины с отрубленными руками, ногами и головой, вписанное в круг 3 м в диаметре. На женщине ничего не было за исключением драгоценностей и зеленого пояса с человеческим черепом. Археологи определили, что это Койлшаука — сестра Уицилопочтли, воинственного солнечного божества. Находка обнаружена была там, где прежде стоял храм, главное святилище ацтеков.
В одном из главных мифов ацтеков рассказывается, как Уицилопочтли решил отомстить своей сестре Койлшауке, богине Луны. Их мать, Коэтликуэ, родила кроме нее еще 400 звезд, после чего дала обет целомудрия. Однажды, когда она убиралась в храме на вершине священной горы, к ней подлетел клубок перьев и оплодотворил ее. Дети пришли в ярость, решив, что их мать нарушила обет. Койлшаука объединила их, и они решили убить мать. Однако один ребенок убежал и сообщил еще не родившемуся Уицилопочтли об их планах. Когда они приблизились к матери, солнечный бог выскочил в полном вооружении из утробы матери и порубил на куски мстительную сестру перед тем как преследовать остальных. Куски ее тела за исключением головы, он разбросал по всей горе. Миф образно отражает победу дневного света над Луной и звездами Найденный камень не просто запечатлел этот миф. Он помещался у подножья лестницы: на него сваливали тела жертв, когда их сбрасывали с жертвенного камня. Они падали в хаотических позах смерти, ударяясь об этот камень.
Конкистадор Бернам Диас дель Кастильо был свидетелем такого жертвоприношения и описал участь своих товарищей, попавших в плен к ацтекам. С того места, куда отступили испанские войска, можно было видеть пирамиду великого храма. Под ужасающий рокот священных барабанов, сопровождаемый завыванием раковин, рожков и трубоподобиых инструментов, Диас взирал на то, как пленников заставляют взбираться на вершину, чтобы принести их там в жертву: «Когда индейцы довели их до маленькой площадки, на которой стояли их проклятые идолы, они надели головные уборы с перьями на наших людей и заставили их танцевать перед Уицилопочтли; после того, как они протанцевали с предметами, похожими на перья, их уложили на довольно узкие камни, каменными ножами разрезали ИМ грудь и вытащили их бьющиеся сердца, предлагая их своим идолам, а тела кидали вниз, по ступеням, где их поджидали индейские мясники, которые отсекали им руки и ноги, а с лица сдирали кожу вместе с бородой, выделывали ее и хранили, чтобы использовать ее потом на празднествах, а мясо они поедали вместе с перцем» .
Никакая другая цивилизация не воспитывала такого стремления своих людей к воинской славе, как ацтеки. Самой почетной считалась смерть в сражении или на жертвенном камне. Жертвы, воины, погибшие в бою, женщины, умершие во время родов, — все они могли надеяться на самый высокий почет в загробном мире; все прочие четыре года скитались по подземелью, прежде чем достичь низшего уровня Земли мертвых, давали подарки Повелителю смерти и превращались в тени.
Жизнь ацтеки воспринимали как битву, полную страданий и крови. Новорожденному произносили символические слова: «Твой дом не здесь, ведь ты орел или ягуар — одинокий хищник. Здесь только твое гнездо. Война — твой удел. Ты дашь Солнцу пищу и питье», — произносила нараспев повивальная бабка. В таких образах ребенок знакомился с кровью. А бабка продолжала: «Возможно, ты заслужишь смерть от обсидианового ножа». Вместе с подаренным оружием воинам во время проводов в последний путь на поле сражения отдавали его пуповину, бережно сохраненную до этого.
Религия и была одной из основ воинственности ацтеков. Борьба Солнца с Луной и звездами повторяется каждую ночь, и поэтому силы божества должны восстанавливаться каждый день и, согласно представлениям ацтеков, для этого лучше всего подходит человеческая кровь, которую они называли драгоценной водой. Ученые подсчитали, что ацтеки приносили в жертву около 20 000 человек по всей империи: если Уицилопочтли проиграет сражение, то жизнь обречена на гибель в темноте.
Чтобы удовлетворить кровожадных богов, был необходим постоянный приток пленных, захваченных па поле боя. Воины, доставлявшие пленных, награждались особыми знаками отличия — накидками, головными уборами. Если на счету воина было четверо пленных, то он вступал в ряды ветеранов и мог носить особую прическу.
Все мальчики получали военное образование. В 10 лет их стригли, оставляя один локон на затылке в знак того, что они вступают в ряды воинов. С 15 лет они посещали специальные собрания, где ветераны рассказывали о сражениях и обучали соответствующим пляскам и песнопениям. В курс обучения входила физическая подготовка: их заставляли таскать бревна из дальних лесов для вечного огня, горевшего в храмах.
Сначала юноша должен был только нести щит воина и наблюдать за сражениями. Затем группе в 5 человек поручалось захватить живым врага. Пленника приносили в жертву, а тело делили между юношами для ритуальной трапезы. Правое бедро и туловище доставалось тому, кто был самым храбрым, второму члену отряда доставалось левое бедро, правая рука — третьему и так далее...
С этого времени воин сражался в одиночку. Цель сражения была в том, чтобы выйти один на один с врагом и взять его в плен, причинив ему как можно меньше увечий, иначе он не годился для жертвенного обряда. Тех, кто не мог взять пленника, считали презренными.
