Парламент фрг состоит из 2 палат. Бундестаг германии. Политическая система Японии

Бундестаг — это парламент Федеративной Республики Германия (Deutscher Bundestag), однопалатный правительственный орган, представляющий интересы всего немецкого народа. Он был создан как преемник Рейхстага согласно закону от 1949 года, а с 1999 года располагается в Берлине. В настоящее время немецкий парламент возглавляет христианский демократ Норберт Ламмерт, занимающий эту должность с 18 октября 2005 года. Именно Бундестаг избирает федерального канцлера, который является главой немецкого правительства.

Функции

По своей политической структуре Германия является парламентской республикой, в которой Бундестаг — это наиболее важный орган власти:

  • В сотрудничестве с Бундесратом он занимается законодательной деятельностью, разрабатывая и принимая на федеральном уровне различные законы и поправки в Конституцию. Он также ратифицирует договоры и принимает федеральный бюджет.
  • Бундестаг выполняет функции легитимизации других органов власти, в том числе голосует за кандидата на должность федерального канцлера, а также участвует в выборах федерального президента и судей.
  • Осуществляет надзор за деятельностью правительства, которое обязано перед ним отчитываться, а также контролирует перемещения вооружённых сил страны.

Место дислокации

После воссоединения Германии Бундестаг переехал в здание Рейхстага, построенное в конце XIX века и реконструированное архитектором С 1949 по 1999 год заседания проходили в Бундесхаузе (Бонн).

Здания, в которых расположены принадлежащие парламенту офисы, построены рядом друг с другом по обеим сторонам реки Шпрее и по-немецки называются Paul-Löbe-Haus и Marie-Elisabeth-Lüders-Haus в честь двух видных парламентариев-демократов.

Выборы

На выборах в парламент Германии мажоритарный элемент не участвует в распределении мест между партиями, кроме случаев, когда одна из партий по одномандатной системе получает большее количество депутатов, чем она получила бы на основе одной только системы партийных списков. В таких случаях партия может получить определённое количество дополнительных мандатов (Überhangmandate). К примеру, 17-й Бундестаг, который начал работать 28 октября 2009 года, состоит из 622 депутатов, из них 24 являются обладателями дополнительных мандатов.

Роспуск парламента

Федеральный президент (Bundespräsident) имеет право распустить Бундестаг в двух случаях:

  1. Если сразу после созыва, а также в случае смерти или отставки канцлера Федеративной Республики Германия, Бундестаг не может избрать нового канцлера абсолютным большинством голосов (статья 63, пункт 4, Основного закона ФРГ).
  2. По предложению канцлера, если Бундестаг принимает отрицательное решение по вопросу о доверии, поставленному этим канцлером на голосование (статья 68, пункт 1). Такая ситуация уже возникала в 1972 году, при канцлере Вилли Брандте и президенте Густаве Хайнеманне, а также в 1982-м, когда канцлером был Гельмут Коль, а президентом Карл Карстенс. В обоих случаях в результате голосования канцлеру было отказано в доверии, после чего должны были состояться новые выборы. 16 февраля 1983 года Конституционный суд отменил решение об отказе в доверии.

Отставка Герхарда Шрёдера

22 мая 2005 года, после поражения своей партии на региональных выборах в Северном Рейне-Вестфалии, канцлер Герхард Шрёдер объявил о намерении поставить на голосование вопрос о доверии, чтобы предоставить президенту «всю власть, необходимую для преодоления текущего кризисного состояния».

Как и следовало ожидать, Бундестаг ФРГ отказал в доверии (за: 151 голос, против: 296 голосов, воздержались: 148 голосов). После подал официальное прошение о роспуске Бундестага на имя федерального президента Хорста Кёлера. 21 июля 2005 года президент издал указ распустить парламент и назначил дату выборов на 18 сентября, первое воскресенье после школьных каникул и последнее воскресенье, не выходящее за рамки установленного конституцией срока в 60 дней. 23 и 25 августа Конституционный суд отклонил апелляции, поданные тремя небольшими партиями, а также депутатами Еленой Хоффман из СДПГ и Вернером Шульцем из партии "Зеленых".

Структура Бундестага

Бундестаг — это орган, наиболее важными структурными подразделениями которого являются парламентские группы, которые называются фракциями. Парламентские группы занимаются организацией работы законодательной власти. Например, они готовят работу комиссий, вносят законопроекты, поправки и т.д.

Каждая фракция состоит из председателя (Fraktionsvorsitzender), нескольких вице-президентов и президиума, который собирается каждую неделю. Во время дебатов и при голосовании традиционно принято соблюдать строгую партийную дисциплину (Fraktionsdiziplin). Парламент Германии примечателен тем, что голосование в нём обычно осуществляется по знаку председателя парламентской фракции.

В состав Бундестага также входят Совет старейшин (Ältestenrat) и Президиум. Совет состоит из Президиума и 23 старейшин (лидеров парламентских групп). Он обычно используется для проведения переговоров между партиями, в частности по вопросам председательства в парламентских комитетах и повестки дня. Что касается президиума, то в него входят как минимум председатели и вице-председатели от каждой фракции.

Каждому министерству соответствует один парламентский комитет (в настоящее время их число равно 21). Общее руководство осуществляет председатель Бундестага, в настоящее время эту должность занимает Норберт Ламмерт.

Парламент Федеративной Республики Германии фактически состоит из двух палат:

Бундестамг-- орган народного представительства Федеративной Республики Германия

Депутаты избираются населением страны, имеющим избирательные права, сроком на четыре года. Досрочный роспуск возможен только в виде исключения и входит в компетенцию федерального президента.

