Агглютинация как механизм воображения представляет собой. Приемы создания творческих образов: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация. Агглютинация как механизм воображения

Что такое воображение

Замечание 1

Под «воображением» в психологии понимают процесс, благодаря которому человек способен создавать образы и идеи в своем сознании.

Воображение имеет большое значение для человеческой психики, так как играет важную роль в таких процессах как:

  • моделирование
  • планирование
  • творческая деятельность
  • память

Процесс воображения можно дифференцировать по результату, оно может быть: репродуктивным и продуктивным. Под репродуктивным понимают воображение, в процессе которого воссоздаются образы, которые уже есть в реальности. Под продуктивным воображением понимают процесс, в результате которого появляется нечто новое.

По степени целенаправленности процесс воображения может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воображение состоит из воссоздающего и творческого воображения, в то время как непроизвольное воображение является не преднамеренным и непредсказуемым.

Образы в свою очередь могут быть конкретными и абстрактными, так и воображение может быть конкретным и абстрактным.

Воображение выполняет ряд важнейших функций. Оно дает возможность человеку представлять окружающий мир в образах, дает возможность используя их решать задачи.

Воображение помогает регулировать эмоции, познавательные процессы и состояния человека. Воображение предоставляет возможность обдумывать, представлять в образах некий план действий. Оно также позволяет человеку выполнять планирование, программирование и оценивание деятельности.

Выделяют следующие механизмы воображения:

  • агглютинация
  • гиперболизация
  • схематизация
  • акцентирование
  • типизация

Агглютинация как механизм воображения

Агглютинация - это процесс создания нового образа из частей других обозов. Этот процесс дает много информации о личности человека. Человеческая личность - это достаточно сложный механизм. Человек обладает интеллектуальными способностями, в сознании всегда идет мыслительный процесс. Все что существует в мире или создано природой, или создано благодаря человеку. Человек обладает удивительной способностью: он может создать нечто совершенно новое и уникальное.

Много примеров агглютинации есть среди сказочных существ: кентавр - соединение верней части тела человека и нижней коня, русалка – верхняя часть принадлежи женщине, а снизу - хвост, избушка на курьих ножках и так далее.

Агглютинация представляет то, что происходит в ходе мыслительной деятельности каждого человека. Процесс агглютинации есть практически у всех людей, как у здоровых, так и у не здоровых. В особо сильной степени она присуща людям страдающим шизофренией.

Агглютинация считается автоматическим действием, мы можем только увидеть результат агглютинации, но не можем узреть сам процесс, так как он находится внутри сознания человека. Для того что процесс агглютинации состоялся, человеку необходим запас опыта. Но тем не менее агглютинация не является процессом произвольным, то есть человек не специально обращается к своему опыту, а бессознательно и спонтанно.

Как нам известно воображение человека обогащается за счет человеческого опыта, чем больше человек в своей жизни узнал, увидел тем более широка развита его фантазия, тем больше новых образов он сможет спродуцировать.

Агглютинация по своему происхождению не случайна, ее образы получается из того, что заложено глубоко у человека в подсознании. Сам процесс делится на две части:

  • элементы не критикуются и не анализируются.
  • компоненты должны влиять на мыслительное обобщение, чтобы построить целый образ.

Гиперболизация как механизм воображения

Под термином «гиперболизация «понимают процесс преувеличения или преуменьшения объекта, или частей объекта. Иными словами, это фантазии на тему необычного существа, у которого появляются качественно новые свойства. Гиперболизация часто используется в сказках. Примерами гиперболизации являются великаны, гномы, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, многорукий индийский бог, циклоп, Змей Горыныч, Карлик Нос, Дюймовок. Некоторые ученые считают процесс гиперболизации одной из разновидностей акцентирования.

Замечание 2

Так же некоторые ученые разделяют понятие гиперболизация и литота: гиперболизация – это преувеличение объекта, а литота - приуменьшение.

Схематизация как механизм воображения

Под «схематизацией» понимают процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств. При этом происходит отсечение второстепенных элементов. Индивидуальные особенности при этом также игнорируются.

Примером схематизации может быть орнамент, созданный художником, в котором были использованы элементы растений.

Схемы - это ряд взаимосвязанных мыслей. Схематизация может быть представлена несколькими типами:

  • конспектированием
  • инфографикой
  • иллюстрированный график
  • алгоритмический график
  • концептуальная схематизация

Акцентирование как механизм воображения

Под понятием «акцентирование» понимают процесс подчеркивания определенных специфических черт объекта. При этом может происходить изменение пропорций объекта. Акцентирование иными словами называют заострением.

