Коренные малочисленные народы хабаровского края список. Край от севера до юга. Муниципальное образовательное учреждение

Коренные малочисленные народы Хабаровского края.Национальные виды спорта.


«Каждый народ, даже самый маленький, – неповторимый узор на ковре человечества» Ч. Айтматов


Всего в Хабаровском крае проживает 24 тысячи представителей коренных малочисленных народов Севера, которые представляют 30 национальностей. Для 8 коренных этносов Хабаровский край является исторической родиной. Это нанайцы, нивхи, ульчи, негидальцы, орочи, удэгейцы, эвенки, эвены. Каждый из перечисленных народов имеет свою уникальную историю и культуру.


Образ жизни определяется географической средой и климатическими условиями. Традиционные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство. Наиболее значимы для них культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более 5 тысяч лет.

Нанайцы Самоназвание нанайцев – «нани» (здешний человек). Многочисленная народность, в Хабаровском крае насчитывается более 10 тысяч человек. Нанайцы (прежнее название – гольды)- народ, проживающий в основном в нижнем течении реки Амур.

Известные нанайцы Дерсу Узала (1849 -1908) – охотник, проводник российского ученого и путешественника Владимира Арсеньева в его экспедициях 1902 -1907 гг. Кола Бельды (1929 -1993) – эстрадный певец. Григорий Ходжер(1929-2006)-нанайский писатель, лауреат Государственной премии (1973г.)


Негидальцы Численность их в Хабаровском крае 505 человек (2002г.). Проживают по берегам рек Амгунь и Амур. Делятся на «низовских» и «верховских» негидальцев. Первые жили оседло в бревенчатых домах. Основное занятие – рыболовство. А «верховские» негидальцы охотились, поэтому жили в переносных конических чумах.

Нивхи Самоназвание «нивх» – человек, прежнее название – гиляки. Численность 4673 человека, из них в Хабаровском крае 2452, остальные на о. Сахалин. На первом месте для них всегда стояла рыбная ловля. Сырая и вяленая рыба составляла основу традиционной кухни. Важную роль играли охота, собирательство и собаководство.

Орочи Численность 915 человек, в Хабаровском крае – 426 человек, остальные в Приморье. Проживают по берегам рек Тумнин и Амур. Основные занятия – охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская, а также рыболовство. В Татарском проливе ловили нерпу и сивуча. Красиво называют месяцы – «месяц ворона», «месяц прилета орла», «месяц цветов».

Удэгейцы Численность удэгейцев в Хабаровском крае 613 человек. Кроме Хабаровского края проживают и в Приморье. Большинство живут в города х и поселках городского типа, ассимилировались с русскими и почти забыли родной язык. Основная религия - шаманизм и анимизм. Верили в родство людей с медведем и тигром. Главное занятие – охота, рыболовство и сбор женьшеня.

Ульчи Самоназвание ульча – местные жители. Проживают в 9 поселках в нижнем течении Амура (Ульчский район) в количестве 2718 человек. Ульчи вели оседлый образ жизни. Основа экономики – комплексное промысловое хозяйство. Ведущее место занимает рыболовство. В пище преобладала рыба. Основные запасы юколы делали из лосося. Известные ульчи – А.Л.Вальдю, писатель.

Эвенки Прежнее название – тунгусы, «оленьи люди». Живут в России, Китае, Монголии. В России проживают в основном в Якутии, Бурятии, Забайкалье. В Хабаровском крае - 4,5 тысячи. Традиционные занятия – охота и оленеводство, клето чное разведение пушных зверей, промыслы и ремесла. Особое место у эвенков занимает поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей.

Выдающиеся эвенки Бомбогор (умер около 1640г.) – вождь союза эвенкийских племен на Амуре Дёгир Николай Константинович (1926-1988) – эвенкийский писатель, поэт. Чепалова Юлия Анатольевна – российская лыжница, чемпионка Олимпийских игр 1998, 2002, 2006 годов. Отец и личный тренер Юлии – Анатолий Михайлович Чепалов имеет эвенкийские корни.

Кроме лыжного и других традиционных видов спорта у малочисленных народов существуют особые, национальные виды спорта. Например: метание топора, прыжки через нарты, тройной национальный прыжок, метание тынзяна (лассо) на хорей, стрельба из лука, перетягивание каната, перетягивание палки, бег с палкой по пересеченной местности.


Прыжки через нарты


Перетягивание палки


Стрельба из лука


Метание топора


Метание тынзяна на хорей


Тройной прыжок


Благодарим за внимание!