Депутаты бундестага избираются в ходе всеобщих, прямых, свободных и равных выборов при тайном голосовании. Они являются представителями всего народа, не связаны наказами и указаниями и подчиняются лишь своей совести. Поэтому исключение или выход из партии не влекут за собой лишение мандата. Согласно своей партийной принадлежности депутаты объединяются во фракции, если для этого у них имеется необходимый минимум депутатских мест. Численность фракции определяет число её представителей в комитетах. Председатель бундестага по традиции избирается из рядов сильнейшей фракции. Он ведёт пленарные заседания и следит за соблюдением парламентского регламента.

До объединения Германии в бундестаге заседало 520 депутатов. На выборах в декабре 1990, с вхождением в состав ФРГ новых земель, число депутатских мандатов было увеличено до 662, а на выборах 1994 - до 672, на выборах 1998 это число уменьшилось до 669.Теперь число депутатов в Бундестаге определено - 656. Однако фактически их всегда больше (сейчас их - 672).

Важное место в избирательной системе ФРГ отведено т. н. «пятипроцентной оговорке», согласно которой представительство в бундестаге, ландтагах и других выборных органах получают только те партии, которые набрали на выборах не менее 5 % голосов избирателей.

Функции бундестага:

  • l развитие законодательства;
  • l утверждение федерального бюджета;
  • l избрание Федерального канцлера;
  • l парламентский контроль за деятельностью Федерального правительства;
  • l ратификация международных договоров;
  • l принятие решений об объявлении состояния обороны ФРГ и др.

Важнейшая функция - законодательство. В ФРГ законодательной инициативой обладает Правительство (80%), члены Бундестага и Бундесрата. Все законопроекты вносятся на рассмотрение Бундестага. Но Правительство сначала направляет все законопроекты в Бундесрат, который дает заключения.Если законопроект исходит от Бундесрата, то он направляется в Правительство, которое дает заключение, а затем передает его в Бундестаг.

Организует деятельность палаты президент Бундестага, который избирается из числа депутатов, как правило, из крупнейших партий. Президент избирается на весь срок легислатуры; его нельзя ни отозвать, ни переизбрать. Заместителей у президента - по числу фракций, представленных в Бундестаге, столько же секретарей.

Президент, его заместители и секретари образуют президиум палаты - как коллегиальный орган, не имеет никаких полномочий. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из президента, его заместителей и 24 членов, назначаемых фракциями парламента, пропорционально их численности. Совет согласует численность комитетов и их персональный состав, осуществляет согласование повестки дня, согласование бюджета парламента, расходов, отведенных для парламента, выносит решения по его внутренним делам.

Официальная зарплата депутата -- 7,700 €/месяц + свободное от налогообложения пособие на покрытие служебных расходов 45,384 евро в год.

Бумндесрат-- государственный законодательный орган, федеральный совет.

Состоит из членов земельных правительств, представляющих 16 земель Германии. Часто называют "верхней палатой".

Земли с численностью населения до 2 млн. человек (Бремен, Гамбург, Саар, Мекленбург -- Передняя Померания) имеют в бундесрате 3 голоса, от 2 до 6 миллионов человек (Берлин, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия) --4 голоса, от 6 до 7 миллионов человек (Гессен) --5 голосов,свыше 7 миллионов человек (Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия) --6 голосов.

Количество голосов означает, в первую очередь, какое количество делегатов может отправить земельное правительство в бундесрат. Делегация, как правило, возглавляется председателем правительства земли. Голоса одной земли могут подаваться только согласованно. Благодаря бундесрату земли участвуют в законодательной и исполнительной деятельности.

Бундесрат зачастую препятствует бундестагу в проведении законопроектов, особенно ухудшающих правовой статус земель, так как в бундесрате принято ставить интересы своей земли выше партийной линии. Согласно твёрдо установленному порядку ротации бундесрат избирает на год своего председателя из числа представленных в нём земель.

Председатель бундесрата:

  • l созывает заседания,
  • l определяет повестку дня,
  • l руководит дебатами,
  • l решает вопрос о проведении голосования,
  • l исполняет обязанности федерального президента, когда последний не в состоянии их осуществлять.

Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата.

Существуют постоянные комитеты, в которые входят по 1му представителю от земли или чиновники земель. В настоящее время их 16:

  • 1. Аграрный
  • 2. По внутренним делам
  • 3. По делам Евросоюза
  • 4. По делам женщин и молодёжи
  • 5. По делам жилищного строительства
  • 6. По делам здравоохранения
  • 7. По делам культуры
  • 8. По делам обороны
  • 9. По делам охраны окружающей среды
  • 10. По делам семьи и пенсионеров
  • 11. По иностранным делам
  • 12. По трудовой и социальной политике
  • 13. Транспортный
  • 14. Финансовый
  • 15. Юридический
  • 16. Экономический

Компетенция Бундесрата - законодательство, управление, дела ЕС. Участие Бундесрата в законодательной деятельности не всегда обязательно. Бундесрат обязан участвовать в принятии всех конституционных и федеральных законов. В отношении обычных законов он обладает правом протеста. При определенных обстоятельствах Бундесрат может стать единственным законодательным органом и тем самым заменить Бундестаг, когда по требованию правительства Федеральный президент вводит состояние законодательной необходимости (ст.81). Это состояние устанавливается на определенных срок, обычно не более 6 месяцев.

Бундесрат имеет ряд полномочий в федеральном управлении. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, оно обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел. Наряду с правительством Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями.

По вопросам, которые относятся к ведению ЕС, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой будут приравниваться к решениям Бундесрата. бундестаг мажилис германия казахстан

На время “чрезвычайного положения” специальный орган - совместный комитет - может замещать парламент. Совместный комитет состоит из 48 членов (2/3 из Бундестага и 1/3 из Бундесрата), он может осуществлять все принадлежащие парламенту права, кроме отмены или внесения поправок в Основной Закон.