Ацтеки не старались покорить завоеванные народы: они не строили крепостей и не оставляли гарнизонов в тылу врага. Только страх поддерживал поступление дани. Военная машина была безотказной. Вся энергия государства была направлена на увеличение военной машины, ибо ацтеки верили, что при создании мира боги отдали свои сердца и свою кровь Солнцу и поэтому люди тоже должны приносить подобные жертвы, чтобы сохранить миропорядок.
Хотя почти все их божества требовали регулярных жертвоприношений, более всего в них нуждался покровитель ацтеков, бог войны Уицилопочтли. Однако не только сердце было священной жертвой. Во время праздника плодородия и весны бог Шиле-Тотек также требовал жертвоприношений. С жертв сдирали кожу, и празднующие воины носили это жуткое одеяние на себе в течение 20 дней.
При раскопках храма в Мехико был найден так называемый Зал рыцарей Орла — это большое помещение с двумя прилегающими палатами и соединенное с двором коридорами; в комнатах стояли скамьи с рельефными изображениями воинов и змей.
Армия ацтеков, выстроенная в боевом порядке, представляла одновременно и прекрасное и ужасающее зрелище. Воины облачались в доспехи (стеганая пропитанная соляным раствором рубаха около 2 пальцев в толщину), поверх этой эффективной от стрел защиты воины надевали тунику, украшенную свисающими, подобно юбке, перьями, или плотное покрывало из толстой ткани. Благородные воины носили шлемы в виде голов хищных животных. Все воины имели щиты из тростника или огнестойкого дерева, усиленные кожей и украшенные орнаментом из перьев.
Офицеры несли штандарты, которые служили средствами связи и управления, крепко привязанные к их спинам специальными ремнями.
На вооружении были стрелы, пики, дубинки, копья. Ацтеки использовали своеобразную тактику ведения боя и выигрывали. К 1519 г. они завоевали 370 городов-государств. По мере расширения империи все большая роль отводилась жертвоприношениям. Если в увеличении числа убитых можно обвинить конкретное лицо, то им окажется Глакаемль, советник трех правителей Теночтитлана. Придя к власти во время непрерывного могущества ацтеков, он намеренно усилил культ Уицилопочтли и ввел в обычай дьявольские, жестокие и ужасные жертвоприношения, чтобы усилить власть ацтеков над другими народами.
Глакаемль приказал совершить особо чудовищный обряд, число жертв которого было так огромно, что испанец Дуран испугался, как бы его не обвинили во лжи, хотя он ссылался на заслуживающие доверия источники. «На рассвете вывели заключенных, предназначенных в жертву, и выстроили в 4 колонны, — сообщает он. — Чтобы убить все жертвы, понадобилось 4 дня, а потоки крови, стекающие по ступеням, были так велики, что пока достигали подножия... способны были испугать всякого» .
Ацтекский календарь изобиловал праздниками, и каждый сопровождался жертвоприношениями, ужасными по жестокости. Во время осенних празднеств, посвященных Матери-богине, покровительнице маиса, основного продукта питания ацтеков, приносили в жертву женщин. В священном танце им отсекали головы, словно початки кукурузы.
Воплощением божества считался и юноша, избираемый ежегодно для того, чтобы представлять собой Тескатлипоку, главу ацтекского пантеона. В течение всего года ему, облаченному в божественные одежды, воздавались высшие почести. Через год его приносили в жертву и незамедлительно выбирали нового юношу.
Богу дождя Тлалоку приносили в жертву детей, их покупали у родителей. Сохранились записи ацтеков о том, что разыскивают детей с двумя локонами волос, рожденных в определенный день, и за них предлагается высокая плата.
Богу огня Шиутекутли приносили жертву, сжигая ее, одурманив наркотиками и бросив в костер.
Одним из самых странных обычаев было подношение богам так называемых вымытых рабов. Этот обряд совершали торговцы. Торговец покупал раба или рабыню, обученных пляскам и пению. Он строил для этого раба специальное помещение, где позже тот и будет танцевать. Хозяин преподносил щедрые подарки торговцам и военным, которые уже принесли в жертву своих рабов, и отправлялся в паломничество. Вернувшись, хозяин начинал пышное празднество, главным действующим лицом которого был раб, одетый в прекрасное одеяние и увешанный украшениями. Затем раба отводили к жрецам по ступеням Великого храма, те вспарывали ему грудь и вынимали сердце. Тело возвращали хозяину, чтобы тот приготовил его и съел вместе с родственниками за праздничным столом. Так торговец повышал свой социальный статус и умножал успехи.
Людоедство подчинялось строгим правилам, поскольку жертвы становились божественными. Жертвы хладнокровно принимали смерть, убежденные, что на том свете их ждет почет.
Однако кровожадные боги не помогли ацтекам в их решающей схватке с завоевателями. Почти 500 лет прошло с тех пор, как на вершине Великого храма была принесена последняя жертва.
Мировоззрение ацтеков было одновременно и пессимистическим: все, что боги даровали людям, они могут в любой момент отобрать, особенно в Мексике. Здесь сезоны дождей сменяются засушливыми периодами, во время весь которых урожай мог погибнуть. Ацтеки, долгие годы скитавшиеся по пустыне, испытали все бедствия засухи. Они усвоили, что мир находится в состоянии неустойчивого равновесия и в любое мгновение могут разразиться ужасные катаклизмы. Чтобы избавить мир от потрясений, они регулярно угощали богов кровью.
По мере раскопок Великого храма археологи находили все новые и новые примеры исключительной набожности ацтеков. Был найден камень, на который укладывались жертвы, и множество богов высотой в человеческий рост, когда-то стоявших на вершине Великого храма.