Коренные малочисленные народы Приморского края представлены удэгейцами (793 чел.), нанайцами (383 чел.) и тазами (253 чел.) - по результатам всероссийской переписи населения на 2010 г. Всего - 1429 чел.

В основном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском районе удэгейцы: Терней, Перетычиха, Агзу; Пожарском районе: Лучегорск (удэгейцы), Красный Яр (удэгейцы, нанайцы), Верхний Перевал (удэгейцы), Ясеневый (удэгейцы), Соболиный (удэгейцы), Олон (удэгейцы, нанайцы), Охотничий (удэгейцы); Красноармейском районе: удэгейцы: Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово; Ольгинском районе: Михайловка -тазы.

УДЭГЕЙЦЫ

Удэгейцы - коренной народ в Приморском и Хабаровском краях. До конца 19 века удэгейцев в качестве самостоятельного этноса не выделяли. Их и орочей считали одним народом. Первым, кто обосновал их этническую самостоятельность, был С.Н. Браиловский. Он же первым ввел в употребление и этноним удихэ (удээ, удэхэ), ставший самоназванием народа в 30-х гг. XX века. До этого общего самоназвания не было. Каждая территориальная группа имела свое самоназвание: хунгарийская -хунгакэ, бикинская - бикинка, анюйская -унинка и др.

Говорят на удэгейском языке, который вместе с орочским занимает в южной группе тунгусо-маньчжурских языков промежуточное положение. В настоящее время принято выделять три диалектные группы: самаргинско-хунгарийскую, хорско-анюйскую и бикино-иманскую. Все удэгейцы русскоязычны. На родном языке говорят лишь старшее поколение.

Можно выделить три основных этнических компонента, на базе которых формировался удэгейский этнос: автохтонный палеоазиатский, аустронезийский и тунгусский, первоначальную основу которого составляли пешие охотники илоу, пришедшие из Забайкалья. В процессе взаимодействия илоу с местными племенами к 7 веку на юге Дальнего Востока сложилась новая тунгусоязычная общность мукри, дальнейшее развитие которой происходило в сложных этнополитических условиях в неразрывной связи с историей и культурой соседних стран и народов. Особенно большое влияние оказали на нее древнетюркские и древнемонгольские народы, что в конечном итоге и привело к образованию этносов южно-тунгусской языковой группы, в т.ч. удэгейцев.

Нанайцы

Нанайцы - народ тунгусо-маньчжурской языковой группы. Основное самоназвание - нанай, нани («здешний человек»). В некоторых территориальных группах бытовали и другие самоназвания - киле, акани и др. Старое название нанайцев - гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения в некоторых районах Приморья.

Выделяется несколько этнографических групп - горинская, курурмийская, уссурийская и другие. Говорят на нанайском языке, имеющем три диалекта (горинский, курурмийский, бикинский) и два наречия. Некоторый специалисты считают курурмийский диалект особым языком. Широко распространен русский язык.

В генетическом отношении современные нанайцы представляют собой сложную историческую общность - конгломерат родов самого различного происхождения. На Нижний Амур в разное время приходили группы тунгусов, тюрок, монголов, маньчжур, которые, смешиваясь с автохтонным населением, формировались в различные этнические общности. Одной из них и являются современные нанайцы. Например, нанайские роды Киле, Самар, Дигор, Гаер, Хайтанин имеют эвенкийское (тунгусское) происхождение. В составе рода Бельды имеются айнские подразделения. В состав других нанайских родов вошли китайцы, маньчжуры, солоны и многие другие народы.

Тазы

Тазы – метисная по происхождению этническая группа в Ольгинском районе Приморского края. Этноним тазы – русифицированный вариант китайского тадзы, дацзы. Наиболее близкий ему аналог в русском языке – слово «инородцы». По мере того как развивались на юге Уссурийского края ассимилятивные процессы, все более локальный характер приобретало и значение слова «тазы». В конце концов, оно закрепилось как этноним за этнической общностью, возникшей в результате смешения части уссурийских нанайцев и удэгейцев с маньчжуро-китайскими отходниками. Язык тазов представляет собой один из говоров северного диалекта китайского языка. Он схож с говорами Северного Китая, но обладает большим своеобразием, что связано с его длительной изоляцией от основной массы носителей этих говоров, а также влиянием местных языков. В настоящее время на родном языке практически уже никто не говорит.


На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.

Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями.

Традиционные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство.

Основу мировоззрения аборигенов Приамурья составляют древнейшие представления и верования. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет.

Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя и "возрождения" его вновь.

Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья - виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. На ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатая орнаментика, ибо медвежий праздник был именно тем центром, вокруг которого вращалась жизнь всей общины. Поэтому ритуальная посуда представляла собой наиболее совершенные образцы резного искусства.

Традиционная одежда народов Приамурья - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей. У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой.

НАНАЙЦЫ
Самоназвание: нани - «здешний человек».
Нанайцы (прежнее название - гольды), народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края, в нижнем течении реки Амур: в Солнечном р-не (пос. Кондон, Харпичан). Комсомольском р-не (пос. Бичи, Ниж. Халбы, Чучи, Бельго?, Верхнетамбовское, Верх. Эконь, Пивань). Амурском р-не (пос. Усть-Гур, Диппы, Ачан, Тейсин, Джуен). Хабаровском р-не (пос. Сикачи-Алян, Петропавловка, Улика-Национальное, Победа и окрестности). Нанайском р-не (пос. Малмыж Верх. Нерген, Дубовый Мыс, Гасси, Дада, Даерга, Найхин, Уни, Джари, Верх. и Ниж. Манома, Маяк и его окрестности). Столицей Нанайского района является село Троицкое. На территории ЕАО числится 76 нанайцев, скорей всего они живут в пос. Ольгохта.

Всего численность численность нанайского населения составляет 12017 человек. В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные народы.

НЕГИДАЛЬЦЫ
Самоназвание: амгун бэйэнин - «амгунский».
Негидальцы (прежнее название - гиляки), народ, проживающий на территории Хабаровского края по берегам рек Амгунь и Амур. В Хабаровском крае проживают 505 из 567 оставшихся на свете негидальцев. Предположительно, негидальский этнос возник в результате смешения эвенков с нивхами и ульчами.

НИВХИ
Самоназвание: нивх - «человек».
Нивхи (прежнее название - гиляки), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур, а именно в окрестностях Николаевска: пос. Литовка, Власьево, Джаорэ, Ниж.Пронге, Тыр. Их численность 4673 человека.

Предположительно, нивхи являются прямыми потомками древнейшего населения Сахалина и Нижнего Амура.

ОРОЧИ
Самоназвание: орочили.
Орочи - народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае по берегам рек Тумнин и Амур, а именно в Ванинском (пос. Датта, Монгохто, Дюанка, Уська-Орочская) и Советско-Гаванском (пос. Коппи) районах. В Хабаровском крае проживают 426 из 686 орочей. В этногенезе орочей участвовали аборигенные и пришлые эвенкийские народы.

УДЭГЕЙЦЫ
Самоназвание: удэхэ.
Удэгейцы (в прошлом назывались «лесными людьми»), народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. В Хабаровском крае проживает 613 из 1582 удэгейцев. В формировании удэгейского этноса участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы.

УЛЬЧИ
Самоназвание: нани - «человек земли».
Ульчи (в прошлом назывались мангунами - «амурскими людьми»), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур, а именно в Ульчском р-не: пос. Дуди, Кольчем, Ухта, Богородское. В Хабаровском крае проживает 2,7 тыс. из 2,9 тыс. ульчей. В этногенезе ульчей участвовали нанайцы, нивхи, негидальцы, айны, эвенки.

ЭВЕНКИ
Самоназвание: эвэн.
Эвенки (прежнее название - тунгусы, назывались также «оленьими людьми»), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока, а именно в Аяно-Майском р-н (пос. Джигда, Аим, Ципанда), Тугуро-Чумиканский р-н (пос. Алгазея, Тором, Тугур), Верхнебуреинский р-н (пос. Шахтинский, Усть-Умальта), Полино Осипенский р-н, Хабаровский р-н (пос. Догордон), Солнечный р-н, запад Ульчского р-на.

Численность 30233 человека. Предками эвенков были прототунгусы Прибайкалья и Забайкалья.

ЭВЕНЫ
Самоназвание: эвэн.
Эвены (прежнее название - ламуты), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока, а именно в восточной половине Охотского района: пос. Новая Иня, Арка, Кетанда.

В Хабаровском крае проживают 1,2 тыс. из 17 тыс. человек. Эвены принадлежат к северо-восточной ветви эвенков.

Текст http://www.mega-pages.ru/stats?rub=937
фото http://www.vremya.ru/2006/124/4/

Ч. 1
Коренные народности


На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.

Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями. Традиционные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство.

Основу мировоззрения аборигенов Приамурья составляют древнейшие представления и верования. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет.

Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя и "возрождения" его вновь.

Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья - виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи.

Традиционная одежда народов Приамурья - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей. У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой.

НАНАЙЦЫ

Самоназвание: нани - «здешний человек».

Нанайцы (прежнее название - гольды), народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края, в нижнем течении реки Амур. Численность 12017 человек(2002,тпроверка 2009) В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные народы. Нана́йцы (нанайск. нанай, нани; кит. хэчжэ; устаревшее гольды)- коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае.

Антропологический тип: Нанайцы являются носителями байкальского антропологического типа с небольшой примесью северного китайского антропологического компонента.

Первая информация о расселении коренных народов бассейна Амура появилась в России в середине XVII в, во времена походов Хабарова и других землепроходцев. По мнению историка Б.П. Полевого, дючеры, жившие в низовьях Сунгари и по Амуру в районе устьев Сунгари и Уссури были нанайцами. Однако более общепринятым и по сей день остается высказывавшееся в XIX в. мнение, что дючеры были потомками, или близкими родственниками, чжурчжэней, а нанайцы вероятно были известны землепроходцам как "ачаны" и "натки", и распространились в районы, прежде заселённые землепашцами-дючерами, лишь после эвакуации дючеров китайскими властями в глубину Маньчжурии во второй половине 1650-х годов.

Места проживания: Пекинский договор 1860 г., сделав реки Амур и Уссури государственной границей, разделил район проживания нанайцев между Россией и Китаем.

Большинство нанайцев России проживает в Хабаровском крае. Нанайские деревни расположены по обоим берегам среднего Амура (примерно от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре) и на его притоках, а также на российском (восточном) берегу Уссури (Пожарский район Приморского края).

Нанайский язык относится к группе тунгусо-маньчжурских языков

НЕГИДАЛЬЦЫ

Самоназвание: амгун бэйэнин - «амгунский».

Негидальцы (прежнее название - гиляки,), народ, проживающий на территории Хабаровского края по берегам рек Амгунь и Амур. Численность 622 человека. Предположительно, негидальский этнос возник в результате смешения эвенков с нивхами и ульчами. Негидальцы (от негидал. ңегидал - «береговой», «прибрежный», самоназвание: элькан бэйэнин - местные люди; амгун бэйэнин - люди реки Амгунь) - малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье.

Расселение и численность: Проживают в нижнем Приамурье в бассейне нижнего течения реки Амгунь. Численность согласно переписи 2002 года - 567 человек, в том числе в Хабаровском крае - 505 чел.

Язык:Говорят на негидальском языке, наиболее близком к эвенкийскому. Большинство также на русском, который в настоящее время является основным языком общения.

Культура и история:Территориально разделяются на «низовских» и «верховских» негидальцев, имеющих локальные особенности в культуре, быту и языке. Основным занятием низовских негидальцев было рыболовство, второстепенным - охота. Жили оседло. Зимним жилищем служили бревенчатые дома с отапливаемыми нарами, летним четырёхстенные домики из коры. У верховских негидальцев основным занятием была охота, второстепенным рыболовство. Жилище переносной конический чум.

Транспортным животным у низовских была собака, у верховских - олень. В старину одежду и обувь шили из рыбьих кож и шкур животных, позднее из тканей маньчжурского, китайского и русского происхождения.

По религиозным представлениям негидальцы были анимистами, с развитым шаманизмом.

Русские впервые столкнулись с негидальцами в XVII веке. Тесные контакты начались с середины XIX века. В конце XIX века у негидальцев появились русского типа жилища, одежда, стало распространяться земледелие.

НИВХИ

Самоназвание: нивх - «человек».

Нивхи (прежнее название - гиляки), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур и на острове Сахалин. Численность 4673 человека.

Предположительно, нивхи являются прямыми потомками древнейшего населения Сахалина и Нижнего Амура. Ни́вхи (нивх. нивах, нивух, нивхгу, ньигвнгун; устар. гиляки) - малочисленная народность на территории Российской Федерации.

Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на острове Сахалин. Язык нивхский. Численность - 5,2 тыс. человек (2002).

Происхождение и языковая принадлежность:Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далёком прошлом северо-западные берега Тихого океана.

Нивхи относятся к палеоазиатскому типу монголоидной расы.

По языку и культуре нивхи близки народам, разговаривающим на палеоазиатских языках (чукчи, коряки и др.), и чаще всего объединяются с ними в общую группу.