НОУ «Мурманский гуманитарный институт»

кафедра: теории и истории государства и права

Контрольная работа

по Конституционному праву зарубежных стран

специальность: юриспруденция

Порядок формирования и компетенция парламента ФРГ

Дата сдачи работы: исполнитель: студентка Ивлева Н.С.

III курса, заочного отделения

Дата проверки работы: Научный руководитель:

Доц. В. Е. Болтушкин

Мурманск

Введение………………………………………………………………… С. 3

Порядок формирования….……………………………………….……. С. 4

Организация Бундестага…………………………………………..….. С. 5

Функции Бундестага…………………………………...…………..….. С. 6

Формирование Бундесрата…………..………………………………… С. 7

Организация Бундесрата………………………………………………. С. 8

Полномочия Бундесрата………………………………………………. С. 9

Компетенция Бундестаг и Бундесрат………………………………… С. 9

Заключения…………………………………………………………….. С.17

Библиографический список………...…………………………............ С. 18

Введение

Федеративная Республика Германия. Население – 79.9 млн. человек, по этому показателю Германия занимает второе место в Европе. Национальный состав характеризуется ярко выраженной однородностью, преобладанием немцев.

Объединенная Германия – федеративное государство, состоящее из 16 равноправных земель. Первые десять земель находятся на территории бывшей ФРГ (старые земли). Остальные, так называемые «новые земли», входили в состав бывшей ГДР. Земля Берлин образована в результате слияния бывшей столицы ГДР Берлина с особой политической единицей – Западным Берлином. Столица Германии – Берлин. Однако, до сих пор парламент и правительство Объединенной Германии расположены в Бонне.

ФРГ – страна с одной из наиболее развитых в современном мире систем парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие возможности волеизъявления и реализации своих демократических прав, закрепленных Конституцией. В стране реально обеспечено разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

В целом можно отметить, что для современной ФРГ характерна достаточно сбалансированная партийно-политическая структура, которая обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны.

В ФРГ два органа, участвующих в законодательстве: Бундестаг и Бундесрат.

Бундестаг - законодательный орган Федерации; нижняя палата парламента (Бундесрат немцы парламентом не считают. Согласно же российской доктрине, Бундесрат - одна из палат парламента). Он - представитель немецкого народа.

Порядок формирования

Депутаты в Бундестаг избираются на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. ЗО ФРГ не предусматривает избирательных положений. Существует Закон «Об избирательной системе» от 1956 года в редакции 1975 года. Право избирать предоставлено гражданам ФРГ старше 18 лет, проживающим на территории земли не менее 3 месяцев. Избираться же может лицо, старше 18 лет, состоящее в гражданстве ФРГ не менее 1 года, не лишенное активного избирательного права.

Число депутатов в Бундестаге определено - 656. Однако фактически их всегда больше (сейчас их - 672). Депутатский мандат свободный, депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом.

Существует т.н. “персонализированная пропорциональная” система голосования, которая схожа с российской:

Половина депутатов (т.е. 328) избирается в избирательных округах по 1 депутату от каждого округа;

Другая половина - по земельным спискам партий (а у нас по общефедеральному списку).

Система выборов смешанная. В избирательных округах избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная система относительного большинства).

В многомандатных округах - пропорциональная система. С 1985 года применяется система Хэйра-Нимейера (до 1985 года применялась система Донта). Все “вторые” голоса, поданные за список партии, умножаются на количество мест, подлежащих распределению в парламенте, и делятся на общее количество голосов, поданных за все партийные списки. Полученное целое число - количество мест в парламенте. Остальные места распределяются по принципу наибольшего остатка, а при равенстве остатков - по жребию.

В распределении мандатов участвуют партии, набравшие в масштабах всей страны не менее 5% голосов избирателей или кандидаты которых победили не менее, чем в 3 избирательных округах.

Организация Бундестага

Организует деятельность палаты президент Бундестага, который избирается из числа депутатов, как правило, из крупнейших партий. Президент избирается на весь срок легислатуры; его нельзя ни отозвать, ни переизбрать. Заместителей у президента - по числу фракций, представленных в Бундестаге, столько же секретарей. Президент, его заместители и секретари образуют президиум палаты - как коллегиальный орган, не имеет никаких полномочий. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из президента, его заместителей и 24 членов, назначаемых фракциями парламента, пропорционально их численности. Совет согласует численность комитетов и их персональный состав, осуществляет согласование повестки дня, согласование бюджета парламента, расходов, отведенных для парламента, выносит решения по его внутренним делам.

В фракции объединяются депутаты, принадлежащие к одной партии. Во фракции ХДС/ХСС ХСС пользуется самостоятельностью. Фракция - это группа депутатов, которая насчитывает более 5% депутатов от общего их числа. Фракции - это не официальные органы Бундестага, но они предрешают итоги голосования. Партийной фракцией руководит правление, куда входят председатель фракции, его заместители и секретари, а также прочие члены. Также образуются рабочие группы по основным направлениям внутренней и внешней политики.

Комитеты Бундестага могут быть особыми, отраслевыми, следственными.

Отраслевые:

Обязательные (те, которые предусмотрены ЗО: по делам ЕС, по иностранным делам, по обороне);

Факультативные (их число меняется - 23 сейчас).

Функции Бундестага

Развитие законодательства;

Утверждение федерального бюджета;

Избрание Федерального канцлера;

Парламентский контроль за деятельностью Федерального правительства;

Ратификация международных договоров;

Принятие решений об объявлении состояния обороны ФРГ и др.