3. Потребность в красоте

Истинный образ ацтеков, однако, нельзя понять, если говорить только о жестоких обрядах, совершаемых в Великом храме. Согласно миропониманию ацтеков, погибшие воины 4 года служат Солнцу, после этого их души возвращаются на землю в виде прекрасных птиц колибри, иволг или в виде бабочек. Они появляются на земле, чтобы пить сок цветов. Трудно себе представить большее противоречие: устрашающий образ ацтекского воина — бабочка.
Дело в том, что любовь к противоречию ацтеки уравновешивали глубоким почитанием красоты как в природе, так и в искусстве, непокорный характер сдерживая этическими нормами поведения и порядка. В основе этого лежала любовь к языку. Ацтеки считаются самыми искусными ораторами. И это заслуженно: в частных беседах, на общественных собраниях ацтеки рассказывали легенды о богах, героических предках и победах. От поэм до мифов — сохранилось множество записей местных жителей, обученных латинскому алфавиту испанцами.
Французский ученый Жак Сустель, посвятивший свою жизнь изучению цивилизации ацтеков, отмечает, что «турниры красноречия» были распространены как среди вельмож, так и среди простолюдинов.
Высочайшей формой искусства была поэзия, ею занимались во всех социальных кругах. Одним из самых известных сочинителей был правитель Тецкоко Несауалькойотль: его стихи пели долгие десятилетия по всей стране. «Страстно мое сердце жаждет цветов. Где мне найти такие прекрасные цветы, такие прекрасные песни? Земля не рождает таких, каких я ищу», — писал поэт.
Ацтекские правители носили два титула: «владыка людей» и «великий оратор». Власть Монтесумы II, как и его предшественников, держалась на воинской доблести и ораторских способностях.
Для простолюдинов местом для упражнений в ораторском искусстве был торговый центр города. В письме королю Карлу V Кортес писал, что в городе есть такая большая площадь, куда ежедневно приходит 60 000 человек, чтобы купить что-нибудь или продать, где можно купить решительно все, что производится в этой земле. Кортеса и его спутников удивил порядок, царивший на торговой площади: товары продавались в точно отведенных местах по длине, по количеству и никогда по весу. Денег не существовало, и некоторые товары выполняли роль средства обмена (какао-бобы).
Ацтеки строили «райские сады». Так, в 6 милях от столицы правитель Несауалькойотль построил загородное поместье дивной красоты. Вдоль склона горы террасами спускались сады, орошаемые многочисленными бассейнами и каналами. В ключевых местах вдоль дороги были расположены красивые купальни, очевидно, для омовения.
В искусстве ацтеки ценили ясность и реализм наряду с религиозным и церемониальным содержанием. Произведения искусства имели большую ценность еще и потому, что общество ацтеков не имело денег. Поэтому, что бы мастер ни делал, он правдиво передавал то, что есть. Если он делал черепаху, то она была похожа на настоящую: с похожим панцирем, с головой, которая как будто высовывается из-под него, с лапами, которые как будто движутся. Мастера изготовляли рыбок со всеми мельчайшими чешуйками.
Мастера изготовляли узорчатые сосуды для пульке, наркотического напитка, получаемого из растения магуэй и потребляемого во время определенных ритуалов.
Жизнь среднего горожанина проходила в труде. Женщины весь день пряли ткани, мололи зерно. Мужчины изготовляли горшки, дубили кожу, вырезали по дереву, строили, отесывали каменные блоки.
Элита украшала себя ожерельями, кольцами, гребнями. Уши прокалывали и носили в них диски-катушки, нос украшали золотыми бабочками. Для того, чтобы создать все эти изумительные изделия, мастера использовали литье по восковой модели. Глиняную модель покрывали воском, а затем угольной пастой, чтобы сделать форму для отливки. Когда форма затвердевала, ее нагревали, и воск из нее вытекал. Потом туда заливали металл, ждали, когда он остынет, и разбивали форму.
Хотя 500 лет тому назад подобных украшений существовало бесчисленное множество, лишь немногие дошли до наших дней. Испанцы, охваченные жаждой наживы, переплавляли их в слитки и отправляли на родину.
Правители и знать долины Мехико соревновались в мастерстве своих ремесленников, которые входили в профессиональные объединения. Эти объединения каждому определяли плату. Мастера жили в особом районе столицы, куда их привозили со всей империи.
Рабочие по металлу создавали украшения из золота и серебра, культовые предметы, делали медные иголки, крючки, сзерла, зубила и топоры. Каменотесы использовали медные орудия, воду и абразивный песок, чтобы преобразовывать необработанную бирюзу, обсидиан, аметист, сердолик и алебастр в изящные произведения искусства. Более всего ценились мастера, работающие с перьями. Они кропотливо подбирали друг к другу различные перья — зеленые кецаля, малиновые ара, синие попугаев — и создавали яркие головные уборы, туники, щиты, плащи.
Музыка сопровождала любое празднество ацтеков. На каждой церемонии должны были присутствовать профессиональные певцы и танцоры; им подыгрывали музыканты на различных инструментах — флейтах, свистках, раковинах, трещотках, сделанных из тыквы и палки, гонгах и барабанах. Танцоры увешивали себя ракушками, костями, медными колокольчиками, и во время танца все это радостно гремело.
После церемонии многие, как правило, оставались на пиршества в богатых домах; там они наслаждались музыкой, чтением стихов; специальные развлекатели, состоящие на службе у знати, разыгрывали разные сценки. Стихи читали под мерный ритм барабанов и мелодию флейты. Гости часто пели. Некоторые пускались в пляс. Но во дворце Монтесумы того, кто на празднествах сфальшивит или собьется с ритма, ожидала горестная участь: его заключали под стражу и «он умирал», как коротко сообщает историк Саагун.
Повара Монтесумы готовили ему обед из 30 различных блюд. Знать, конечно, не могла себе позволить этого. Бернардино де Саагун сообщает, что в меню ацтеков входили тритоны с желтым перцем, саранча с шалфеем, оленина с перцем чили, томаты, кабачки. Для особо торжественных случаев крестьяне выращивали индеек, охотники имели добычу — фазанов, уток, кабанов, но чаще охотились на кроликов, ворон, голубей. Озера давали рыбу и лягушек. Основные продукты тогдашней кухни — кукуруза, томаты, картофель, индейка, перец чили — сегодня распространились по всему миру. Яйца термитов и черви агавы до сих пор считаются в Мексике изысканным угощением.
Таким образом, величие и могущество ацтеков покоилось на повседневном труде простых людей, которые жили в глиняных хижинах, обрабатывали поля, рыли каналы, перетаскивали камни, выдалбливали лодки, создавали прекрасные украшения.
До нас дошло мало предметов от их цивилизации. Ацтеки сжигали мертвых, а не сберегали, как другие народы, в могилах, следовательно, до нас дошло меньше личных вещей, чем от других культур. Тем не менее археологи исследовали настенные росписи, орудия труда, оружие, керамику и каменные скульптуры. Антропологи изучили быт современных крестьян, сохраняющих некоторые обычаи своих предков. Наконец, сохранились «кодексы» ацтеков с замечательными иллюстрациями.
Сегодня археологи и этнографы терпеливо, по кусочкам продолжают собирать разрозненное наследие, ацтеки возвращаются из небытия и занимают надлежащее место в истории цивилизаций.