Примерами акцентирования могут быть карикатуры – вид искусства, который высмеивает идеи, пороки, явления, людей с применением стереотипов, шаржи – вид искусства похожий на карикатуру, но при этом нет задачи высмеять, делается лишь акцент на определенных специфических чертах.

Понятие акцентирование включает в себя понятия гиперболизация (преувеличение свойств объекта) и литота (приуменьшение свойств объекта).

Типизация как механизм воображения

Под «типизацией» понимают процесс обобщения объектов, имеющих родственные связи, для того что бы выявить у них общие, повторяющиеся признаки. Признаки при этом должны быть существенными. Затем выявленные признаки можно воплощать в новых образах.

Следует отметить, что данный механизм является наиболее типичным для художественного творчества. В художественном творчестве особе место отводится образам людей, принадлежащим к разным сословиям, возрастным группам, профессиям и так далее.

Достаточно много примеров типизации представлено у Гоголя, например, Коробочка – жадная накопительница, Хлестаков – любитель «ухлестывать» за женщинами.

Агглютинация прием воображения, благодаря которому происходит соединение несоединимых в реальности качеств и свойств:

    наделение человека свойствами животных;

    наделение животных свойствами человека;

    наделение природы качествами человека.

Акцентирование - прием воображения, заключающийся в подчеркивании отдельных частей предмета или отдельных признаков, приводящий к изменению пропорций.

Гиперболизация – изменение качества предметов в сторону увеличения или уменьшения без изменения пропорций.

Схематизация – прием воображения, благодаря которому происходит сглаживание различных предметов и выявление черт сходства между ними, причем происходит слияние, наложение отдельных представлений, различия отбрасываются, а черты сходства заостряются.

Типизация – прием воображения, благодаря которому происходит выделение существенного, повторяющегося и воплощение этого существенного в конкретном образе.

4. Эмоции

Эмоция как субъективное переживание

Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоции – это сигналы, которые выражают субъективное значение явления. Это реакция субъекта на ситуации, делающие затрудняющим поведение субъекта. Это непосредственное переживание.

Переживание – это любое состояние сознания субъекта или явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его внутренней жизни.

Переживание – это особое субъективное отражение не окружающего мира, а мира, взятого по отношению к субъекту с точки зрения предоставляемых ему ситуаций. Переживание возникает в критических ситуациях. Критические ситуации – это ситуации невозможности реализовать внутренние желания субъекта.

Возникновение эмоций:

Эмоции возникают в любой ситуации

Эмоции возникают в специфических ситуациях.

Классификация эмоций

По знаку

Положительные и отрицательные

По интенсивности

Слабые (настроение) и сильные (аффект)

По продолжительности

Кратковременные и длительные

По глубине

Глубокие и поверхностные

По воздействию на организм

Стенические (повышают активность) и астенические (снижают активность)

Виды эмоций:

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности.

Удивление - эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства.

Страдание - отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения актуальной потребности.

Гнев - отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляющее собой реакцию на неожиданно возникшее препятствий на пути к достижению желаемой цели.

Страх - отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия.

Стыд - состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих или собственным принципам.

Виды эмоциональных состояний:

I. Эмоциональный тон ощущений - непосредственное переживание удовольствия или неудовольствия при условиях наличия у субъекта тех или иных ощущений. Ощущения возникают в случае воздействия на органы чувств. Эмоциональный тон ощущений побуждает субъекта к сохранению оказываемых на него воздействий или устранению их.

II. Собственно эмоции (или предметные эмоции). Это ситуационное эмоциональное состояние, более или менее кратковременное и связанное с конкретной ситуацией удовлетворения актуальной потребности.

Настроение - это общее, более или менее устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека.

Аффект-это сильное, относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Аффект сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями, а также значительными физиологическими изменениями.

Стрессовое состояние - это форма, близкая к аффекту, но по длительности протекания приближающаяся к настроению. Стрессовое состояние возникает в ответ на экстремальные воздействия - стрессоры. Кривая Хебба - зависимость эффективности деятельности от сил эмоций. Чем сильнее эмоции, тем эффективнее деятельность, но для каждого субъекта есть свой оптимум. Если интенсив- ность эмоции превышает этот оптимум, то эффективность деятельности снижается вплоть до полной дезорганизации.