Важнейшая функция - законодательство. В ФРГ законодательной инициативой обладает Правительство (80%), члены Бундестага и Бундесрата. Все законопроекты вносятся на рассмотрение Бундестага. Но Правительство сначала направляет все законопроекты в Бундесрат, который дает заключения. Если законопроект исходит от Бундесрата, то он направляется в Правительство, которое дает заключение, а затем передает его в Бундестаг.

Все законы рассматриваются Бундестагом в объеме 3 чтений.

1 чтение - информация о законопроекте, обсуждаются лишь общие принципы законопроекта, затем он передается в комитеты. Но Бундестаг может назначить срок 2го чтения законопроекта и без передачи его в комитеты.

2 чтение - обсуждается редакция, предложенная комитетом. Проходят дебаты, вносятся изменения. Каждая поправка голосуется.

3 чтение - поправки могут вносится только от имени фракций, затем проводится голосование по законопроекту в целом.

Государственное право ФРГ различает следующие виды законов:

Конституционные - принимаются квалифицированным большинством в обеих палатах;

-“федеративные” - принимаются простым большинством Бундестага при обязательном согласии Бундесрата;

И обычные законы - принимаются только Бундестагом, но могут быть опротестованы Бундесратом.

К числу важнейших полномочий относится и утверждение федерального бюджета. Проект вносится федеральным правительством. Бундестаг может предлагать поправки, но если они предусматривают увеличение расходов или новые расходы, то необходимо согласие Правительства.

Парламентский контроль за деятельностью Правительства носит ограниченный характер. Бундестаг и его комитеты могут требовать присутствия на своих заседаниях членов Правительства, депутаты могут задавать вопросы Канцлерам и министрам, которые обязаны дать устный ответ. Для этого отводится до 3 часов еженедельно во время сессии парламента. Группы депутатов могут делать большие (по ответу на них предусмотрены дебаты) и малые запросы, на которые должен быть дан письменный ответ в течении 14-ти дней.

Формирование Бундесрата

Согласно немецкой правовой доктрине Бундесрат - это федеральный орган, посредством которого немецкие земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти, а также в делах ЕС).

Бундесрат - не выборный орган (т.е. не вторая палата парламента). В Бундесрат входят члены Правительств земель. Каждая земля имеет не менее 3х голосов:

Если население земли превышает 2 млн., то земля имеет 4 голоса;

Каждая земля «присылает» столько членов в Бундесрат, сколько она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Членство в Бундесрате не может быть совмещено с депутатским мандатом Бундестага.

Бундесрат не имеет определенного срока полномочий, он также не может быть распущен. Его состав меняется в зависимости от выборов в ландтаги земель. Партийный состав не имеет значения, фракции не образуются, однако группы членов Бундесрата от земель с одной и той же партией блокируются между собой. Голоса земли могут подаваться только согласованно, единым списком.

Организация Бундесрата

Бундесрат избирает председателя сроком на 1 год, он созывает заседания, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата. Он замещает Федерального президента, если тот временно не может выполнять свои функции.

Существуют постоянные комитеты, в которые входят по 1-му представителю от земли или чиновники земель.

Полномочия Бундесрата

Компетенция Бундесрата - законодательство, управление, дела ЕС.

Участие Бундесрата в законодательной деятельности не всегда обязательно. Бундесрат обязан участвовать в принятии всех конституционных и федеральных законов. В отношении обычных законов он обладает правом протеста.

При определенных обстоятельствах Бундесрат может стать единственным законодательным органом и тем самым заменить Бундестаг, когда по требованию правительства Федеральный президент вводит состояние законодательной необходимости. Это состояние устанавливается на определенных срок, обычно не более 6 месяцев.

Бундесрат имеет ряд полномочий в федеральном управлении. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, оно обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел. Наряду с правительством Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями.

По вопросам, которые относятся к ведению ЕС, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой будут приравниваться к решениям Бундесрата.

На время “чрезвычайного положения” специальный орган - совместный комитет - может замещать парламент. Совместный комитет состоит из 48 членов (2/3 из Бундестага и 1/3 из Бундесрата), он может осуществлять все принадлежащие парламенту права, кроме отмены или внесения поправок в ЗО.

Компетенция Бундестага и Бундесрата

Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии и созывается его председателем на пленарные заседания по мере надобности. Заседания Бундестага – открытые, но могут быть закрыты по решению большинства присутствующих депутатов.

Бундесрат (68 членов) является представительством земель. В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы. Заседания созываются председателем по мере надобности.

Законопроекты вносятся, как правило, в нижнюю палату. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты Бундестага и члены Бундесрата. Законопроекты в Бундестага рассматриваются в трех чтениях. Принятый Бундестагом законопроект передается в Бундесрат. У Бундесрата есть хоть и ослабленное, но право вето.

Как и в других странах, парламент ФРГ осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти, но правительство несет ответственность только перед Бундестагом. Формой ответственности Канцлера является так называемый конструктивный вотум недоверия, очень затрудняющий его отставку.

Федеральное правительство. Основные рычаги руководства государством в ФРГ принадлежат правительству, состоящему из Канцлера и министров.

Федеральный Канцлер избирается Бундестагом по предложению Президента. Избранным считается лицо, которое получит абсолютное большинство голосов в Бундестаге. В назначении федеральных министров парламент участие не принимает. Министры назначаются Президентом по предложению Канцлера и увольняются Канцлером.

Основные направления федеральной политики определяет Канцлер. Федеральные министры несут ответственность перед Канцлером, который вправе уволить министра, и перед нижней палатой парламента, может выразить вотум недоверия министру.

Ответственность за деятельность правительства несет Канцлер. С его сменой уходят в отставку и министры.

Хотя считается, что исполнительной властью обладают Президент и правительство, на деле Президент действует по указаниям правительства. Он является лишь главой государства, а реально исполнительная власть осуществляется правительством.