Литература
Альперович М.С., Слезкии Л.Ю. История Латинской Америки: с древнейших времен до начала XX века. — М., 1991.
Ацтеки: империя крови и величия//Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации. — М.: Терра, 1997.
История Америки. — М., 1981.
История Латинской Америки: В 2 т., 1991 —1992.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем специфика исторического пути ацтекской цивилизации?
  2. Какой представляется повседневная жизнь ацтеков?

Ацтеки верили, что каждые 13 дней планеты, звезды и другие небесные тела входят в определенный Знак, который определяет характер и судьбу людей, рожденных в это время. Положение небесных светил отвечает за свойства нашего характера.

Ацтеки верили, что каждые 13 дней планеты, звезды и другие небесные тела входят в определенный Знак, который определяет характер и судьбу людей, рожденных в это время. Положение небесных светил отвечает за свойства нашего характера. А символы этого гороскопа служат своеобразными оберегами от бед и невзгод. У ацтеков был солнечный календарь (ксихиуитль), в котором было 365 дней: 360 дней составляли 18 месяцев по 20 дней, а пять дополнительных дней считались несчастливыми. Каждый четвёртый год был високосным. Каждый год назывался по имени своего первого дня: год Тростника, год Ножа, год Дома, год Кролика. Год Тростника всегда считался приносящим несчастье. Таким был, например, 1519-й год, когда произошло вторжение испанцев.

Определите свой знак по гороскопу ацтеков

Вы: Кролик (tochtli) , если родились: 11, 23 января. 9, 21 февраля. 5, 17, 29 марта. 10, 22 апреля. 4, 16, 28 мая. 9, 21 июня. 3, 15, 27 июля. 8, 20 августа. 1, 13, 25 сентября. 7, 19, 31 октября. 12, 24 ноября. 6, 18, 30 декабря.

Вы: Орел (quauhtli) , если родились: 12, 24 января. 10, 22 февраля. 6, 18, 30 марта. 11, 23 апреля. 5, 17, 29 мая. 10, 22 июня. 4, 16, 28 июля. 9, 21 августа. 2, 14, 28 сентября. 8, 20 октября. 1, 13, 25 ноября. 7, 19, 31 декабря.

Вы: Обезьяна (ozomatli) , если родились: 1, 13, 25 января. 1, 11, 23 февраля. 7, 19, 31 марта. 12, 24 апреля. 6, 18, 30 мая. 11, 23 июня. 5, 17, 29 июля. 10, 22 августа. 3, 15, 27 сентября. 9, 21 октября. 2, 14, 26 Ноября. 8, 20 декабря.

Вы: Кремень (tecpatl) , если родились: 2, 14, 26 января. 12, 24 февраля. 8, 20 марта. 1, 13, 25 апреля. 7, 19, 31 мая. 12, 24 июня. 6, 18, 30 июля. 11, 23 августа. 4, 16, 24 сентября. 10, 22 октября. 3, 15, 27 ноября. 9, 21 декабря.

Вы: Дождь (qui auitl) , если родились: 3, 15, 27 января. 13, 25 февраля. 9, 21 марта. 2, 14, 26 апреля. 8, 20 мая. 1, 13, 25 июня. 7, 19, 31 июля. 12, 24 августа. 5, 17, 29 сентября. 11, 23 октября. 4, 16, 28 ноября. 10, 22 декабря.

Вы: Кайман (cipactli) , если родились: 4, 16, 28 января. 2, 14, 26 февраля. 10, 22 марта. 3, 15, 27 апреля. 9, 21 мая. 2, 14, 26 июня. 8, 20 июля. 1, 13, 25 августа. 6, 8, 30 сентября. 12, 24 октября. 5, 17, 29 ноября. 11, 23 декабря.

Вы: Дом (calli) , если родились: 5, 17, 29 января. 3, 15, 27 февраля. 11, 23 марта. 4, 16, 28 апреля. 10, 22 мая. 3, 15, 27 июня. 9, 21 июля. 2, 14, 26 августа. 7, 19 сентября. 1, 13, 25 октября. 6, 18, 30 ноября. 12, 24 декабря.

Вы: Цветок (xochitl) , если родились: 6, 18, 30 января. 4, 16, 28, 29 февраля. 12, 24 марта. 5, 17, 29 апреля. 11, 23 мая. 4, 16, 28 июня. 10, 22 июля. 3, 15, 27 августа. 8, 20 сентября. 2, 14, 26 октября. 7, 19 ноября. 1, 13, 25 декабря.