Стресс (stress - англ. - давление, нажим), по Г.Селье, есть специфический ответ организма на любое предъявление ему требования.

Стрессовые состояния - это вид эмоциональных состояний, близких к аффекту по психологическим характеристикам, но по длительности протекания приближающихся к настроению.

Экстремальное воздействие называется стресс-факторами или стрессорами.

Дистресс (от англ. - горе, несчастье) - ситуация, приводящая к потере резервов организма.

Гетеростазис - новое устойчивое состояние, достигаемое с помощью веществ, которые стимулируют физиологические, адаптивные механизмы, возбуждают дремлющие тканевые защитные реакции (Г.Селье).

Чувство - переживание человеком своего отношения к предметам и действительности, которое характеризуется:

связью с мотивационной сферой личности;

устойчивостью.

Сравнительная характеристика эмоций и чувств:

Функции эмоций.

    Сигнальная. Эмоциональное переживание – есть сигнал, информирующий субъекта о том, как идёт процесс удовлетворения потребности.

    Регулирующая. Эмоции относятся к внутренним процессам и способны побуждать действия и поддерживать необходимую активность.

    Приспособительная. Эмоции (особенно в экстремальных ситуациях) вызывают необходимые действия, устанавливая наиболее оптимальное отношение между субъектом и ситуацией.

    Функция оценки. Благодаря эмоциям оценивается мотивационная значимость отражаемых объектов.

    Актуализация опыта. Благодаря эмоциям субъект посредством актуализации необходимой информации оказывается готовым к развитию событий.

Функция закрепления следов в памяти. Эмоция, сопровождающая событие, выступает как дополнительное подкрепление и благодаря эмоциям событие фиксируется в памяти.

    Экспрессивная. Эмоция выступает как канал коммуникации.

5.Воля

Понятие о волевой и импульсивной регуляции поведения

Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленной цели (А.В. Петровского).

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением препятствий. Выделяют внутренние и внешние препятствия.

Внешние препятствия - это объективные, существующие независимо от сознания субъекта ограничения активности.

Внутренние препятствия - это субъективные состояния, переживания или качества индивидуальности, которые выступают ограничителями активности (это могут быть моральные нормы, лень и т. д.).

Воля - это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Во всех определениях подчеркивается способность воли доводить активность до конца, т.е. поддерживать мотивацию.

По Узнадзе, любая активность направляется установкой.

Установка - готовность действовать в определенных условиях при наличии актуальной потребности.

В ситуациях с осознанным столкновением с препятствием у субъекта возникает состояние фрустрации.

Фрустрация - это психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

Фрустрационная толерантность - это свойство личности, указывающее на невосприимчивость к фрустрационным ситуациям.

Импульсивное поведение - субъекты действуют на основе импульса, исходящего от предмета, источник активности находится вовне и подчиняет себе человека. Такое поведение противоположно волевому.

Локус контроля - устойчивое качество человека, формирующееся в процессе его социализации, выражающее способность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный контроль) или собственным способностям и усилиям (интернальный контроль) (Роттер).

Воля (по Иванникову) - это произвольное создание побуждения к действию через воображаемый мотив.

С. Л. Рубинштейн рассматривал волю как процесс, он ввел понятия «волевое действие» и «волевой акт».

Этапы волевого акта по Рубинштейну:

Постановка цели и стремление ее достичь.

Осознание ряда возможностей достичь цель.

Появление мотивов, подкрепляющих эти возможности.

Борьба мотивов, выбор одного из них (центральный момент волевого акта, сопровождающийся специфической эмоцией, которая переживается субъектом как волевое усилие).

Принятие одной возможности достижения цели.

Осуществление принятого решения.

Воля (по Иванникову) – это произвольное создание побуждения к действию через воображаемый мотив.

С.Л. Рубинштейн рассматривал волю как процесс, он ввел понятия волевое действие и волевой акт.

Этапы волевого акта по С.Л. Рубинштейну:

1. Постановка цели и желание ее достичь.

2. Осознание ряда возможностей достичь цель.

3. Появление мотивов, подкрепляющих эту возможность.

4. Борьба мотивов, выбор одного из них (центральный момент волевого акта, сопровождающийся специфической эмоцией, которая переживается субъектом как волевое усилие).

5. Принятие одной возможности достижения цели.