Федеральный Президент избирается на 5 лет косвенными выборами –Федеральным собранием, которое состоит из членов Бундестага и такого же количества членов, избранных представительными органами земель пропорционально числу их депутатов в Бундестаге. Президентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Президент не может быть членом парламента, правительства, ландтага земли, местных представительных органов, занимать другие оплачиваемые должности. По Конституции федеральный Президент обладает значительными полномочиями. Он представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. Однако для действительности таких актов необходима контрасигнатура Канцлера.

Ответственность Президента заключается в лишении его данной должности. Это возможно в случае обвинения в умышленном нарушении конституции или закона. Такое обвинение может быть выдвинуто только Бундестагом или Бундесратом.

Полномочия федерального Президента в случае каких-либо препятствий для исполнения им своих обязанностей осуществляет председатель Бундестага.

Организация судебной власти в Германии основана на принципе посистемности: не существует какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Помимо конституционной юстиции – Федерального конституционного суда и конституционных судов земель – действует еще 5 ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция.

Каждая ветвь судебной власти имеет несколько инстанций.

Суды общей компетенции рассматривают уголовные и гражданские дела. Суды по трудовым спорам – споры между работодателями и работниками. Административные суды – иски граждан к государственным служащим по вопросу о соблюдении прав граждан к государственным служащим и т.д.

В системе общих судов большую часть уголовных и гражданских дел рассматривает участковый суд, в котором судопроизводство иногда осуществляет единолично судья, а нередко судья и два заседателя.

Прокуратура в Германии не составляет отдельной системы, а действует при судах, находясь в общем подчинении министра юстиции.

ФРГ определяется конституцией как демократическое, правовое, социальное государство. Гарантией этого являются положения о том, что вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований, а также через специальные органы – законодательные, исполнительные и судебные. Важнейщей гарантией демократии является специальное положение о том, что все граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто пытается ликвидировать свободный демократический конституционный строй, если для пресечения этого не могут быть использованы другие средства. Концепция правого государства находит свое выражение в нормах, устанавливающих, что все лица, органы и организации, публичные и частные, обязаны подчиняться праву, что суд является назависимым, а чрезвычайные суды не допускаются, что закону нельзя придавать обратную силу.Установлена ответственность государства, его должностных лиц перед гражданином. Тезис о правовом государстве подкрепляется широкими конституционными правами граждан.

Конституция Германии была принята в 1949 г. За время действия было принято около 400 законов, изменяющих и дополняющих ее, но по существу принципиальным изменениям конституция не подверглась, хотя некоторые изменения назывались конституционной реформой. Конституция Германии отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедливости. Она ввела федеративное устройство государства, запретила его изменять.

Регулируя правовой статус личности, конституция уделяет особое внимание политическим и личным свободам, однако закрепляет и социально-экономические права. Среди социально-экономических и социально-культурных прав конституция называет свободу выбора профессии, места работы, свободу объединения для охраны и улучшения условий труда, право собственности и ее наследования, свободу искусства, науки, образования, свободу преподования. В Основном законе Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний, право на объединение и др. Среди личных прав и свобод конституция называет: право на жизнь и физическую неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на тайну переписки, на свободу передвижения, на свободу совести, равный доступ к государственным должностям независимо от религиозных убеждений и мировозрения. Об обязанностях граждан в конституции содержатся лишь краткие положения. Говорится об обязанности родителей заботиться о детях, закреплена обязанность воинской службы с 18-летнего возраста для мужчин и альтернативной службы для тех, кто отказывается по своим убеждениям от воинской службы с оружием в руках. Конституция говорит о праве убежища. Так же предусмотрены юридические гарантии прав выполения обязанностей. В частности, государство или ведомство, на службе которого состоят лица, нарушившие свои служебные обязанности в отношении третьих лиц, несут ответственность за действия своего служащего.

В Германии действует десятки партий, в том числе на уровне отдельных земель. Однако среди множества партий ведущая роль принадлежит 5-6 партиям. На правом фланге находится Национально-демократичекая партия, возникшая на базе запрещенной в 1952 г. Националистической партии, Германский народный союз, Республиканская партия. Эти партии не оказывают заметного влияния в обществе, не имеют представительства в Бундестаге, так как не преодолевают пятипроцентный барьер.

Партией правого центра является правивший в течение полутора десятилетий Христианско-демократический союз, в котором состоит 670 тыс. членов. Идеология этой партии исходит из религиозных заповодей, толкуемых, с одной стороны, с позиций ответственности человека перед Богом, а с другой – с социальных позиций христианского учения.

Центристкой партией является Свободная демократическая партия. Хотя это и небольшая партия, она до 1998 г. часто играла основную роль при создании правительства. Партией левого центра является Социал-Демократическая партия. Она выступает за социальную справедливость в условиях рыночной экономики, за экологическую перестройку индустриального общества, за методы эволюционных шагов к социализму, против революционных изменений.

На левом фланге находится Партия Демократического социализма, которая считает себя наследницей Социалистической единой партии. Наиболее целесообразным она считает “средний путь” между капитализмом и социализмом. Интересы части сельского населения выражает небольшая Крестьянская партия, не представленная в парламенте. Существует крестьянские социально-экономические организации, в том числе в общегосударственном масштабе. Их роль в политической жизни невелика.

После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся ее субъектами, в том числе 3 города – Берлин, Гамбург, Бремен. Между землями существуют различия в уровне экономического развития, в исторических традициях, размерах территории, численности населения. Все земли, назависимо от их размеров, имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в Бундесрате. Компетенция федерации и земель разделена. Различаются исключительная компетенция федерации. В принципе принята презумпция компетенции земель: полномочия должны осуществляться прежде всего землями, если Основной закон не устанавливает иное. На практике наблюдается значительная централизация.