Вы: Змея (coatl) , если родились: 7, 19, 31 января. 5, 17 февраля. 1, 13, 25 марта. 6, 18, 30 апреля. 12, 24 мая. 5, 17, 29 июня. 11, 23 июля. 4, 16, 28 августа. 9, 21 сентября. 3, 15, 27 октября. 8, 20 ноября. 2, 14, 26 декабря.

Вы: Ветер (eecatl) , если родились: 8, 20 января. 6, 18 февраля. 2, 14, 26 марта. 7, 19 апреля. 1, 13, 25 мая. 6, 18, 30 июня. 12, 24 июля. 5, 17, 29 августа. 10, 22 сентября. 4, 16, 28 октября. 9, 21 ноября. 3, 15, 27 декабря.

Вы: Оцелот (oceloti) , если родились: 9, 21 января. 7, 19 февраля. 3, 15, 27 марта. 8, 20 апреля. 2, 14, 26 мая. 7, 19 июня. 1, 13, 25 июля. 6, 18, 30 августа. 11, 23 сентября. 5, 17, 29 октября. 10, 22 ноября. 4, 16, 28 декабря.

Вы: Странник (смерть) (miquiztli) , если родились:10, 22 января. 8, 20 февраля. 4, 16, 28 марта. 9, 21 апреля. 3, 15, 27 мая. 8, 20 июня. 2, 14, 26 июля. 7, 19, 31 августа. 12, 24 сентября. 6, 18, 30 октября. 11, 23 ноября. 5, 17, 29 декабря.

Кролик (tochtli)

  • Cчастливое число: 8
  • Цвет – индиго.

Кролик обычно очень снисходительно относится к себе и окружающим. Он избегает конфликтных ситуаций и предпочитает проводить дни в тишине и спокойствии, а вот ночью – резвится вовсю. Улыбчивый обольститель, вечно радостный товарищ – его легкость иногда может даже раздражать. Ацтеки обвиняли кроликов в том, что те воруют еду, принесенную охотниками, в то время как виновными были злобные женщины-ангелы. Тихие Кролики уходили в поля, чтобы избежать гнева людского, где спокойно продолжали род, не переставая радоваться жизни.

Орел (quauhtli)

  • Счастливое число: 9
  • Цвет – серебряный

Орел олицетворяет благодетель и силу. Он пользуется авторитетом во всем мире. Мужчины обычно отличаются упорством, а женщины – организаторскими способностями. Орел очень целеустремленный, но при этом у него хитрый и изворотливый ум. Присутствие женщины-Кролика или Обезьяны или мужчины-Кремня или Оцелота придадут рациональности импульсивным Орлам. Эта птица занимает самую верхнюю ступень ацтекского пантеона. Орел - это победитель сумерек, который приносит солнечный свет на своих крыльях.

Обезьяна (ozomatli)

  • Счастливое число: 11
  • Цвет – золотой

Обезьяна не принимает себя всерьез, всегда осмотрительна, изобретательна и полна новых идей и проектов. Она обычно очень привлекательна, способна наслаждаться как буйством страстей, так и спокойствием мирного отдыха. Ее трудно расстроить и поколебать. По природе обезьяна – элегантный эстет, любит сюрпризы, неожиданности, и особенно – свою свободу.

Кремень (tecpatl)

  • Счастливое число: 7
  • Цвет – ярко-красный

Точность, смелость и прямолинейность – вот основные качества Кремня. Он не любит сплетен, лжи и подозрений. Рискует заблудиться и пропасть, недооценив опасности. У ацтеков кремень из-за своей чистоты ценился выше, чем другие драгоценные камни. Он – словно священный кинжал, который окропляет солнце вражеской кровью.

Дождь (qui auitl)

  • Счастливое число: 3
  • Цвет – темно-красный

Цель жизни человека-Дождя – найти себя в этом мире, не растерять удачу и преодолеть импульсивность. Его сентиментальность все время тянет «в другой мир». Для того чтобы достичь гармонии, ему нужно больше смирения. У индейцев Дождь – это Хозяин грозы и неба, он купается в лучах света других планет, в то время как внизу его с надеждой ждут утопленники и пораженные молнией.

Кайман (cipactli)

  • Счастливое число: 1
  • Цвет – светло-зеленый

Его конек – знание, он всегда в поиске новой информации, идеи, совета… Для полного равновесия он не может находиться долго на одном месте. Ему необходимо, чтобы все было логично и ясно. Он замечательный друг.

Дом (calli)

  • Счастливое число: 6
  • Цвет – темно-зеленый

Игривый и очень открытый, Дом готов отдать все друзьям или родным и таким образом избежать разочарований. Боязнь одиночества ведет его к тому, что он хочет любой ценой найти домашний очаг со своей второй половинкой. У ацтеков дом возвышается в центре полностью засеянного поля, таким образом, на закате солнце покидает гостеприимное жилище, а на восходе вновь радует хозяев своим присутствием.

Цветок (xochitl)

  • Счастливое число: 10
  • Цвет – светящийся белый

Цветок одаривает всех вокруг своим волшебным ароматом. Рядом все расцветает, становится нежным и чувственным, как и он сам. Часто, как и в природе, Цветок держится довольно отстраненно. В компании Орла и Обезьяны он никогда не допустит неверных шагов. У ацтеков цветок – это символ развития, совмещающий в себе томное и страстное, сладкое и соленое, неподвижное и беспокойное.

Змея (coatl)

  • Счастливое число: 2
  • Цвет – апельсиновый

От Змеи вряд ли возможно добиться сострадания. Она окружает себя тенью таинственности. Только так, считает она, можно добиться долголетия и успеха в жизни. Действует Змея часто исподтишка. Невозможно предсказать, что она будет делать через несколько минут. Собственничество – распространенная черта среди представителей этого знака. Часто это качество выступает как самозащита. Ацтеки верили, что Змея – искупитель, знаменоносец перемирия между небом и землей.