6. Осуществление принятого решения.

Волевые качества личности:

Целеустремленность – подчинение действий поставленной цели. Если цель теряет свой смысл, а человек продолжает подчинять действие этой цели, это случай ослабления воли – упрямство.

Упрямство – особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся во что бы то ни стало поступать по-своему вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Настойчивость – это умение человека длительно бороться с трудностями и вопреки им осуществлять достижение цели.

Самостоятельность – это умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые могут отвлечь от цели, умение критически относиться к советам других и действовать на основе собственных побуждений.

Решительность – способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и выполнять их, особенно проявляется в ситуациях, связанных с риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив.

Апраксия - это патология действия, нарушение произвольных целенаправленных действий.

Гипобулия - менее выраженная форма ослабления воли.

Гипербулия - «сверхволя», возникающая при маниакальных состояниях.

Чтобы подробно разобрать тему статьи, необходимо выяснить значение слова «агглютинация». Этим термином в психологии определяется соединение на первый взгляд несовместимых в реальности свойств, качеств или частей предметов.

Человеческое воображение способно активно создавать новые образы. Стимулом для этого служат как общие жизненные перипетии, так и серьезные личные мотивы. Процесс, вернее способ, которым создаются как раз и является той самой агглютинацией, о которой пойдет речь далее.

Агглютинация: что это такое (определение)

Прежде чем совершить что-либо, человек создает мысленный образ того, что у него получится, и составляет план своих действий для достижения цели. Всем этим мы обязаны воображению. Оно подчиняется определенной закономерности и существует благодаря другим особенностям человеческого мозга - возможности к С их помощью происходит разложение исходного представления о чем-либо на составные части (анализ), а затем - соединение полученного в новом сочетании (синтез).

Агглютинация в психологии - это тоже один из аналитико-синтетических процессов. При этом в один образ человек собирает несколько фигур, типов, характеров, пусть даже несовместимых на первый взгляд. Например, всем известные кентавры - наполовину лошади, наполовину люди, или сказочная избушка на курьих ножках - все агглютинации образов, позволивший сделать их необычными, яркими и запоминающимися.

Использование агглютинации в творчестве

В искусстве многие приемы воображения - агглютинация, акцентирование - используются часто. Так, например, Лев Толстой признавался, что образ Наташи Ростовой из романа «Война и мир» был им написан сразу с двух реально существовавших женщин - жены Софьи и ее сестры, Татьяны Берс. Комбинация из двух типов женщин - одной порывистой, живой и увлекающейся, а второй - женственной и нежной - помогла родиться цельному и абсолютно жизненному персонажу.

Заострение, или акцентирование внимания в не меньшей степени помогает достичь запоминающегося результата. Этот прием особенно любят карикатуристы. Изображение болтуна как человека, обладающего непомерно длинным языком, или любителя пива, наделенного огромным животом, позволяет подчеркнуть самое существенное в облике и привычках запечатленных на рисунке людей.

В литературных произведениях акцентирование делается в момент описания героя. Заострение внимания читателя на каком-либо его качестве позволяет без лишних слов донести суть натуры данного персонажа и даже определить отношение к нему автора.

Агглютинация образа происходит не случайно

Чтобы лучше понять, что такое агглютинация, следует помнить, что этот процесс в воображении человека чаще всего не является случайным "собиранием пазла". Соединению разных деталей в единый образ помогает имеющаяся идея, замысел, а также другие мотивы, существующие иногда и на подсознательном уровне.

А отправной точкой для преобразований выступает опыт. И чем он разнообразнее и шире, тем ярче и богаче воображение. При этом не стоит путать механическое перелопачивание, перегруппировку готовых и уже известных элементов с созданием цельного и жизнеспособного образа. То есть картинки, которыми мы пользуемся в своем воображении, укладываясь в рамки нового облика, тоже несколько изменяют свой вид, суммируясь и обобщаясь в единое целое.

Приемы преобразующей деятельности воображения

Агглютинация, акцентуирование, типизация - это приемы, при помощи которых осуществляется преобразующая деятельность воображения.

Ранее мы уже упоминали подчеркивание (акцентуирование) черт, которое достигается изменением пропорций образа. Этот способ применим не только для карикатурного изображения, но и для создания фантастических персонажей. Яркими примерами подобных гипербол являются герои легенд и сказок - например, Святогор, который известного богатыря Илью Муромца запросто мог положить себе в карман, а от его свиста тряслась земля.