Традиционное хозяйство: Среди хозяйственных областей на первом месте по значимости у нивхов всегда стояла рыбная ловля. Сырая и вяленая (реже - варёная и жареная) рыба составляет основу традиционной кухни. Важную роль в нивхском хозяйстве играли охота, собирательство и собаководство.

ОРОЧИ

Самоназвание: орочили.

Орочи - народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае по берегам рек Тумнин и Амур. Численность 915 человек(2002-перепись, проверка 2009). В этногенезе орочей участвовали аборигенные и пришлые эвенкийские народы. О́рочи (самоназвание орочисэл, ороч, а также нани (утраченное старое самоназвание, заимствовано от амурских нанайцев: "на" - земля, "ни" - человек, перевод - «местный житель»; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности)) - народ в России.

Численность и расселение: Живут в основном в Хабаровском крае (426 чел., 2002 г.), преимущественно в низовьях реки Тумнин с её притоками (Ванинский район), и по реке Хунгари, притоку Амура, по Амуру, у озера Кизи (Ульчский район) и др.

Язык: Говорят на орочском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. В языке выделяются тумнинский, хадинский, хунгарийский диалекты.

История:В вопросе о самоназвании нет определенности. Ульчи и нанайцы издавна, а с XIX века и русские, именовали коренное население Амура орочами. Этот этноним был внесен в 1930-е гг. в официальные паспорта. Позднее было выявлено бытовавшее у них самоназвание нани - «здешние жители», как у нанайцев и ульчей, но этот этноним по их же утверждению «принесли» с Амура соплеменники, длительное время жившие среди амурских аборигенов.

Формирование орочей происходило на склонах Сихотэ-Алиня, на территории от залива Де-Кастри на севере до р. Ботии на юге. В этом длительном процессе принимали участие элементы различного этнического происхождения, как местного (нивхские, айнские и др.), так и эвенкийского и др. В результате сложились пять территориальных групп: амурская, хунгарийская, тумнинская, приморская (хадинская) и коппинская.

Занятия и обычаи: Основные традиционные занятия - охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская, а также рыболовство. Оружием служили лук со стрелами, копьё, использовались ловушки, петли, самострелы и др. Огнестрельное оружие, капканы появились в XIX веке. Рыбачили круглый год, летом - в маленьких долблёнках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу - колотушками, рыбу (кета, горбуша, таймень и др.) ловили сетями, неводом, устраивали ловушки, били острогой.

Год делился на месяцы, соответствовавшие фенологическим (природным) явлениям и промысловым занятиям:гуси биани - «месяц прилёта орла»;

туа - «месяц ворона»;

зонка - «месяц, когда течёт с крыши»;

илакта биани - «месяц цветов»;

нада биани - «жаркий месяц» (7-ой);

омо хукканку ини - «первый месяц охоты с петлями»;

амукин хукканкини - «последний период охоты с петлями»;

мийэ - «месяц плеча»;

ичэ - «новый месяц»- январь.

УДЭГЕЙЦЫ

Самоназвание: удэхэ.

Удэгейцы (в прошлом назывались «лесными людьми»), народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. Численность 2011 человек. В формировании удэгейского этноса участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы. Удэге́йцы - один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока, антропологически относятся к байкальскому типу монголоидов.

Язык: удэгейский, относящийся к амурской группе тунгусо-маньчжурских языков, наиболее схож с орочским, практический вытеснен русским языком.

История:Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского края, в основном, в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня или у правых притоков Уссури и Амура. На протяжении своей истории удэге контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи были с орочами. До конца XIX века русские исследователи удэгейцев и орочей не разделяли, а считали одним народом.

До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм и анимизм, выраженные в вере в родство людей с медведем и уссурийским тигром, а главными занятиями - охота (главным образом на изюбра и лося), рыболовство (на крупных реках) и собирательство (в основном, женьшеня).

Русские принесли письменность (русскую, первый алфавит на удэгейском языке был составлен лишь 1930-е гг), большое внимание уделялось обращению удэгейцев в христианство. Лишь в отдалённых районах сохранился шаманизм в чистом его виде.

Настоящее время

На 2002 год насчитывалось около 1700 человек (в 1970 году - около 1500, в 1989 году - около 2000), указавших национальность «удэгеец», однако, большое количество лиц удэгейского происхождения живут в городах и посёлках городского типа и полностью ассимилировались с русским большинством, что привело к резкому уменьшению носителей родного языка. Лишь около 400 человек в 2002 году признало удэгейский язык родным, преимущественно люди старшего поколения.