Ветер (eecatl)

  • Счастливое число: 5
  • Цвет – коричневый

Ветер – врожденный изобретатель. Он очень гибкий как физически, так и психически, что позволяет ему обходить препятствия и свободно лавировать между разными полюсами. После периода нестабильности ветер успокаивается, чтобы собрать силы. И разработать план дальнейших действий. У ацтеков ветер приобретает маску утки, ускользнувшей от рожка одинаково легко как по воде, так и по воздуху.

Оцелот (oceloti)

  • Счастливое число: 12
  • Цвет – черный

Благородство и щедрость – главные черты характера Оцелота. Он очень пылкий и страстный, иногда – достаточно агрессивный. Союз с чувственным цветком или хитрой обезьяной приведут его к спокойствию. У ацтеков Оцелот – это лукавое существо, приносящее смуту и месть неверным женам.

Смерть (miquiztli)

  • Счастливое число: 4
  • Цвет – фиолетовый

Как это ни парадоксально, Смерть – один из самых положительных знаков гороскопа ацтеков. Обещание, честность и высокие моральные качества главенствуют у этого знака. Активный работяга, он думает над тем, как остальные относятся к нему, поэтому часто замыкается в себе, переживая душевные бури в одиночку. На него благоприятно влияет Дом. Акцтеки воспринимали смерть не как разрушение, а как дар солнцу. Без нее – невозможно обновление




Всем улыбаются распахнутые глазки…

Подсолнух, пожалуй, один из самых ярких цветов. Это – солнышко в миниатюре. И как завораживает взгляд целое поле подсолнухов, лепестки которых устремлены к солнечному свету!
Солнечный цветок имеет многовековую историю и обязан происхождением своего названия именно солнцу.

По-гречески подсолнух – гелиант – цветок бога солнца Гелиоса. Известен миф о безответной любви океанической нимфы Клитии к Гелиосу.
В течение долгого времени была она влюблена в бога солнца, но не могла ему в этом признаться. Каждый день Клития наблюдала за движением солнечного диска на горизонте, надеясь, что любимый обратит на нее внимание. К несчастью нимфы Гелиос заметил ее сестру – Левкотою. Совсем потеряла Клития связь с миром и желание жить...
Наблюдала она за Гелиосом, пока ее тело не иссохло и не превратилось в цветок с соцветием солнца на стебле, который следовал за любимым на протяжении всего дня.

О, Греция, поведай нам сегодня
миф о цветке, влюблённом в солнце...

Давным давно Клития, дочь Титана Океана,
влюбилась в Аполлона, Бога солнца и любви.
Прекрасного и лучезарного героя всех романов
и думы лишь о нём от ночи до зари.
И хочет нимфа счастье Аполлону подарить
и о сошедшей к ней любви секрет раскрыть.
Но Аполлон услышав эту речь, Клитию отвергает,
сестру её он нежно любит - Левкотою,
и обезумевшее с горя нимфы сердце,
другое долго мучает и убивает.
Забушевал тут Океан, забушевал!
И Клития ушла куда....никто не знал.
Так долго шла она, пока не стёрла ноги,
лишь сердце билось потихонечку в груди
и так печально тосковало от одиночества любви.
А позже на колени опустилась нимфа и приросла она к земле,
свой взор не убрала от Аполлона-солнца,
идя за солнечным лучом везде...
И превратилась девушка в Подсолнух цвет,
за солнцем следует по небосклону, ловя так жадно его свет!

Подсолнух – в солнце яркое влюблён,
В античных мифах "преданность" обозначает он...

Надя Ульбль

Этот миф о цветке имеет под собой научное обоснование. Ученые установили, что шляпка подсолнуха следует за солнцем на протяжении всего дня. За это отвечает фитогормон роста – ауксин. При недостатке солнечного цвета, ауксин накапливается в стебле растения, в результате чего возникают так называемые гелиотропные свойства – движение растений за солнечным светом. Однако подсолнух не все время следует за солнцем: когда цветок достигает своего максимального роста, то шляпка так и остается направленной на восток. Именно поэтому некоторые трактуют значение подсолнуха как символа преданности.

Считается, что подсолнух являлся травой откровенности. Многие в давние времена верили, что если положить подсолнух под подушку на ночь, то он вызовет пророческие сновидения, особенно если вас обокрали, то привидится лицо укравшего. Также подсолнечник, как его еще называли, использовали в благовониях для борьбы с нечистой силой. А чтобы вывести обманщицу жену на чистую воду, стоит принести в церковь мешочек с травой подсолнуха и тогда неверные супруги не смогут выйти из здания. Цветок помогал человеку проявить свои лучшие качества, оградиться от врагов, очень многие верили в добрую силу подсолнуха и сохраняли эту традицию несколько веков подряд.

По одной из древних легенд боги подарили людям подсолнух для того, чтобы их никогда не покидало солнце. Ведь цветы подсолнечника всегда обращены к солнцу, при любой погоде, даже в самый туманный и дождливый день. Неслучайно подсолнух стал символом радости и оптимизма, а также - верности...

В Великобритании в викторианскую эпоху изображение этого цветка ткали на тканях, вырезали из дерева и ковали из металла.

В Италии поэты Эудженио Монтале и Габриэле Д’Аннунцио восхищались им в своих стихах, а на картинах Ван Гога подсолнухи - любимая тема.
Подсолнухи стали, своего рода, символом живописи Ван Гога. Первоначально художник писал подсолнухи с целью украсить свой дом в Арле к приезду своего друга Поля Гогена.
"Небесный свод - восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи - бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов с картин Вермеера Делфтского... Мне не удается написать нечто столь же прекрасное..."