Такая подача размеров и физической мощи героя помогает автору доказать значимость, величественность этого образа и продемонстрировать внутреннюю силу, которой он обладает.

Кстати, сильное преуменьшение персонажа (например, мальчик-с-пальчик) может служить той же цели, демонстрируя при помощи контраста внутренние достоинства персонажа.

Не меньшую роль в подаче особенностей играет и прием типизации - объединения в одном вымышленном персонаже типичных черт целого ряда реально существующих героев, делая его, таким образом, представителем данной группы людей. Это тоже способ синтезирования в процессе воображения, и яркими примерам тому могут послужить образы Онегина, Печорина, Обломова, Отелло и других героев, представляющих собой обобщенный портрет современников автора.

Творческое воображение

Повторимся, что агглютинация в психологии - это один из приемов творческого воображения, помогающий создать новый оригинальный образ или идею. При этом нужно отметить, что термин «новый» в этом случае имеет двойственное значение. Ведь новый образ может быть таковым и объективно, и субъективно.

  • В первом случае подобной идеи еще не существует ни в материализованном, ни в виртуальном виде. То есть это настолько оригинальный образ, что он не повторяет уже имеющихся.
  • А во втором случае новизна бывает очевидна только для конкретного человека. То есть субъективно новый образ является открытием лишь для своего автора, но при этом повторяет существующие.

Еще раз о том, что такое агглютинация

Работа человеческого воображения, как понятно из сказанного выше, использует довольно ограниченное число приемов - агглютинацию, акцентуирование и типизацию. Но даже с таким небольшим арсеналом оно способно на многое.

Так, агглютинация в психологии - это не только метод создания художественного образа на полотне или в литературном произведении, но и возможность воплощения совершенно новых идей в науке и технике. Творческое воображение позволяет изобретателю вначале мысленно собирать в единое целое разрозненные детали, а затем и применять это на практике, совершая открытия и двигая прогресс.

Проявления агглютинации в психиатрии

К сожалению, агглютинация в психологии - это еще и термин, обозначающий один из симптомов проявления обострений шизофрении.

Под ним подразумевается состояние, при котором больной теряет способность разграничивать некоторые понятия, так как в его мозге происходит их склеивание. Кстати, в лексике таких людей появляется благодаря этому большое количество неологизмов (человек придумает совершенно новые слова или наделяет старые иными значениями).

Процесс агглютинации приводит к тому, что у больного шизофренией нарушается восприятие собственного «Я» и окружающей действительности. Например, в некоторых случаях пациенты не в состоянии отличить себя от других людей или даже предметов. А происходящее во внешнем мире в их воображении тесно переплетается с какими-либо телесными функциями (например, дождь - это их слезы и т. п.)

Из ничего не могут возникнуть. Уже хорошо известно, что они формируются на основе предшествующего опыта, представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Протекать процесс создания образов может в различных формах и проходит два основных этапа:

  1. Первый этап. Имеющиеся представления и впечатления расчленяются на составные части или, другими словами, происходит анализ полученных или сформированных впечатлений. Объект и его части в ходе такого анализа абстрагируются. Абстракция предполагает внимательное «вычерпывание» сущностных сторон предмета по частям и «без потерь». При абстрагировании неточности зависят от того, что исследователь останавливает свой взгляд на частном и поверхностном;
  2. Второй этап. Далее с этими образами могут осуществляться преобразования – возникновение новых сочетаний и связей и, во-вторых, появление совершенно нового смысла. Операции, которые производятся с абстрагированными образами, характеризуются как синтез.

Формы синтезирующей деятельности воображения довольно многообразны. Рассмотрим некоторые из них.

Агглютинация

Это простейшая форма синтеза в процессе воображения. Суть её в том, что в результате присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому, создается новый образ.

Надо сказать, что агглютинация была характерна для первобытного мифологического мышления. Мифологические образы у древних народов формировались путем агглютинации.

Например, образ кентавра, образ древнеегипетского божества, образ крылатого человека в рисунках индейцев Северной Америки, образ бабы-Яги, Змея-Горыныча и др.

Агглютинация является целенаправленным подбором заранее продуманных черт. Писатели, например, осуществляют его осознанно, и руководит этим идея, замысел или композиция произведения. Л.Н. Толстой при создании образа Н. Ростовой, не скрывал, что одни элементы черт героини были позаимствованы от его жены, а другие у её сестры. Смешав черты, писатель получил новое единое целое – образ героини романа.