Основной закон предусматривает возможность федерального принуждения, если земля не выполняет обязанностей, возлагаемых на нее федеральной конституцией и федеральными законами. В соответствии с концепцией кооперативного федерализма все учреждения федерации и земель должны оказывать друг другу правовую и административную помощь.

Земли делятся на округа, округа на районы и города, имеющие статус районов, районы делятся на общины. В мелких землях округов нет.

Положение и организация административно-территориальных единиц регулируется конституциями земель. Они устанавливают, частости, что государство должно предоставлять денежные средства общинам и их объединениям, устанавливать источники доходов, которыми они вправе пользоваться по своему усмотрению. Общины вправе принимать решения по вопросам общинного транспорта, строительства жилья, школ, местных дорого, спортивных сооружений, туризма, и др.

Во всех административно-территориальных единицах существуют представительные органы, избираемые гражданами на срок от четырех до шести лет. Во главе округа стоит правительственный президент, назначенный правительством земли. Он следит за соблюдением законов. В районе имеется избираемое на срок от четырех до шести лет районное собрание. Глава администрации района – ландрат избирается районным собранием. В общинах население избирает муниципальный совет. Он или непосредственно граждане избирают бургомистра (нередко на длительный срок 8-12 лет).

Германия активно участвует в международном капиталистическом разделении труда. ФРГ занимает первое место по объему внешней торговли в капиталистическом мире. По объему экспорта промышленных изделий ФРГ занимает первое место среди развитых стран. В германском экспорте доля промышленной продукции занимает около 92%. Основные отрасли страны - химия, машиностроение, автомобилестроение, электроника - добились существенных успехов на электроника - добились существенных успехов на международном рынке. На продукцию этих отраслей приходится свыше половины германского экспорта. ФРГ в существенной степени зависит от внешнего рынка и по линии своего экспорта. По его объему она занимает второе место в мире. В структуре ввоза большой удельные все имеет разнообразное сырье, топливо и с/х продукты.

Заключение

Библиографический список

компетенцию , организацию, порядок деятельности местных... федеральном бюджете ФРГ значительное место...
  • Понятие, структура и функции Парламента Российской Федерации

    Реферат >> Государство и право

    ... порядок формирования Совета Федерации был вновь изменён, и членами верхней палаты Парламента ... представительности, законодательной и контрольной компетенции парламента . О.Н. Булаков подчёркивает, ... например, oт Бундесрата в ФРГ ) полномочиями в отношении всех...

  • Конституционное право зарубежных стран (15)

    Контрольная работа >> Международное публичное право

    Непосредственно устанавливается парламентом (ФРГ ). Вторая точка зрения... парламентов довольно детально определяют по­рядок формирования внутренних органов парламента , их полно­мочия, порядок ... областного регулирования, компетенция и внутренняя организация...

  • Сущность и формирование отношений политического представительства в современной России

    Диссертация >> Философия

    Пример: бундестаг ФРГ , где представительство... привычный для граждан порядок формирования властных структур, стержнем... обеспечить достаточный уровень компетенции ; "разгрузить" при... первого российского парламента ; формирование новых представительных структур...

  • Министерство Иностранных Дел Республики Узбекистан

    Университет Мировой Экономики и Дипломатии

    Кафедра «ЮНЕСКО»

    Курсовая работа

    Парламент Германии

    Выполнила: Ниязматова Н.

    Приняла: Хамидова А.

    Ташкент-2010

    Введение

    Федеративная Республика Германия была образована в 1949 г. В трех оккупационных зонах (в зоне влияния США, Франции и Великобритании) были приняты законодательные акты о вхождении германских земель в состав единого государства – ФРГ . Оно создавалось как государство демократическое, и, следовательно, требовалось принятие конституции.

    Учитывая условия, в которых создавалась ФРГ, был принят конституционный документ, получивший не традиционное название «Конституция», а «Основной закон». Было признано целесообразным именно такое название, призванное подчеркнуть временный характер документа . Однако, вступив в силу 24 мая 1949г., Основной закон ФРГ действует и по сей день. За эти годы в него были внесены многочисленные изменения, основные из которых связаны с объединением ФРГ и ГДР (Германской Демократической Республики) и со вступлением ФРГ в Европейский союз.

    Основной закон ФРГ был принят парламентским советом (избранными ландтагами западногерманских земель 65 депутатами, представлявшими основные политические партии.

    В первом разделе Основного законно ФРГ рассматриваются основополагающие права и свободы человека.

    Во втором разделе Основного закона определены основы политического строя страны, такие как: в основе построения системы органов государственной власти лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; законодательную власть в стране осуществляют однопалатный парламент (бундестаг) и особый орган представительства земель (бундесрат) и т.д.

    В соответствии темы данной курсовой, рассмотрим парламент ФРГ. Так же, я хочу отметить, чем же был вызван мой интерес именно к этой теме. Законодательная власть ФРГ, на мой взгляд, уникальна, т.к. помимо однопалатного парламента, существует орган представительства земель, который на первый взгляд похож на Сенат Республики Узбекистан, но при дальнейшем изучении, становится понятным, что это не так.


    Глава 1. Понятие и структура парламента

    По смыслу Основного закона и согласно теоретическим концепциям ученых ФРГ, парламент в стране однопалатный; им является Бундестаг, осуществляющий законодательную и иную деятельность . «Бундестаг, - пишут германские ученые Г. Клайн и В. Цее, - является парламентом Федеративной Республики Германии. Принимаемые им решения исходят от народа» . Бундесрат, через посредство которого субъекты федерации участвуют в законодательстве и управлении страной, является, по мнению ряда немецких ученых теоретиков, органом «верховной бюрократии земель» и не рассматривается ни в основном законе, ни в научных работах в качестве второй палаты парламента . Однако ряд германских ученых, причем не без веских оснований, полагают, что парламент в ФРГ состоит из двух палат – Бундестага (верхняя) и Бундесрата (нижняя), не имеющих равного статуса; последнее обстоятельство находит свое выражение в порядке формирования палат, сроках полномочий, объеме полномочий и т.д .