Подсолнухи… Так маленький ребёнок
В простых явленьях видит чудо сказки…
И радостно, что поутру, спросонок
Всем улыбаются распахнутые глазки…

Подсолнухи, как дети, к Солнцу тянут
Свои лучисто-жёлтые головки.
Заложена такая в них сноровка,
Как будто сами скоро солнышками станут…

Они отважны, тучи – не помеха,
К лучам стремятся взглядом прикоснуться…
Поля исправит лето детским смехом,
Там скоро вновь подсолнухи проснутся…

История подсолнуха уходит своими корнями в третье тысячелетие до нашей эры. Исследования показывают, что уже в то время, еще до "одомашнивания" злаков, цветок культивировался североамериканскими индейцами. Семечки его ели, использовали в качестве лекарства, вырабатывали красители. Инки поклонялись подсолнуху, как священному цветку.

Американские индейцы тоже считали, что подсолнух священен. В Перу он является эмблемой бога солнца.

У ацтеков есть своя легенда о солнечном цветке

Cлучилась эта история очень, очень давно. Тогда в стране ацтеков жила маленькая прелестная девочка с красивым именем - Шочитль. На языке ацтеков это означало «цветок».

Девочка обожала солнце и с рассвета до заката любовалась им. Когда вечером солнце заходило, она с грустью шла домой, живя мечтой о том, что завтра она снова его увидит.

Так случилось, что целый год солнце появлялось каждый день, и ни разу, ни на миг облака не закрыли его. Для Шочитль это было невероятным счастьем.

Однако то, что было радостью для нее, обернулось страшной бедой для маисовых посевов: перестали тянуться вверх стебли, не тяжелели початки. Вдобавок перестали расти и фасоль с перцем. Без дождя страдали все растения, от жажды они поникли до самой земли.

Засуха привела к тому, что поля оставались бесплодными. От голода начали погибать люди.

Ацтеки ежедневно молились богам, прося дождь. Увидев все это, Шочитль поняла, отчего люди терпят страдания и голод. Чтобы вызвать дождь, она отправилась в храм Тонатиу - бога Солнца и обратилась к нему с мольбой. Она просила его спрятаться за тучи и спасти ее народ.

Молитва маленькой девочки дошла до бога Солнца Тонатиу. И вот уже все небо закрылось ковром из облаков. Пошел долгожданный дождь. Воды вылилось столько, что совсем было согнувшийся маис начал весело подниматься и все его початки набухли от крупных, полновесных зерен.

Всех вокруг охватила радость. Только бедная Шочитль загрустила: она страдала без столь любимого ею солнца. Без него она медленно угасала, но тут яркий луч пробился сквозь облака и повелел Шочитль идти в священное селение, где никогда не исчезает солнце, где всегда цветут цветы. Там ее будут звать не Шочитль, а Шочитль-Тонатиу (что по-ацтекски значит «цветок солнца»).

Так прелестная девочка превратилась в прекрасный цветок солнечного цвета, с темной - совсем как ее волосы и глаза - сердцевинкой. Каждый день этот цветок раскрывается навстречу солнцу на рассвете и поворачивается за ним в его каждодневном пути по небу до самого заката...

С той самой поры в начале осени на всех полях, и особенно маисовых, начинают цвести эти золотые цветы. Индейцы ласково называют их шочитль-тонатиу, что в переводе означает... подсолнух.

Подсолнухи, вчерашние красавцы,
Вымаливают что-то у земли.
И им пожухлый, густо-бурый панцирь
На головы склонённые налип.

И тесно – ни прибавить, ни убавить
Твердеет в каждом семенная плоть,
Соединившись крошечными лбами,
Скопившими росу, как трудный пот.

Ещё вчера их рисовало солнце
Тонюсенькими кистями лучей.
Они смотрелись празднично и сочно
И были даже солнца горячей.

Сегодня ж всё так откровенно сохнет,
Что биться над разгадкой не берусь.
Смирившись с тем, что так же, как подсолнух,
Жизнь породивши, самоустранюсь.


В 16 веке солнечный цветок попал в страны Европы, из Северной Америки его привезли испанцы.
Сначала его использовали в декоративных целях: высаживали на клумбах, выращивали в палисадниках. Позже ученые селекционеры вывели из диких видов крупноплодный сорт подсолнуха, который славился высотой больше метра.
По прошествии двухсот лет в 1716 году открыли новую область использования подсолнуха: из него научились получать подсолнечное масло. В том же году англичанами был зарегистрирован патент на его изготовление. Еще через полвека растение начали выращивать для промышленных целей.
В нашей стране он впервые появился лишь в 18 веке, хоть и с большим опозданием по сравнению с другими странами, но все же дошла очередь и до нас познакомиться с этим растением. Привезли подсолнух к нам из Голландии.
Но стоит заметить один удивительный факт: на территории Подмосковья при археологических раскопках древних славянских городищ, которые относились к 5-7 векам до нашей эры, были обнаружены остатки семечек подсолнуха. А в одном из домов археологи нашли сосуды, на стенках которых сохранились остатки масла, по структуре похожего на состав современного подсолнечного масла. Возможно, растение каким- то образом появилось у нас гораздо раньше, и наши предки знали о нем и даже выращивали! Но позже оно ушло из обихода и о нем забыли.
Так или иначе, официальный отсчет пребывания подсолнуха на Руси начался со времен правления Петра Первого.
В течение первых сто лет жизни в России цветок заслужил всеобщее признание. Поначалу растение сажали на своем огороде для красоты, а «лузганье семечек» и перемывание косточек было самым любимым видом отдыха у всего купечества и крестьянства. Дворяне не жалели денег на покупку этого заморского цветка и далее обустройство им своих клумб. Его выращивали как экзотику даже у стен Кремля. Но сейчас же подсолнух можно увидеть абсолютно во всех уголках мира!