УЛЬЧИ

Самоназвание: нани - «человек земли».

Ульчи (в прошлом назывались мангунами - «амурскими людьми»), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур. Численность 3233 человека на 2002 год. В этногенезе ульчей участвовали нанайцы, нивхи, негидальцы, айны, эвенки. Ульчи (самоназвание - нани, ульча - «местные жители» (общее для ряда народов Приамурья), устаревшее: мангуны, ольчи).

Численность и расселение: Живут в девяти поселках в нижнем течении Амура (Ульчский район Хабаровского края). Численность по переписям: 1896 года - (ольчи) 1455, 1989 года - 3233, 2002 года - 2913, из которых в Хабаровском крае - 2718 чел. (93%), в основном в Ульчском районе. Ульчи являются представителями байкальского антропологического типа североазиатской расы, с небольшой долей примеси амуро-сахалинского типа, что объясняется их длительными контактами с нивхами.

Язык: Ульчский язык входит в южную (амурскую) ветвь тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи. Наряду с языками нанайцев и ороков содержит реликты древнеалтайской лексики, что позволяет считать предков ульчей древнейшими жителями Приамурья.

Религия: Традиционная идеология ульчей, как и других народов Приамурья выражена шаманизмом. Наряду с ним, большую роль в общественной жизни ульчей играла система культов: промыслового, семейных, предков (анимизм).

Культура: Для ульчей была характерна высокая степень интеграции культуры с другими народами Амура. Это объясняется, с одной стороны, общим субстратом, лежащим в основе их формирования, с другой, этнической неоднородностью ульчского ареала на поздних этапах их истории. В составе современных ульчей есть роды эвенкийского, негидальского, орокского происхождения. Многое в культуре ульчей сближает их с нанайцами и нивхами.

Ульчи вели оседлый образ жизни, история некоторых их поселений насчитывает десятки и даже сотни лет. Основу их экономики составляло комплексное промысловое хозяйство, в котором ведущее положение занимало рыболовство, регламентирующее образ жизни и занятия другими хозяйственными отраслями, затем, по уменьшению степени значимости, или таёжный промысел и охота на морских животных.

Средствами передвижения служили собачьи нарты, лыжи (для охоты по насту и повседневные - с меховой обклейкой), лодки (дощатые, плоскодонные, многоместные, остроносые - в рыболовстве; долбленые, берестяные - чаще для охоты).

Традиционная мужская и женская одежда: халаты покроя кимоно, чаще из ткани, зимние - на вате (хукту), праздничные - иногда сплошь вышитые и украшенные аппликацией. Изготовлялись также арми - из рыбьей кожи, ровдуги, зимой - из различных мехов. Под халатом штаны, ноговицы (из ткани, на вате, из рыбьей кожи, ровдуги), нагрудник (мужской - малый меховой, женский - длинный, отделанный бисером, металлическими бляшками). Мужские юбки из нерпичьих шкур, фартуки охотничьи, фартуки праздничные, с орнаментом, охотничьи куртки из лосиных шкур, малые меховые шапочки, надевавшиеся с тканевыми шлемами и т. п. Обувь в виде сапожка с отдельной пришивной подошвой - из ровдуги, камусов; другой тип - с отдельно кроеной головкой - из рыбьей кожи, нерпичьих и сивучьих кож с множеством украшений и без них. Тёплые шапки орнаментированные. Одежда (особенно женская) украшалась меховой мозаикой из кусочков собачьего, лисьего и беличьего меха, оленьим волосом, разноцветным орнаментом и пр.

В пище преобладала рыба. Добыв крупного осетра, съедали лишь малую часть, бо́льшая часть шла на изготовление юколы (вяленных на ветру и солнце длинных и тонких пластин рыбы). Основные запасы юколы делали из лосося, который, как правило, на Амуре шёл «рунным ходом» дни и ночи в течение многих недель.

Жанры традиционного фольклора разнообразны: космогонические мифы, мифы и сказки о духах, о животных, волшебные сказки, исторические легенды и предания, загадки, пословицы и пр.

Из музыкальных инструментов наиболее характерны примитивные однострунные скрипки, малые свирели, железные и деревянные варганы.

До середины XIX века в общественной жизни ульчей большое значение имели традиционные родовые институты, основные функции которых состояли в регулировании брачных отношений, реализации норм родовой взаимопомощи и т. п. Смешанный в этническом плане характер поселений, влиял на повышение социальной значимости соседских связей в сфере экономики.