В психологии агглютинация является механизмом, который дает возможность подчинить воображение какой-то тенденции, определяющей весь спектр комбинируемых признаков, чтобы придать им смысл.

Эта форма синтеза широко используется в искусстве, техническом творчестве. В результате использования агглютинации, создан автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

Агглютинация по форме преобразования представления близка гиперболизации. Здесь имеется в виду увеличение предмета, например, великан Гулливер, и изменение количества частей предмета и их смещение. Например, в индийской мифологии многорукие богини. Агглютинацию в противовес абстрактному мышлению, часто называют символическим мышлением.

В основе агглютинации лежат разнообразные процессы, которые можно разделить на две основные группы:

  1. Процессы, с недостаточностью критичности;
  2. Произвольные процессы, контролируемые сознанием и связанные с мыслительными обобщениями.

Увеличение или уменьшение объекта, а также его частей это наиболее распространенный способ переработки образов восприятия в образы воображения. Самые разные литературные персонажи были созданы с помощью такого способа.

Осуществление агглютинации может происходить с помощью включения в новый контекст уже известных образов. Между представлениями в этом случае устанавливаются новые связи, и совокупность образов получает новое значение. Процессу включения представлений в новый контекст обязательно предшествует определенная идея. Если это не сновидение, то процесс полностью контролируем. Человек, при включении известных образов в новый контекст, добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом, поэтому с самого начала весь процесс подчинен определенным осмысленным связям.

Схематизация и акцентировка

Способы схематизации и акцентировки переработки представлений в образы воображения по принципу обобщения существенных признаков, являются наиболее существенными:

  • Схематизация. Она имеет место при различных условиях – может возникнуть при неполном, поверхностном восприятии объекта, тогда представления схематизируются случайным образом. В этом случае могут возникнуть искажения в образах воображения, которые извращенно отражают действительность. Такие явления часто встречаются у детей. С другой стороны – достаточно полное восприятие объекта. В этом случае причиной схематизации может быть забывание каких-либо несущественных деталей. Тогда на первый план в представлении будут выступать существенные детали. Представление в этом случае становится более обобщенным и утрачивает индивидуальность. Есть и третья причина схематизации. Это может быть сознательное отвлечение от второстепенных и несущественных сторон объекта. Сознательно направляя свое внимание на существенные свойства объекта, он сводит представления до определенной схемы;
  • Акцентирование. Суть его заключается в подчеркивании наиболее типичных признаков образа, особенно при создании художественного образа. Переработка образов восприятия в образы воображения имеет главную особенность, которая заключается в том, что художественный образ дает широкое обобщение, которое всегда отражено в конкретном образе. Создание типического образа является сложным творческим процессом, отражающим определенные индивидуальные особенности того человека, который этот образ создает.

Другие формы синтеза образов

Помимо агглютинации, гиперболизации, схематизации, синтез образов в процессах воображения может осуществляться и в таких формах:

  • Литота. Это уменьшение предмета, в отличие от гиперболизации, например, мальчик с пальчик. Данные приемы широко используются в народных сказках и фантастических произведениях;
  • Подчеркивание. Это акцентирование какой-то части или определенного качества человека. С помощью этого приема создаются всем хорошо известные шаржи и карикатуры;
  • Типизация. Выделение в однородных фактах чего-либо существенного и воплощение этого в конкретных образах. Этот прием широко применяется в литературе и является самым сложным;
  • Комбинирование. Сочетание данных элементов в новые, необычные комбинации. Это простейшая техника воображения, когда исследователи считали механизмом воображения ассоциации;
  • Аллегоризация. Это использование образа в переносном смысле, который является условно избранным знаком какого-либо явления действительности;
  • Метафоризация. Это есть построение метафор, которые являются более глубоким воображаемым отражением явления, по сравнению с аллегорией. Между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство;
  • Символизация. Это самая большая и сущностная по наполнению техника воображения, использующая символы. Символы помогают человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного. От понятия символ отличается неограниченным объемом значения.

Таким образом, в технике воображения создается сложное динамическое единство сознательного и бессознательного. Само воображение – это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности.