Во ржи катились медленные волны.
За синим лесом собирался дождь.
Каким-то чудом
Озорник-подсолнух
Забрел по пояс в спеющую рожь.
Он, словно шапку,
Тень на землю бросил,
Смотрел, как поле набиралось сил,
Навстречу чутким
Бронзовым колосьям
Едва заметно голову клонил.

Он бед не ждал.
Но этим утром светлым
Пришел комбайн - и повалилась рожь...
И то ль от шума,
То ль от злого ветра
По крупным листьям пробежала дрожь.

A комбайнер, видать, веселый малый,
Кричит:
- Эй, рыжий, отступи на шаг!-
И тот рванулся,
Да земля держала.
Не может ногу вытащить никак.

Он знать не знал, что в этот миг тревожный
Водитель вспомнил, придержав штурвал,
Как год назад
Таким же днем погожим
Он поле это рожью засевал.
Как счастлив был, что солнце плыло в небе,
Что пашня только начата почти,
Что с девушкой,
Стоявшей на прицепе,
Ему всю смену было по пути.

Вдруг, как назло,
Остановился трактор,
И, поперхнувшись, песню потушил...
- Отсеялись!-
Ругнулся парень.
- Так-то!
Видать, свинью механик подложил.
Он влез под трактор,
Поворчал уныло,
На миг забыв про спутницу свою.
И девушка-насмешница спросила:
- Ну, как там, скоро вытащишь свинью?-
А дела было самая-то малость.
И парень встал,
Скрывая торжество...
Она лущила семечки,
Смеялась
И озорно глядела на него.
И потому, что день был так чудесен,
Что трактор жил,-
Он улыбнулся вдруг,
Схватил девчонку,
Закружил на месте,
Да так,
Что только семечки из рук!
От глаз ее,
Еще испуга полных,
Свои не мог он отвести глаза...

Вот почему сюда забрел подсолнух,
Теплом руки спасенный год назад.

И вот дрожит он от густого гула,
Уже и тень на голову легла...
И вдруг машина в сторону свернула,
Потрогав листья,
Мимо проплыла.

Андрей Дементьев.

Букет с подсолнухами - это всегда радость, счастье, чудо. Это оригинальный сюрприз. Подарив такой букет своему близкому человеку, вы как будто бы подарите вместе с ним частичку солнечного тепла и света.

Приятно считать, что букет с подсолнухами дарят только молодым девушкам или очень близким людям. Но ведь на языке цветов букет с подсолнухами будет означать следующее: «Я восхищен тобой! Ты настоящее чудо!» Неужели найдется хоть кто-то, кто не мечтает услышать подобные слова?

Магическое применение подсолнуха тесно связано с его солнечным аспектом. Подсолнух считается сильным защитным растением, применяется дома и на улице.

Подсолнух из-за большого числа семян считается символом плодородия. Женщинам, желающим зачать ребенка, нужно есть подсолнечные семечки на растущей Луне. В славянских оберегах для дома в форме веничка семена подсолнуха означают детей.

Ритуалы, использующие подсолнух, направлены на привлечение в дом богатства, счастья и здоровья. Это растение приносит в дом ощущение летнего теплого дня, покоя и умиротворения. Подсолнух побеждает депрессии и печаль. Как растение, посвященное солнцу, цветок находит применение в магических обрядах поклонения всем солнечным богам.

По цветочному календарю он покровительствует людям, рожденным с 3 по 12 августа.
В Китае это растение считается магическим, способным отгонять бесовские наваждения. Оно символизирует долголетие.

Наделяют подсолнух способностью защищать от врагов, помогать человеку проявить свои лучшие качества, выдвинуться, занять почетное положение, способствует состояниям откровения.
Даже подсолнечное масло и семечки являются хорошим подспорьем против недобрых сил.

Если же посадить подсолнухи под окнами, количество мелких, досадных неприятностей резко пойдет на убыль.
В славянских традициях изображения подсолнуха встречаются на пасхальных крашеных яйцах, он символизирует материнство, жизнь и любовь к Богу.

Подсолнухи – спутники солнца, –
Лишь только займется рассвет,
Поднимут головки и молча
Кивают прохожему вслед.

В подсолнухах – отблески лета,
Июльского знойного дня
Подобны глазам твоим светлым,
Что нежно глядят на меня.

Максим Гольбрайхт

Подсолнух- символ благодарности. Именно солнцу он обязан своей красотой, поэтому, выражая свою благодарность, он всегда раскрывается при его появлении, непрерывно поворачиваясь в направлении солнечных лучей.
Образы, возникающие из легенд о солнечном цветке, приближают Весну в наших сердцах. Света и тепла становиться больше, расцветают улыбки вокруг, радость заполняет мир.

Расцвел у нас подсолнух средь картошки,
Стоит красавец – выше банной крыши!
Такой весь из себя: на толстой ножке
И жёлтой головой слегка колышет.

И ведь удался молодец на славу!
Красивее, чем даже в детской книжке.
А моего соседа, панка Славу,
Так просто впечатлил своею «стрижкой».

Едва лишь встанет солнце – сразу всполох!
И мир как будто разом веселеет.
Казалось бы, пустяк! Простой подсолнух…
А на душе и чище, и светлее.

Такой картине место в галерее,
И чтоб смотреть под звуки колокольцев.
…Не только светит, но и душу греет
На огороде «маленькое солнце».


Материал взят из интернета.