С середины XIX века начинается активное освоение Нижнего Амура русскими, поселения которых ставились рядом с ульчскими. С установлением прочных экономических связей с русскими, ульчи осваивают огородничество, занимаются извозом, рыболовство приобретает товарный характер. Распространение товарности в промысловом хозяйстве вело к изменению принципов использования угодий, ранее определявшемся приоритетом занятия мест промысла, в виде закрепления за родами исключительного права на их эксплуатацию.

ЭВЕНКИ

Самоназвание: эвэн.

Эвенки (прежнее название - тунгусы, назывались также «оленьими людьми»), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 30233 человека. Предками эвенков были прототунгусы Прибайкалья и Забайкалья.

Эве́нки (тунгусы) (самоназвание: эвэнкил) - сибирский малочисленный коренной народ, родственный маньчжурам и говорящий на языке тунгусо-маньчжурской группы. Живут в России, Китае и Монголии. В России эвенки проживают в основном в Якутии (18 тыс.) и Красноярском крае (4,6 тыс., в том числе 3,8 тыс. в Эвенкийском районе), а также в Бурятии (2,6 тыс.), Приамурье (1,5 тыс.), Забайкалье (1,5 тыс.), Приангарье (Предбайкалье) (1,4 тыс.). В 1930-2006 годах существовал Эвенкийский автономный округ, в 1931-1938 - Витимо-Олёкминский национальный округ, созданные в районах компактного проживания эвенков. Для эвенков характерен традиционный природоресурсный тип хозяйствования. ТрадицииТрадицииТрадиции

Традиционная кухня - северная, содержащая много мяса, рыбы и оленьего молока. Деликатесное блюдо - дуктэми, подаваемое по торжественным случаям, содержит не только мясо рыбы, но и костную муку.

Традиционное жилище - конический чум.

Традиционные верования - шаманизм.

Традиционное занятие - охота и оленеводство (в отличие от других народов практиковали доение оленей и верховую езду на них), таежная охота, клеточное разведение пушных животных, промыслы и ремесла.

История: Во II тыс. н. э. эвенки были рассечены продвижением на север якутов. Восточные эвенки образовали этнос эвенов.

Расселение и язык:Общая численность - около 20 тысяч человек(перепись 2002). Проживают преимущественно на востоке РФ. Так по данным переписи 2002 года в Республике Саха (Якутия) проживало 11 657 эвенов, в Магаданской области - 2527, в Камчатской области - 1779 (из них в Корякском автономном округе - 751), в Чукотском автономном округе - 1407, в Хабаровском крае - 1272.

Религия и обычаи эвенов: В религиозных представлениях эвенов существовал культ "хозяев" природы и стихий: тайги, огня, воды и т.д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей. Были развиты промысловые культы, духов-хозяев природы, шаманизм. До XVIII - XIX вв. практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах. После принятия православия, эвены начали хоронить умерших в земле, ставя над могилой кресты. В XVII-XVIII вв. эвены одевали покойника в самое лучшее платье, сообразно времени года, укладывали в деревянную колоду и ставили ее на деревья или на столбы. Заколов несколько оленей, их кровью обагряли гроб и деревья. Чум умершего, его утварь и прочее оставляли под деревьями. И.А.Худяков писал, что индигирские ламуты (эвены) хоронили покойников головой на запад, ибо верили, что он "отправится на восток". Томпонские эвены, по материалам В.А.Туголукова, обряжали покойников в одежду, сшитую без узлов - "чтобы облегчить душе освобождение от тела, когда она начнет свое путешествие". Обычай удушения оленей у эвенов, как предполагают ученые, является наиболее древним тунгусским способом умерщвления жертвенных животных при похоронном обряде.

В эвенском фольклоре большое значение придавали сказкам и былям-преданиям. Причем среди сказок особо выделяются сказки о животных и птицах, близкие по содержанию к сказкам эвенков. Некоторые части сказаний о героях-богатырях, например, речи героев, обычно поются. Среди былин особенно интересны былины о героях-женщинах, побеждающих в состязаниях мужчин. Вообще следует отметить, что при исполнении произведений эпического характера широко использовалась песенная передача былины и для каждого героя существовала своя, особая мелодия.

В традиционном народном искусстве эвенов значительное место занимал хороводный танец "сээдьэ", имеющий религиозно-обрядовый характер. Такие коллективные танцы проводились весной и летом при ежегодных традиционных встречах. Они вселяли небольшим этногруппам эвенов чувство единения, коллективного разума, уверенность в преодолении невзгод, веру в добро. Был распространен культ солнца, которому в жертву приносили оленей. поводом для жертвоприношения обычно была болезнь кого-либо из членов общины. Жертвоприношение совершалось всеми общинниками, мясо съедалось, шкура вешалась на шест. Оленя для жертвоприношения указывал шаман или выбирали с помощью гадания.