Воображение рисует образ предметов и явлений, которые воспринимались ранее, или создает новые образы и ситуации, которые ранее не возникали. То есть механизм воображения базируется на основе тех образов, что имеет человек, но эти образы возникают в новых неожиданных связях и сочетаниях. Слово «новый» имеет двойное значение: различают объективно новое и субъективно новое. Объективно новое - это образы, идеи, которые не существуют в данный момент ни в материальном, ни в идеальном плане. Субъективно новое - это новое для каждого конкретного человека (ребенка). Новый образ воображения может быть материализована или же он остается на уровне идеального.

Синтез образов в процессах воображения осуществляется в различных формах. Наиболее распространенными из них являются:

  • Агглютинация (от лат. agglutinare - склеивать) - создание нового образа путем сочетания элементов, взятых из различных представлений. Например, образ русалки в сказках, где голова и туловище - женщины, а хвост рыбы. Этот прием не получил большого распространения, поскольку образы его трудно воплощаются в предметные вещи. А впрочем, примеры материализации таких образов в реальной жизни имеем - это танк, боевая машина пехоты, амфибия.
  • Гиперболизация - увеличение предмета (великан Гулливер, самолеты «Мрия», Ан-74).
  • Литота - в отличие от гиперболизации, уменьшение предмета (мальчик-мізинчик). Эти приемы используют в народных сказках, фантастических произведениях.
  • Подчеркивание - акцентирование некоей части оскорбление или определенного качества. С помощью такого приема создаются шаржи, карикатуры.
  • Схематизация - образ воображения, когда различия уменьшаются, а черты сходства выходят на первый план. Примером может быть орнамент, элементы которого художник взял из растительного мира.
  • Типизация - выделение существенного в однородных фактах и воплощение их в конкретных образах. Это самый сложный прием. Его широко применяют в литературе.
  • Комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новые, более-менее необычные комбинации. Это простейшая техника воображения, именно его имели в виду исследователи прошлых суток, когда считали механизмом воображения ассоциации.
  • Алегоризація, создание аллегории - использование образа в переносном смысле. Образ является лишь условно избранным знаком некоего явления действительности.
  • Метафоризация, построение метафор. Метафора является более глубоким воображаемым отражением явления, чем аллегория, поскольку между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство, аналогия.
  • Символизация, использование символов, является самой большой по значению, сущностной наполнением техникой воображения. Понимание языка символов помогает человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного (сны и т.д.). Символ отличается от знака тем, что он является не условно избранным для обозначения, а глубинно, сущностно единым с тем, что он обозначает. В отличие от понятия, символ имеет неограниченный объем значение. Выражению через символы подлежит только общечеловеческое, принадлежащее до самого способа существования человека.

В технике воображения всегда создается сложная динамическая единство сознательного и бессознательного.

Воображение - это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности.

Стадии творческого процесса. Воображение можно характеризовать в количественном и качественном аспекте. Способность порождать определенное количество новых образов на протяжении определенного промежутка времени мы назовем производительностью воображения. Но само количество новых образов за единицу времени не может считаться признаком уровня развития воображения. Иногда количество вовсе не свидетельствует о новом качестве и открывает перед человеком «бессмысленную бесконечность» неуместных образов. Например, большое количество денег в государстве может проявлять не ее богатство, а только инфляцию. Поэтому от производительности как количественной характеристики воображения не следует отделять качественные характеристики. К ним относится осмысленность - соответствие образов воображения определенному назначению, их сущностное глубина, мера выражения в них некой скрытой реальности. Эта характеристика обнаруживает ту глубину воображения, которая совершенно отсутствует при комбинировании образов. Именно она является главным измерением участия воображения в познании человеком действительности. Также аспект качества воображения презентует оригинальность - степень индивидуальности, непохожести на другие тех образов, которые являются продуктами воображения. В исследовании воображения, в котором большом количестве исследуемых предлагается определенное творческое задание, действительно оригинальным будет такой его решение, которое случится лишь один раз.

Силу творческого воображения и ее уровень, как отмечает С.Л. Рубинштейн, определяют соотношением двух показателей:

  • того, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит ее смысловая насыщенность, объективная значимость ее продуктов;
  • того, насколько образы воображения новые и оригинальные, отличные от непосредственно данного ее порождение.

Воображение, которое не удовлетворяет одновременно обе условия, есть творчески бесплодной, какой бы формально продуктивной она не казалась. Итак, главными характеристиками воображения являются:

  • производительность;
  • осмысленность;
  • оригинальность.