    Я же придерживаюсь того же мнения, что немецкие ученые Г. Клайн и В. Цее, т.е. парламент ФРГ является однопалатным, состоящим из одной палаты Бундестага, а Бундесрат – это орган представительства земель, имеющий наименьшую законодательную власть, чем Бундестаг.

    В Федеративной республике господствует версия о слабом парламенте, т.е. если исходить из того, что бундестаг как высший представительный орган немецкого народа обязан выполнять и правительственные функции, то с этой точки зрения он слаб. Однако если считать бундестаг парламентом (в сравнении, например, с британской палатой общин), который призван осуществлять свою главную функцию - законодательную - независимо от исполнительной власти, то здесь он силён. И всё же, если сопоставить теоретические рассуждения с фактами, то положение бундестага в конституционной системе Германии выглядит относительно слабым по утверждениям многих политологов страны.

    Во времена кайзеровской Германии, например, парламенты выполняли только законодательные функции и практически не оказывали никакого влияния на формирование правительства и на его политику. А парламент Веймарской республики, наоборот, принимал участие в формировании правительства, причём зависящего от него. Однако обеспечить стабильность правительства ему всё же не удалось. Здесь виной тому явилась партийная раздробленность. Поэтому с 1930 года из-за неспособности к конструктивному сотрудничеству компетенция законодательства им была утеряна.

    В последующие десятилетия при подготовке новой конституции, исходя из отрицательного опыта предыдущих времён, правительство, формировавшееся парламентом, обладало уже большей независимостью, а сам парламент стал сильнее из-за стабильности партийной системы.

    Парламентская система Федеративной республики в настоящее время устроена так, что она позволяет образование явного большинства для избрания федерального канцлера и для поддержки его правительства. А правительство же сохраняет своё положение в течение всего четырёхлетнего срока работы парламента.

    Однако в бундестаге, как правило, имеют место и парламентское правительственное большинство, поддерживающее политику правительства и его программу, и парламентская оппозиция, контролирующая и критикующая правительство. Но если баланс сил уравнивается, то наступает парламентский кризис. Такая ситуация возникла в Германии в 1972 году, когда правительственные партии и партии оппозиционные на короткое время оказались одинаково сильными. В этот момент правительство практически уже было не в состоянии осуществлять свою законодательную программу. И только лишь новые досрочные выборы снова создали тогда правительству убедительное большинство и парламентская стабильность вскоре была восстановлена .

    1.1 Бундестаг. Формирование и состав членов

    Состоит из 598 депутатов. Избирается народом Германии сроком на четыре года (ст. 39 Основного Закона). Депутаты избираются путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов (ст. 38 Основного закона). Таким образом, депутаты избираются по смешанной, мажоритарно – пропорциональной системе, т.е. половина депутатов избирается в мажоритарных одномандатных округах, а половина – по пропорциональной системе в земельных территориальных округах (по земельным партийным спискам); к распределению мандатов по партийным спискам допускаются лишь партии, преодолевшие 5 – процентный заградительный барьер (это для того, чтобы не осложнять картину большинства из-за мелких и очень мелких партий, который не позволяет этим партиям пройти в парламент) в масштабе страны.

    Бундестаг выбирает своего председателя (дословно президента). Он осуществляет распорядительную деятельность в здании Бундестага, ему подчинены службы этого органа, он обладает «полицейской властью» в нем, без его разрешения в помещении не может производиться обыск, а также другие следственный действия (ст. 40 Основного закона) . Председателю Бундестага помогают избранный палатой заместители. Председатель и заместители образуют президиум палаты. Секретари Бундестага тоже относятся к его руководству, но в основном ведают организационными вопросами, связанными с делопроизводством .

    В Бундестаге создаются партийные фракции (фракция образуется, если партия имеет не менее 5% членов Бундестага). Их руководство участвует в формировании органов Бундестага, в том числе в создании специализированных постоянных комитетов (комиссий) и определении их председателей. Председатель палаты, его заместитель, а также 23 представителя фракций пропорционально их численности образуют совет старейшин. Он принимает повестку дня на основе единогласия (если этого нет, вопрос выносится на пленарное заседание), распределяет депутатов по постоянным комиссиям, решает процедурные вопросы . В необходимых случаях создаются различные временные комиссии – следственные, ревизионные и т.д. (ст. 45-а,45-б,45-в Основного закона) .

    Бундестаг принимает свой регламент. Ныне действующий регламент 1952 г. в редакции 1986 г. с последующими изменениями и дополнениями подробно урегулировал вопросы выборов председателя, его заместителей и секретарей, деятельности руководящих органов Бундестага, организации фракций и групп депутатов, прав и обязанностей депутатов, деятельности Бундестага, организации и деятельности комитетов Бундестага и иных создаваемых им органов, законодательного процесса и ряд других .

    Заседания Бундестага открытые; решением большинства 2/3 депутатов они могут объявлены закрытыми. Решения принимаются большинством присутствующих депутатов . Закон об изменении Основного закона нуждается в согласии 2/3 депутатов Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата (ст. 42 Основного закона) .

    Депутат ни в коем случае не может быть подвергнут преследованию в судебном или административном порядке или иным образом привлечен к ответственности вне Бундестага за свое голосование или высказывание в Бундестаге или в одном из его комитетов (это не относится к оскорблениям клеветнического характера).

    Привлечение депутата к ответственности или арест возможны лишь с согласия Бундестага, за исключением случаев задержания при совершении деяния или в течение следующего дня и т.д .