Хозяйство: В хозяйственной деятельности эвенов сочетались кочевое оленеводство, охота на мясного и пушного зверя, рыболовство. Интегративные процессы лежали и в основе формирования эвенской культуры, оценка которой соответствует обще сибирской закономерности. "У народов, в большей степени сохранивших традиционное хозяйство, особенно оленеводство, больше сохраняется национальная культура и, как правило, родной язык." Потребностями оленеводства определялся образ жизни и атрибутика эвенской культуры. Исторически, хозяйство эвенов формировалось в виде комплексной экономики, сочетавшей занятия таежным промыслами, рыболовством и оленеводством. У эвенов Охотского побережья фиксируется три зональные группы хозяйств: горно-таежная, с приморской территорией практически не связанная (оленеводческая), промежуточная, к которой относились около 70% эвенских хозяйств (оленеводческо-промысловая) и приморская, состоящая из эвенских хозяйств утративших оленей (промысловая). Хозяйственный цикл эвенов делился на шесть периодов, четыре из которых соответствовали основным временам года и два дополнительных: предвесенний и предзимний, имевших важное значение для оленеводческого хозяйства. Каждый из этих периодов определял приоритеты и сочетание видов хозяйственной деятельности, способов кочевания, организации поселений и т. п. Счет месяцев велся по месяцам, с использованием двух видов календарей. Один, более традиционный, "по частям тела". У охотских эвенов год начинался с сентября, который назывался месяцем "подымающейся тыльной поверхности кисти руки" (левой) и заканчивался августом, месяцем "подымающейся кисти руки, сложенной в кулак" (правой). Другой календарь был собственно православный и изготавливался он в виде деревянной дощечки, на которой метками обозначались дни, месяцы, сезоны года и церковные праздники, в него вносились и семейные даты.

По территории расселения значительно варьировал транспорт, особенно олений. Для эвенов на Охотском побережье, вьючно-верховое оленеводство сибирского типа. В местах распространения упряжного оленьего транспорта, он, как правило, сосуществовал с традиционным для тунгусов вьючно-верховым оленеводством.

Традиционные поселения и жилища: Как и хозяйство, материальная культура эвенов сочетает в себе элементы различного происхождения. При наличии мобильных кочевых стойбищ, эвены-скотоводы устраивали летние скотоводческие стоянки сайылык. Разнообразными были и жилища – тунгусский чум с берестяным или ровдужным покрытием. Заимствованные типы жилища, обычно в деталях, адаптировались в связи с эвенской традицией: ориентировка входа жилища в пространстве зимой на юг, летом на северо-запад, отсутствие, в отличие от палеоазиатов, в жилище пологов, устройство очага, социализация пространства жилища и т.п. Во время зимних кочевок охотились на пушного и мясного зверя. В старину на волка не охотились, т.к. он считался запретным животным.

У эвенов бытовали два типа жилищ: эвенкийский чум и чукотско-корякская яранга. Одежда этого народа по составу костюма и покрою была подобна эвенкийской. Вышивка располагалась по швам и краям одежды, чтобы "мешать" проникновению злых духов в одежду. Орнамент в одежде (у тунгусоязычных наблюдается преобладание в орнаменте геометрических узоров) обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество.

Шаманство эвенов: В процессе совершения ритуала шаман или шаманка поднимаются из среднего мира (он назван по-якутски Орто-Дойду) вверх, к божеству Айыы, или вниз, в мир злых духов, с целью извлечения оттуда души заболевшего человека. Уникальным свидетельством для шаманской практики является описание своеобразного обмена - возвращения злого духа, вызвавшего болезнь, в нижний мир и возвращения души заболевшего человека в мир живых людей.

Яркой особенностью ритуальных текстов являются слова-подражания крику различных птиц, а также возгласы, не имеющие непосредственного значения: хэруллу, хэруллу, хэруллу, дергэл-дергэл-дергэл (ср., впрочем, монг. dergel sara "полная луна") и т.п. Вероятнее всего, такие возгласы либо воспроизводят текст на языке, который не был понятен при заимствовании ритуала, либо, скорее всего, служат имитацией значимых словесных элементов обрядового текста, что наряду с использованием иноязычных элементов характерно для шаманских текстов всех народов Крайнего Северо-Востока.
ч. 1