Анализ творческого воображения как сложного явления позволяет исследователям выделить факторы, которые во взаимодействии составляют эту единство. Французский ученый Т.А. Рибо приводил такие факторы воображения:

Интеллектуальный фактор. В нем воображение определяют как познавательный процесс, в котором происходит диссоциация (разложения) образов и ассоциация за редкими и случайными признаками. Главным интеллектуальным моментом воображения Рибо признает «мышление по аналогии». Конкретными приемами такого мышление по аналогии есть персонификация (все попытки наделить душой) и преобразования (перенос значения с одного предмета на другой на основании отдельной сходства).

Эмоциональный фактор. Все формы творческого воображения невозможны без эмоций; все аффективные состояния могут воздействовать на воображение.

Бессознательное фактор. Существенными чертами вдохновения внезапность і безличность. Оно зависит не от воли индивида, а от бессознательной деятельности духа (однако же состояние вдохновения является не причиной воображения, а ее симптомом).

Органические условия воображения. К ним Рибо причисляет анатомические (отслежены корреляции между развитием определенного участка коры головного мозга и художественным или мислительним типу творчества) и физиологические условия.

Начало единства. Синтетический принцип единства факторов творческого воображения может проявляться в трех формах: органической (нормальной, творческой); неустойчивой (репродуктивной, неспособному к созданию нового) и крайний (болезненной, которая оказывается в бреду).

В едином творческом процессе воображение идет рядом с интуицией и опережает мышления. За стадійними теориями творческого процесса некоторых авторов, в этом процессе выделяют различное количество стадий, но в их перечне прослеживаем единую последовательность.

За теорией Енгельмеєра, в каждом изобретении прослеживается «триакт»: желание (очерчена цель); знание (план достижения); умение (материальное исполнении); стадий творческого процесса тоже три:

  • ЗАРОЖДЕНИЯ ЗАМЫСЛА - здесь действует интуитивное мышление, связанное с мучительным процессом сомнений и мук;
  • ДИСКУРСИВНАЯ МЫШЛЕНИЯ - здесь действует логика и происходит эмпирическое исследование, возникает схема; необходимым человеческой способностью талант;
  • ПОДЧИНЕНИЕ МАТЕРИ - строится конструкция, от человека требуется усердие.

За теорией Уоллеса, в процессе творческого мышления выделяют четыре стадии, при этом ответственнейшей есть третья, связанная с интуитивным озарением (інсайтом):

  • подготовка - на этой стадии очерчивается задачи;
  • вызревания - на этой стадии происходит подсознательная работа над заданием, поиски решения (чтобы дать ему созреть, человеку надо отвлечься, заняться совсем другими вопросами);
  • инсайт (внезапное осознание решения);
  • проверка - для оценки правильности решения подключается мышления.

Гетчінсон тоже выделяет четыре стадии, подобные приведенным выше:

  • ориентации (начертание ориентиров проблемы);
  • фрустрации (встречи с препятствием, которое нетворче, стереотипное мышление не в состоянии преодолеть);
  • инсайта;
  • проверки.

Согласно теории Дж. Дьюи, в творческом мышлении выделены пять стадий:

  • определение задачи;
  • анализ;
  • выдвижение гипотез;
  • обсуждение;
  • оценка решения.

Итак, в последний модели творческого процесса главную роль действительно предоставлено мышлению, а не воображении с интуицией, однако стадия выдвижение гипотез в любом случае предполагает необходимость задействования воображения.

Литература

1. Антонов А.В. Психология избирательского творчества. - К.: Вища шк., 1978.

2. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

3. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 1. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. - СПб.: Союз, 1997.

6. Общая психология: Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

7. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

8. Занюк С.С. Психология мотивации и эмоций: Учеб. пособ. - Луцк: Волынский ун-т, 1997.

9. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

11. Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. - 3-тэ вид., випра. - К.: Вища шк., 2004.

12. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

13. Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. - Минск: Университетское изд-во, 1984.

14. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

15. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

16. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-тэ вид. - К.: Лыбидь, 2001.

17. Роменець В.А. Психология творчества. - К.: Высшая школа, 1971.

18. Рычик М.В. Вот наглядных образов к научным понятиям. - К.: Сов. шк., 1987.

19. Страхов И.В. Психология воображения. - Саратов, 1971.

20. Тихонов O.K. Психология мышления: Учеб. пособие. - М.: Моск. ун-та, 1984