    Der Bundestag – Бундестаг (федеральное собрание). Немецкий бундестаг (парламент) – это народное представительство Федеративной Республики Германии. Он избирается народом на четыре года. Роспуск (досрочный) возможен только в исключительных случаях и находится в руках федерального президента. Важнейшие задачи бундестага – законодательство, выбор бундесканцлера и контроль правительства.

    Депутатов немецкого бундестага избирают общими, прямыми, свободными, равными и тайными выборами. Они являются представителями всего народа, не связаны наказами и указаниями и подчиняются только своей совести.

    В Федеративной Республике Германии, как и во всех других представительных (репрезентативных) демократиях, действует принцип свободного мандата. Депутаты выступают как представители всего народа. Поэтому они не связаны наказами и указаниями своих избирателей и своей партии и подчиняются только своей совести.

    Противоположность свободного мандата – императивный мандат, который являлся общепринятым в местных парламентах вплоть до 19 века. Тогда представители в местный парламент были подотчетны своим избирателям и могли отзываться, если не исполняли их наказы. Императивный мандат ведет к тому, что депутаты во всех решениях зависят от «базиса». Они должны каждый раз принимать во внимание, чтобы их электоральное поведение находило одобрение у избирателей. Из-за этого компромиссы затруднены или невозможны.

    Свободный мандат не означает, что депутаты могут голосовать как угодно, не принимая во внимание своих избирателей, свою партию или фракцию. Но он защищает от потери мандата при конфликте со своей фракцией.

    Депутаты одной партии в парламенте образуют фракцию . Для создания фракции необходимо минимальное число депутатов. В бундестаге это пять процентов = 34 депутата. Если у депутатов одной фракции нет этого фракционного минимума, они могут объединиться в группу. Статус группы дает право на внесение предложений, гарантирует время выступлений в соответствии с численностью группы, уравнивает председателя группы в правах с председателями фракций и обеспечивает финансовые, технические и кадровые средства, необходимые для парламентской деятельности.

    Фракции организуют и управляют работой в парламенте. Они занимают места в парламенте, совете старейшин и комитетах в соответствии с численностью. Только фракции или такое количество депутатов, которое соответствует минимальной численности фракции, могут вносить предложения, например, проекты законов, большие и малые запросы. Такое положение препятствует тому, что отдельные депутаты с множеством предложений или запросов парализуют работу парламента. Каждый депутат все же имеет право задавать без ограничений устные вопросы.

    Фракции организованы строго. Во главе стоит фракционный председатель, к правлению относятся его заместители и парламентские директора. Фракционные председатели – это самые влиятельные депутаты, они согласовывают политические решения фракций и правительства с правящими партиями, председатель самой крупной оппозиционной фракции является в бундестаге соперником бундесканцлера и часто кандидатом на должность канцлера от оппозиции.

    Парламентские директора обеспечивают бесперебойную работу парламента, например, они определяют выступающих на пленуме. Обилие политических сфер требует разделения труда во фракции. Отдельный депутат специализируется на определенной предметной области. В рабочих группах эти эксперты обсуждают законопроекты и другие предложения и готовят решения. Фракция, как правило, следует рекомендациям своих экспертов.

    Численность фракций и групп определяет количественный состав комитетов. Президент бундестага выбирается по старому конституционному обычаю из рядов самой многочисленной фракции.

    Финансовая независимость депутатов гарантирована благодаря компенсациям (посуточной или почасовой оплате), которые соответствуют депутатской должности. Кто был членом парламента минимум восемь лет, по достижении предельного возраста получает пенсию. Депутаты бундестага и в большинстве случаев также ландтагов получают доход за свою работу. Они профессиональные политики, которые имеют полную занятость и имеют право на разумную зарплату. Она должна быть в состоянии обеспечить им и их семьям достаточно средств к существованию. Кроме того, она должна соответствовать важности занимаемой должности с учетом связанной с ней ответственности и нагрузки и подобающему чину этой должности в конституционной структуре.

    Кроме этих компенсаций, облагаемых налогом, депутаты получают не облагаемое налогом пособие на покрытие служебных расходов. Из него оплачиваются, прежде всего, затраты на содержание офиса в избирательном округе, а также второе жилье и средства для проживания во время заседаний парламента.

    Для бундестага в целом, как и для фракций, важен принцип разделения труда. Собственно парламентская работа осуществляется в комитетах. Комитеты соответствуют рабочим группам фракции. Члены рабочих групп часто одновременно являются представителями своих фракций в соответствующих комитетах. В комитетах обсуждаются и формулируются законопроекты и другие инициативы, чтобы потом представить их пленуму для принятия решения.

    В комитетах также основной задачей является парламентский контроль деятельности правительства. С разнообразием специальных вопросов по-другому справиться нельзя. Свои комитеты бундестаг создал с опорой на отраслевое деление правительства. Это касается всех комитетов от комитета иностранных дел и социального комитета до бюджетного комитета, который имеет особое значение, так как определяет бюджетный суверенитет парламента. В Петиционный комитет может обратиться любой гражданин с просьбой или жалобой. Комитеты, как правило, не заседают публично. Поэтому там можно вести дебаты непринужденнее и объективнее, чем на публичных заседаниях пленума.

    Пленум бундестага – это форум крупных парламентских противостояний, прежде всего, когда там обсуждаются решающие вопросы внешней и внутренней политики. На заседаниях парламентских комитетов, чаще непубличных, проводится решающая предварительная работа для каждого закона, там нужно привести политические волеизъявления в соответствие со специальными знаниями соответствующих экспертов. Только пленум бундестага может принимать юридически эффективные решения. Бундестаг правомочен, если присутствует минимум половина членов. Но многие решения принимаются, если присутствует гораздо меньше депутатов.